В уходящем году самым масштабным и амбициозным проектом в облаках можно считать проект «МойОфис», представленный российской компанией «Новые облачные технологии». Продукт пока не продается, он находится в стадии финального тестирования. Согласно планам компании, продажи через дилеров начнутся в феврале 2016 г. Формирование партнерской сети идет уже полным ходом.
Напомним, что российская компания «Новые облачные технологии» создана на средства частных инвесторов, в 2013 г. «Новые облачные технологии» начала масштабный проект, предусматривающий создание «с нуля» полнофункционального пакета офисных приложений. «МойОфис», который для глобального рынка использует бренд Collabio Office, включает текстовый редактор, средство для работы с электронными таблицами, программу для создания презентаций. Также в семействе «МойОфис» имеется почтовый сервис, платформа для хранения и для совместного редактирования документов. Наличие всех прав на исходный код приложений позволяет компании подавать заявки на любые сертификации, таким образом, продукты можно использовать, в том числе и в закрытых государственных учреждениях. В настоящее время «МойОфис» проходит сертификацию ФСТЭК, что позволит использовать это ПО в государственных организациях, деятельность которых связана с обработкой персональных данных граждан. В будущем году «Новые облачные технологии» совместно с ФГУП НИИ « Восход» планирует провести сертификацию в ФСБ РФ, что даст возможность использовать эти решения в работе со сведениями, составляющими государственную тайну.
Готовые на сегодня продукты работают в облаках, то есть все сервисы пакета доступны с традиционных компьютеров и с мобильных устройств разных платформ. Ядро пакета изначально создавали платформно-независимым, что в перспективе позволит разработчику выпустить «МойОфис» в виде локальных программ для Windows, Mac OS, Linux, Andorid, iOS и даже для Tizen.
«МойОфис» представляет собой решение, которое можно развернуть на физических и виртуальных серверах, а также наборы лицензий. При этом лицензии для государственных структур несколько дешевле, чем для коммерческих, что, по словам Дмитрия Комиссарова, генерального директора компании «Новые офисные технологии», является стандартной мировой практикой. Коммерческим структурам «МойОфис» обойдется в 8020/7050 руб. (здесь и далее цена EPR, по подписке при количестве пользователей в компании менее 300/более 300 соответственно), «МойОфис Почта» — 1360/1190, «МойОфис Хранилище» — 529/450. Для государственных заказчиков расценки установлены соответственно 6970/5950, 1180/1010, 460/390 руб. Будут ли меняться цены в случае резкого изменения курса национальной валюты до начала официальных продаж, пока непонятно.
Компания «Новые облачные технологии» также заканчивает ряд пилотных проектов по внедрению своих продуктов у крупных государственных и корпоративных заказчиков. «На наш призыв принять участие в бета-тестировании пакета „МойОфис“ откликнулось более двух тысяч компаний, — говорит Дмитрий Комиссаров. — Это показывает высокий уровень интереса к нашему продукту еще на стадии разработки, и количество заинтересованных потенциальных клиентов только растет». Комиссаров отметил, что прямые поставки продукта такому количеству заказчиков с дальнейшим сопровождением систем невозможны, поэтому разработчик будет продвигать свои решения на рынок исключительно через партнерскую сеть, формирование которой — задача краткосрочной перспективы. Представители компании «Новые облачные технологии» особо отметили, что крайне заинтересованы в создании и развитии широкой и разветвленной экосистемы из компаний-партнеров, продвигающих «МойОфис» заказчикам из разных регионов и различных сегментов бизнеса, а также госструктурам различного профиля. При этом Дмитрий Комиссаров подчеркнул, что вендор готов сделать всё необходимое для того, чтобы продвижение продукта было выгодно партнерам, чтобы им оставалось не менее пятой части маржи от продажи лицензий. В настоящее время компания «Новые облачные технологии» подписала договоры с дистрибьюторами Axoft, «1С», Merlion и MONT.
Согласно планам компании, к концу 2016 г. количество пользователей продуктов семейства «МойОфис» в Российской Федерации перевалит за первый миллион. Также в планах компании «Новые облачные технологии» экспансия на глобальные рынки, которые также нуждаются в защищенных альтернативах облачным продуктам Microsoft и Google.
Насколько реальны амбициозные планы компании «Новые облачные технологии»? Ведь для их выполнения необходима канальная инфраструктура, способная обеспечить масштабные продажи облачного решения корпоративным и государственным заказчикам. Такая структура существует и в будущем году будет развиваться весьма активно, как сообщили нам партнеры компании «Новые облачные технологии».
Валентин Ильин, руководитель департамента инновационных проектов Softline, отмечает, что компания успешно продвигает через своих дилеров облачные решения и в качестве дополнительной услуги может предоставить корпоративным покупателям виртуальные серверы в собственном дата-центре. Все компоненты облачных программных систем — а это могут быть средства коммуникации (корпоративная почта, мессенджеры, решения IP-телефонии, видеоконференций и т. д.), файловые хранилища, средства для работы с документами, «1С» в облаке (бухгалтерский и налоговый учет, контроль и управление бизнесом, сдача отчетностей через Интернет), CRM в облаке (управление продажами, отслеживание активности имеющихся клиентов и привлечение новых) и т. д. — доступны с помесячной оплатой и круглосуточной поддержкой. Как видно, продвижение в России облачных решений отработано, в этом плане «МойОфис» приходит на хорошо развитый рынок, и у него не должно быть проблем с продвижением.
«Мы внимательно отслеживаем все облачные технологии, которые могут оказаться наиболее эффективными для бизнеса российских компаний, учитывая все особенности нашего рынка, в том числе законодательные, — отмечает Юлия Печникова, директор департамента развития бизнеса VAD компании Merlion. — Параллельно мы продолжаем развивать канал для более интенсивного продвижения облачных решений, что требует, с одной стороны, развития соответствующих компетенций, а с другой — создания правильных инструментов для выбора, подключения и сопровождения облачных услуг».
Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ фирмы «1С», осторожен в оценках, напоминает, что сейчас идет подготовка к продажам нового продукта, но отмечает развитость данного направления: «Наряду с продажей собственных облачных сервисов на основе „1С:Предприятия“ мы успешно развиваем дистрибуцию облачных продуктов Microsoft (Office 365, Azure, Enterprise Mobility Suite), „1C-Битрикс“, Acronis, Panda и др».
Емкость рынка офисных приложений в России оценивают в 20 млрд. руб. в год, что делает данное направление интересным для ИТ-компаний, работающих с конечными заказчиками: они получают возможность продавать решение как чистые реселлеры и вносить изменения в финальную версию и, наконец, устанавливать ОЕМ-версии (на серверные решения, а в перспективе — и на пользовательские компьютеры). Кроме того, «Новые облачные технологии» предусматривает еще один канал поставок — сервис-провайдерам, которые будут предоставлять офисный пакет конечным пользователям по модели SaaS.
С момента начала продаж, который, как мы уже отмечали, запланирован на февраль 2016 г., все российские государственные школы получат пакет бесплатно. Готовится «академическая лицензия» для прочих образовательных структур, но ее цена пока не определена, хотя в компании подчеркивают, что она будет заметно ниже, чем для государственных заказчиков.
У российских дистрибьюторов, судя по всему, в принципе есть интерес к продвижению облачных решений
«Мы начнем продвижение ERP-системы в облаке, которая позволит управлять всеми ресурсами предприятия, автоматизирующими работу бухгалтеров, кадровой, финансовой служб, торговых отделов, складскую логистику и т. д., — делится планами на будущий год Валентин Ильин. — Это решение будет доступно из любой точки мира с любого компьютера, планшета или мобильного телефона».
Российские компании для продвижения облаков имеют собственные ноу-хау. Речь идет, например, о портале merlioncloud.ru, на котором поставщики и разработчики облачных сервисов получают «витрину» для своих продуктов, а пользователи — инструмент для поиска оптимального облачного сервиса, подходящего по функционалу, цене и надежности. Merlion оказывает разработчикам маркетинговую поддержку, а также консалтинговую помощь, в том числе в деле сертификации своих решений и их локализации под требования конкретного заказчика. В следующем году Merlion намерена запустить несколько новых масштабных проектов по продвижению облачных услуг, которые, по словам Печниковой, не имеют аналогов на российском рынке.
Аналогичные спецпроекты по продвижению облачных решений планируют запускать и другие российские компании. Например, Евгений Куртуков, руководитель отдела поддержки и развития продаж компании Axoft, говорит: «Сейчас мы формируем портфель облачных продуктов и сервисов и предложим партнерам и их заказчикам уже в ближайшее время. Это и IaaS (виртуальная инфраструктура), и SaaS (офисные приложения, бухгалтерия, CRM, средства информационной безопасности, телекоммуникации), т. е. практически полный перечень продуктов, необходимый малому и среднему бизнесу. Конкретные названия компаний-вендоров мы анонсируем позже, одновременно c официальным запуском облачного направления в январе 2016 г.».