Эта покупка стала не просто «сделкой года», а крупнейшей на сегодняшний день M&A-сделкой в истории ИТ-отрасли. 12 октября компания Dell официально объявила о приобретении корпорации ЕМС при поддержке инвестиционных фондов Silver Lake Partners и MSD Partners. Сумма покупки составит 67 млрд. долл., завершить сделку планируется в период с мая по октябрь 2016 г.

Как считают аналитики, приобретение ЕМС сделает Dell крупнейшим игроком в сфере хранения информации. Ведь EMC сейчас лидирует на рынке СХД с оборотом 25 млрд. долл., делая ставку на поставляемые крупным заказчикам массивы EMC VNX и «гипермасштабируемые» (способные вмещать до 16 тыс. накопителей) СХД высшего класса EMC VMAX, аналогов которых нет. При этом EMC объявляет себя «федерацией», включающей дочернюю компанию VMware с оборотом 6 млрд. долл., ведущего вендора ПО виртуализации, компанию RSA, лидирующую в области корпоративной ИБ, и фирму Pivotal, поставщика решений в области обработки больших данных.

Со своей стороны Dell, оборот которой составляет 60 млрд. долл., является одним из ведущих мировых поставщиков серверов, сетевого оборудования и ИБ. Компания стремится развивать бизнес и в области СХД. До 2011 г. Dell перепродавала СХД среднего класса EMC Clariion CX, что составляло до 50% ее доходов в области хранения данных. После покупки разработчика дисковых массивов Compellent вендор стал поставлять собственные продукты хранения вместо Clariion CX. На сегодня системы Compellent, переименованные в Dell SC (Storage Center) и ориентированные на заказчиков среднего уровня, стали основным решением Dell на рынке СХД. Таким образом, бизнесы обеих компаний дополняют друг друга.

Майкл Делл заявил, что объединенная команда сможет занять исключительно сильные позиции в наиболее быстро растущих и стратегически важных областях «цифровой трансформации» корпоративного рынка — построении конвергентных инфраструктур, формировании программно-реализуемых инфраструктур ЦОДов и гибридных облачных сред, мобильности и защиты.

Однако, как считают руководители обеих компаний, для этого Dell и ЕМС потребуется значительный период времени (12–18 месяцев), чтобы провести интеграцию и сформировать единый продуктовый портфель.

Как сказал Брайан Геллахер, президент подразделения облачных сервисов компании ЕМС, в настоящее время уже создана команда, куда входят руководители Dell и ЕМС, которые намечают, что необходимо сделать после завершения сделки: «Сейчас и в области развития новых технологий, и в деле организации продаж обе компании начинают перенимать друг у друга накопленный опыт. Но до окончательного завершения сделки ЕМС будет выполнять свои планы независимо от Dell».

Сергей Карпов, вице-президент и генеральный директор EMC в России и СНГ, добавил, что для российских заказчиков в течение ближайших девяти месяцев ничего не изменится: «ЕМС продолжит реализацию уже объявленных планов развития своих продуктов и решений, будет оказывать весь спектр сервисных услуг и поддержки».

Аналогичную позицию занимает и Dell. Так, Светлана Мишина, директор по продажам корпоративного бизнеса Dell в России, подтвердила, что компания также продолжит дальнейшую разработку и совершенствование СХД Dell SC независимо от приобретения ЕМС. Так, в начале ноября Dell анонсировала новые массивы хранения Dell SC9000 на базе флэш-накопителей, позволяющих корпоративным заказчикам создавать хранилища емкостью до 3 Петабайт для выполнения различных классов задач.

Что думают об этой сделке российские дистрибьюторы?

Сергей Бондарев, продакт-менеджер дистрибьюторской компании MICS: «Продукты ЕМС будут постепенно вводиться в линейку оборудования Dell, поставляемого в РФ. Dell стремится предоставлять заказчику комплексное решение, включающее и серверы, и системы хранения, и ПО для их управления. Продукция ЕМС в данном случае будет закрывать средний и старший сегменты СХД. А также решения на основе технологии Fibre Channel, которые в РФ считаются популярными, крупные заказчики критиковали Dell за некоторый дефицит таких решений.

По сути речь идет об одних и тех же заказчиках, другое дело, что решения ЕМС и поддержку они вынуждены были запрашивать у разных вендоров. Объединение компаний позволит заказчикам действовать через единую точку входа по закупкам и поддержке, что должно еще больше усилить позиции Dell на российском рынке.

Продукция ЕМС продавалась партнерами как отдельно, так и вместе с продукцией других вендоров. Объединение Dell и ЕМС должно устранить такую „разношерстность“. Партнеры, предлагавшие продукты ЕМС совместно с решениями других вендоров (не Dell), теперь будут ориентировать заказчиков на единого поставщика — Dell. Это должно изменить состав и структуру партнеров, в том числе и в нашем канале».

Михаил Волков, директор департамента «Серверы и СХД» компании «Марвел-Дистрибуция»: "В долгосрочной перспективе изменения неизбежны, но в рамках единой политики объединенной корпорации. Полагаю, что не стоит переоценивать российский рынок и говорить о существенных изменениях именно у нас: изменения глобальны и затрагивают все мировые рынки, где Россия занимает сравнительно малую долю.

Фактически в результате слияния рождается крупнейший ИТ-игрок с амбициозными целями и огромным потенциалом. Dell — сильный вендор прежде всего в сегменте серверов и СХД начального и среднего уровней с разветвленной партнерской сетью, его продукты востребованы корпоративными заказчиками. Но он не может в полной мере конкурировать с НР, IBM, Hitachi. В частности, это касается hi-end СХД, решений для виртуализации, облачных сервисов, программных продуктов, технологий для работы с большими данными и т. д. — то есть всех тех сегментов, где ЕМС оставалась одним из лидеров.

В ближайшем будущем номенклатура продуктов вряд ли существенно изменится, это длительный и многолетний процесс, к которому рынок должен заранее подготовиться. Думаю, сначала изменения затронут конкурирующие продукты, и в конечном счете появятся сбалансированные продуктовые линейки по всем направлениям и сегментам.

Гораздо более интересным и значимым вопросом можно считать потенциальные изменения в партнерском канале продаж, ценовой, финансовой, сервисной, маркетинговой и логистической политиках.

В перспективе, если говорить о тех заказчиках, которые уже приобретают продукты Dell и EMC, то, скорее всего, они от объединения только выигрывают. Ведь им представится возможность в рамках взаимодействия с одним вендором получить доступ к значительно более широкому спектру продуктов, начиная от рабочих станций и ПК и заканчивая высокотехнологичными масштабными решениями. Но вот насколько быстро и безболезненно это произойдет — покажет время.

Что касается системных интеграторов и корпоративных реселлеров, то их нельзя считать моновендорными поставщиками, структура и состав канала если и претерпят изменения, то незначительные. Видимо, изменится распределение долей и объемов продаж между вендорами.

Очевидно, что Dell и EMC столкнутся с серьезными организационным задачами, на решение которых потребуются время и ресурсы, что, в свою очередь, даст НР, Cisco, IBM, Hitachi и многим другим возможность нарастить свое присутствие, по крайней мере на какое-то время".

Леонид Циклин, руководитель направления СХД Treolan: "Пока сложно оценить последствия объединения. Решения обеих компаний сильнее всего пересекаются в области систем хранения данных, резервного копирования и т. п. Не исключено, что объединенная компания решит закрыть какие-то пересекающиеся линейки, чтобы не создавать дополнительной конкуренции своей продукции. Наверняка обе компании рассчитывают на создание новых перспективных решений как результат синергии от предстоящего слияния. Пока оба участника сделки собираются сохранить подразделения, занимающиеся перспективными разработками, а вот возможности инвестирования в R&D, по всей видимости, возрастут.

Нет сомнений, что одним из результатов слияния акционеры Dell и EMC хотели бы видеть расширение клиентской базы, причем в различных секторах рынка. Скорее всего, в США, Европе, Азии и других регионах так и произойдет. Имеется в виду, естественно, не консьюмерский сегмент, где EMC практически отсутствует, а корпоративный. Если же говорить о российском рынке, то в нынешней геополитической ситуации у объединенной американской (подчеркнем) компании останутся те же проблемы в госсекторе, что и в отдельности у Dell и EMC, а в других секторах рынка атмосферу по-прежнему будет определять общее состояние экономики, курс рубля и другие показатели. При сохранении текущей ситуации останется давление со стороны китайских производителей, хотя вывод на рынок новых инновационных решений (а потенциал объединенной компании весьма высок) может повлиять на перераспределение позиций на рынке.

Что касается сегментов энтерпрайз, среднего бизнеса и отчасти малого, то можно ожидать некоторого расширения партнерской сети, что происходило при аналогичном слиянии других крупных ИТ-компаний (HP и Compaq, Oracle и Sun Microsystems). Но значительного роста числа партнеров ожидать трудно, так как сейчас лишь немногие реселлерские компании не работают с Treolan, как и с другими многопрофильными дистрибьюторами. Если предлагаемые условия дилеров устраивают, они готовы сотрудничать с разными дистрибьюторами. Речь идет о финансовых сервисах, доступности товаров, прозрачности взаимоотношений, технической поддержке, логистике и многом другом".