16 ноября 2015 г. Дмитрий Медведев подписал постановление № 1236, устанавливающее запрет на использование иностранных программных продуктов в государственных и муниципальных организациях. Один из ключевых пунктов документа гласит: «Установить запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее — программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению».
Здесь следует пояснить, что Федеральным законом № 188 от 29 июня 2015 г. предусмотрено создание единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Этот реестр создается в целях расширения использования российского ПО и подтверждения его российского происхождения, оказания государственной поддержки правообладателям ПО. Российским будет признаваться ПО, сведения о котором внесены в реестр. А в постановлении № 1236 установлены Правила формирования и ведения единого реестра российских программ.Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по формированию и ведению реестра назначено Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.
Принятые решения, как разъяснили в правительстве, направлены на реализацию отраслевых программ импортозамещения в соответствии с планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. (план утвержден распоряжением правительства от 27 января 2015 г. № 98-р).
Таким образом, российские государственные и муниципальные организации с 1 января 2016 г. обязаны закупать отечественное ПО. Устанавливать заграничные программы разрешается только в том случае, если отсутствуют российские аналоги либо их функциональные возможности не удовлетворяют требованиям пользователей. При этом приобретение соответствующего импортного ПО необходимо будет обосновать в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44 от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Принятые правительством законы и постановления ожидались. Их цель — не только защитить внутренний рынок, но и навести определенный порядок в использовании импортной продукции, в том числе в такой чувствительной сфере, как ИКТ. Ведь если по каким-то причинам поставки ПО из-за рубежа сократятся, это поставит под удар деятельность многих компаний, а также государственных и муниципальных структур. Кто знает, какие еще санкции и против каких российских организаций могут ввести наши западные партнеры? Поэтому вопрос об информационной безопасности и информационном суверенитете, в широком смысле этих понятий, давно назрел.
Надо отметить, что принятое постановление не вызвало ажиотажа или каких-то нервных реакций ни в госучреждениях, ни у игроков ИТ-рынка. Оговорки, сделанные в документе о российских аналогах и об их функциональных возможностях, имеют принципиальное значение. Фактически речь идет не о том, чтобы с 1 января всем немедленно перейти на российский софт, а о том, что государство запускает масштабную программу поддержки отечественных разработчиков и перехода на российские продукты. Понятно, что заменять все зарубежные программы необходимости нет. Это экономически нецелесообразно, да и просто невозможно. Но наиболее важные классы ПО должны быть отечественного производства. Задача не такая уж невыполнимая, как может показаться на первый взгляд и как утверждают многочисленные скептики. Сил и ресурсов у нас для этого вполне достаточно. Вспомним, как на заре рыночных отношений огромное число российских компаний, фирм и фирмочек занялись разработкой бухгалтерских программ. И в кратчайшие сроки задача была решена, рынок получил нужные продукты. Многие наши ИТ-компании добились успеха и мирового признания в других областях. На ум сразу приходят «Лаборатория Касперского», «Доктор Веб», InfoWatch, АСКОН, ABBYY, Acronis, Paragon, PROMT, «Галактика». И этот список можно продолжить.
Вполне конкурентоспособны наши разработки в области ERP- и CRM-систем, электронного документооборота и управления проектами. Есть решения для корпоративных интернет-сервисов, программы работы с файлами, электронной почтой, браузеры, мессенджеры и пр.
Но, разумеется, главные классы ПО — это операционная система и пакет офисных приложений. Сейчас, наверное, мало кто помнит, но почти два десятка лет назад у России был шанс обзавестись собственным офисным пакетом. Его создавала компания «Арсеналъ» и назывался он «Русский офис». В его состав входил текстовый редактор «Лексикон», файловый менеджер «Диско-Командир», программа для управления личными финансами «Декарт» и система англо-русского перевода «Сократ». В 1998 г. разработчики создали версию «Лексикон-XL», объединившую функционал текстового редактора и электронной таблицы. Это был отличный продукт и при небольшой доработке он вполне мог бы конкурировать с Word и Excel. Но по иронии судьбы российское ПО стало жертвой пиратства. Его официальная цена была в несколько раз ниже, чем у легальной версии Word, но все равно не могла конкурировать с ценами на пиратские CD на «Горбушке».
Как бы там ни было, опыт в создании офисных пакетов у наших разработчиков есть. И при грамотной политике государства мы вполне можем через некоторое время предложить реальную альтернативу «Офису» компании Microsoft. В частности, сейчас разработкой одного из вариантов такого пакета занимается компания «Новые облачные технологии». Специалисты ИТ-рынка знают о ее проекте «МойОфис».
Что касается национальной операционной системы, то скорых прорывов и побед на этом фронте никто не ждет. Но в отдельных сегментах успехи вполне возможны. Сейчас в России уже реализуется ряд пилотных проектов по внедрению безопасных мобильных решений для крупных компаний и госучреждений на базе платформы Tizen. Есть ли шанс у этого продукта стать национальной мобильной защищенной ОС? Почему бы и нет.