Складывавшийся десятилетиями ИКТ-рынок постоянно меняется — и год от года перемены эти всё ощутимее. Не миновали они и глобальные выставки высокотехнологичных достижений, каждая из которых (CES, IFA, CeBIT и т. п.) в последние годы стремится отыскать для себя новую форму, соответствующую изменившемуся содержанию.
Не стала исключением и тайваньская Computex: ее ключевая прежде тематика — персональные компьютеры, их компоненты и периферия — отходит на второй план. В полном, надо сказать, соответствии с тем, какое положение сегмент ПК занимает сегодня внутри общего ИКТ-рынка.
Экосистемы и инновации
Устроители Computex 2017 — Совет по развитию внешней торговли Тайваня (by Taiwan External Trade Development Council, TAITRA) и Тайбэйская компьютерная ассоциация (Taipei Computer Association, TCA) — еще на этапе подготовки выставки намеревались организовать ее так, чтобы наиболее полно раскрыть пять наиболее актуальных тем современной индустрии высоких технологий. Темы эти — искусственный интеллект и робототехника, приложения Интернета вещей, инновации и стартапы, решения для бизнеса, а также гейминг и виртуальная реальность.
Ли Чан, заместитель генерального секретаря TCA; образно назвал Тайвань «Островом сокровищ» для глобальных ИКТ-инноваций. Отлаженный канал поставок, компетентные специалисты, удачное географическое расположение в сердце бурно развивающегося региона Юго-Восточной Азии действительно предоставляют этой островной территории заметные преимущества.
В очередной раз подчеркнуть это, а также привлечь заморских партнеров к налаживанию еще более тесных связей с ИКТ-индустрией Тайваня и была призвана Computex 2017, проходившая в Тайбэе с 30 мая по 3 июня. Только заморских гостей, прошедших за пять дней работы выставки через выставочные павильоны, устроители насчитали почти 41,4 тыс. — на 1% больше, чем в прошлом году. Представляли они 167 стран и территорий мира, а наиболее ощутимый прирост посетителей продемонстрировали Таиланд (на 30,63% больше, чем год назад), Индонезия (на 22,52%), Индия (на 20,86%), Вьетнам (на 20,44%) и Россия (на 14,81%).
В обширных павильонах свои высокотехнологичные экспозиции развернули 1,6 тыс. экспонентов из 26 стран. В нынешнем году 65% участников выставки — местные компании, причем как давно уже сделавшие себе громкое глобальное имя, так и только начинающие осваиваться на рынке. В следующую за Тайванем пятерку наиболее широко представленных на выставке стран вошли Южная Корея (6% экспонентов), материковый Китай (5%), а также Япония, Франция и США (примерно по 4%).
Начиная с 2015 г. организаторы тайбэйской выставки ставят своей целью помочь участникам — экспонентам и посетителям — в построении глобальных технологических экосистем. И в этом плане очень уместна уникальность Тайваня как территории, на которой действуют множество высокотехнологичных компаний всех уровней, от генераторов концептуальных идей до изготовителей полупроводниковых микросхем и электронной схемотехники.
Поэтому на Computex не просто демонстрируются перспективные ИКТ-инновации — этим могут похвастать и другие глобальные мероприятия подобного рода, — но наиболее полно и всесторонне представлен весь канал поставок — от микросхем и схемотехнических компонентов до комплексных, готовых к внедрению решений. Представлен, подчеркнем снова, локальными компаниями, что в пределах не самого крупного в мире острова гарантирует, помимо прочего, чрезвычайно привлекательную внутреннюю логистику даже для весьма сложных производственных цепочек.
Естественные приложения искусственного интеллекта
В ходе тайбэйской выставки руководитель NVIDIA Жэньсюнь Хуан сделал весьма громкое, хотя и вполне ожидаемое заявление. Он первым среди больших боссов полупроводниковой индустрии взял на себя смелость констатировать, что пресловутый закон Мура прекратил действовать. Уже почти десять лет производительность микропроцессоров от одного поколения к другому прирастает с коэффициентом около 1,1 (те самые 7–10% прибавления вычислительной мощи при смене архитектур ЦП, которые энтузиасты и обозреватели с горечью фиксируют много лет подряд), а не 1,5, как это было с конца 1980-х.
Причина в том, что застопорилась дальнейшая миниатюризация технологических процессов, по которым изготавливают микросхемы. Уменьшение размера транзисторов за пределами порога 10 нм — задача чрезвычайно трудоемкая, требующая гигантских финансовых вливаний. Даже 16- и 14-нм производства могут позволить себе организовывать лишь крупнейшие и богатейшие участники полупроводникового рынка. Замедление прироста производительности ЦП приведет, по мнению Жэньсюня Хуана, к повышению значимости ГП. Точнее, существенно многопоточных вычислений общего характера, исполняемых на графических процессорах (GPGPU).
Руководитель NVIDIA ожидает, что в ближайшее десятилетие производительность графических процессоров будет расти с тем же, что и у почившего (условно в 2008-м) закона Мура, коэффициентом 1,5. В 2025 г. она превзойдет характерный для этого самого 2008 г. уровень в тысячу раз. Куда же девать столь стремительно растущую производительность? Разумеется, на нужды искусственного интеллекта (ИИ)!
Того самого, который аналитики Gartner недавно причислили к стратегическим технологическим трендам 2017 г. Искусственный интеллект стал темой оживленных панельных дискуссий, которые состоялись в ходе тайбэйской выставки. Так, уже упомянутый Жэньсюнь Хуан указал на то, что в ближайшей перспективе эффективность решений ИИ может быть повышена в 10–50 раз только лишь за счет адекватной реализации потенциала гетерогенных вычислений с использованием существенно многопоточных графических адаптеров. Он обозначил целью NVIDIA в области развития ИИ построение «полностью интегрированного окружения для глубокого машинного обучения».
Под полной интеграцией здесь подразумевается единая аппаратно-программная платформа, построенная на базе сверхмногопоточных вычислительных комплексов Tesla V100 (21 млрд. транзисторов, 5120 вычислительных ядер CUDA, новейшая архитектура Volta), связанных пространственными высокоскоростными соединениями NVLink, и формирующая облачную среду NVIDIA GPU Cloud (NGC).
В рамках Computex 2017 NVIDIA представила одно из уже развивающихся на основе NGC решений — Project Holodeck, инженерную виртуальную среду, в равной мере пригодную для освоения и биологическим, и искусственным интеллектами. Для интерактивного погружения людей в эту среду используются шлемы и контроллеры виртуальной реальности (ВР) HTC Vive: в ходе демонстрации с их помощью сотрудники NVIDIA оперировали с трехмерными образами электроскутеров тайваньской компании Gogoro.
Электрические транспортные средства визуализировались в ходе демонстрации Project Holodeck не в рамках какого-либо CAD/CAM-приложения, для которого виртуальная среда выступала бы исключительно в роли подмены обычного монитора. Сама эта среда была создана на базе игрового движка Unreal Engine 4, а помещенные в нее образы объектов обладали вполне реалистичными объемами и массами.
Разумеется, на нынешнем этапе развития ВР-технологий стандартные контроллеры вроде HTC Vive не слишком адекватно воспроизводят взаимодействие с такими объектами. Так что для носителей биологического разума Project Holodeck может восприниматься просто как очередной, пусть и вполне достойный, шаг в направлении «подлинной» виртуальной реальности. Совсем другое дело — искусственный интеллект. Для него подобное приближение к данной нам в ощущениях реальности может оказаться принципиально важным. Точнее, для его обучения.
Вычислительную систему, что в той или иной мере претендует называться искусственным интеллектом, невозможно запрограммировать на выполнение этих самых интеллектуальных функций. Анализ динамичной реальной обстановки, выбор способов решения для спонтанно возникающих на пути к основной цели задач, минимальная бытовая прогностика — эти и многие другие навыки биологического разума не представлены где-то в мозгу раз навсегда заданными алгоритмами, а вырабатываются на протяжении долгого времени, одновременно с ростом и развитием самого носителя разума.
Точно такое же «младенчество» необходимо и сколь угодно сложной самообучающейся системе искусственного интеллекта — как раз для того, чтобы усвоить на уровне условных инстинктов базовые закономерности реального мира. Здесь-то и пригодится Project Holodeck, с высокой степенью достоверности (настолько, насколько это понятие в принципе применимо к игровому движку) эмулирующий интерактивную среду, в которой действуют базовые законы реальной физики.
Искусственный интеллект, призванный, к примеру, управлять тем же самым электрическим транспортным средством, именно в рамках подобной виртуальной реальности самым естественным образом, методом проб и ошибок, обучается держать двухколесную машину в равновесии, правильно входить в повороты, переключать передачи при подъеме в гору и т. п. Эффективность такого глубокого обучения оказывается не ниже той, которую обеспечила бы установка такого ИИ на реальные электроскутеры, а стоимость всего проекта существенно снижается.
Вдобавок среда Project Holodeck привлекает легкостью, с которой ее можно перенастраивать для обучения разных ИИ различным задачам. Эмулировать в виртуальном пространстве целую производственную линию или воспроизвести в игровом движке физические условия Марса либо Венеры, а не привычной нам Земли чрезвычайно просто. Вполне вероятно, что уже в ближайшем будущем виртуальные полигоны для глубокого машинного обучения, подобные новейшей разработке NVIDIA, станут общепризнанным элементом «воспитания» искусственного интеллекта.
Ничто виртуальное нам не чуждо
Виртуальная реальность — одна из самых горячих тем в ИКТ-индустрии последних двух, наверное, лет. По оценке IDC, сегменты виртуальной и дополненной реальностей к 2020 г. выйдут на показатель совокупного объема в 162 млрд. долл., с ежегодным приростом на уровне 180% в денежном исчислении.
Вплоть до последнего времени платформа х86 едва ли не безраздельно властвовала в области «настоящей» ВР — такой, которая хотя бы в первом приближении способна обмануть человеческое зрение, подменить собою живой реальный мир по ту сторону линз ВР-очков или шлема. Воспроизводить статические стереокартинки с высоким разрешением (или динамические — с посредственным) способны и ARM-системы, но для более или менее полного погружения в правдоподобный виртуальный мир все-таки по-прежнему требуется вся мощь передового х86-ЦП и ультрасовременной дискретной графики.
Компания ARM (по ее дизайнам только в прошлом году было выпущено почти 16 млрд. микропроцессоров, а всего отгружено уже свыше 100 млрд.) вряд ли готова мириться с таким положением дел. Да, ключевым достоинством ее дизайна остается энергоэффективность, и львиная доля из этих 16 млрд. приходится как раз на разнообразные встраиваемые системы-на-кристалле промышленного и иного неигрового назначения. Однако по мере того, как ВР вырастает из коротких штанишек исключительно геймерских приложений, способность создавать аппаратные средства для полноценной динамической виртуализации становится для любого производителя микропроцессоров более чем желанной.
В 2016 г. количество отгруженных микроконтроллеров архитектуры ARM с интегрированной графикой Mali превысило 1 млрд., но разрабатывающая их дизайны британская компания явно не собирается останавливаться на достигнутом. Точнее, уже японская, приобретенная в прошлом году многопрофильным холдингом SoftBank за 24,3 млрд. фунтов стерлингов. Так или иначе, в ходе Computex 2017 ARM анонсировала свою новейшую платформу архитектуры ARMv8.2-A, нацеленную на «тотальные вычисления», под которыми подразумеваются приложения динамической виртуальной реальности высокой четкости, машинного обучения и искусственного интеллекта.
Платформа эта представляет собой комбинацию двух многоядерных вычислительных блоков общего назначения, Cortex-A75 для высокопроизводительных расчетов и энергоэффективного Cortex-A55, а также графики Mali-G72, специально оптимизированной для нужд ИИ (через GPGPU), ВР и прочих приложений «распределенного интеллекта» (distributed intelligence). Этот термин описывает актуальное состояние «умных» приложений и сред, подразумевающее прочую связь локального ИИ с облачными базами больших данных и информационными сервисами, интенсивное машинное обучение, а также использование таких технологий, как 4K, HDR и 5G.
Уникальность комбинации вычислительных блоков (кластеров) Cortex-A75 и Cortex-A55 выражается в том, что они впервые реализуют новейшую разработку ARM — DynamIQ big.LITTLE, представленную под девизом «правильные процессоры для правильных задач». Технология DynamIQ позволяет, в зависимости от конкретной задачи, стоящей перед дизайнером системы-на-кристалле, объединять в вычислительный кластер с единым кэшем третьего уровня до восьми разнородных ARM-ядер, каждое со своими рабочими частотами и тепловыделением, обеспечивает гарантированно низкое время отклика системы на определенные сигналы (что чрезвычайно важно для компьютерного управления автомобилями, например) и оптимизирует общую производительность по энергопотреблению.
Дизайн Cortex-A75 (архитектура Artemis) ARM предлагает для применения в ноутбуках классических габаритов (как вовремя Microsoft обеспечила возможность исполнять «родные» приложения Windows 10 на подобных процессорах!) и крупноэкранных планшетах. Он производительнее предшественника, А73, на 22%. Cortex-A55, в свою очередь, оптимизирован для приложений Интернета вещей и на 30% эффективнее дизайна А53. Производительность графики Mali-G72 архитектуры Bifrost на 25% превосходит таковую для встроенных графических решений предыдущего поколения (G71).
Бизнес в эпоху умных вещей
Особенность нынешнего положения дел в высокотехнологичной индустрии состоит в том, что она не только предоставляет удобные инструменты для бизнеса (вроде цифровых принтеров, которые заменили аналоговые копиры и ручные пишущие машинки), но и сама формирует совершенно новые его отрасли, а существующие меняет — подчас до неузнаваемости.
Многие тайваньские компании, которые на прежних ИКТ-смотрах в Тайбэе демонстрировали исключительно продукты, в этом году посвятили свои экспозиции завершенным решениям. Одним из наиболее показательных в этом плане можно считать стенд компании BenQ, которая представила сразу шесть комплексных решений, включая аппаратный, программный и облачный компоненты, — в сферах розничной торговли, промышленного производства, охраны здоровья, транспорта, делопроизводства и энергетики.
Так, BenQ MiBot входит в состав медицинского бизнес-решения компании. MiBot занимается такой необходимой и утомительной работой, как транспортировка медицинского мусора (например, образующихся в ходе операции отходов — использованных тампонов, одноразовых шприцев и т. п.) и инструментов между заданными позициями внутри медучреждения.
Самоходный гаджет не только высвобождает таким образом вечно дефицитный младший медицинский персонал, но и существенно снижает риски распространения внутрибольничных инфекций. Другие элементы комплексного медицинского бизнес-решения BenQ включают умный киоск для проведения предварительного либо профилактического обследования (измерение давления, пульса и т. п.) и умный матрас, направляющий прямиком в облако результаты мониторинга качества сна пациента.
Розничная торговля — одна из крупнейших сфер деловой активности во всем мире. В последние годы она все активнее осваивает онлайн-пространство, однако некоторые товары многие покупатели по-прежнему предпочитают приобретать вживую. Прежде всего — одежду и обувь: даже в пределах стандартных размеров лекала, по которым шьют вещи, заметно отличаются.
На Computex 2017 была представлена виртуальная примерочная кабинка Style.me — онлайновый сервис, позволяющий гарантировать точное соответствие той или иной вещи индивидуальной фигуре отдельного покупателя. Соответствие это достигается не автоматически, а путем тщательного замера доступных в виртуальной кабинке предметов одежды. Если стандартные размеры довольствуются тремя-четырьмя параметрами (обхват талии, длина рукава и т. п.), то размещаемые на Style.me вещи характеризуются полным «портновским» набором примерно в полтора десятка мерок, с высочайшей точностью позволяющим судить, подойдет данный предмет одежды именно этому покупателю или нет.
Посетителям Style.me достаточно ввести в личном кабинете все свои мерки, и затем уже система автоматически подберет из имеющегося ассортимента точно подходящие им вещи, да вдобавок еще и визуализирует их на виртуальном манекене, чтобы можно было по собственному вкусу подобрать наиболее подходящее сочетание потенциальных покупок.
Пока разработчики этого сервиса активно налаживают контакты с розничными торговцами, — ведь для адекватного размещения каждой вещи в виртуальной примерочной потребуются точные ее замеры по множеству параметров. Но уже вскоре, вполне вероятно, подобные Style.me сервисы нанесут очередной удар традиционной офлайновой рознице — удар, от которого она, может статься, в полной мере и не оправится.
Неувядающая классика
Современные тенденции в ИКТ стали главными темами Computex 2017. Однако это вовсе не значит, будто традиционная тематика тайбэйской выставки — х86-компьютеры и все, что с ними связано, — оказалась отодвинута на второй план. Тайваньские компании по-прежнему сильны в области ПК, компонентов и периферии, что в очередной раз подтвердили экспозиции ключевых участников выставки.
По многолетней традиции официальное открытие Computex почти на сутки предваряет пресс-конференция ASUS, на которой глава компании Джонни Ши артистично демонстрирует наиболее выдающиеся новинки. В этот раз гвоздем его программы стал трансформируемый ноутбук ZenBook Flip S, самый тонкий в мире (всего 10,5 мм) представитель своего класса.
ZenBook Flip S, массой в 1,1 кг, на момент своего анонса представляет собой наиболее легкий и компактный трансформируемый ноутбук с 13,3-дюйм матрицей. Дисплей ультравысокой четкости (4K UHD) взаимодействует с фирменным пером ASUS Pen, обеспечивая распознавание 1024 уровней нажатия в диапазоне прилагаемой силы (в весовом эквиваленте) от 10 до 300 г.
Технические спецификации новики включают процессор Intel Core i7 с предельной рабочей частотой 3,5 ГГц, полупроводниковый накопитель PCIe 3.0×4 на 1 Тбайт, 16 Гбайт памяти LPDDR3-2133. Аккумулятор емкостью 39 Вт*ч рассчитан на 11,5 часов непрерывной работы, а технология скоростной подзарядки позволяет наполнять его энергией на 60% всего за 49 минут.
ASUS вообще умеет удивлять мобильными компьютерными решениями — достаточно вспомнить ее ноутбуки-трансформеры, двухэкранные ноутбуки, ноутбуки с пристяжными отсеками для мощной дискретной графики и т. п. Еще одна новинка, представленная в Тайбэе, — игровой мобильный компьютер Zephyrus из семейства ROG — интересна сверхтонким профилем, активной аэродинамикой и оригинальной клавиатурой.
Оптимальный баланс между мобильностью и удобством визуального восприятия цифрового мира на экране обеспечивает 15,6-дюйм дисплейная диагональ. Как раз такой матрицей с антибликовым покрытием, разрешением Full HD и 120-Гц частотой смены кадров (имеется поддержка NVIDIA G-SYNC) снабжен ASUS ROG Zephyrus. Необходимую для виртуальных баталий мощь ему обеспечивают ЦП Intel Core i7-7700HQ (не низковольтный вариант, заметим) и ГП GeForce GTX 1080.
Толщина ноутбука (вместе с закрытой крышкой) при этом составляет всего 16,9 мм. Кажется, что подобная начинка в столь тонком корпусе под нагрузкой неизбежно будет провоцировать перегрев, из-за которого, в свою очередь, умные системы защиты центрального и графического процессоров автоматически сбросят рабочие частоты до безопасного уровня, что приведет к значительному падению производительности при исполнении реальных ресурсоемких приложений.
Здесь-то и вступает в игру уникальная для ноутбучного рынка разработка инженеров ASUS — Active Aerodynamic System. Когда ноутбук раскрывается, то одновременно дальняя от пользователя часть основного корпуса поднимается над поверхностью, на которой установлен мобильный компьютер. В результате общая высота задней части ROG Zephyrus увеличивается до 17,9 см, на 20% увеличивая пропускное око воздухозабора и на 32% повышая эффективность воздушного охлаждения.
Хотя температура ноутбука в процессе игры достигает предельных значений лишь со стороны днища, держать запястья на разогретой площадке под клавиатурой все равно не слишком приятно. В случае ROG Zephyrus эта проблема решена изящно— перемещением клавиатурного блока на ближний к пользователю край корпуса.
Мобильный компьютер также оборудован настраиваемой подсветкой ASUS Aura RGB, выделенными группами геймерских клавиш WASD и QWER (с возможностью подсветить их особенным образом), системой противодействия потере управляющей информации при одновременном нажатии нескольких (до 30!) клавиш.
Компоненты успеха
В ходе каждой выставки Computex экспертное жюри присуждает считанное количество наград Best Choice Golden, обычно не более шести-семи устройствам из четырех с лишним сотен претендентов. В 2017 г. золотого отличия «Лучший выбор» была удостоена одна-единственная системная плата — GIGABYTE Aorus Z270X-Gaming 9.
Эта плата увеличенного форм-фактора Е-АТХ с 22-фазной подсистемой питания предлагает энтузиасту-самосборщику четыре гнезда для модулей памяти DDR4 с частотой до 4133 МГц (в режиме разгона), четыре физических разъема PCIе 3.0×16 (за счет микросхемы РЕХ8747 доступны SLI-конфигурации х16+х16 и х8+х8+х8+х8), восемь SATA 3.0, три SATA Express, по два U.2 и M.2, по одному USB 3.1 Gen2 Type-C и Type-A общим счетом девять USB 3.0.
Но одного этого было бы недостаточно, чтобы присудить GIGABYTE Aorus Z270X-Gaming 9 золотую награду Best Choice Computex 2017. В этой системной плате воплощено множество технологий, которые выделяют ее даже из весьма пестрого ряда Z290-флагманов различных марок. Например, разработанные в сотрудничестве с EK Water Blocks гибридные радиаторы G-Frost, готовые к монтажу жидкостных систем охлаждения c четвертьдюймовыми фитингами, но и «под воздухом» обеспечивающие весьма качественный теплоотвод.
ASUS, представляя на Computex 2017 новые системные платы в геймерской серии ROG (а также в семействах Prime и TUF), сделала особый акцент на платформе Х299, способной поддерживать наиболее мощные на сегодня «гражданские» процессоры вплоть до 18-ядрерных, а также до 128 Гбайт четырехканальной оперативной памяти. Учитывая, что старшие Х299-совместимые процессоры располагают контроллерами на 44 линии PCIe (не считая тех, работу которых обеспечивает сама системная логика), становится ясно, что наиболее функционально насыщенные системные платы возможно создавать сегодня именно на этой платформе.
Геймерское семейство системных плат ROG пополнили три модели: Rampage VI Extreme для систем с жидкостным охлаждением и сверхскоростным сетевым подключением, Rampage VI Apex для наивысшей производительности в играх и безудержного разгона, а также Strix X299-E для любителей тонкой настройки системных параметров и глубокой персонализации.
Системная плата ASUS Prime X299-Deluxe предназначается для самосборщиков, желающих выстраивать наиболее функционально насыщенные настольные системы, тогда как модель Prime X299-A рассчитана на более сдержанных в своих стремлениях энтузиастов. Плата TUF X299 Mark 1 привлекает внимание защитной «броней» и расширенными возможностями теплоотвода, а TUF X299 Mark 2 представляет собой наиболее универсальное базовое решение для надежной и производительной системы на базе логики X299.
Сверхскоростные накопители с интерфейсом NVMe (PCIe 3.0×4) оказались в центре внимания множества экспонентов Computex 2017. Компания ADATA представила целый спектр своих полупроводниковых носителей данных, оснащенных контроллерами Silicon Motion и Marvell, а также памятью 3D NAND, с предельными скоростями чтения до 2800 Мбайт/с и записи до 1500 Мбайт/с.
Компьютерные блоки питания — еще один непременный элемент каждый выставки Computex, и 2017-й не стал в этом плане исключением. Хотя сертификацией 80 PLUS в наши дни уже никого не удивить, разработчики БП продолжают отыскивать способы привлечь к своей продукцию самое пристальное внимание. Так, в экспозиции Thermaltake присутствовал первый в мире блок питания с RGB-подсветкой на 16,8 млн. оттенков Toughpower iRGB PLUS 1250W Titanium в редакции TT Premium Edition.
В павильонах Computex 2017 был представлен обширный ассортимент ИБП. Так, на стенде POWERCOM разместились несколько любопытных новинок, включая онлайновые источники бесперебойного питания серии Macan в двух типоразмерах с внушительным коэффициентом мощности PF=1.
Речь идет о Macan Comfort в пьедестальном исполнении, оборудованном информативным ЖК-дисплеем и умной системой охлаждения с шестью режимами работы вентилятора, а также о Macan RT (MRT) в универсальном корпусе с возможностью стоечного или напольного размещения. Последние оборудуются крупным поворотным экраном, полным комплектом коммуникационных портов и предусматривают обширную дополнительную функциональность: подключение внешних батарейных блоков, SNMP-карты для организации мониторинга и т. п.
POWERCOM MRT будут выпускаться с номиналами мощности 1000, 2000 и 3000 ВА. Кроме них на стенде компании были выставлены и две промышленные модели ИБП, отнесенные к сериям DRU и PBM. Источники питания POWERCOM DRU предназначены для монтажа на промышленную DIN-рейку и готовы к работе в широком диапазоне температур, устройства снабжены встроенной защитой от перенапряжения и различными коммуникационными портами, включая RS-232. Серия же PBM относится к решениям для использования вне помещений — эти ИБП функционируют при температурах от −37 до +74ºС.
AMD: тридцать лет в строю
На самом деле, конечно, больше: этот американский разработчик микропроцессоров был основан в 1968 г. Однако именно в 2017-м компания отмечала тридцатилетний юбилей своего присутствия на Тайване. Приуроченная к этой дате пресс-конференция в ходе Computex 2017 привлекла к себе немалое внимание поклонников AMD во всем мире.
Прежде всего компания официально объявила дату всемирного запуска новых высокопроизводительных процессоров EPYC для облачных и традиционных центров обработки данных — 20 июня 2017-го. Эти микросхемы воплощают на серверном уровне уже достойно зарекомендовавшую себя архитектуру Zen, масштабируя ее до 32 физических х86-ядер.
Разумеется, AMD продолжает развивать весьма успешные серии ЦП Ryzen 7 и 5 для настольных компьютеров. Спрос энтузиастов-самосборщиков на эти микропроцессоры достаточно высок благодаря привлекательному соотношению цены и производительности в существенно многопоточных приложениях.
Теперь настало время познакомить с новейшей архитектурой и более широкие массы приверженцев х86-систем. AMD объявила, что ведущие мировые поставщики ПК уже готовы отгружать компьютеры в сборе на базе Ryzen 5 и 7, причем многие из этих систем были представлены в павильонах Computex 2017. К их числу относятся настольные решения Acer Aspire GX-281, ASUS G11DF и игровой Dell Inspiron, первый в мире игровой ноутбук с восьмиядерным ЦП ASUS RОG Strix GL702ZC, а также моноблок Dell Inspiron 27 7000-й серии.
Появление процессоров AMD Ryzen воодушевило не только поклонников американской компании, но и всех, кому небезразлично состояние рынка х86-систем в целом. Почти безраздельному доминированию Intel в сегменте высокопроизводительных компьютеров для энтузиастов был брошен серьезный вызов — хотя, как признавали многие энтузиасты, в ресурсоемких приложениях с существенной однопоточной нагрузкой новые процессоры AMD по-прежнему не в состоянии тягаться с передовыми «гражданскими» моделями своего вечного конкурента. По цене старшие Ryzen 7 значительно привлекательнее, это верно, но по фактической мощности отдельных физических ядер все еще отстают.
Исправить такое положение дел призваны грядущие ЦП Ryzen Threadripper, выпуск которых запланирован на лето текущего года. В ходе Computex 2017 AMD организовала несколько демонстраций Ryzen Threadripper с графическими адаптерами новейшей архитектуры Radeon Vega, в том числе и спаренными. Исполнение весьма требовательной (в том числе к однопоточным ЦП-вычислениям) свежей игры Prey компании Bethesda на подобном тестовом стенде продемонстрировало отличную производительность системы с Ryzen Threadripper и двумя Radeon Vega при разрешении 4K UHD.
Разумеется, в павильонах Computex 2017 нашлось место и для немалого количества системных плат с логикой AMD X399 под марками ASRock, ASUS, Gigabyte и MSI, поддерживающих 16-ядерные (32-поточные) процессоры и четырехканальное ОЗУ емкостью до 2 Тбайт. AMD провела также презентацию мобильного Ryzen APU (четыре ядра, восемь потоков) в ультрапортативном эталонном дизайне и с графическим ядром Vega. Тонкий и легкий ноутбук в корпусе толщиной менее 15 мм, построенный на этой платформе, в ходе презентации воспроизводил видео высокой четкости.
Одна из наиболее востребованных сегодня категорий вычислительных задач, требующих высокой производительности, — приложения виртуальной реальности. AMD уделяет особое внимание этой бурно развивающейся отрасли компьютерного рынка: так, компания сообщила в ходе своей пресс-конференции, что все процессоры Ryzen для настольных ПК получили одобрение Oculus, на сегодня, без сомнения, главного законодателя ВР-мод. Специально для требовательных приложений виртуальной реальности компания представила серии графических адаптеров Radeon VR Ready и процессоров AMD VR Ready и AMD Ryzen VR Ready Premium.
Что еще необходимо сегодня компьютерному энтузиасту, помимо ВР и 4K UHD? Безусловно, машинное обучение; еще одна чрезвычайно требовательная к ресурсам и допускающая эффективное распараллеливание задача. AMD объявила, что первым графическим адаптером архитектуры Vega на рынке будет Radeon Vega Frontier Edition, нацеленный не только на эффективную визуализацию сверхдетализированных виртуальных миров, но и на многопоточную обработку весьма объемистых данных.
Старт продаж Radeon Vega Frontier Edition состоялся в конце июня 2017 г. Чуть позже, в конце июля, в ходе крупнейшей и самой влиятельной в мире конференции по компьютерной графике и интерактивным технологиям SIGGRAPH 2017 (Лос-Анджелес, США) AMD представит и ориентированный в первую очередь на игровые приложения графический адаптер Radeon RX Vega.