По данным ITResearch, в Рос¬сии в 2017 г. было продано 108,7 тыс. проекторов на сумму 118 млн. долл. Средневзвешенная стоимость одного устройства составила около 1085 долл. Показатель динамики рынка по сравнению с 2016 г. +13,85% в штуках и +22,6% в деньгах. Аналитики отмечают рост средней стоимости проекторов, связанный с опережающим развитием инсталляционного рынка, а также с внедрением устройств с Laser-Phosphor-подсветкой. Состав лидирующей тройки вендоров в 2017 г. не изменился: Acer, BenQ и Epson (указаны в алфавитном порядке). При этом их суммарная доля по итогам года превысила 60%, что на 3% больше показателей предыдущих двух лет.
В первом полугодии 2018 г. данный сегмент также показал положительную динамику. Продажи на рынке проекторов составили около 44,5 тыс. штук на почти 52,5 млн долл., что превысило показатели аналогичного периода 2017 г. на 22 и 31% соответственно. Аналитики утверждают, что такие показатели говорят об ускорении восстановления рынка. Кроме того, они уверены, что в этом году одним из важнейших событий, поддержавшим проекторный сегмент, стал Чемпионат мира по футболу: предприятия общественного питания в ожидании наплыва посетителей старались обзавестись проекторами для залов и открытых веранд.
По мнению представителей ITResearch, в первом полугодии 2018 г. наблюдался процесс активизации всех технологических трендов последнего времени: повышение яркости проекторов, внедрение лазерной подсветки и 4К-разрешения.
Но прошло совсем немного времени, и аналитикам пришлось констатировать, что в третьем квартале 2018 г. рынок проекторов еле удержался от провала.
По данным ITResearch, в третьем квартале 2018 г. в России было продано 31,2 тыс. проекторов на сумму в 35,7 млн долл. Средневзвешенная стоимость одного устройства составила 1146 долл. Показатели второго квартала текущего года были превышены на 27% в штуках и на 29% в деньгах. Но годовая динамика выглядит намного более грустно. По сравнению с третьим кварталом 2017 г. продажи выросли всего на 5% в натуральном выражении. А в деньгах динамика и вовсе была близка к нулю.
Тройка лидеров остается прежней — Acer, BenQ и Epson (в алфавитном порядке). Ее суммарная доля составила около 58% (минус 2% ко второму кварталу). Epson по-прежнему уверенно удерживает первое место.
Пожалуй, настало время узнать, что думают о ситуации на этом рынке участники нашего опроса.
Претенденты
В 2016 г. список претендентов на звание «Чемпиона канала» в данной номинации был более чем представительным. Редакция вместе с представителями канала продаж насчитали 27 производителей, которые предлагают проекторы российским потребителям: Acer, ASUS, Barco, BenQ, Canon, Casio, Christie, Dell, Digital, Epson, Hitachi , InFocus, JVC, LG, Mitsubishi, NEC, Optoma, Panasonic, Philips, Projectiondesign, Samsung, Sharp, Sim2, Sony, Toshiba, Viewsonic, Vivitek.
Но выйти во второй тур смогли только семь игроков рынка: Acer, BenQ, Epson, NEC, Optoma, Panasonic, Vivitek.
Спустя два года вендоров, желающих победить в этой номинации, стало меньше — 22: Acer, ASUS, Barco, BenQ, Canon, Casio, Christie, Dell, Epson, Hitachi , InFocus, JVC, LG, NEC, Optoma, Panasonic, Philips, Projectiondesign, Sharp, Sony, Viewsonic, Vivitek.
А перешагнуть порог канальности в этом году смогли почти в два раза больше производителей. Список из 13 вендоров, которых партнеры признали «канальными» в этом году, выглядит так: Acer, BenQ, Canon, Christie, Epson, Hitachi, InFocus, NEC, Optoma, Panasonic, Sony, Viewsonic, Vivitek.
Представляем победителей
Номинацию «Проекторы» можно назвать одной из самых стабильных: четыре из пяти финалистов прошлого рейтинга смогли остаться в списке победителей и в этот раз. Вы спросите: что стало с пятым? А его наши респонденты просто решили поменять на другого производителя. Вот так в призовою пятерку вернулась компания ViewSonic. Но обо всем по порядку.
Итак, из борьбы за победу в рейтинге выбыла компания Vivitek. Пока этому вендору не удается на должном уровне конкурировать со «старичками» рынка. В предыдущем рейтинге он получил не только самую низшую итоговую оценку среди призеров (30,561 балла), но и шесть минимальных оценок за критерии работы поставщика (за все, кроме «Соотношение цена и качество» и «Маркетинговая поддержка партнеров»).
На ее место, т.е. на пятое, переместилась компания BenQ. Точнее, спустилась с четвертого, на котором, кстати, стояла, три предыдущих рейтинга. И это при том, что в 2016 г. именно этот производитель был признан нашими респондентами лучшим по критерию «Соотношение цена/качество». В этом году ему не досталось даже этого звания. И хотя его нынешняя итоговая оценка оказалась выше той, которую ему поставили партнеры два года назад (32,997 балла против 32,551 балла в 2016 г.), вендору не удалось сохранить за собой уже ставшее привычным четвертое место.
Теперь о вернувшейся в призовую пятерку компании ViewSonic. Заметим, что ждать ее возвращения пришлось довольно долго — последний раз она входила в пятерку лучших производителей проекторов аж в 2010 г. И в 2010 г., и сейчас партнеры, проголосовавшие в данной номинации, поставили вендора на четвертое место. В этом году его итоговая оценка составила 35,052 балла. И это хороший «запас» на будущее, ведь отрыв от конкурента, стоящего на пятой позиции в этом году — более 2 баллов. А вот разница в оценках с компанией, которой партнеры отдали бронзу рейтинга, заметно меньше — 0,922 балла.
Поэтому компании Panasonic, а именно ее респонденты «определили» на третье место, стоит обратить внимание на то, что именно необходимо улучшить в своих взаимоотношениях с каналом, чтобы через два года не спуститься еще ниже. Тем более что в этом году вендору уже пришлось спускаться. Напомним, что два предыдущих рейтинга он занимал вторую строчку рейтинга. И на протяжении всего этого времени респонденты указывали вендору, что его продукция проигрывает продукции конкурентов по «Соотношению цена/качество». Но если два года назад они у производителя второе место не отобрали, то в этот раз решили не церемониться и заменили «серебро» на «бронзу». И это несмотря на то, что итоговая оценка вендора в этом году значительно выше, чем в предыдущем рейтинге (35,974 балла против 33,936 балла в 2016 г.).
Улучшил итоговую оценку и производитель, который поменялся медалями с Panasonic. Седьмой раз подряд в тройку лучших вендоров в номинации «Проекторы» входит компания NEC. И цифра семь становится для нее поистине счастливой. Потому что партнеры компании вновь признали ее достойной второго места. Напомним, что до этого момента пять рейтингов подряд NEC получала бронзовые медали. И только в 2018 г. компании удалось повторить успех 2006 г., когда ей впервые вручили серебряную медаль в данной номинации.
Напомним также, что два года назад респонденты поставили этому вендору одну высшую оценку — за прибыльность продукции. В этом году они не стали хвалить его за что-то конкретное, а просто оценили работу в 37,369 балла (что заметно выше оценки предыдущего рейтинга — 33,351 балла).
А победителем номинации «Проекторы» седьмой раз подряд становится компания Epson. Напомним, что два года назад ей удалось выиграть битву за лидерство с существенным отрывом от «серебряного» финалиста (4,43 балла). Тогда вендор получил 38,366 балла и собрал высшие оценки по шести критериям: «Качество продукции», «Активность в продвижении продукции», «Сервисное обслуживание заказчиков», «Маркетинговая поддержка партнеров», «Техническая поддержка партнеров», «Обучение и сертификация партнеров».
В этот раз разница в оценках компаний, стоящих на первой и второй строчке рейтинга, скромнее — 2,831 балла. Зато партнеры признали победителя номинации «Проекторы» лучшим по всем восьми критериям работы. Таким образом, итоговая оценка производителя в этом году составила 40,2 балла.
Критерии и оценки
В 2016 г. самым важным критерием работы вендора в номинации «Проекторы» была признана «Прибыльность продукции» (0,859 балла). Два года спустя реселлеры вновь признали его самым важным и поставили ему 0,818 балла.
А вот самым неважным критерием работы вендора вновь был признано «Обучение и сертификация партнеров». В этом году его оценка — 0,529 балла (в 2016 г. она была выше и составила 0,536 балла).
Интересно, что в этом году продавцы проекторов оказались самыми нетребовательными к таким критериям работы вендора как «Активность в продвижении продукции» и «Маркетинговая поддержка партнеров». Именно эти респонденты поставили оценки ниже, чем их коллеги в других номинациях (0,564 и 0,556 балла соответственно).