Каждый рейтинг мы не только «считаем» цифры, но и разговариваем с респондентами. Нам всегда важно узнать, почему они голосуют за того или иного вендора и ставят минимальные оценки его конкуренту. Чем один производитель смог «покорить» канал, а что в действиях другого отвернуло от него партнеров. Поэтому каждый раз мы просим представителей компаний не только оценить работу их поставщиков, но и ответить на вопросы.
В этом году вопросы были такие:
-
Какие события у вендоров наиболее сильно повлияли на российский ИТ-рынок и на бизнес вашей компании?
-
Кто из вендоров оказывает вам больше всего поддержки в текущей рыночной ситуации?
-
Кто из вендоров является ключевым для вашей компании и почему?
Станислав Архипов, председатель совета директоров, Центр компьютерных технологий «МАЙ»:
1. Значительных событий у вендоров, которые смогли бы сильно повлиять на российский ИТ-рынок в целом и на бизнес нашей компании в частности, мы не заметили. Если в качестве события можно было бы отметить развитие нового тренда, то безусловно заслуживает внимания обращение большинства производителей к теме безопасности. В широком спектре этого слова, начиная с защиты от физического проникновения и заканчивая защитой от киберугроз. Это способствовало появлению среди наших специализаций направления «Информационная безопасность», которое мы планируем развивать и продвигать.
2. Поскольку направление «Информационной безопасности» для нас сейчас является приоритетным, то мы рассчитываем в его развитии на поддержку вендоров. Как новых для нас, так и тех, с кем связывают долгосрочные партнерские отношения: InfoWath, Fujitsu, Bosch, Citrix, Polycom, HikVision, Cisco, Legrand, APC.
3. Выделить одного ключевого вендора не можем. К счастью. Поскольку мы всегда были и остаемся мультивендерной компанией, то для нас все производители являются партнерами и не делятся по рангам и званиям. К тому же заказчики у нас из разных отраслей и с разными потребностями.
Аселя Абдиганиева, менеджер отдела закупок и логистики компании «А-Системс»:
1. Сильное влияние, вне зависимости от вендора, оказывает частая смена линейки товара.
По нашему мнению, наибольший рост среди вендоров показывает Huawei.
2. В нашей сфере бизнеса важна ориентированность производителя на взаимовыгодное партнерство. Большинство партнеров оказывают дополнительную поддержку также и в виде скидок.
3. Из большого количества вендоров в качестве ключевых можно выделить Hewlett Packard Enterprise, Huawei, Netapp, Lenovo, «Аквариус». Немаловажные причины, по которым данные производители остаются или становятся ключевыми — это пожелания заказчика, а также замещение вендоров другими, ввиду санкций, продолжающихся не первый год.
Вячеслав Валькович, руководитель отдела закупок компании «Ай Эн Ти» (Санкт-Петербург)
1. Каких-то глобальных изменений, повлиявших на российский рынок и нашу компанию, мы не заметили.
Были локальные события, как например сгоревший склад Mikrotik в Риге, затруднивший поставки оборудования.
2. Выделить кого-то особенно мы не можем, все вендоры, с которыми мы так или иначе работаем, в равной степени способствуют нашим продажам.
3. Мы стараемся не держать яйца в одной корзине и пробуем диверсифицировать наши продажи. Ближе всего к понятию «ключевые» для нас такие производители как «Элтекс», Fujitsu, Yealink, АТС-Конверс. Причины, в целом, одинаковые — налаженные контакты, качественное оборудование по доступной цене.
Станислав Винников, директор компании «Абак-2000» (Волгоград):
1. Мы не так сильно зависим от вендоров, чтобы их события как-то кардинально изменили нашу жизнь.
2. Я выделю Lenovo и Positive Technology, т.к. они наиболее плотно работают с нами, очень заинтересованы в результаты, готовы участвовать в продвижении, консультировании клиентов, отрабатывают различные варианты КП в очень кроткие сроки.
3. Сейчас нельзя выделить одного ключевого вендора, в каждой нише есть свой ключевой. Для нас это Lenovo, Cisco, Positive Technology, Hikvision.
Игорь Гиляровский, руководитель отдела закупок компании «Русский интегратор» (Воронеж):
1. В целом прошедший год охарактеризован активностью вендоров в работе с региональной партнерской сетью. По сравнению с предыдущими годами, отмечена более плотная работа, прямое взаимодействие со стороны вендоров. Мы как интегратор ощутили это в работе по ряду проектов.
2. В текущей рыночной ситуации мы активно работаем с Lenovo, Epson. Поддерживаем тесные партнерские отношения с Dahua, HP, «Аквариус», Brother, Kyocera, OKI, «Доктор Веб», TSC, Datalogic, Lexmark, Dell.
3. За прошедший период одними из ключевых вендоров у нас являются Epson, Lenovo. С ними мы выполнили несколько крупных проектов с нашими ключевыми заказчиками.
Роман Гулаков, руководитель отдела закупок «ГИГАНТ — Компьютерные системы»:
1. Объединение Dell и EMC началось ещё в 2017 г., но фактически ИТ-рынок это объединение ощутил в 2018 г. В связи с покупкой компанией Dell корпорации EMC, расширился портфель серверного и сетевого оборудования, в частности СХД.
2. Проекты, проработанные на базе оборудования Dell, HP, Lenovo, Xerox, Epson, Ricoh, Konica Minolta, составили основную доходную часть в 2018 году для нашей компании. Производители оказали как ценовую поддержку в конкурсах, так и консультационную.
3. Ключевыми партнерами для нашей компании являются Dell EMC и HP, на оборудовании этих вендоров реализовано около 40% проектов. Данные вендоры практически полностью удовлетворяют потребности заказчиков в ИТ-оборудовании.
Александр Захаров, заместитель генерального директора группы компаний R.Partner (Хабаровск)
1. В нашем бизнесе за последнее время наиболее заметна стала компания Huawei. Все-таки санкционная политика Запада и разворот страны в сторону Азиатских партнеров приносит определенные результаты. Huawei стремительно наращивает компетенции и решения, все шире представлен на рынке, и во многих решениях уже «дотянулся» до лидеров отрасли. При этом нельзя сказать, что это в итоге уменьшило наш бизнес с традиционно сложившимся пакетом производителей — лидеров ИТ рынка; европейские и американские компании все же продолжают занимать лидирующие и задающими «моду» компаниями.
2. Наибольшая поддержка чувствуется от таких гигантов как Cisco, Dell EMC, Huawei, APC, Check Point, Fujitsu. Это выражается в качественной поддержке продаж, маркетинговых активностях, обучении, качественной проектной работе и рибейтных механизмах.
3. Определяющим является второй пункт, и тут складывается обоюдно выгодная работа: те кто оказывают нам достаточную поддержку и защиту, для нас становятся ключевыми. И очевидно, что заказчики, выбирая нас, в итоге получают максимальную поддержку и внимание: такая связка работает на всех этапах работы — от разработчиков и производителей до конечного пользователя продукта.
Марина Кравченко, коммерческий директор компании «ВИЗАРД»:
1. В этом году APC by Schneider Electric существенно обновил продуктовую линейку, выпустив продуктовые новинки в сегменте однофазных, а также трехфазных ИБП, что существенно расширяет возможности ведения бизнеса
2. Тесный контакт с представительством АРС в России, а так же оперативная маркетинговая, техническая и сервисная поддержка российского офиса помогает более оперативно реагировать и удовлетворять запросы наших заказчиков.
Евгений Кривошеев, начальник отдела стратегического развития компании НТЦ «Галэкс» (Барнаул):
Серверное направление
2. Наибольшую поддержку оказывает HPE, заметно на всех этапах проработки проекта.
3. По серверному направлению ключевыми являются HPE, Dell EMC — качество выпускаемой продукции, помощь в проработке проектов, помощь при внедрении, поддержка, совместные мероприятия, маржинальность.
Телекоммуникации
2. В текущей ситуации больше всего поддержки оказывает компания Huawei. В уходящем году вендор организовал достаточно много бесплатных курсов для обучения сотрудников компаний-партнёров, оперативно оказывал технические консультации, помогал при реализации ряда проектов (ускорение производства и поставки оборудования и др.).
3. В направлении сетей и телекоммуникаций у компании два основных вендора: Cisco и Huawei. В нашем видении, вендоры взаимодополняют друг друга: Cisco — устоявшийся технологический лидер, «подпитывающий» рынок идеями, новыми продуктами и решениями, Huawei — активно набирающий на рынке РФ «вес» вендор с широкой номенклатурой качественной продукции разных направлений по демократичным ценам, что позволяет создавать комплексные решения с хорошей маржинальностью.
Печатные решения
1. Существенных изменений рынка печатных устройств за прошедший 2018 год мы не заметили. Традиционно активен Xerox, попытки быть активными предпринимают Epson, Ricoh и Canon, несмотря на некоторую корректировку цен, продолжает демпинговать Kyocera.
2. Из года в год чувствуем сильную поддержку от Xerox, в ряде проектов хорошо поддерживает Epson.
3. В печатном направлении для нас традиционно ключевым является Xerox как вендор, имеющий наиболее широкую линейку и занимающий активную позицию на рынке.
Программные решения
2. Microsoft, «Лаборатория Касперского».
3. Microsoft оказывает нам всестороннюю поддержку как производителю компьютерной техники. «Лаборатория Касперского» — на фоне увеличения случаев киберпрестулений.
Станислав Курганов, руководитель отдела закупок и логистики компании INLINE Technologies:
1. Так как INLINE Technologies является мультивендорным интегратором, то нас изменения политики того или иного производителя или его рыночной позиции затрагивают относительно слабо. И в принципе в интеграционном бизнесе технические решения изначально проектируются таким образом, чтобы всегда была возможность реализовать их на разных аппаратных и программных платформах. Кроме того, в свете санкций многие заказчики, даже крупные, начинают более гибко подходить к внутренним корпоративным стандартам по использованию ИТ-оборудования, что расширяет наши возможности для маневра по продукции того или иного производителя.
Что же касается условий работы, то я не вижу, чтобы на них сильно повлияли текущие кризисные явления ни в мировой, ни в российской экономике. Все основные организационные и логистические изменения, если у кого-то из вендоров и произошли, то не в этом году, а у 2-3 года назад. Так что, мне кажется, можно говорить о том, что все крупные вендоры сегодня уже оптимизировали работу с партнерским каналом в России и адаптировали ее к новым условиям, в том числе к внешнему санкционному давлению и отечественным программам импортозамещения.
2. Так или иначе все наши основные партнеры оказывают необходимую поддержку. Например, несмотря на то, что принято считать, что продукция Cisco продается в любых условиях и как бы «сама собой», этот вендор продолжает вкладываться и в обучение, и в совместные мероприятия по продвижению, и в сервисное обслуживание.
Кроме того, на рынке есть достаточно большая группа вендоров, которые умеют оперативно адаптировать условия по продажам под тот или иной проект независимо от уровня партнера. И в нынешних условиях стагнации на рынке это для нас, безусловно, очень ценная поддержка. Такими качествами, например, обладают Avaya, Alcatel, Extreme Networks, Juniper.
3. Наверное, не буду оригинальным, если скажу, что для нас ключевыми являются основные мировые лидеры, такие как Cisco, Dell EMC, Juniper, HPE, Huawei, IBM. За счет многолетней отлаженности партнерских связей работа с ними приносит больше всего денег среди вендоров, и к ним практически не бывает вопросов по поводу надежности оборудования, уровня сервисной и маркетинговой поддержки.
Пожалуй, отдельно здесь можно выделить Huawei в том отношении, что взаимодействие с ним очень помогает решать задачи по замещению санкционного оборудования, когда российские аналоги по тем или иным причинам использовать не получается. При этом плюс Huawei и в том, что они предлагают очень широкий ассортимент оборудования, и в том, что они постоянно совершенствуют эти продукты и решения благодаря развитому направлению R&D.
Вадим Лата, генеральный директор компании «Технократ»:
1. Трудно вспомнить события у вендоров, которые как-то повлияли. Год как-то запомнился больше различного рода известными политическими передрягами (санкции, скачки курса валют, падение рубля в целом ), оказавшими влияние на всю российскую экономику и, соответственно, на ИТ-рынок.
2. Это прежде всего компания НР и QNAP, последовательно проводящие в жизнь политику партнерства.
3. Компания НР. Это один из мировых лидеров в ИТ-отрасли, с хорошей сервисной поддержкой, сформированной годами системой продаж и партнерской политикой. Кроме того, достаточно стабилен персонал, работающий там.
Мария Линькова, директор по маркетингу и работе с партнерами компании «Техносерв»:
1-2. В последнее время мы отмечаем значительный рост облачных технологий, Big Data, машинного обучения, искусственного интеллекта и IoT. Они останутся актуальными и в ближайшее время. Повсеместная цифровая трансформация, необходимость снижать расходы и увеличивать гибкость производства способствуют использованию этих технологий в рабочих процессах и операциях. Эти тенденции ложатся в основу продуктовой стратегии большинства мировых вендоров: IBM, Cisco, Huawei, HPE, Oracle, SAP и другие глобальные ИТ-лидеры активно наращивают экспертизу в области «умных» технологий.
Также очевидным трендом является и ориентация многих российских предприятий на импортозамещение. Вендоры локализуют свои продукты на территории Российской Федерации через заключение партнерских соглашений с игроками местного рынка.
Еще одной тенденцией, влияющей на стратегию в том числе производителей, стала стагнация классической системной интеграции. Ключевые вендоры и интеграторы перестраивают свои бизнес-модели, все больше ориентируясь на интеллектуальную составляющую решений. «Техносерв» является мультивендорным интегратором, совместно со своими ключевыми партнёрами непрерывно анализирует рыночные тенденции и выбирает лучшие решения для извлечения максимальной прибыли нашими заказчиками.
Дарья Локтева, руководитель коммерческого отдела компании «АйТиДом» (Нижний Новгород):
1. Введение правительством США против российских компаний секторальных санкций на размещение заказов Microsoft и других производителей.
2. Hewlett Packard Enterprise и Cisco регулярно оказывают маркетинговую поддержку. В этом году совместно помогли организовать и провести партнерские мероприятия: Hewlett Packard Enterprise, Cisco, Veeam, Parallels, «Аквариус» и российский разработчик СХД — AERODISK. Отечественные производители оборудования и ПО AERODISK, «Аквариус», AlterOS активно оказывают поддержку при подготовке проектов, т.к. тема импортозамещения сейчас очень актуальна.
3. Hewlett Packard Enterprise, HP Inc. и Cisco, т.к. это самые надежные производители для нас и конечных пользователей.
Альберт Лопянскис, генеральный директор компании «Балтик Стайл» (Калининград):
Пишу в воскресенье на работе, вечером, есть очень хочется, а еще надо на пробежку часовую, а за окном офиса темно, холодно и мелкий дождик. Поэтому отвечу быстро, искренне, не редактируя. И, конечно, ответы не всем понравятся.
1-3. Какие события у вендоров наиболее сильно повлияли на российский ИТ-рынок и на бизнес вашей компании?
Первая реакция на вопрос, пытаюсь вспомнить, а какие СОБЫТИЯ реально происходили у вендоров? Вспоминаю что-то про увольнение несколько лет назад то ли генерального, то ли председателя совета директоров у НР, про продажу бизнеса по производству ПК и серверов IBM китайской компании и что-то еще такое.
Реально, не могу вспомнить никаких событий у вендоров ни в 2018 г., ни в 2016-17, в голову почему-то лезет 1917. Мне 49, я в своем бизнесе с 25, может это ранний склероз от хронического стресса? Или профессиональная деформация, и заявления вендорных маркетологов и VIP-ов просто не воспринимаются сознанием?
А, вспомнил: отмечал с коллегами завершение одной сложной и нужной для нашего региона работы. Хорошо поговорили, они уважаемые мной профессионалы. К слову, обсудили вендоров: НРЕ, Cisco и еще нескольких, всего около десятка, продукцию которых применяли в проекте. Но обсуждали не бренды, а их менеджеров, отвечающих за продажи конечникам. Во мнении были едины, качество их работы падает. Хотя те менеджеры вендоров, с кем работали в обсуждаемом проекте, и люди замечательные и в работе очень эффективны. Спасибо им большое, их НЕ МНОГО. А причин падения качества тут две — с одной стороны рынок и увеличение количества «сложных» (особенно из гос. структур) клиентов, а с другой собственное «вендорское» начальство. Такое впечатление, что принцип отрицательного отбора руководителей прижился лет пять назад и в российских подразделениях крупных иностранных компаний, а теперь мы пожинаем плоды.
Почему я так считаю? Потому что, работая на земле и не в одном регионе, я вижу как уменьшаются рыночные доли ведущих ранее брендов. И причина не в цене продукции, а в отсутствии реальной работы с рынком, с конечными заказчиками и партнерами. И, самое главное, отсутствие прозрачных данных по долям рынка по той или иной продукции в разрезе клиентских групп. Понятно, что в связи с общей стагнацией рынка в каких-то сегментах в корпоративе остался только госсектор, а там специфические способы продаж, но создается впечатление, что говорить о результатах работы в реальных товарных единицах или о реальной экономической выгоде для клиентов в результате внедрения проектов прежде «говорливые» вендоры не хотят. И, видимо, не очень хочется общаться с партнерами, т.к. они будут задавать неудобные вопросы.
Пример: Калининград в России сейчас один из лидеров внутреннего туризма, но с 2012 года Путин или Медведев здесь бывают значительно чаще, чем хотя бы руководители среднего звена ряда громких брендов. Кто ездит или наладил эффективное взаимодействие с региональным рынком? «Депо», АРС он же Шнейдер Электрик, «Евролан», еще пара компаний, вот они и присутствуют на местном рынке и активно продают в результате. Думаете, другим нет места от того, что регион небольшой по количеству потребителей и специфичный по географии? А какой регион в России, кроме Москвы или Санкт-Петербурга, не небольшой по населению или не специфичный? В Хабаровске ситуация примерно такая же. Не интересны продажи в регионы, ну так скажите об этом, зафиксируйте изменения в программах работы и давайте ЭФФЕКТИВНО работать в новой реальности.
А так все по-прежнему хорошо. Кто умеет и хочет, работают. Кто почему-то ждал «манны небесной» и не понимал, где находится, уехали или их «вышли» из бизнеса. Вот, пожалуй, и все про новости 2018-го.
Алексей Лукашевич, коммерческий директор компании «ВЛАДОС» (Краснодар):
1. Intel убрал региональных представителей, и у нас стали проблемы с пониманием, как и куда идет развитие ИТ.
2. Brother, Crucial, ASUS (компоненты), ФЬВ, АОС (Philips), Seagate, Lenovo, HP и HPE, TP-Link.
3. Lenovo — у них максимально прибыльные программы по проектам и продажам.
Максим Макаров, начальник отдела продукт-менеджеров компании РЕТ (Воронеж):
1. Не конкретный вендор, а целый сегмент, а именно — снижение цен на SSD позитивно сказалось на всем рынке ПК и ноутбуков. Устройства стали не только доступнее, но и существенно быстрее. Тем самым у клиентов появилось больше мотивации к замене старой техники.
2. ASUS и HP
3. ASUS. Активно продвигаем продукцию данного вендора. Не просто продвигаем но и на ней зарабатываем, что сейчас редкость. ASUS очень конкурентен по ценам, хорошо налаженная дистрибуция и сервис.
Алексей Малышев, генеральный директор компании «Сонет» (Нижний Новгород):
1-3. Самое важное изменение в этом году — санкционная политики по отношению к РФ, сильно отразившаяся на ИТ рынке как в области импортозамещения, так и в разной глубине поддержки санкций со стороны производителей. Поэтому мы как системный интегратор сознательно расширили портфель вендоров, чтобы для каждого типа заказчиков было свое решение как техническое, так и под определенный бюджет.
Также большое значение имеет находится ли заказчик под санкциями или нет. В каждом из таких сегментов у нас есть вендор-лидер, на которого ориентируемся при подборе решения.
Таким образом, сейчас в компании СОНЕТ образовался мультивендорный портфель, с помощью которого мы подбираем правильное решение для заказчика, ориентируясь на его технические задачи, бюджет и нишу.
Серверы и СХД — HPE, Dell EMC, Huawei.
ПК, Печатная техника — Canon, HP Inc., Ricoh.
Импортозамещение — «Лаборатория Касперского», AstraLinux, User Gate.
Сергей Пак, коммерческий директор группы компаний «Интант» (Томск):
1-3. На фоне изменений, происходящих в экономике в целом, действия вендоров оказывали не столь заметное влияние.
Заметных изменений в работе с вендорами не происходит. На мой взгляд, это связано с тем, что бюджеты на продвижение сокращаются (причем с обеих сторон), представительства на местах либо закрываются, либо сокращаются. Это началось не в 2018 году, но тенденция все еще сохраняется.
Думается, в текущих условия такие вещи как помощь в логистике, конкурсах, рибейты более востребованы, чем совместная реклама, продвижение, развитие компетенций.
Дмитрий Петров, руководитель отдела продуктового менеджмента компании X-Com:
1. Рынок ИТ весьма разнороден, поэтому сосредоточусь на событиях, повлиявших на наш бизнес. В этом году компания Dell EMC завершила длительный процесс консолидации, а мы, в свою очередь, значительно усилили проектные компетенции в области интеграции и сервиса и, миновав Золотой уровень, стали Платиновым партнером.
Компания Zyxel также завершила реструктуризацию бизнеса СНГ и укрепила позиции на локальном рынке, а мы стали первым Золотым ее партнером в России.
Ряд китайских производителей, с которыми ранее мы сотрудничали преимущественно в проектной сфере, стали проявлять растущий интерес к ранрейту, что повлекло изменения в привычной модели сотрудничества с ними.
Во втором полугодии наблюдался дефицит процессоров Intel начального и среднего уровня, повлиявший на бизнес производителей вычислительной техники и рынок в целом. Благодаря постоянно поддерживаемому складу комплектующих и отлаженному производственному планированию, для нас эта ситуация не вылилась в сколь-либо ощутимую проблему.
2. В последние годы фокус нашей работы смещается в сторону проектной деятельности, и производители программно-аппаратных средств со своей стороны активно способствуют развитию этого направления. Многие предлагают широкий спектр финансовых инструментов, в т.ч. лизинг и отсрочку платежа, позволяющих создать оптимальную схему финансирования, обеспечивают защиту проекта.
3. Мы работаем по четырем основным направлениям: проектная деятельность, производство серверов и рабочих станций, сервис, а также поставки оборудования и ПО. В каждом из них можно выделить наиболее значимых партнеров.
В проектах используется оборудование и ПО практически всех вендоров, с которыми сотрудничаем, а также рабочие станции и серверы собственного производства.
В самом производстве широко применяются процессоры Intel и широкий спектр комплектующих ведущих мировых производителей.
При создании систем видеонаблюдения мы опираемся на разработки Hikvision и Trassir, зарекомендовавшие себя на различных объектах по всему миру.
Сервисный департамент активно развивает услугу аутсорсинга печати, позволяющую существенно сократить расходы на бумажных документооборот и гарантировать постоянную доступность сервисов печати. Сегодня в числе наших партнеров по данному сервису — компании HP, Ricoh, Kyocera, Canon и Xerox, но мы всегда открыты к сотрудничеству с другими производителями копировально-печатного оборудования.
Что касается поставок программно-аппаратных средств, здесь наиболее сильные позиции занимают HP, HPE, Dell EMC, APC, Eaton, Avaya, Cisco, Huawei, Xerox и Canon.
Кроме того, совместно с ведущим российским VAD-дистрибьютором мы запустили онлайн-площадку, позволяющую легко и просто оформить подписку на облачные решения Microsoft, Adobe и многих других разработчиков.
Петр Старков, руководитель отдела продуктового маркетинга компании IBS Platformix:
1. Неординарных событий не было, разве что shortage по процессорам Intel немного беспокоит. В корпоративном сегменте многие вендоры «танцуют» вокруг темы гиперконвергентности, но пока особого взрыва на рынке не видно.
2. Я бы не стал выделять одного, так как, разумеется, поддержка вендора зависит от объемов продаж и от широты товарного предложения, а, значит, не все они в одинаковых условиях. В целом же в наш портфель входит набор производителей по разным категориям товаров, которые интересны не только с технологической, но и с маркетинговой точки зрения. На тех вендоров, которые помогают нам доносить передовые решения до заказчиков, мы стараемся сфокусировать и нашу воронку продаж.
3. Думаю, не секрет, что для нашей компании исторически наибольший вес имеет сотрудничество с Dell (теперь Dell EMC), но это совсем не уменьшает наши возможности по работе с другими и конкурирующими с Dell EMC производителями. И по разным продуктам у нас есть успехи и с HPE и с NetApp и особенно сильно порадовали продажи VMware.
Дмитрий Шалашников, директор компании «ПУШ» (Тула):
1. Самое главное событие вендоров — это неудачи Intel с ведрением 9-ой серии процессоров. Никто не знает, что в точности у них пошло не так, но все заметили, как цены пошли вверх и существенно. Некоторые позиции подорожали вдвое. Так же это сказалось и на доступности готовых решений. Ноутбуки, моноблоки... Все мы надеемся на скорейшее восстановление рынка и стабилизации цен.
2. Никто. Вендоры во многом думают только о себе и своей продукции. Им в большинстве случаев наплевать на конкретную компанию. «Одна из...» — вот так. И думаю, так было всегда. Мы просто используем друг друга для достижения прибыли. Остальное — лирика.
3. Dahua — наверное, они. Это сочетание качества, достаточно сбалансированной цены и ответственной ценовой политики.