Количество продуктов, выводимых на рынок российскими разработчиками аппаратных и программных решений, растет с каждым годом. Счет идет уже на десятки тысяч. Например, в «Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» по состоянию на январь 2022 г. зарегистрировано свыше 12 тыс. продуктов различного назначения, а число правообладателей — почти 4 тыс. Успехи создателей отечественного «железа» скромнее, но можно утверждать, что существующий задел, сложившиеся экосистемы и наличие производственных мощностей позволят в ближайшее время многократно увеличить выпуск процессоров, системных плат и другой продукции.

Стоит напомнить, что в первые годы формирования рынка ПК в нашей стране значительная доля софта была российского происхождения. Машины на базе 286-х процессоров работали под управлением операционной системы MS-DOS, при этом самым распространенным «офисным» приложением был текстовый редактор «Лексикон». Он стоял практически на всех ПК. Вскоре появились наши антивирусные программы — AIDSTEST, «Доктор Web», «Антивирус Касперского», также захватившие весь парк тогдашних российских персоналок. А в первой половине 90-х бухгалтеры уже вовсю осваивали «1С».

Так вышло, что отечественный офисный софт не смог удержать позиции, не получил должного развития и на многие годы исчез с рынка. Причина проста: с появлением ОС Windows к нам пришел и пакет MS Office. Проблем с его приобретением не было, поскольку пиратские диски продавались на каждом углу. Российские разработчики пытались конкурировать с заокеанскими программами. Старожилы рынка наверняка помнят компанию «Арсеналъ», сначала выпустившую «Лексикон» для Windows, потом добавившую в редактор функции электронной таблицы, и, наконец, предложившую целый пакет (к слову, весьма неплохой и конкурентоспособный) — «Русский офис». Но время было упущено: продукты Microsoft безраздельно господствовали на ПК.

Понятно, что такая ситуация не устраивала российских регуляторов, пользователей и игроков ИТ-рынка. А тут еще и санкции случились, что дало мощный импульс развивать свое, отечественное. Одно из приоритетных направлений для софтверных компаний — создание операционных систем и офисных приложений. На рынке уже достаточно прочно обосновались Astra Linux, Alt Linux, ROSA Linux, Red OS, «Эльбрус», AlterOS, GosLinux, Debian, Ubuntu, офисные пакеты МойОфис, Р7 Офис, Циркон-Офис, AlterOffice, Лотос.

«Сегодня мы имеем полный стек как серверного, так и десктопного системного ПО, — заявил Илья Сивцев, генеральный директор ГК Astra Linux. — Это защищенная ОС Astra Linux, программный комплекс средств виртуализации „Брест“, средства резервного копирования RuBackup и диспетчер подключений виртуальных рабочих мест Termidesk. Также мы предлагаем „РуПост“ — домен, почтовый сервер, безопасные мобильные рабочие места и платформа для бизнес-приложений, и систему централизованного управления ALD Pro, предназначенную для системных администраторов. ALD Pro автоматизирует и упростит задачи, связанные с обслуживанием парка машин, а тем, кто переходит с Microsoft, позволит быстро освоиться с Linux-системами».

По словам Алексея Смирнова, председателя совета директоров «Базальт СПО», в состав ОС «Альт» включены инфраструктурные компоненты, которые позволяют развернуть рабочее место сотрудника на любом компьютере и обеспечить защищенный дистанционный доступ к цифровым ресурсам организации, а также инструменты управления групповыми политиками. У «Базальт СПО» собственная оригинальная система управления групповыми политиками, она позволяет системным администраторам управлять рабочими станциями и правами пользователей на компьютерах с ОС «Альт» и Windows в гетерогенной среде. Смирнов добавил, что в комплект поставки каждой ОС входит большой набор прикладных программ для пользователей и системных администраторов. А наличие собственных технологий обеспечивает разработку самостоятельных ОС, а не клонов (деривативов) зарубежных продуктов.

Когда речь заходит об отечественных производителях процессоров, то в первую очередь называют компании «Байкал Электроникс», «МЦСТ», «Элвис». Конечно, до массового освоения рынка им еще далеко, но динамика неплохая. Например, в компании «Байкал Электроникс» заявили, что уже вышли на промышленный объем производства процессора Baikal-M. Этот чип ARM-архитектуры рассчитан на применение в рабочих станциях, офисных рабочих местах, системах безопасности, промышленной автоматизации и управлении зданиями. В планах на 2022 г. — выпустить не менее 220 тыс. этих чипов, в 2023 г. объем производства должен составить 440 тыс. процессоров, в 2024 г. — 540 тыс., а в 2025 г. — 600 тыс. Вокруг Baikal-M сложилась большая экосистема: более 15 ОЕМ-партнеров разрабатывают аппаратные решения, свыше 40 компаний выпускают программные продукты. К настоящему времени на рынке доступны более 10 системных плат, свыше 50 различных устройств (моноблоки, АРМы, системные блоки, СХД, серверы маршрутизаторы, коммутаторы, промышленные компьютеры терминалы, киоски для электронных очередей и пр.). Недавно вендор анонсировал процессор Baikal-S, область применения которого — серверы, суперкомпьютеры и СХД. В текущем году планируется произвести 10 тыс. этих процессоров, а в 2023 г. — 30 тыс. Помимо этого, компания разрабатывает два новых перспективных процессора — Baikal-L и Baikal-S2. Baikal-L (выполнен по технологии 12 нм, архитектура ARMv9) специально спроектирован для того, чтобы на его базе можно было делать современные эргономичные ноутбуки с большим временем работы от батареи. Проект Baikal-S2 (6 нм, архитектура ARMv9) — серверный процессор для «облачных» вычислений.

Разумеется, сфера интересов отечественных разработчиков не ограничивается только процессорами, операционными системами или офисными пакетами. Даже простое перечисление классов продуктов займет много времени. Приведем лишь пару примеров. В конце прошлого года появился российский бренд «Сайбер Электро». Под этой маркой на производственно-инжиниринговом предприятии «Стабтех» выпускаются ИБП. По словам Максима Жигаленкова, директора по работе с партнерами, о доле рынка говорить пока рано, но планы у фирмы амбициозные. Другой вендор — Группа компаний «Системотехника» — разработчик и производитель линейки высокотехнологичных систем гарантированного энергоснабжения, а также поставщик комплексных энергетических решений.

Канал сбыта также старается быть в тренде. Иван Ковальчук, руководитель отдела российских вендоров компании MONT сообщил, что дистрибьютор имеет широкий набор продуктов российских производителей и готов предложить каждому партнеру такой портфель, который закрыл бы все потребности и задачи по импортозамещению по самым важным элементам инфраструктуры.

Главный заказчик — государство

Все вендоры хотят продавать свою продукцию как можно большему числу заказчиков, но реалии нашего рынка таковы, что основными покупателями российских решений являются государственные предприятия и структуры. Во многом это обусловлено законодательством и требованием регуляторных органов. Хотя надо сказать, что и коммерческие фирмы в последнее время стали проявлять все больше интереса к российским продуктам, обращая внимание не только на стоимость, но и на функциональные возможности.

«Основные потребители отечественных решений сегодня — это госсектор и госкорпорации, — говорит Татьяна Урсова, руководитель направления развития бизнеса отечественных инфраструктурных решений компании Axoft. — Тем не менее, интерес коммерческих компаний к российским разработкам растет с каждым годом, что объясняется ростом зрелости и качества продуктов».

Как утверждает Алексей Смирнов, операционные системы «Альт» предназначены для всех сегментов рынка. Продукты компании используют органы власти, крупнейшие компании, в ведении которых находятся системы критической информационной инфраструктуры (КИИ), обеспечивающие работу топливно-энергетического комплекса, транспорта, здравоохранения, организации всех ступеней образования. Есть также и частные пользователи, владельцы домашних ПК.

В компании «Сонет» сообщили, что их заказчики — это органы государственной власти, государственные корпорации, предприятия с государственной поддержкой, учебные заведения.

«Существующие на рынке отечественные решения рассчитаны, в первую очередь, на государственный сектор и предприятия, являющиеся субъектами КИИ, — говорит Александр Вознесенский, генеральный директор ГК „Акцент“. — Нашими основными заказчиками по данному направлению являются органы исполнительной власти и крупные промышленные предприятия». Он добавил, что по оценкам специалистов фирмы, доля отечественной продукции, входящей в основной портфель предлагаемых решений, занимает не менее 50% — начиная от ПО и оборудования, и заканчивая комплексными системами в сфере информационной безопасности.

«В основном, продукты в портфеле MONT — это инфраструктурные решения и средства информационной безопасности, — комментирует Иван Ковальчук. — Так сложилось, что у нас больше контрактов в этих сферах, чем привычных ERP, BI, CRM. Поэтому наш портфель рассчитан практически на все сегменты рынка, мы охватываем абсолютно все сферы бизнеса». Он добавил, что у MONT заключены контракты более чем с сотней вендоров, и у почти каждого есть решения как для физических лиц, так и для СМБ и крупных корпораций, а также государственных структур.

В числе клиентов Astra Linux, по словам Ильи Сивцева, можно найти как малые госорганизации, так и крупные государственные корпорации. А по отраслевым признакам — это органы исполнительной власти, образования, медицины, силовых структур, объектов КИИ, предприятий ТЭК, нефтегазовой отрасли, банковского сектора, телекоммуникационной индустрии.

С ним согласен Валентин Шульга, руководитель партнерского отдела компании Gagar-in: «Наши заказчики — предприятия с большим количеством собственных ресурсов, масштабным товарооборотом и значительным уровнем реализации услуг — розница, банки, операторы телекоммуникационных услуг, крупнейшие отраслевые предприятия и государственные структуры».

На государственные предприятия и организации ориентируется также и компания «Сайбер Электро».

«За» и «против»

Что же может заставить пользователей выбрать отечественную продукцию? В чем ее конкурентные преимущества, и по каким критериям надо оценивать?

Первый критерий, как считает Илья Сивцев, безопасность: «Во всех наших продуктах на ней сделан акцент. По факту, наши операционные системы у регуляторов называются именно „средством защиты информации“. В это понятие входит защита информации в частных и государственных системах на базовом, платформенном уровне, которым и является ОС. Второй — это история, связанная с санкционной политикой и технологической независимостью. Речь уже не о хакерских атаках, а о серьезных блоках со стороны, допустим, западных государств. О полном ограничении доступа России к современным технологиям. Третий критерий — это, конечно, экономические показатели, потому что средняя стоимость владения нашими продуктами для заказчика выгоднее. И самое главное — это выгодно и стране благодаря нашим налоговым отчислениям».

Эти взгляды разделяют в компании «Сонет». Иностранное государство, по мнению ее сотрудников, может в силу различных обстоятельств, в том числе и напряженной политической обстановки, наложить санкции и ограничить доступ к использованию программных решений, ограничить или прекратить поставки оборудования. Получается, что государственные корпорации и крупный бизнес зависят от зарубежных производителей и находятся в крайне рискованной ситуации. Этот риск необходимо снижать. Использование отечественных решений позволяет избежать возможных проблем. В компании «Сонет» также подчеркивают, что стоимость российских решений будет ниже, чем иностранных аналогов, при том что в наших решениях есть практически вся необходимая функциональность.

«Политика импортозамещения, безусловно, спровоцировала и обеспечила рост спроса на отечественные решения. Благодаря этому разработчики получили возможность вносить качественные улучшения в свои продукты, что сегодня позволяет им закрывать потребности конечных пользователей и составлять конкуренцию зрелым западным решениям», — отметила Татьяна Урсова.

«Центр разработки, тестирования, производства и принятия решений находится в России, то есть, проектирование, кастомизация и поддержка продуктов находятся в шаговой доступности для заказчиков. Это позволяет нам предлагать не только готовые решения, но и создавать новые, учитывая пожелания и особенности рынка и заказчика», — заявил Валентин Шульга.

Максим Жигаленков отмечает, что компания готова кастомизировать и дорабатывать ИБП «Сайбер Электро» под задачи заказчика в самые короткие сроки. И здесь речь может идти о вполне серьезных и дорогостоящих работах, например, изменении архитектуры, увеличении защищенности корпуса, установке дополнительных опций (фильтры, автоматы защиты нагрузки, трансформаторы, частотные преобразователи) и тому подобные работы. Он рассказал, что готовая продукция проходит двойной контроль качества, в том числе и нагрузочное тестирование, по запросу можно организовать предпроектное тестирование на площадке заказчика. Продукты «Сайбер Электро» соответствуют российским стандартам и легко вписываются в существующие инфраструктуры предприятий.

Не является секретом, что для профессиональных решений важным аргументом была и остается сервисная поддержка. Для продуктов «Сайбер Электро» полная сервисная политика будет объявлена в ближайшее время, сейчас можно отметить, что запланированы бесплатная доставка в регионы до ближайшего крупного города и бесплатный сервис по подмене гарантийного оборудования.

Сервисный подход выбрала и группа компаний «Системотехника». Как подчеркнула Татьяна Бережная, директор по маркетингу, трудно создать эксклюзивный продукт, который останется таковым в течение длительного времени, но поставщик может предложить уникальное решение, основанное на комбинации продуктовой и сервисной частей проекта, что должно удовлетворить потребности заказчика.

По мнению Ивана Ковальчука, выбор пользователя зависит от совокупности следующих факторов: функциональности продукта, стоимости, возможностей интеграции с существующими элементами ИТ-инфраструктуры и пр. Поэтому MONT большое внимание уделяет консультированию и обучению партнеров, их знакомству c новыми российскими поставщиками и их решениями. «Мы стремимся показать партнерам и заказчикам, что на рынке существует множество достойных отечественных разработчиков с отличной продукцией», — сказал он.

Свои критерии называет Алексей Смирнов. Наиболее важные:

  • Наличие у «Базальт СПО» собственного, не зависящего от иностранных производителей первичного репозитория программных пакетов, позволяющего обеспечить полный жизненный цикл выпуска ОС «Альт». Жизненный цикл ОС «Альт» зависит только от их разработчиков, так как базовый репозиторий территориально находится в нашей стране, в российской юрисдикции, и полностью контролируется российскими ИТ-специалистами;
  • Единая кодовая база. Разработчики ОС «Альт» автоматизировали перенос всех своих ОС на новые аппаратные платформы. Это позволяет формировать дистрибутивы разных ОС для разных аппаратных архитектур из единого репозитория исходных текстов;
  • Поддержка отечественных аппаратных платформ. ОС «Альт» взаимодействуют с процессором «Эльбрус» в нативных кодах (без необходимости имитировать работу процессора Intel), что позволяет использовать максимальную производительность российского процессора.

Похожие аргументы и у Александра Вознесенского. Он считает, что отечественные продукты предпочтительнее зарубежных по ряду причин, а именно:

  • новые рабочие места;
  • развитие и удержание ведущих ИТ специалистов;
  • защита информационной безопасности;
  • укрепление экономики страны и цифровой суверенитет;
  • программное обеспечение, разработанное с учетом российской специфики;
  • исполнение требований законодательства;
  • интеграция с существующими российскими программами.

Заказчик голосует рублем

Объективный критерий популярности продукта — объем его продаж. Как сообщил Иван Ковальчук, результаты прошлого календарного года свидетельствуют о бурным росте бизнеса российских производителей ИТ-решений, порядка 50-70%.

«В 2020 г. выручка ГК Astra Linux выросла на 70% и составила более 2 млрд руб., — сказал Илья Сивцев. — В 2021 г. мы также выросли, сейчас подводим итоги».

Похожие цифры и в компании «Базальт СПО». Там, по словам Алексея Смирнова, за последние пару лет прирост в обороте и в количестве проданных продуктов составил 70-80%.

На этот год игроки также возлагают большие надежды. «Мы настроены позитивно, на основании информации от производителей и собственных данных предполагаем, что темпы роста у ряда производителей сохранятся, а у некоторых даже увеличатся более чем в 2 раза, — отметил Иван Ковальчук. — Этому будут способствовать комплекс внешних факторов и уже запущенные проекты, планы закупок с закрепленным участием вендоров. MONT участвует в большом количестве проектов, в том числе, оказывает партнерам всестороннюю инженерную и консультационную поддержку, и динамика в данном направлении подтверждает рост интереса наших заказчиков к продукции российских производителей. Этот факт в сочетании с ростом количества проектов дает основание полагать, что в 2022 г. можно ожидать большой всплеск продаж».

Алексей Смирнов, прогнозирует увеличение бизнеса не менее чем на 50%.

В ряде целевых ниш доля отечественных продуктов сегодня уже довольно высока.

«По открытым данным госзакупок отечественных ОС, без учета мобильных решений, в сегменте госорганизаций на конец 2020 г. наша доля составляла порядка 63%», — сообщил Илья Сивцев.

По словам Алексея Смирнова, рыночная доля «Базальт СПО» — порядка 30-40% и увеличивается с каждым годом.

«О нашей доле рынка говорить слишком рано, продукция „Сайбер Электро“ только начинает свой путь на российском рынке. В этом году мы рассчитываем занять 3-5% российского рынка ИБП в профессиональных сериях», — заявил Максим Жигаленков. В «Системотехнике» в этом году ожидают рост не менее 20%.

«Мы не боимся ставить перед собой амбициозные цели, — сказал Валентин Шульга. — На 2022 г. запланирован рост продаж наших решений в 20-кратном размере. Конечно, это обусловлено, прежде всего, эффектом низкой базы, но нельзя не отметить высокий спрос на наши решения среди заказчиков и партнеров».

«Доля отечественных решений из года в год уверенно растет, увеличиваются масштабы и число проектов. Это связано со многими факторами, такими как законодательное регулирование, повышение уровня доверия к отечественным решениям вследствие развития самих продуктов. Если говорить об Axoft, в 2018-2019 гг. мы получили взрывной рост отечественных операционных систем, который, по нашему мнению, был обусловлен эффектом низкой базы. Данная тенденция прослеживается и в период 2020-2021 гг.», — отметила Татьяна Урсова.

Объективные трудности и субъективные преграды

Несмотря на растущий спрос на отечественные решения, игроки рынка жалуются на многие факторы, которые, по их мнению, осложняют бизнес и мешают более масштабным поставкам продукции.

«Здесь целый комплекс причин, — говорит Илья Сивцев. — Программе импортозамещения ПО уже лет семь, но первые яркие победы появляются только сейчас. В какой-то момент государство ввело планы по цифровизации и переходу на отечественный софт, начало мониторить результаты. Тогда случились небольшие шаги в сторону применения отечественных продуктов сначала в федеральных и региональных органах власти, а потом и в госкомпаниях. Но пока есть ощущение, что общий парк всех отечественных продуктов, особенно с точки зрения базового ИТ-ландшафта, операционных систем, намного меньше 10%. Чтобы ускорить прогресс, нам в первую очередь необходима актуализация требований при разработке новых информационных систем в интересах государственных заказчиков с учетом перехода на отечественные технологии. Важно регулировать вопрос разработки ИС как в части использования, так и неиспользования в них иностранных проприетарных технологий. Такие системы должны быть мультиплатформенными или изначально разрабатываться под отечественные процессоры и ПО».

Илья Сивцев добавил, что есть еще и технологическая часть. С точки зрения удобства российский стек в каких-то случаях удовлетворяет потребностям заказчика не на 100%, а, допустим, на 92 или на 85 — из-за этого клиент может им не пользоваться. Кому-то просто неудобно от отсутствия определенного функционала, а кто-то не хочет переучивать персонал. Получается замкнутый круг: уровень незрелости отечественных вендоров обусловлен отсутствием серьезных внедрений, и наоборот. А ведь любое массовое внедрение развивает всю экосистему. «На собственной практике мы видим, насколько это взаимосвязанные вещи», — подытожил он.

«Более масштабным поставкам мешает отсутствие интеграции с наших решений с ПО иностранного производства, привычка заказчиков работать с зарубежными продуктами, отсутствие возможности безболезненного перехода на российские решения из-за отсутствия необходимого функционала», — отмечают специалисты компании «Сонет».

«Сегодня мы находимся в благоприятной среде для нашего развития. Оборудование заказчиков устаревает в связи с появлением новых стандартов. Построенные более 3-х лет назад ЦОДы не отвечают новым требованиям бизнеса и ИТ. Вопросы по технической безопасности возникают не только в Российской Федерации, но и в странах Европы, — считает Валентин Шульга. — Мы видим устойчивый интерес к российским решениям за рубежом. Конечно, общий дефицит микроэлектроники сказался и на нас, и мы стремимся решить этот вопрос уже сейчас, чтобы сокращать сроки поставки оборудования».

По мнению Алексея Смирнова, не последнюю роль играет приверженность конечных пользователей западным технологиям. Конкуренция с зарубежными решениями, пожалуй, один из самых серьезных вызовов для российских вендоров.

Многие российские компании появились относительно недавно, и их стремление разработать отечественные аналоги известных западных продуктов — благородная цель. Но, как отмечает Иван Ковальчук, оценивая российские и зарубежные продукты, нужно мыслить объективно и учитывать, что российский рынок разработки ИТ-решений еще молодой. Поэтому не всегда корректно сравнивать продукт, которому всего несколько лет, с продуктом, который существует уже десятки лет.

«На технологическом уровне трудностей с конкуренцией практически нет. ОС „Альт“ обладают всеми привычными пользователям функциональными свойствами, — отмечает Алексей Смирнов. — Это подтверждает опыт использования наших программных продуктов в тысячах организаций по всей стране и растущий спрос на ОС „Альт“. Широкому распространению российских ОС мешает несовместимость с ними ряда прикладных программ, в том числе отечественных. Особенно эта проблема остра для компьютеров с отечественными процессорами. Однако над ее решением трудятся разработчики ОС и прикладного софта. А главным препятствием, пожалуй, является сила инерции: больше двух десятилетий подавляющее большинство людей пользовалось зарубежной ОС на работе и дома. На этой ОС построены ИТ-инфраструктуры множества организаций и предприятий. Отказаться от привычного сложно, люди опасаются перемен. Но пример тех, кто успешно использует ОС „Альт“, обеспечивает ей все больше успеха в конкурентной борьбе».

По словам Валентина Шульги, основная трудность — в отсутствии лояльности заказчиков к российским брендам. «Часто это выражается в необходимости подтверждения заявленных характеристик на реальных тестах — говорит он. — При этом, максимально оптимизированные и универсальные продукты, зарекомендовавшие себя на рынке, имеют в составе проприетарные технологии. Это приводит к зависимости от производителя, которая привязывает заказчика к одному вендору. Работая с нами, заказчик получает возможность, не привязываясь к конкретному производителю, использовать новейшие технологии, поскольку наша компания опирается на открытые, доказавшие свою эффективность, стандарты».

Работая с нами, заказчик получает возможность, не привязываясь к конкретному производителю, использовать новейшие технологии, поскольку наша компания опирается на открытые, доказавшие свою эффективность, стандарты«.

В компании «Сонет» согласны, что конкурировать довольно сложно, так как иностранные решения уже смогли завоевать огромную долю рынка, а российским разработчикам это еще только предстоит. Вообще, для заказчиков, которые скептически смотрят на импортозамещение, следует изменить свои взгляды и рассматривать импортозамещение как модернизацию. Чем быстрее компания сможет перестроиться и найти подходящие для своих задач и бюджета отечественные решения, тем больше шансов, что в будущем она получит в распоряжение надежную ИТ-инфраструктуру на базе российского оборудования и ПО.

Основной трудностью Татьяна Бережная называет отсутствие качественной компонентной базы для изготовления собственных продуктов. Очень часто в России невозможно найти подходящее изделие серийного производства, поскольку многие компоненты либо не изготавливаются в нашей стране, либо выпускаются в незначительных объемах. Таким образом, некоторые компоненты приходится заказывать за рубежом, что значительно осложняет и увеличивает сроки производства всего продукта. Несмотря на запущенные госпрограммы поддержки российского бизнеса, с зарубежными решениями по-прежнему сложно конкурировать.

«К российскому продукту относятся более настороженно, порой требуется больше аргументов и более подробного представления продукта, его характеристик. Мы к этому были готовы, каких-то завышенных ожиданий на этот счет у нас не было и нет», — резюмировал Максим Жигаленков.