Компания Intel объявила результаты работы в странах СНГ и Балтии за прошедший год. "Мы считаем Россию чрезвычайно перспективным рынком, - сказал Стив Чейз, региональный менеджер Intel в странах СНГ и Балтии, - среди других быстроразвивающихся рынков. Россия занимает одно из ведущих мест". По данным компании, ее оборот составил более 200 млн. долл., причем основными источниками доходов стали OEM-бизнес и продажи через каналы сбыта. На каждый из этих секторов приходится по 50% сбыта.

В процентном отношении оборот Intel за 1996 г. увеличился на 155% по сравнению с предыдущим годом.

Intel Corp. не зря называют "машиной для изготовления денег". Юбилейный, 1996 г., стал для Intel седьмым подряд годом непрерывного увеличения как доходов, так и прибыли. В сравнении с предыдущим годом объем продаж вырос с 16,2 до 20,8 млрд. долл., при этом чистая прибыль составила 5,2 млрд. долл. В IV квартале 1996 г. доходы Intel составили 6,4 млрд. долл., что на 41% превысило доходы за тот же период 1995 г. Поставки микропроцессоров и наборов микросхем в течение квартала достигли рекордного уровня.

На росте поставок флэш-памяти, встроенных процессоров и микроконтроллеров сказались трудности, переживаемые всей полупроводниковой промышленностью.

"Даже по самым умеренным оценкам емкость европейского рынка в прошлом году выросла в среднем на 12%. При этом наибольший рост отмечен на развивающихся рынках России, Восточной Европы, Турции и Греции, - заявил Ханс Гайер, вице-президент Intel и генеральный менеджер европейского отделения.

"Очень немногие компании в России решаются обнародовать результаты своей работы и тем отраднее видеть, что Intel, один из признанных лидеров компьютерного рынка, уверенно идет по пути открытости", - прокомментировала эти цифры Ольга Дергунова, генеральный директор Microsoft АО. "Коллектив московского представительства можно поздравить - они сумели не только правильно оценить потенциал России, но и создать разветвленную сеть сбыта своей продукции, - сказал Александр Ямницкий, заместитель генерального директора компании Elko Moscow. - Впрочем, как дистрибьютор Intel мы, естественно, тоже в какой-то мере причастны к этому рекорду. Intel ценит российский рынок - достаточно вспомнить, насколько часто в Россию приезжают высшие менеджеры компании. Такое отношение в первую очередь объясняется ясным пониманием перспектив развития рынка России и стран СНГ. Может быть, нам уделяется чуть меньше внимания, чем, допустим, Китаю, но больше, чем многим европейским государствам. Как российский дистрибьютор мы почти не слышим "нет" в ответ на какие-либо наши пожелания".

Как водится, объявляя результаты, Intel не учитывала объемы продаж процессоров, которые поступили к потребителям в составе готовых ПК зарубежных марок (впрочем, это свойственно всем иностранным компаниям) и "серых" поставок (поскольку эту сумму можно оценить лишь приблизительно).

По словам г-на Чейза, даже привыкшие к стремительному развитию бизнеса менеджеры Intel были ошеломлены темпами роста потребления процессоров в нашей стране. Согласно прогнозам, московское представительство Intel не должно было "взять планку" 200 млн. долл. Представители компании вспоминают, что в течение первых трех кварталов 1996 г. рынок вел себя в полном соответствии с прогнозами, но в IV квартале спрос на продукцию Intel резко возрос. "Мы были уверены, что объем продаж составит примерно 180 млн. долл., - сказал Чейз. - Основываясь на этом, мы даже подготовили некоторые рекламные материалы, которые, разумеется, пришлось переделывать".

На первый взгляд никаких предпосылок для такого скачка действительно не было: рынок ждал, во-первых, выпуска нового процессора (Pentium со средствами MMX), а во-вторых, - очередного снижения цен, которое, как было хорошо известно, планировалось не раньше февраля текущего года. Может быть, именно поэтому реселлеры склонны объяснять эти достижения Intel не столько стремительно растущей популярностью ее продукции, сколько "естественными причинами", в частности сезонными колебаниями на рынке. "Скачок продаж в IV квартале, на мой взгляд, объясняется традиционными для России причинами - в конце года наблюдается общее оживление бизнеса, - сказал Александр Ямницкий. - На этот период приходится примерно 40% всех продаж. Хотя, разумеется, это весьма относительная оценка". С ним согласен и коммерческий директор компании "Вист" Геннадий Беспалов: "Действительно, по нашим наблюдениям в IV квартале произошло увеличение объемов продаж. Однако это совершенно нормальное явление, поскольку в России есть традиция делать покупки именно в это время. Более того, если говорить о компании "Вист", то мы не заметили и обычного январского спада. Похоже, что в бизнес пришли бюджетные деньги".

Не все согласны с методикой, используемой Intel при подведении итогов года. "Не совсем правильно, что представительству Intel в России не засчитываются продажи процессоров, которые поступают потребителям в составе компьютеров Compaq, - сказал Александр Канн, Compaq. - В результате указанные цифры не отражают действительного положения дел. Это плохо, ведь впоследствии эти данные становятся основой для определения сумм, направляемых на развитие рынка. Если бы Intel учла десятки тысяч процессоров, проданных в составе компьютеров Compaq, то значит, что она могла бы вложить в совместные мероприятия с Compaq и на развитие местного рынка гораздо большие ресурсы".

Споры вокруг методики не утихают уже в течение как минимум двух лет (с момента, как компания Microsoft АО создала прецедент, обнародовав собственные финансовые результаты). "Я думаю, что, оценивая работу локального представительства, нельзя учитывать "зарубежные" объемы продаж, даже в том случае, если потом данный товар будет привезен в Россию, - заметила Ольга Дергунова. - Это совершенно разные цифры. Объем продаж в конкретной стране - это показатель того, насколько хорошо работает местное представительство компании". Геннадий Беспалов: "Я думаю, что Intel поступает абсолютно правильно. Нельзя учитывать продукцию, проданную в другой стране, в противном случае это напоминает "двойную" бухгалтерию".

На увеличение доходов Intel, кроме общего развития компьютерного рынка, повлияло и еще одно, менее заметное, но все же существенное обстоятельство - сокращение "серого" рынка. По оценкам многих реселлеров, в 1995 г. на российском рынке "серые" поставки составляли от 40 до 60% (в зависимости от типа процессора), а в "час пик" (две-три недели после очередного снижения цен) - до 70%. Однако все опрошенные нами реселлеры отметили существенное снижение активности "серых" в 1996 г. Хотя полностью изжить это явление не удалось, как, очевидно, не удастся и в обозримом будущем, легальным партнерам Intel удалось несколько потеснить позиции "серых" поставщиков. Следует отметить, что реселлеры прекрасно понимают: в случае возникновения неожиданных технических проблем ("перепил", производственный дефект или что-то еще), как-то: компенсировать потери или вернуть дефектные процессоры из "серой" партии почти невозможно. "Иногда у нас нет иного выбора, - отметил представитель компании, пожелавший остаться неизвестным, - но мы понимаем, что, покупая относительно дешевые "серые" партии процессоров, мы рискуем собственными деньгами".

Можно сделать по крайней мере два вывода. Первый - если попытаться оценить емкость российского рынка ПК, взяв за основу доходы Intel, то указанную сумму 201 млн. долл. следует увеличить по меньшей мере на 40% (примерная доля российского рынка ПК, которую контролируют зарубежные фирмы - изготовители ПК), а потом еще на 30% (общепризнанная оценка суммы "серых" поставок в 1996 г.). Второй - доходы в России впервые принесли Intel приблизительно 1% ее общего оборота (20,8 млрд. долл.)., что означает для нашего рынка дальнейшее продвижение в "табели о рангах", определяющей степень внимания и суммы, которые корпорация намерена инвестировать в развитие. В частности, имеются планы по увеличению численности российского представительства компании почти на 60%. "Intel будет расширять сеть региональных представительств, - сказал Стив Чейз. - Россия - большая страна, и нам предстоит еще много работы".