Традиционный, уже пятый, форум Digital Consumer Channel CIS (DCC CIS) прошел в Le Meridien Moscow Country Club с 18 по 20 июня 2008 г. и привлек более 550 участников. Организатором его выступила компания DISTREE Events.
Основная идея форумов DCC CIS — предоставить площадку для непосредственных рабочих контактов между руководителями ведущих розничных компаний России и СНГ по продаже потребительской электроники, цифровой и ИТ-техники, с одной стороны, и мировыми производителями этой продукции — с другой. Таким образом, желающие работать в регионе CIS вендоры получают возможность непосредственно встретиться со множеством ретейлеров из РФ и стран ближнего зарубежья.
Фредерик Симмард, исполнительный директор DISTREE Events, отмечает, что более 75% посетивших DCC CIS 2008 ретейлеров приехали на форум из регионов России, Украины и Белоруссии. Из более чем 200 делегатов от розничных компаний 70 менеджеров участвовали в мероприятии впервые, что свидетельствует о растущем интересе к форуму и демонстрирует его развитие. Делегаты ретейлеров DCC CIS представляли более 22,5 тыс. торговых точек самого разного формата (от гипермаркетов до небольших магазинов) со всего региона. В этом году в DCC приняли участие несколько новых мировых производителей, таких как Samsung, Toshiba, Lenovo, Seagate Technology, ASUS, Nokia, Oregon Scientific, APC.
Общее же число вендоров, выпускающих продукты, основным каналом сбыта которых служит розничная торговля, достигло 75. В целом за неполные три дня форума прошли более 1,2 тыс. встреч формата «один на один» между вендорами и ретейлерами.
Гости форума получили возможность не только пообщаться в традиционном для него формате («один на один»), но и принять участие в расширенной программе. Она включала так называемую Retail Academy — курс семинаров для ретейлеров по дизайну и обустройству магазинов, метрике покупателей, маркетинговым стратегиям, а также по оптимизации отношений вендор/дистрибьютор/ретейлер. Кроме того, на пленарных заседаниях форума прозвучали доклады ведущих исследовательских компаний и отраслевых экспертов; состоялись «круглые столы» и специализированные презентации. Разумеется, нашлось в программе место и для ставшего неотъемлемой частью мероприятий DCC конкурса «Убеди за 60 секунд!». В нем приняли участие более 20 вендоров. В номинации «Лучший дизайн продукта» в этом конкурсе победила компания BenQ, а компания Lenovo стала лидером в номинации «Лучшая инновация».
Одним из главных событий расширенной программы DCC CIS 2008 оказался представленный аналитическим агентством GFK ежегодный обзор розничного ИТ-рынка стран СНГ и Европы. Обзор свидетельствует о том, что на сегодняшнем цифровом и высокотехнологичном рынке явственно заметна смена парадигмы со стороны конечных потребителей этой продукции. Если еще семь-восемь лет назад подавляющее большинство покупателей компьютеров и цифровой техники были «иммигрантами» в нарождавшемся цифровом мире, то сегодняшний массовый потребитель — стопроцентный, коренной его обитатель, с самого детства росший в окружении высокотехнологичных устройств.
Нынешний посетитель компьютерного магазина заметно отличается от прежнего. Он склонен рассматривать Интернет как первичный источник информации, готов к поиску и быстрой обработке внушительных объемов данных, к активному восприятию новинок; склонен к развлечениям и не столь серьезен, как представители предыдущего поколения. Для коренного обитателя цифровой вселенной существенно более важными оказываются такие параметры высокотехнологичных устройств, как дизайн, статусность, насыщенность дополнительными (пусть и не всегда необходимыми) функциями. Он с большей готовностью обращает внимание на интегрированные устройства, часто предпочитая одно такое нескольким специализированным. К тому же ценность статичной информации в цифровую эпоху снижается: нарастающий уровень состязательности и сотрудничества требует постоянного обновления знаний, непрерывного образования — разумеется, с применением разнообразных цифровых технологий и устройств. Все это отражается на пользовательских предпочтениях, и потому крайне важно, с точки зрения владельца розничного ИТ-магазина.
По данным GFK, рост «железного» В2С-рынка в Европе составил 4% по стоимости и 7% по количеству товаров (3 и 9% для Западной Европы, 7 и 2% для Центральной и Восточной Европы соответственно). При этом рост не был равномерным: так, российский рынок вообще продемонстрировал падение — на 6% по обоим показателям.
Исследователи отмечают, что конечный потребитель ИТ-продукции становится более компетентным, в массе своей уже не впадает в истерию по поводу «модных новинок» (хотя, заметим, история похождений iPhone на российском рынке заставляет в этом усомниться; скорее восторженное отношение к «умной» технике как таковой сменилась более четко сформулированным желанием обладать устройствами того или иного класса). Те, у кого свободных средств в достатке, свой первый голод в отношении компьютеров, сотовых телефонов, цифровых плееров и прочего уже удовлетворили. Соответственно объектами внимания ретейлеров становятся аксессуары — клавиатуры, мышки, колонки, игровые контроллеры, — а также модернизация компьютеров, в которой современный пользователь ПК нуждается, по-хорошему, никак не реже одного раза в три года.
Рассматривая изменения в структуре канала, аналитики GFK отмечают, что хотя за последние три года в ней наметились некоторые перемены (например, российские поставки МФУ теперь на 33% идут по «непрофильным» каналам — против 25% в 2005 г.), специализированный канал по-прежнему остается важнейшим средством розничной ИТ-дистрибуции в странах СНГ и Восточной Европы. В Западной Европе картина иная — так, в Германии поставки компьютеров по ИТ-каналу розницы в 2005 г. составляли 66%, а в 2008-м оцениваются уже в 58%, то есть доля «непрофильных» поставщиков приближается к половине. В этом направлении, уверены в GFK, будут двигаться и восточноевропейские рынки.
Продолжая разговор о смене парадигмы потребителя, можно утверждать, что принятие решения о покупке того или иного высокотехнологичного товара уже плохо соответствует описанной в классических учебниках по маркетингу процедуре. А именно: неспешному осознанию покупателем своих потребностей, вдумчивому исследованию рынка, сопоставлению различных предложений и т. п. В условиях все нарастающего потока информации потребитель куда более склонен к не самым логичным, зачастую интуитивным решениям. Роль онлайновых коммуникаций ретейлеров с потенциальными покупателями возросла за последние годы многократно. Дело не в интернет-торговле, а именно в коммуникациях: даже отправляясь за ИТ-покупкой в офлайновый магазин, современный потребитель проводит собственное (пусть зачастую и сумбурное) маркетинговое исследование онлайн. А значит, уделять внимание своей интернет-»витрине» и ретейлеру, и вендору совершенно необходимо. Особое значение приобретает взаимодействие с онлайновыми СМИ, публикующими как обзоры устройств (зачастую со ссылками на сайты розничных магазинов), так и их рекламу.
DISTREE Events уже начала подготовку DCC CIS 2009 под девизом «Цифровая техника: от производителя к новым покупателям».