В последние годы обращает на себя внимание тенденция роста количества стартапов в Интернете. Период наибольшей активности, по данным Ernst & Young и Dow Jones VentureOne, пришелся на 2006—2007 гг. В динамику 2008 г. свои коррективы внес экономический кризис. Тем не менее предприниматели рассматривают веб как благодатную почву для реализации бизнес-идей. С одной стороны, Интернет отличается большей стабильностью по сравнению с другими сферами, с другой — вдохновляют примеры успешных проектов. Например, студенческие детища — Facebook (создан студентом Гарвардского университета), Vkontakte.ru (разработан командой выпускников СПбГУ), Milliondollarhomepage.com (придуман студентом из Великобритании).
Действительно ли так просто создать электронный бизнес? Как оценить жизнеспособность проекта и грамотно реализовать задуманное? Попробуем ответить на эти вопросы.
Если интернет-бизнес создают, значит, это кому-нибудь нужно?
Согласно определению компании IBM (IBM, http://www.ibm.com/e-business/info), интернет-бизнес — это преобразование основных бизнес-процессов при помощи интернет-технологий. То есть интернет-бизнесом можно назвать любую деловую активность, в которой используются возможности Сети для получения прибыли. Наиболее жизнеспособной моделью является интеграция внутренней информационной системы с интернет-решением. Иначе говоря, должна существовать отлаженная информационная инфраструктура как внутри компании, так и вне ее, а также механизм обмена данными между этими двумя системами.
Говоря про онлайн-бизнес*, нужно иметь в виду, что степень «виртуализации» проекта бывает различной. Рассмотрим интернет-магазин. В случае минимальной виртуализации у нас есть «онлайн-витрина» с данными о товарах, ценами и контактами менеджера по продажам. Второй вариант, когда выбор товара, расчет стоимости, заполнение квитанций и т. д. происходит прямо на сайте. В офлайне остается логистика, бухгалтерия и буквально несколько процессов.
О преимуществах ведения онлайн-бизнеса говорил еще в 1999 г. доктор Ральф Уилсон (Dr.Ralf F. Wilson, http://www.wilsonweb.com/wmt5/viral-principles.htm), консультант по электронной коммерции. Он выделил шесть возможностей, которые открывает виртуальная среда:
- Образование самостоятельного коммерческого подразделения.
- Выход на мировой рынок.
- Прямые продажи.
- Глобализация.
- Сегментирование рынка.
- Конкурентные преимущества.
Добавим также, что использование ресурсов Интернета позволяет усовершенствовать обслуживание клиентов, организовать новый канал продаж, представить большой массив информации, снизить расходы на содержание бизнеса. Кроме того, Интернет обладает уникальной функцией сбора статистики: в распоряжении маркетологов десятки параметров (динамика посещений, географическая сегментация, время пребывания на сайте и т. д.), возможность проследить поведение каждого отдельного посетителя (покупателя), управлять деятельностью в режиме онлайн.
Топ-модели бизнеса
В основе любого бизнеса лежат специфические модели. Они разъясняют, как компания делает деньги, детально показывая ее местоположение в цепи возникновения стоимости. Классификаций и описаний моделей онлайн-бизнеса достаточно много, мы предлагаем опираться на вариант Майкла Рэппа (Michael Rappa), профессора университета штата Северная Каролина (США). Он выделяет девять бизнес-моделей: посредническая, рекламная, информационная, торговая, производственная, партнерская, комьюнити, подписная и «по потреблению». Все они реализуются различными способами, могут сочетаться друг с другом. Наиболее популярна на рынке — посредническая.
Роль посредника — свести продавца и покупателя, содействовать сделке. Посреднический бизнес существует как в секторе B2C, так и в B2B, C2C. Прибыль идет за счет гонораров или комиссионных за каждую транзакцию.
К посреднической модели относятся:
- биржи (Marketplace Exchange) — предлагают полный ассортимент услуг, охватывающий весь процесс сделки;
- торговые посредники (Buy/Sell Fulfillment) — принимают заявки на покупку или продажу товаров и услуг;
- системы сбора заявок (Demand Collection System) — патентованная «назови-свою-цену» модель;
- аукционный посредник (Auction Broker) — поддерживает аукционы продавцов;
- платежный посредник (Transaction Broker) — обеспечивает проведение платежей между покупателями и продавцами третьей стороной;
- дистрибьютор (Distributor) — каталог, поддерживающий связи между производителями продукции, оптовыми и розничными покупателями;
- агенты по поиску (Search Agent) — ПО или «роботы» для определения наличия и цены по товару или услуге;
- виртуальный рынок (Virtual Marketplace) — хостинг-сервис для онлайн-торговли.
Для успешной реализации такой модели в области потребительского сектора (B2C) потребуется высокий уровень развития среды Интернета. В свете того, что сейчас запущен государственный проект по «интернетизации» страны, эта характеристика будет в полной мере присуща России. Следствием этого станет рост аудитории Рунета, что весьма неплохо для коммерции.
В B2B-секторе посредническая модель будет работать при достаточно большом количестве клиентов (партнеров) и проводимых сделок. А предлагаемые товары должны быть стандартизированы и легко формализуемы. К слову о товарах, в целом можно выделить два подхода. Первый — работа с товарами или услугами неэластичного спроса. Например, хлеб и лекарства. Это лакомый кусок, однако конкуренция здесь велика и рынок конечен, а основным орудием борьбы за потребителей становится маркетинг. Второй путь — поиск ниши, где меньше соперников (правда, и клиентов тоже меньше) и рынок может принять нового игрока.
Приведем несколько примеров успешной реализации описанной бизнес-модели.
- Amazon.com — один из первых интернет-сервисов, ориентированных на продажу реальных товаров массового спроса. Он был создан в июле 1995 г. Джеффом Безосом и вначале продавал только книги, а с 1998 г. — музыкальные записи и видеопродукцию. Сейчас посетителям предлагается многотысячный ассортимент: от книг до мотоэкипировки. Компания является торговым посредником.
- eCollegeBid.org позволяет студентам самим устанавливать плату за обучение и ждать, пока какой-нибудь колледж согласится на нее. Imandi.com помогает заказчикам подбирать таким образом местных и общенациональных торговых партнеров. Эти компании представляют системы сбора заявок.
- Стартап «Минуцион» работает как обычный аукцион, но с одним отличием: побеждает здесь тот, кто предложит уникальную цену, но не максимальную, а минимальную. Нюанс в том, что нужно угадать эту минимальную цену, при том, чтобы никто другой не угадал такую же. Данный тип бизнеса относится к аукционным посредникам.
- Агентами по поиску выступают «Яндекс.Маркет», «Rambler.Товары». Это информационно-справочные системы о товарах и месте их возможного приобретения.
По примерам видно, что главным каналом продажи и коммуникации является сайт. Именно в него предстоит инвестировать в первую очередь и добиваться максимальной эффективности.
Ключевые характеристики сайтов — дизайн, юзабилити и контент. В зависимости от вида бизнеса эти характеристики могут ранжироваться. Далее стоит проанализировать необходимый для реализации проекта функционал. Здесь рекомендуем применять стратегию «брать на вырост». Что это значит? На рынке есть решения, которые позволяют реализовать любой функционал без необходимости вносить радикальные изменения. Это системы, обеспечивающие корректную работу как сайтов-визиток, так и настоящих гигантов (интернет-магазин «Эльдорадо», портал Гдеэтотдом.ру). Выбирая такую систему в качестве основы, можно быть уверенным в том, что сайт выдержит большие нагрузки, будет корректно работать с большим объемом информации, а главное — сможет интегрироваться с офлайн-частью бизнеса.
Переломным моментом становится оценка реальной привлекательности интересующего сегмента виртуальной среды и готовности компании работать в вебе. Оценивать нужно характеристики рынка и компании/продукта, факторы конкуренции, финансово-экономические и социально-психологические факторы.
Технологии или предпринимательская жилка?
Что для создателя бизнеса важнее — технические или бизнес-навыки?
Приверженцы первого пути самостоятельно «пишут» необходимый функционал, занимаются технической стороной проекта. Этим путем пошли Google (Сергей Брин и Ларри Пейдж); Yahoo! (Джерри Янг, Дэвид Фило); Facebook (Марк Зукерберг); YouTube (Стив Чен и Чад Харлей) и другие. Как видим, это компании, сумевшие найти свою нишу, и именно за счет этого проекты стали столь популярны.
Спустя время некоторые идеи стали тиражироваться, приобретая новые оттенки. Бизнес-ориентированность постепенно вышла на первое место, так как это позволяет использовать существующие модели, управлять развитием проекта и определять его перспективы. Примеры такой стратегии — Skype (Никлас Зеннстром); LinkedIn (Рейд Хоффман); SalesForce (Марк Бениофф); Wikipedia (Джимми Валес); Broadcast.com (Марк Кубан); Mahalo (Джейсон Каласаниз), Vkontakte.ru (Павел Дуров) и другие.
Итак, владелец стартапа должен обеспечить, с одной стороны, мощную техническую поддержку, с другой — четко представлять бизнес-стратегию. Пожалуй, в качестве примера того, как эти два подхода сочетаются, можно привести собственную компанию — «Ленвендо». Здесь работают специалисты с экономическим и бизнес-образованием, консультанты и практики. Они выстраивают логику процессов, формулируют глобальные цели. А затем лишь направляют технический отдел, добиваясь соответствия этим целям.
Законодательный аспект
Подводные камни могут поджидать и на законодательном поле. Так, в 2008 г. прошло несколько слушаний модельного закона «Об Интернете». В случае если он будет одобрен, государства, входящие в СНГ, смогут использовать его для создания собственных законов.
Владельцам интернет-магазинов необходимо ознакомиться с Правилами продажи товаров дистанционным способом (Постановление Правительства РФ от 27.09.07 г. № 612 г.). Здесь регулируются основные права и обязанности покупателя и продавца.
Самый болезненный вопрос — авторские права и защита интеллектуальной собственности. Основные положения прописаны в законе «Об авторском и смежных правах», а защита интеллектуальной собственности регулируется Гражданским кодексом РФ (Раздел VII). Важно, что с ноября 2008 г. в Кодексе по-разному регулируются вопросы о программном коде и дизайне. Соответственно владельцу проекта нужно следить за тем, чтобы после разработки ему были переданы права на код, дизайн и программный продукт.
В вебе существуют специфические способы защиты авторских прав. Например, можно защитить свои права, если на лазерный диск записать информацию со страниц сайтов. Затем разместить ее на депонент в специализированном архиве для объектов интеллектуальной собственности, представленных в электронном виде, — веб-депозитарий. Для вас оформляется свидетельство о принятии произведения с зафиксированной датой приема, свидетельство хранится у заявителя. Но, естественно, правонарушитель может скопировать чужой сайт в Сети и недобросовестно депонировать его на CD-диске.
Другой способ защиты — водяные метки в электронных копиях фотографий и изображений. Специальное ПО наносит скрытый код определенного формата в файлы. При обычном визуальном рассмотрении изображения пользователь не видит каких-либо закодированных обозначений — значка копирайта, имени автора, года издания. Но при применении затем определенного программного средства можно доказать, что файлы содержат информацию, указывающую на лицо, ее записавшую.
Последнее, о чем хочется сказать, — об угрозах. Во-первых, нужно понимать, что только специалист с хорошей экономической и технической подготовкой, с опытом работы в сфере онлайн-бизнеса может осуществить планирование экономических показателей, близкое к действительности. Во-вторых, в вебе, так же как и в офлайне, сегодня идет раздел сфер влияния. В-третьих, онлайн-бизнес в силу своей специфики требует больше внимания к ИТ-безопасности.
Интернет-бизнес в сегодняшних условиях
Нынешнюю экономическую ситуацию можно рассматривать как удачный момент для того, чтобы выйти в Сеть или использовать ее ресурсы для оптимизации, например, рекламных расходов компании. Аудитория Интернета активна, более платежеспособна, рынок достаточно устойчив. А главное — здесь можно найти возможность для реализации практически любой идеи и потребности. Кроме того, онлайн-проекты более пластичны: они могут быстро стартовать и изменяться в зависимости от ситуации, менять формат и оставаться на плаву долгое время.
* Здесь и далее понятия «интернет-бизнес», «онлайн-бизнес» и «электронный бизнес» рассматриваются как синонимы.
Об авторе: Станислав Базылевич — руководитель направления интернет-решений компании «Ленвендо»