20 апреля мировую ИТ-индустрию облетело сообщение о продаже Sun Microsystems. Покупателем «солнечной» компании стала корпорация Oracle. Объявлена и сумма сделки — почти 7,4 млрд. долл. По условиям контракта Oracle заплатит за каждую акцию 9,5 долл. наличными. Правда, «чистыми» Sun Microsystems получит лишь 5,6 млрд. долл. Остальные 1,8 млрд. пойдут на оплату долгов и краткосрочных обязательств компании.
Решение о купле-продаже уже одобрено советами директоров, и теперь в соответствии с принятой процедурой сторонам необходимо получить согласие акционеров и регулирующих органов.
Каких-либо проблем здесь не предвидится, поэтому сделка, как ожидают, должна завершиться к концу лета, что будет означать превращение Oracle из разработчика ПО в производителя вычислительных систем, способного потеснить таких гигантов, как IBM и Hewlett-Packard.
Сам факт продажи Sun Microsystems неожиданностью для игроков рынка не стал. О реальной возможности такой сделки заговорили еще осенью прошлого года в связи с трудностями, которые испытывала Sun. Убытки компании в первом полугодии 2009 финансового года, завершившегося 28 декабря, достигли почти 1,9 млрд. долл. Годом ранее за аналогичный период вендор получил прибыль в размере 349 млн. долл. Кроме того, в начале текущего года Sun планировала сократить численность персонала на 15–18%, что составляет около 6 тыс. человек.
Тяжелое положение заставило Sun искать покупателя. Как сообщает Wall Street Journal, компания обращалась к нескольким крупным корпорациям. В числе одного из вероятных покупателей прошлой осенью называли Microsoft. Упоминали также и Hewlett-Packard, но эта фирма якобы отклонила предложение. В марте о серьезных намерениях в отношении Sun Microsystems заявила IBM. Корпорация, как утверждают осведомленные источники, была готова заплатить от 6,7 до 8,19 млрд. долл. Аналитики уже строили прогнозы, как это приобретение изменит расстановку сил на мировом ИТ-рынке и что станет с продуктовыми линейками IBM и Sun. Но сделка сорвалась. Причины называют разные. По одной версии, специалисты IBM после тщательного изучения операционной деятельности Sun выявили у компании ряд проблем, по другой — существовала высокая вероятность того, что антимонопольные органы эту сделку не одобрят, поскольку основная деятельность этих игроков во многом пересекается.
Как бы там ни было, Oracle удачно воспользовалась ситуацией. Как только стало известно, что сделка IBM — Sun не состоится, акции последней подешевели на 26%, а капитализация снизилась на 1,6 млрд. долл.
Что же получит Oracle? По мнению экспертов, самый ценный актив Sun Microsystems — ее наработки в области технологий Java. Помимо этого под контроль Oracle переходят ОС Solaris и ряд других продуктов, в том числе аппаратные средства — серверы и системы хранения данных.
Итак, в результате поглощения Sun корпорация Oracle сможет поставлять свои корпоративные решения уже предустановленными на серверах Sun. В том, что такой пакет будет пользоваться спросом, мало кто сомневается. Ведь сегодня, приобретая ПО Oracle, клиенты зачастую выбирают в качестве платформы ОС Solaris. А вместе с Java-бизнесом Oracle получает дополнительные инструменты для совершенствования ПО промежуточного слоя (middleware), которое построено именно на Java.
Таким образом, Oracle может стать конкурентом IBM в сегменте высокопроизводительных серверов и, возможно, попытается перекроить рынок центров обработки данных, где сегодня весьма уверенно себя чувствуют Cisco, Dell и HP.
Покупка Sun дает Oracle шанс стать заметным поставщиком оборудования. Но сможет ли корпорация воспользоваться этой возможностью?
До последнего времени Oracle почти не уделяла внимания «железному» бизнесу. Компания предлагает СУБД в виде устройства, сочетающего ее собственное ПО и сервер HP. Главный управляющий Oracle Ларри Эллисон владеет венчурным фондом и вложил часть капитала в развитие компании Pillar Data, поставщика СХД. Но эта фирма не имеет ничего общего с Oracle.
Купив Sun, Oracle получает в свое распоряжение серверные платформы на базе SPARC, Intel и AMD, а также системы хранения данных, линейку «тонких» клиентов и линейку процессоров SPARC. Некоторое время назад серверы SPARC были основой бизнеса Sun, но сейчас спрос на эти устройства сильно сократился. Правда, SPARC-серверы неплохо продаются в качестве систем начального уровня. Хорошо обстоят дела с поставками x86-серверов и blade-серверов.
Если Oracle сохранит в своем портфеле x86-серверы (а это принесет ей дополнительные доходы от техобслуживания), то станет прямым конкурентом Dell, HP и IBM. Но в этом случае соперники Oracle могут пойти на сближение с Microsoft, что создаст базе данных SQL Server дополнительные конкурентные преимущества против Oracle.
Хранение данных — один из перспективных сегментов, и продолжение разработки СХД Sun под крылом Oracle дало бы последней быстрорастущую линейку этих устройств. Sun также является технологическим лидером в области полупроводниковых (SSD) накопителей. Но Oracle, если будет развивать этот бизнес, рискует потерять благосклонность крупных поставщиков систем хранения, в том числе EMC, HP и Hitachi Data Systems.
Некоторые аналитики считают, что Oracle не станет обострять отношения с конкурентами, а возможно, даже договорилась с НР о продаже ей линейки оборудования Sun, что создаст тесные отношения между корпорациями вместо ненужной враждебности. Oracle могла бы также продать этот бизнес другим вендорам, например Dell, которая заинтересована в дальнейшем продвижении в корпоративный сегмент, или Cisco.
Как заявила президент Oracle Сафра Катц, ее компания благодаря приобретению Sun рассчитывает уже в следующем году увеличить прибыль более чем на 1,5 млрд. долл., а еще через год сделка должна принести корпорации более 2 млрд. долл. «Только в течение первого года наша прибыль в расчете на акцию будет больше, чем от покупки BEA, PeopleSoft и Siebel, вместе взятых», — подчеркнула она.
Следует напомнить, что Oracle в течение последних лет активно скупала ИТ-компании. Помимо уже упомянутых крупных сделок с BEA, PeopleSoft и Siebel вендор в период с 2005-го по 2009 г. приобрел около 50 фирм, специализировавшихся в различных областях, таких как бизнес-приложения, базы данных, инфраструктурные решения, управление проектами, телекоммуникации, управление контентом, решения для розничных фирм, здравоохранения и др.
Комментируя сделку, Ларри Эллисон сказал, что покупка Sun изменит лицо отрасли, поскольку теперь Oracle объединит лучшие в своем классе корпоративное ПО и отказоустойчивые компьютерные системы. Корпорация сможет предложить интегрированное решение — аппаратную и программную части, где все компоненты уже адаптированы друг к другу наилучшим образом, — и заказчикам ничего не потребуется делать самим. Скотт Макнили, председатель совета директоров Sun Microsystems, добавил, что на протяжении двух десятилетий компании были пионерами отрасли, поддерживая при этом партнерские отношения. «Нынешняя сделка представляет собой естественную эволюцию наших взаимоотношений», — подчеркнул он.
Другие специалисты Sun также считают, что объявленная сделка — хорошая новость для заказчиков и партнеров. В компании уверены, что объединение ресурсов, в том числе разработка новых продуктов и технологий, развитие каналов сбыта, сервисов, поможет партнерам достичь более высоких результатов как с точки зрения объемов продаж, так и с точки зрения предложения комплексных программно-аппаратных решений.
Поскольку продуктовые линейки двух вендоров дополняют друга, практически не пересекаясь, ожидается, что продажи не только не снизятся, но и возрастут за счет объединения ресурсов, создания интегрированных предложений и комплексного подхода к решению задач.
Удачной считают сделку и российские партнеры. «Это редчайший случай, когда производители такого масштаба настолько комплементарны, — говорит Владимир Елисеев, генеральный директор компании „Инфосистемы Джет“. — У них много общего в бизнесе, близки внутренние культуры, а пересечений с точки зрения стратегических продуктов практически нет. Если сделка в конечном итоге состоится, им не придется много „выбрасывать“ из продуктового портфеля».
Елисеев добавил, что оптимизм внушает также история предыдущих крупных поглощений Oracle. Объединение происходило быстро и эффективно, без значительных потерь стратегических активов приобретаемой фирмы. «Вообще Oracle успешно интегрирует в свой портфель решения приобретенных компаний, в том числе заменяя ими ранее существовавшие собственные продукты, — считает глава „Инфосистемы Джет“. — Это привело к тому, что за последние несколько лет Oracle сконцентрировала у себя портфель „лучших в своем классе“ решений — от базовых средств СУБД и middleware до широкого пакета приложений для управления предприятиями в различных отраслях. Думаю, что это хорошая новость и для заказчиков обеих компаний».
Для компании «Инфосистемы Джет», по словам Елисеева, данная сделка — это один из самых удачных вариантов развития событий. Sun Microsystems и Oracle являются крупнейшими партнерами компании. Около 80% заказчиков «Инфосистемы Джет» используют серверы Sun Microsystems совместно с ПО Oracle.
«Oracle для нас главный стратегический партнер, — комментирует Николай Зезюлинский, директор по развитию бизнеса компании „ФОРС — Центр разработки“. — Причем бизнесы „ФОРС“ и Oracle переплетены настолько тесно, что появление любых новых продуктов или направлений деятельности корпорации открывает новые перспективы и для нас. Что касается Sun, то сотрудничество с этим вендором успешно развивается уже много лет. „ФОРС“, как разработчик, имеет официальный статус Sun Associate Partner и участвует в партнерской программе Sun Partner Advantage. В компании накоплена уникальная экспертиза по настройке решений Oracle на платформе Sun, причем для многих из них рекомендуется использовать именно это аппаратное обеспечение для получения наилучшего эффекта от внедрения.
Зезюлинский отмечает, что сейчас пока рано говорить о том, как покупка Sun может повлиять на бизнес «ФОРС». «Сделка сложная и для ИТ-рынка уникальная: производитель корпоративного ПО поглотил одного из ведущих производителей оборудования, — подчеркнул он. — Ведь одним из „коньков“ Oracle всегда было то, что ее продукты работают на всем производимом в мире серверном оборудовании, а сама Oracle не зависит от поставщиков оборудования. Теперь мы живем в другом компьютерном мире, хотя и не знаем, в каком, поскольку не имеем четкого представления о том, как Oracle будет встраивать в продуктовую линейку единой компании весь багаж Sun. Со всей определенностью можно сказать только одно: Oracle станет сильнее, а это может повлиять на наш бизнес только положительно».
Отрицательных моментов в стратегическом отношении специалисты компании «ФОРС» пока не видят. Трудности могут появиться при интеграции продуктов и технологий Sun в линейку Oracle. Это потребует дополнительных затрат и времени.
«C компанией Oracle наш бизнес развивался равномерно, — говорит Кирилл Новиков, директор по развитию бизнеса INLINE Technologies. — У заказчиков был стабильный спрос на продукцию этого вендора. Это касалось как инфраструктурных решений, так и комплексных прикладных информационных систем на базе Oracle Application. С Sun Microsystems ситуация иная. За последние два года объем нашего бизнеса значительно увеличился. Сегодня продукты Sun занимают одно из лидирующих мест в продажах INLINE Technologies». Правда, как отмечает Новиков, из-за появившейся недавно информации о возможной продаже Sun замедлилась реализация отдельных проектов — заказчики заняли выжидательную позицию.
Для INLINE, как системного интегратора, слияние столь крупных вендоров, несомненно, даст положительный эффект, считает Новиков. INLINE создает большие ЦОДы для различных приложений, которые, как правило, строятся на базе продуктов Oracle. «Объединение этих компаний расширит наши возможности и позволит предлагать заказчикам законченные решения, — заявил он. — Несомненно, сделка приведет к появлению на рынке сильного игрока. И это, конечно же, положительный момент. Однако одновременно это может негативно повлиять на бизнес тех же системных интеграторов, поскольку у объединенной компании появляется подкрепленная ресурсами возможность выступить в качестве самостоятельного системного интегратора, предлагая свои решения заказчикам напрямую».
По словам Андрея Дочкина, главного архитектора отдела системных решений компании «УСП КомпьюЛинк», в долгосрочной перспективе (1–2 года) могут появиться интересные продуктовые предложения в виде комбинации программных и аппаратных средств, в том числе новые «тонкие» сетевые клиенты-терминалы, о которых несколько лет назад много говорили в Oracle. В долгосрочной перспективе возможно серьезное изменение долей IBМ, HP и Oracle на серверном рынке.
«Мы являемся партнером как Oracle, так и Sun, — говорит Андрей Гнездилов, генеральный директор компании „Verysell Проекты“. — И рассчитываем, что в результате сделки позиции вендора усилятся». Он добавил, что это изменит расстановку сил на рынке и окажет влияние на стратегии развития вендоров-конкурентов — IBM и НР, а также системных интеграторов.
По словам Гнездилова, клиенты окажутся в выигрыше: покупая серверные решения, они получают у одного поставщика полный комплекс приложений и СУБД. Для российского рынка сделка приведет к усилению позиций Oracle, что облегчит привлечение заказчиков и продвижение новых решений. Интеграторы пересмотрят поведение на рынке и стратегию предоставления компетенций, но это — нормальный процесс развития их бизнеса.
«За пятнадцать лет работы в дистрибуции мы не раз были свидетелями крупных слияний и поглощений в ИТ-бизнесе, — комментирует Максим Сорокин, президент компании OCS. — Мы видели слияние 3Com и U.S. Robotics, поглощение Compaq фирмой Hewlett-Packard, превращение Fujitsu Siemens в Fujitsu... Но никогда ничего нельзя сказать заранее. Sun на российском рынке всегда производила впечатление умного, понимающего и дальновидного вендора. Успехи Oracle в России известны даже за пределами ИТ-рынка. После завершения слияния будет как минимум весело! Посмотрим и поучаствуем...»
Аналитики напоминают, что у данной сделки, как и у всех других ей подобных, есть и отрицательные моменты. Во-первых, компаниям предстоит трудный путь интеграции не только продуктовых линеек, но, что более важно, корпоративных культур. И во-вторых, руководству придется сократить персонал. В основном увольнения коснутся отделов продаж и маркетинга, поскольку они больше всего дублируют друг друга. Всего же из Sun, по разным оценкам, надо будет уволить от 5,5 до 10 тыс. человек.