О том, как развивался бизнес поставщиков компонентов для сборки компьютеров в 2008 г. и как на него повлиял кризис, рассказали руководители дистрибьюторских компаний, собравшиеся за «круглым столом» в редакции CRN/RE.
Неплохой год
Так оценивают итоги 2008 г. большинство дистрибьюторов комплектующих, зафиксировавших заметный рост объемов продаж. Евгения Титова, директор по маркетингу «ПИРИТ-Дистрибуции», сообщает, что по итогам 2008 г. компания зафиксировала рост продаж почти в 20% по всем группам комплектующих как в штучном, так и в денежном выражении, что повторило результаты 2007 г.
Еще больший рост продаж — 33% (в штуках) и 32% (в денежном выражении) — отметила компания NetLab. Хотя ее генеральный директор Вадим Лата утверждает, что спрос на комплектующие в 2008 г. был неравномерным — год начался с понижения уровня продаж в штуках и деньгах практически всего ассортимента до середины I квартала. Потом, весной, начался рост.
«Затем продажи в штуках прибавляли в росте, чего не скажешь об обороте в деньгах, который по ряду комплектующих стал падать в IV квартале», — поясняет Вадим Лата.
О неравномерности спроса в 2008 г. свидетельствует и Дмитрий Клешнин, коммерческий директор компании OCS, который отмечает некоторое падение в начале 2008 г.: «По август включительно мы фиксировали в отдельные месяцы рост продаж компонентов до 40% по сравнению с 2007 г., что в итоге за год обеспечило нам увеличение оборота на более чем 15%, несмотря на серьезное снижение реальных продаж относительно планируемых в сентябре-ноябре 2008 г.»
Как утверждает Евгения Шолохова, коммерческий директор компании «КАРИН», дистрибьютор не отметил падения продаж, а лишь замедление темпов их роста (примерно на 10%) еще в августе.
В целом за 2008 г. бизнес компонентов ELKO в России вырос ненамного, всего на 10%, что, по словам Александра Будилова, директора по продажам и маркетингу ELKO Moscow, стало результатом влияния кризиса, особенно заметного в IV квартале: «Оптимистичные прогнозы на сезон распродаж „Back to school“ не оправдались, хотя товар под это был закуплен. А рождественские продажи оказались существенно меньше, чем в 2007 г. Образовались большие складские запасы в канале с III квартала при снижении спроса в декабре — почти на 20% по сравнению с сентябрем 2008 г.»
Еще более определенно о влиянии кризиса на итоги 2008 г. говорит Михаил Лукинов, вице-президент компании Alliance Group, которая сумела за прошедший год перевыполнить план по продажам комплектующих на 20%: «С начала года у нас наблюдался помесячный рост продаж в пределах 15–20%, а в мае он достиг 30%. Зато мы не увидели никакого подъема в конце лета, и это было первым сигналом кризисной ситуации, который побудил нас прекратить поставки компонентов крупным производителям ПК, начавшим в конце года „сливать“ неиспользованные комплектующие со своих складов».
Когда пришел кризис...
По словам Ирины Кальченко, коммерческого директора ITAKA, мастер-партнера ASBIS по направлению компьютерных комплектующих, поставщик в ноябре столкнулся с очевидным спадом продаж, хотя готовился к сезонному пику в IV квартале: «В 2008 г. наши поставки в основном ориентировались на крупных производителей ПК, которые аннулировали многие заказы в течение ноября-декабря, что привело к значительному (около 30% по сравнению с сентябрем-октябрем) сокращению продаж комплектующих. В результате мы стали сокращать их закупки».
3Logic и Alliance Group отметили снижение спроса на компоненты еще в октябре. Как говорит Леонид Ураков, директор по развитию 3Logic, в IV квартале продажи оказались ниже почти на 40% относительно намеченного плана и на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., хотя в целом за 2008 г. оборот по компонентам вырос: «Падение спроса на компоненты в IV квартале наблюдалось прежде всего в наиболее дорогостоящем сегменте, затем оно распространилось на сегмент комплектующих средней ценовой категории».
«Мы в октябре приостановили закупки, — объясняет Михаил Лукинов. — В ноябре-декабре продажи сократились примерно на 30% по сравнению с осенним периодом, и мы прекратили закупки корпусов и устройств ввода, продажи которых просто остановились. В результате к февралю 2009 г. у поставщиков, ориентированных на продажи дорогих корпусов, таких, например, как Chieftec или Thermaltake, оказались полные склады».
И по мнению Андрея Хомякова, руководителя направления «Комплектующие» компании «Марвел», ситуация в 2008 г. была неоднозначной. По итогам года дистрибьютор зафиксировал заметное снижение продаж (в штуках по сравнению с 2007 г.) процессоров AMD (–17,5%), примерно такое же падение продаж жестких дисков, системных и графических плат продали на 14,5–15% меньше. «Продажи устройств AMD сокращались в первые три квартала (примерно на 20%), а в IV квартале по сравнению с III кварталом они даже выросли на 37%. Системных плат GIGABYTE в первые три квартала 2008 г. мы поставили примерно на 5% больше по сравнению с 2007 г., а затем, в IV квартале, произошло резкое падение продаж. В конце года спрос заметно сместился в сторону дешевых продуктов, интерес к дорогим компонентам резко снизился», — утверждает Андрей Хомяков.
Наступил 2009 год...
Начало 2009 г. для дистрибьюторов оказалось неожиданно удачным. «В январе спрос на комплектующие стал расти, — утверждает Ирина Кальченко. — Среди дистрибьюторов выиграли те, кто вошел в 2009 г. с полными складами процессоров, жестких дисков, памяти, — они смогли их распродать и получить временный выигрыш по сравнению с конкурентами: уже к середине февраля наметилась противоположная тенденция — спрос начал снижаться».
Январским ростом воспользовалась компания «ПИРИТ-Дистрибуция». Как говорит Евгения Титова, сотрудники работали в дежурном режиме даже в период январских каникул, поскольку продажи компонентов (в штуках) росли быстрее других продуктов, и компания, нарастив маржу, смогла получить заметную прибыль на их продажах.
Возникший в январе 2009 г. некоторый дефицит на рынке компонентов позволил заработать и компании NetLab. «Однако вмешались чисто экономические факторы — резкое падение рубля по отношению к доллару и продолжающееся удешевление продуктов, — отмечает Вадим Лата. — Так, за 2008 г. в долларовом эквиваленте цены на память упали в среднем на 24%, на жесткие диски — на 13%. В результате маржа сократилась, плюс к этому уже в феврале началось насыщение рынка и в целом январский дефицит на компоненты исчез».
Кому компоненты оказались «не по карману»?
По мнению Александра Будилова, кризис затронул всех: «В отличие от 1998 г. мы отметили большее количество банкротств, в основном среди тех, кто использовал заемные средства и не слишком аккуратно считал деньги. Есть случаи очень болезненные для дистрибьюторов, но, к счастью, их немного. Годы бурного роста разбаловали многих. Когда рынок начал сжиматься, вскрылись все просчеты, которые остались бы незамеченными при прежнем положении дел». Он утверждает, что в основном с рынка уходят небольшие региональные сборщики, «запас прочности» которых невелик. В то же время, по его мнению, крупные компании могут выдержать шторм, им лишь следует соблюдать баланс собственных и заемных средств и накапливать внутренние ресурсы, необходимые для закрытия кассового разрыва.
По словам Андрея Хомякова, жертвами финансового кризиса, начавшегося в 2008 г., стали, вне зависимости от региона, специализации и масштабов деятельности, компании, которые либо набрали большие кредиты, либо ориентировались на работу с клиентами, имеющими длинные кредитные линии. Усугубляющим фактором для многих из них оказался переход в начале — середине 2008 г. на расчеты в рублях.
«Первыми (еще до основной фазы кризиса) и в большей степени пострадали наши крупные производители ПК, так как их продукция в основном была рассчитана на продажи через федеральные розничные сети с длинными кредитными линиями. В IV квартале фактически наблюдалось сокращение (или полное исчезновение) предложения готовых ПК этих компаний. Следующие в этом списке — интеграторы, в значительной степени ориентированные на госзаказы», — утверждает Андрей Хомяков.
О неблагоприятной ситуации, в которой оказались крупные российские производители ПК, говорит и Дмитрий Клешнин. По его данным, в конце 2008 г. их заказы на компоненты упали почти в 2 раза по сравнению с IV кварталом 2007 г., и до февраля 2008 г. некоторые производители распродавали излишки комплектующих: «Те, кто работал с крупными федеральными сетями, рассчитывали на значительный рост продаж ПК, но он не произошел, и сейчас они столкнулись с проблемами сбыта».
С этими оценками согласен Сергей Расколов, директор по сбыту компании MERLION, который считает, что от кризиса пострадал прежде всего сегмент крупных и средних сборщиков: «Мелкие сборщики пострадали меньше всего, так как они привыкли работать с „короткими“ деньгами и на малых складах, в сложный период они оказались наиболее подготовленными: с наличными, без „тяжелых“ складов и обязательств».
Леонид Ураков отмечает, что в канале 3Logic к концу 2008 г. «ожили и активизировались» региональные сборщики: «Это прежде всего те, у кого есть собственные средства, они работают под заказ, предлагают клиентам из числа розничных покупателей и компаний СМБ гибкие условия оплаты, работают на коротких транзакциях». Михаил Лукинов в качестве примера таких региональных компаний приводит новосибирскую НЭТА и томский «Стек».
Вадим Лата считает, что для небольших сборщиков в регионах кризис докатился только сейчас: «Для них, наряду с общим падением спроса на рынке, основной проблемой стала растущая разница курсов рубля и доллара — они вынуждены платить больше, а закупать меньше. Поэтому в настоящее время региональные сборщики начали снижать свои обороты. Это отражается и на нас, как на дистрибьюторе, который должен работать, максимально ускоряя оборачиваемость средств и продукции».
Окончание в следующем номере.