В начале сентября IBS Group объявила о продаже компании DEPO Computers ее менеджменту, который выкупит 100% акций. Ожидается, что DEPO Computers найдет крупного инвестора, который и оплатит большую часть сделки. Ее сумма и имена покупателей не называются. Завершить сделку предполагается в течение 45 дней.
Событие, несомненно, важное, учитывая позиции IBS Group и DEPO Computers на российском ИТ-рынке, однако сенсацией оно не стало. О том, что DEPO Computers «выставлена на продажу», известно уже в течение ряда лет, в частности весной 2009 г. сообщалось, что ведутся переговоры с госкорпорацией «Ростехнологии», но они закончились безрезультатно. А об объявленной в сентябре сделке многие участники рынка знали уже в середине лета.
«Это очередной шаг в последовательной реализации нашей бизнес-стратегии. Напомню, что еще около двух лет назад мы заявили о намерении полностью сфокусировать работу группы IBS на стратегических рынках ИТ-услуг и аутсорсинга, а также разработки и внедрения ПО» — так прокомментировал эту сделку в сопутствующем пресс-релизе Анатолий Карачинский, президент IBS Group.
По данным IDC, по итогам II квартала 2009 г. DEPO Computers лидировала среди отечественных компаний — производителей компьютеров в двух сегментах рынка — настольные ПК и серверы стандартной архитектуры.
Но бизнес, которым она занималась — сборка компьютеров и дистрибуция, — низкорентабельный и, естественно, тянул вниз доходность всей группы компаний. Кроме того, у DEPO Computers есть долги: как сообщил в мае этого года в интервью еженедельнику PC Week/RE Анатолий Карачинский, общая сумма кредитов, взятых компанией у банков, составляла тогда около 30 млн. долл.
По данным IDC, по итогам II квартала 2009 г. DEPO Computers лидировала среди отечественных компаний — производителей компьютеров в двух сегментах рынка — настольные ПК и серверы стандартной архитектуры.
Но бизнес, которым она занималась — сборка компьютеров и дистрибуция, — низкорентабельный и, естественно, тянул вниз доходность всей группы компаний. Кроме того, у DEPO Computers есть долги: как сообщил в мае этого года в интервью еженедельнику PC Week/RE Анатолий Карачинский, общая сумма кредитов, взятых компанией у банков, составляла тогда около 30 млн. долл.
Очевидно, что продажа DEPO Computers повышает общую прибыльность бизнеса IBS Group и, кроме того, «исправляет» структуру группы, делая ее максимально схожей со структурами крупных международных сервисных компаний, специализирующихся на ИТ-услугах. Этот шаг должен позитивно повлиять на отношение к ней инвесторов (напомним, что IBS Group — публичная компания, 34,5% ее акций обращается на Франкфуртской бирже).
Надежда Голубева, старший аналитик Unicredit Securities, исходя из своих оценок стоимости DEPO Computers с учетом долга банкам и IBS Group (около 15 млн. долл.), полагает, что сумма сделки по продаже компании могла составить 15 млн. долл.
Сергей Эскин (см. фото), генеральный директор DEPO Computers, уверен: самостоятельность откроет перед компанией новые горизонты. «Наши возможности станут шире, — сказал он в интервью CRN/RE, — и по привлечению капитала, и по развитию бизнеса, поскольку мы теперь будем ориентироваться только на себя, сообразуясь с собственными интересами».
Действительно, учитывая провозглашенные стратегические направления развития IBS Group, в последние годы интересы DEPO Computers оказывались явно на втором плане. Она была скована в развитии некоторых направлений своей деятельности, в участии в тендерах. Напомним, что к сборке ПК под своей маркой компания приступила в 2002 г., на чем настоял Сергей Эскин, а могла бы сделать это на несколько лет раньше — если бы не негативная позиция некоторых акционеров.
«Нужно понять, какое место у тебя на рынке, какая стратегия, — рассуждает он. — Да, DEPO Computers вроде бы не мешает IBS Group. А помогает ли ей активно двигаться в направлении интеграции, услуг и т. д.? Нет. А какая польза от этого движения IBS Group для DEPO? Вроде тоже никакой. А в моменты потрясений и изменений надо сфокусироваться, мы это и делали».
Конечно, выход из IBS Group сопряжен и с определенными потерями. DEPO лишилась финансовой подпитки (очень важной для такого сезонного бизнеса, как сборка ПК), которую она получала на более выгодных условиях, чем из внешних источников. Да и ее кредитный рейтинг теперь ниже, чем у публичной IBS Group.
Стратегия развития DEPO Computers, как самостоятельной компании, изменится.
Одно изменение, возможно, самое важное, уже произошло — компания практически отказалась от дистрибьюторских продаж, «наследия», перешедшего от компании «Дилайн». До кризиса дистрибьюторский бизнес доминировал в общем обороте DEPO, а доля продаж собственных компьютеров составляла лишь около 40%. Сейчас, по словам Сергей Эскина, эта доля в продажах составляет примерно 95%. Катализатором отказа от дистрибуции стал кризис.
«В нормальной ситуации, когда все хорошо развивается, вдруг сказать себе „сейчас я все это перестрою“ тяжело. Например, в DEPO Computers исторически осталась дистрибуция. Просто прикрыть ее рука не поднималась, хотя понятно, что стратегически это нужно делать. А в условиях изменения экономической ситуации начинаешь смотреть на все другими глазами», — говорит он.
Сейчас, по его словам, активно обсуждаются несколько новых направлений развития DEPO Computers. Во-первых, движение в сторону более высокотехнологичного бизнеса, т. е. выпуска более сложного и дорогостоящего оборудования, в частности СХД большей емкости, высокопроизводительных серверов и т. д. Компания, конечно, будет туда двигаться: «весь вопрос — с какой скоростью». Во-вторых, движение в сторону консолидации рынка компьютеров, т. е. приобретения других компаний — производителей ПК.
Для финансирования дальнейшего развития DEPO Computers нужны серьезные инвесторы, но найти их в условиях кризиса может оказаться непросто.
По мнению Алексея Алексеева, директора по маркетингу компании R-Style Computers, бизнес по сборке ПК сейчас вряд ли может привлечь внимание серьезного частного инвестора, будь то с компьютерного рынка или извне. Маржинальность и общие финансовые показатели рынка сборки ПК не впечатляют, поясняет он. Уже сейчас видны предпосылки переноса всего производства в Юго-Восточную Азию, как это в свое время произошло с ноутбуками. Впереди закат сборки ПК, что противоречит самой идее инвестиций. Несколько большую вероятность, считает он, имеет вариант привлечения в качестве инвестора государства, поскольку бизнес-логика не всегда совпадает с логикой госслужащих.
Выход компании из холдинга и возможное изменение структуры собственности могут стать фактором, который отпугнет партнеров и заказчиков, полагает Андрей Кириян, директор по маркетингу компании «Аквариус».
Как ожидает Сергей Эскин, вследствие отказа от дистрибуции и уменьшения спроса на компьютеры объем продаж DEPO в текущем финансовом году (заканчивается 31 марта 2010 г.) снизится до 200–250 млн. долл. Для сравнения: в 2007 ф. г. (завершился 31 марта 2008 г.) он достигал, судя по отчетности IBS Group, 516 млн. долл.