Что изменилось на рынке кадров для ИТ-отрасли за год, прошедший с начала кризиса? Об этом рассказывают представители рекрутинговых компаний: Анна Алексеева, руководитель практики IT & Telecom компании Lyte Recruitment Services, Pynes Group; Ирина Клюсова, директор отделения «Келли Информационные Ресурсы» компании «Келли Сервисез»; Елена Тимошкина, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ»; Лариса Арзуманян, ведущий менеджер по развитию и подбору персонала ООО «Арт-Рекрутинг»; Ирина Осипова, руководитель проекта по подбору персонала «Кадрового центра СОЛОМОН».

CRN/RE: Какие специалисты наиболее востребованы в ИТ-компаниях во время кризиса, какие — менее?

Анна Алексеева: Как и многие другие, ИТ-компании в первую очередь избавились от «балласта» — тех людей, которые менее квалифицированы, обладают меньшим профессиональным опытом или привлекались в расчете на будущие проекты и сейчас содержать их слишком затратно.

Наибольшим спросом пользуются универсальные профессионалы, которые могут выполнять большое количество функций.

Востребованы специалисты различного уровня по продажам — от рядовых продавцов до руководящего звена. В первую очередь речь идет об «активных» продажах: поиске новых клиентов, качественном и количественном развитии бизнеса. Работодатели при привлечении новых продавцов делают акцент на бонусной составляющей, а не на окладе.

Большинство компаний в ближайшее время не планирует развивать ИТ-инфраструктуру, заменять оборудование или внедрять новое ПО. Как следствие, стабильный и постоянный спрос на менеджеров проекта сменился существенным снижением потребности в них.

Немного по-другому обстоят дела со специалистами по внедрению систем класса ERP. Массовых и громких увольнений в консалтинговых и интеграторских компаниях нет. Во-первых, до кризиса практически любая консалтинговая фирма испытывала дефицит ресурсов (нормальная ситуация для подобных организаций — постоянный рост), во-вторых, это связано с продолжительностью проектов (в среднем от 6 месяцев до 3 лет), т. е. пока у многих компаний еще есть «докризисные» проекты и специалисты по внедрению заняты. Вместе с тем те консультанты, которые все-таки остались без работы (например, после завершения или из-за заморозки проектов), попали в необычную для себя ситуацию: появилась конкуренция на каждую открытую вакансию, оклады снизились.

Нельзя сказать, что какие-то специалисты не нужны совсем. Скорее речь идет о соотношении количества вакансий и количества кандидатов на эти позиции. В этом ключе наименее востребованными можно считать ИТ-директоров (мы отметили увеличение количества резюме на подобную вакансию в 2–4 раза по сравнению с началом 2008 г.).

Что касается маркетинга, то здесь все вполне предсказуемо — это те расходы, которые компании сокращали в первую очередь. Специалисты по рекламе также попали в число наименее востребованных.

По-прежнему стабилен спрос на технических специалистов высокого профессионального уровня либо владеющих определенными знаниями и технологиями.

Ирина Клюсова: Последствия экономического спада отрицательно сказались на востребованности таких специалистов, как CIO, менеджеры проектов, консультанты по внедрению, и других профессионалов, отвечающих за совершенствование и развитие ИТ-систем.

Кроме того, кризис серьезно сказался на молодых специалистах, которым стало гораздо сложнее найти работу, — конкуренция с более опытными безработными сейчас особенно высока, а вакансий для людей без опыта практически нет.

Востребованы специалисты по поддержке ИТ-инфраструктуры, бизнес- и системные аналитики, менеджеры по продажам, разработчики и, конечно же, эффективные руководители.

Елена Тимошкина: Как представителю кадрового агентства, мне сложно объективно проанализировать сложившуюся в сфере ИТ ситуацию — в данный момент компании стараются самостоятельно набирать специалистов. Рынок для этого наиболее благоприятен. Среди востребованных — программисты «1С» и системные администраторы, им работодатели отдают наибольшее предпочтение. Одним из последних трендов стал недавно начавшийся набор менеджеров среднего звена — маркетологов и помощников. Самые востребованные специалисты — это менеджеры по продажам. В них особенно нуждаются компании-производители.

Лариса Арзуманян: Наибольший спрос сейчас на менеджеров по продажам. Во всех остальных специалистах у ИТ-компаний потребность низкая. Хотя наметились слабые сдвиги в сторону увеличения спроса на специалистов в ИТ-сфере.

CRN/RE: Как изменились зарплаты персонала в ИТ-компаниях? Есть ли должности, по которым зарплаты не изменились или даже выросли?

А. А.: Большинство компаний, готовых набирать персонал, ожидали снижения уровня зарплат и зачастую изначально предлагали компенсации уровнем ниже, чем тот, который был в 2008 г. Также в начале года мы наблюдали ситуацию, когда компания меняла своих нередко слишком дорогих или не очень опытных сотрудников на более профессиональных (за ту же зарплату) или специалистов такого же уровня, но дешевле.

Постоянный и не всегда обоснованный рост зарплат приостановился. Еще год назад многие переходили из компании в компанию, с проекта на проект за развитием и деньгами (рассматривая предложения по зарплате в среднем на 20–30% больше своего текущего уровня дохода). В начале этого года мы наблюдали совсем другую картину. Большинство специалистов пережидали кризис и не готовы были менять работу.

Но сейчас ситуация стала меняться. По нашим наблюдениям, число желающих сменить работу увеличилось. Сокращения или отсутствие ежегодной индексации зарплат и бонусных выплат, отсутствие карьерного роста и расширение круга обязанностей заставили специалистов искать новую работу. К этим людям присоединились те, кто попал под сокращение в последние месяцы. Кандидаты стали более сговорчивы: те, кто ищет работу, готовы обсуждать условия, предлагаемые работодателем.

Вместе с тем сохраняющийся спрос на высококвалифицированных ИТ-специалистов предотвратил значительное падение рынка. Большинство из них сохранило свой доход на прежнем уровне. Нам известны также случаи увеличения зарплат отдельных профессионалов, которых компании вынуждены были пригласить по тем или иным причинам, но это скорее исключение. В большинстве случаев это технические специалисты со знанием определенного оборудования или технологий, которые применяются в компаниях и без поддержки или доработки которых нельзя обойтись.

И. К.: Средний уровень заработных плат в ИТ-секторе начал снижаться. Теперь работодатели могут диктовать свои условия при приеме на работу. Если за первое полугодие 2008 г. заработная плата в ИТ в среднем выросла на 15%, то теперь она резко пошла вниз, опустившись на 15–20% и достигнув, таким образом, уровня начала 2008 г. (см. табл.).

Работодатели также пересмотрели компенсационные пакеты сотрудников. Некоторые компании полностью или частично отказались от обучения сотрудников (73,8% опрошенных компаний); представительских расходов (32%); компенсаций мобильной связи (22,8%); компенсаций занятий спортом (14%); программ льготного кредитования (15,2%); компенсаций на автомобиль (11,6%); ДМС для сотрудников (11,5%); суточных при командировках по России (10,9%); компенсаций питания (8,5%).

Е. Т.: Если сравнивать заработные платы специалистов с началом кризиса, то по некоторым профессиям падение достигает 20–30%. Это в основном управляющие должности.

Практически не потеряли в цене программисты С++, SQL и тестировщики ПО.

Некоторые узкопрофильные специалисты, которых и в кризис не так легко найти, могут требовать от работодателя повышения заработной платы в пределах 20 тысяч. Такие случаи встречаются, особенно при хэдхантинге.

Л. А.: Заработные платы в ИТ-компаниях в самый пик кризиса снизились, затем произошло их «замораживание» из-за сокращения персонала в компаниях. В настоящий момент возможен рост зарплат в ИТ-компаниях при условии повышения профессиональных требований к необходимым специалистам.

Ирина Осипова: Упали на 20–30%, а в некоторых случаях до 50% зарплаты системных администраторов, системных инженеров, очень редко появляются вакансии инженера Cisco, хотя до кризиса это были самые востребованные специалисты.

Но здесь тоже есть один интересный момент: получили неожиданно бурное развитие компании, специализирующиеся на IP-телефонии. Поэтому соответствующие инженеры очень легко находят работу.

Программисты практически работают за те же деньги, что и до кризиса. Так же трудно найти хорошего программиста PHP, «1C», Flash, Java. Так что ребята, выбирающие профессию, могут смело идти учиться на программистов.

В этом случае работодатели начинают экономить по-другому: это трудоустройство по договору, без зачисления в штат, без отчисления налогов, без больничных и отпускных. В условиях кризиса программисты соглашаются и на такие условия.

Менеджеры по продажам востребованы, как всегда, но помимо обычных требований к ним (знание продукта продаж, великолепные коммуникативные навыки, презентабельная внешность) сейчас требуется и наличие клиентской базы. Поэтому человеку без опыта устроиться очень трудно. У менеджеров по продажам всегда была фиксированная часть зарплаты и проценты, в условиях кризиса фиксированная часть заметно уменьшается.

Системные аналитики, руководители проектов в консалтинговых компаниях переживают сейчас самые трудные времена, новых проектов практически нет или очень мало, в основном специалисты дорабатывают на старых проектах. Продать что-то сложное и дорогое (SAP, например) практически нереально.

CRN/RE: Как изменились требования к персоналу в ИТ-компаниях?

А. А.: Ситуация на рынке заставляет руководителей эффективнее использовать имеющихся сотрудников и более ответственно относиться к выбору новых.

Во-первых, тщательнее, чем раньше, взвешивается потребность в той или иной штатной единице. Вакансия открывается только в случае, если приход нового специалиста становится необходимым для компании, так как невозможно распределить задачи между существующими сотрудниками.

Во-вторых, ужесточились критерии выбора кандидатов: в большинстве случаев ищется «идеальный» — специалист, обладающий всеми необходимыми для компании профессиональными опытом и знаниями. Компании хотят рассмотреть как можно большее количество кандидатов и выбрать того, кто идеально подойдет на вакансию. Мы наблюдаем более сложный и кропотливый процесс выбора, во многих случаях — увеличение количества этапов интервью. Тщательно оценивается профессиональный опыт каждого кандидата, делается акцент на сборе рекомендаций.

Нет, как раньше, ситуации, когда специалист называл желаемую величину заработной платы, и компания в большинстве случаев тут же выполняла его требования. Сейчас тщательно анализируется рыночная ситуация, сравниваются зарплатные ожидания различных специалистов.

И. К.: Ужесточились требования к кандидатам со стороны работодателей. Сегодня работодатель делает выбор в пользу соискателя, максимально соответствующего предъявленным требованиям. Заметно вырос спрос на универсальных специалистов, способных совмещать несколько функций (например, функцию поддержки пользователей и системного администрирования).

Изменились и требования бизнеса, предъявляемые к ключевым ИТ-руководителям. В настоящее время эффективность в использовании выделенных средств и выборе технологий, способных дать экономический эффект предприятиям, выходит на первый план. Сейчас CIO должен эффективно действовать в условиях значительных ограничений как бюджетов, так и краткосрочных стратегий компании. CIO приходится очень быстро накапливать новые компетенции, которыми раньше практически никто не обладал, так как на рынке были совсем иные условия и приоритеты.

Сейчас одна из востребованных компетенций — Change Management, т. е. способность не столько идти за изменениями, сколько быть их инициатором.

Е. Т.: Обязательно нужен стаж, как минимум, от полутора лет. Если это узкопрофильный специалист, его специализация должна полностью соответствовать той, что ищет работодатель. Компании не тратятся на обучение сотрудников, а берут только готовых специалистов. Причем некоторые даже заменяют отдельных специалистов на более эффективных, воспользовавшись разнообразием предложений на рынке.

CRN/RE: Как в целом выглядит текущая ситуация с кадрами на ИТ-рынке по сравнению с тем, что было в конце 2008 г.? Есть ли тенденция к улучшению? Или наоборот?

А. А.: Если сравнивать ситуацию с вакансиями в настоящий момент и на конец 2008 г., то, безусловно, можно говорить о положительной динамике. Мы наблюдаем увеличение количества вакансий.

К сожалению, какие-то выводы пока делать рано. Рынок неоднороден. Одни компании заявляют о стабилизации своего положения, другие сокращают персонал, оклады и бонусы. Где-то наблюдается традиционное оживление с окончанием периода отпусков, а где-то (в основном в западных фирмах) в связи с завершением финансового года сокращаются расходы.

И. К.: В феврале 2009 г. на рынке труда в сфере информационных технологий стало заметно меньше вакансий, чем за этот же промежуток времени годом ранее. Падение составило более 30%. При этом соискателей стало гораздо больше, возросла конкуренция за рабочие места. До кризиса на одну вакансию в лучшем случае претендовало полтора человека — наблюдался самый настоящий кадровый голод: на некоторые вакансии компании не могли набрать необходимое число кандидатов для того, чтобы иметь возможность выбрать лучшего. Сейчас на одну вакансию приходится от 3 до 10 финалистов, при изначальном отборе из 30–40 соискателей.

Согласно исследованию Kelly Services «Качество кандидатов на российском рынке труда» (февраль 2009 г.), в связи с кризисом на рынке действительно стало больше соискателей, однако количество профессионалов и узкопрофильных специалистов не увеличилось, и борьба за них среди работодателей самая серьезная.

С июля 2009 г. наметилась тенденция роста количества вакансий в области ИТ, примерно на 30% по сравнению с концом 2008 г. В первую очередь это связано с тем, что большинство компаний провели основную часть структурных изменений и выработали стратегию поведения в условиях изменившегося рынка. Компании инициируют ИТ-проекты, направленные на увеличение эффективности бизнеса. Кризис «помогает» улучшить кадровый состав, и многие используют эти возможности.

Что касается самих кандидатов — кризис серьезно отразился на производительности труда и лояльности сотрудников. Согласно последнему всероссийскому исследованию рынка труда Kelly Services, проведенному в мае 2009 г., среди опрошенных кандидатов в сфере ИТ только 16% утверждали, что в данный момент не имеют работы, тогда как целых 65% респондентов отметили свою заинтересованность в приобретении новой работы. Довольно пугающие результаты, если вы — работодатель.

Исследование продемонстрировало массовое явление, характеризующее сегодняшний рынок труда, — «отложенную демотивацию» — когда работники, в случае если они найдут более интересное предложение, предпочтут покинуть своего нынешнего работодателя, даже в условиях кризиса.

Наиболее демотивирующей мерой при сокращении затрат на персонал сами работники, естественно, считают сокращение с текущего места работы. Так же, хотя и в меньшей степени, люди негативно воспринимают уменьшение зарплаты при сохранении объема и продолжительности работы.

Стоит отметить явную непопулярность сокращений как таковых, будь то сокращение, касающееся респондента лично или его коллег. Многие даже готовы пожертвовать своими премиями и бонусами, лишь бы коллектив оставался полным.

Многие работодатели говорят о том, что кризис вносит нужные корректировки и возвращает баланс на рынке труда. В первую очередь это связано с тем, что в последние годы зарплаты росли быстрее производительности труда. Тем не менее в ближайшие несколько лет потребность в квалифицированных и подготовленных ИТ-специалистах будет расти вместе с рынком ИТ.

Е. Т.: Несомненно, положительные факторы заметны. Стабильность — одна из самых позитивных и хороших новостей. Растет число вакансий. В основном это узкопрофильные специалисты, системные администраторы и программисты «1С». Две последние специальности будут нужны всегда.

В целом рынок ИТ, провалившись в начале лета, сейчас поднялся до определенного уровня и удерживается на нем. В некоторых отраслях даже заметен рост, ИТ-компании говорят о небольшом перерыве в наборе специалистов в августе-сентябре, ожидают движения рынка. Все зависит от макроэкономической ситуации.

Л. А.: Конечно, по сравнению с 2008 г. количество вакансий в ИТ-сфере резко снизилось. Начиная с лета 2009 г. наметилась тенденция к улучшению ситуации. Произошло некоторое оживление деловой активности, и в связи с этим возникает необходимость в персонале, в том числе и в ИТ-сфере.

И. О.: ИТ-рынок — самая перспективная сфера, сюда нужно идти молодым людям. За кризисом непременно будет подъем. Компании в условиях кризиса думают об удешевлении продукта, а ведь лучший способ экономии — это компьютеризация, автоматизация, переоснащение производства, внедрение новых программных продуктов. Поэтому специалисты в этой сфере будут востребованы. Сейчас на рынке штиль, который выдержать труднее, чем бурю. Но есть надежда, что наше бизнес-сообщество успокоилось, уже разработало новые бизнес-планы и вскоре приступит к их осуществлению, а тогда потребуются и ИТ-руководители, и инженеры, и программисты.