Компания IDC опубликовала годовой отчет Russia IT Services 2009–2013 Forecast and 2008 Analysis, посвященный состоянию российского рынка ИТ-услуг и прогнозирующий его развитие на ближайшие пять лет.
По данным IDC, объем этого рынка в 2008 г. превысил 5,22 млрд. долл., что соответствует годовому приросту в 18,7%. В рублевом выражении аналогичный показатель составил 15,4%.
Крупнейшими потребителями ИТ-услуг в России в 2008 г. были государственные организации (19,2% общих затрат на ИТ-услуги в стране), а также финансовые (16,9%), телекоммуникационные (13%) и энергетические (12,9%) компании.
Самыми востребованными оказались услуги системной интеграции, на долю которой пришлось более 20% рынка.
Замедление темпов развития российской экономики во второй половине прошлого года привело к существенному снижению расходов на информационные технологии в целом, что не могло не сказаться и на состоянии рынка услуг в сфере информационных технологий. По прогнозам IDC, рынок ИТ-услуг ожидает значительный спад: наиболее низкие показатели ожидаются в 2009 г., после чего рынок начнет медленно восстанавливаться.
Большинство компаний отложат внедрение крупных проектов, а те, которые все же займутся новыми проектами, скорее всего, отдадут предпочтение менее масштабным решениям. К 2013 г., по оценкам IDC, объем российского рынка ИТ-услуг составит 4,73 млрд. долл.
Большинство компаний отложат внедрение крупных проектов, а те, которые все же займутся новыми проектами, скорее всего, отдадут предпочтение менее масштабным решениям. К 2013 г., по оценкам IDC, объем российского рынка ИТ-услуг составит 4,73 млрд. долл.
Наименьшее влияние кризис окажет на те услуги ИТ, без которых заказчики просто не могут обойтись, а также те, которые принесут им ощутимую экономию затрат в краткосрочной перспективе или будут способствовать расширению бизнеса. К таким услугам относится ИТ-консалтинг (в особенности — услуги по оценке эффективности затрат на ИТ-инфраструктуру и обеспечение ее безопасности), а также различные формы аутсорсинга.
«Рецессия не будет длиться вечно, именно поэтому поставщикам ИТ-услуг следует воспользоваться временным затишьем, с тем чтобы пересмотреть свое портфолио решений и к моменту восстановления нормальной работы рынка иметь на вооружении новые конкурентные предложения», — отмечает Александр Прохоров, ведущий аналитик IDC по рынку ИТ-услуг.
Мнения поставщиков ИТ-услуг
Борис Бобровников, генеральный директор «Крок»: «Изменение структуры спроса, безусловно, повлияло на наш бизнес. Мы сфокусировались на первоочередных бизнес-задачах и ИТ-инструментах, позволяющих компаниям остаться конкурентоспособными, — решениях, дающих максимальную отдачу за короткий срок, а также решениях по оптимизации ИТ-затрат, привлекательных по сочетанию цена/качество. В частности, получили эксклюзив по корпоративной линейке 3Com-Н3С. Активизировали работу по лизингу и другим финансовым схемам».
Сергей Мацоцкий, генеральный директор IBS: «Кризис поможет российскому бизнесу оценить истинную роль ИТ в управлении предприятием. Например, после 1998 г. многие компании осознали важность оперативного и качественного управления. Тогда вырос спрос на ERP-системы. Думаю, сегодняшняя ситуация обусловит такой же интерес к сложным производственным решениям, системам, связанным с логистикой, сбытом, отношениями с клиентами и т. д.».
Одной из подготовительных мер также может стать рекрутинг редких специалистов. Некоторые из них готовы сменить место работы в силу изменившихся условий. Когда рынок ИТ-услуг начнет восстанавливаться — а по прогнозам IDC, это должно случиться уже в следующем году, штаты поставщиков будут укомплектованы квалифицированными кадрами, способными обеспечить своим работодателям конкурентные преимущества.
По данным исследования IDC Russia IT Services Competitive Analysis, российский рынок ИТ-услуг становится все менее фрагментированным. По итогам 2008 г. ведущими поставщиками стали компании IBS, «Техносерв», «Крок», ЛАНИТ и «КомпьюЛинк». Совокупная доля пятерки лидеров в общем объеме рынка увеличилась по сравнению с прошлым годом и достигла 29,9%.
Локальные поставщики ИТ-услуг по-прежнему удерживают ведущие позиции — в десятке лидеров нет ни одной иностранной компании. Российские интеграторы имеют более тесные взаимоотношения с местными заказчиками, особенно в государственном секторе и в оборонной промышленности, и часто выступают в качестве генподрядчиков в крупных стратегических проектах. Иностранные компании в подобных проектах, как правило, оказывают субподрядные услуги.
IDC подчеркивает, что исследование не следует рассматривать лишь как рейтинг поставщиков ИТ-услуг. Помимо списка из 71 компании, которые занимают места в этом перечне в зависимости от объема оказанных ИТ-услуг, включая субконтракт и офшор, в отчете дан развернутый анализ рынка ИТ-услуг с вычленением офшорной деятельности, анализом позиций компаний в различных горизонтальных и вертикальных сегментах.
IDC отмечает ужесточение конкурентной борьбы среди поставщиков ИТ-услуг. По мере усиления конкуренции клиенты ищут поставщиков, которые могут обеспечить лучшее соотношение цены и качества предоставляемых услуг. Это может способствовать перераспределению позиций ведущих игроков.