Рынок компьютерных утилит захлестнула волна консолидации, охватившая как поставщиков решений, так и сами решения. В области защиты от вирусов и восстановления после сбоев мало что изменилось, однако потребности предприятий диктуют необходимость улучшения средств для клонирования дисков. Эти инструменты, наряду с обновлением через Web, изменяют процедуры эксплуатации систем.
В отрасли сейчас мало радикально новых решений, и поставщики стремятся расширить спектр своих продуктов и привлечь новых партнеров, что приводит, как отмечают наблюдатели, к консолидации компаний и интеграции продуктов.
Поставщики не только объединяются сами, но и все чаще объединяют свои инструменты в пакеты программ. Спектр возможностей этих пакетов расширяется. В них по-прежнему включаются вездесущие антивирусные программы, причем, по оценке наблюдателей, эти программы от разных поставщиков теперь трудно различить. Однако в центре внимания сейчас один тип утилит, включаемых в пакеты, - это программы для обслуживания дисковых накопителей.
Когда-то в этой области доминировали программы для восстановления после сбоев и очистки жестких дисков, сказала Сьюзанн Диксон, вице-президент компании Quarterdeck по маркетингу. Однако сегодня потребность предприятий в уменьшении полной стоимости владения привела к расцвету программ клонирования дисков.
«Одна из главных задач, стоящих перед реселлером, помочь сохранить настольную систему такой же «чистой», как и в тот день, когда пользователь ее получил, - отметила Диксон. - Клонирование является прекрасным средством, потому что реселлер может «тиражировать» ПК».
Утилиты для дисков постепенно начинают внедряться в область, которую уже несколько лет назад освоили обновления антивирусных программ: распространение через Интернет. Поставщики этих утилит скоро овладеют всеми тонкостями «вечнозеленой» модели периодического обновления через Web, считает она.
Однако, по ее мнению, маловероятно, что поставщики всерьез возьмутся за разработку утилит для дисков или других подобных продуктов как отдельных программ. Хотя пока еще они предлагают отдельные приложения, большинство склоняется к поставке пакетов программ. Так, конкурирующие между собой компании Network Associates и Symantec недавно представили содержащие много программ пакеты, предназначенные для решения большого числа задач - от антивирусной защиты до управления сетями.
Тенденция к объединению приложений в один пакет вызвала волну слияний компаний. Возглавила этот процесс Network Associates, сделавшая ряд приобретений.
Недавно она объявила, что приобрела еще одну компанию, на этот раз - почти равного ей поставщика приложений CyberMedia. Это новое приобретение обойдется Network Associates в 130 млн. долл. Многие продукты CyberMedia, в числе которых такие популярные программы, как инструмент для восстановления после сбоев First Aid 98 и дисковая утилита Uninstaller, компания Network Associates включает в свой пакет программ Total Service Desk Suite. После завершения оформления сделки CyberMedia станет частью нового подразделения отделения компании Network Associates, которое получило название McAfee Software.
С каждым приобретением Network Associates расширяет спектр своих программных продуктов. Образованная в 1997 г. в результате слияния Network General и McAfee Associates, эта компания объявила в июне, что приобретет своего конкурента на антивирусном фронте, компанию Dr Solomon’s Group PLG, разработавшую серию антивирусных программ.
Однако приобретение Dr Solomon’s было лишь первым этапом. В феврале компания приобрела поставщика брандмауэров Trusted Information Systems, в марте - поставщика настольных систем Magic Solutions, а в мае - Secure Networks, предлагающую инструментарий для испытания систем защиты. И как сказал вице-президент и генеральный директор отделения McAfee Software Пит Стюарт, на этом дело может не закончиться.
Джин Ходжес, вице-президент Network Associates по маркетингу, сказал, что компания откликается на спрос со стороны канала сбыта на расширение функций предлагаемых решений.
Совершив столько приобретений, Network Associates пытается оттеснить своего конкурента Symantec на позиции поставщика ограниченного набора продуктов.
Symantec, в свою очередь, тоже сделала ряд приобретений. В июне она объявила о намерении приобрести серию антивирусного программного обеспечения компании IBM. Компании объединили усилия с целью создания антивирусных приложений для систем IBM. Главный управляющий Symantec Гордон Юбанкс следующим образом парировал заявления своего конкурента о том, что его компания якобы проигрывает в войне пакетов программ: «У нас есть широкий круг продуктов. Мы считаем, что для лучшего обслуживания заказчиков необходимо сотрудничество с другими компаниями. Некоторые предпочитают покупать нестыкующиеся технологии, которые вместе не работают».
Как бы то ни было, рынок утилит, стимулируемый постоянным спросом на антивирусные продукты и продукты для защиты сетей, быстро растет. Наблюдатели считают, что озабоченность заказчиков защитой от вирусов позволит этому рынку процветать и дальше.
«Великим открытием поставщиков антивирусных продуктов стали услуги по подписке, - сказал Джеффри Тартер, издатель информационного бюллетеня «Softletter», специализирующегося на тенденциях развития ПО. - Им удалось уговорить многих своих заказчиков платить каждый месяц. Это - золотая жила».
И поставщики делают все возможное, чтобы побудить VAR’ов вкладывать деньги в это дело. Но технология сама по себе еще не гарантирует им возможность привлечь VAR’ов, так как утилиты разных фирм становятся похожими друг на друга.
«Создать отличный от других программный продукт все труднее и труднее», - отметил Т.М. Рави, вице-президент компании Computer Associates International, поставляющей широкий спектр программ.
Учитывая это обстоятельство, ведущие поставщики утилит предлагают VAR’ам обширный список льгот, в том числе скидки, всеобъемлющие пакеты услуг и службы поддержки. Symantec даже использует свои маркетинговые фонды, чтобы возить лучших реселлеров в поездки «для передовиков производства».
Несмотря на консолидацию отрасли и широкие программы работы с каналом сбыта, VAR’ы говорят, что наибольшее значение для них прежде всего имеют услуги и техническая поддержка. Адам Каплан, специалист по сетям в реселлерской компании Netlan, сказал, что для привлечения партнеров поставщики утилит просто должны уделять внимание главным вопросам: «Важнее всего то, насколько тесно они работают с нашим персоналом при обучении, насколько велики скидки и есть ли у них собственная служба продаж, с которой нам приходится конкурировать».