Что будут покупать в январе? Этот вопрос сегодня задают многие реселлеры - начало нового года внушает им как надежды, так и беспокойство. Инерция рынка позволила многим крупным компаниям относительно успешно пережить кризисный квартал. Октябрь, и с этим никто не спорит, был лучше сентября, ноябрь - октября, а в декабре - праздники. Но что будет в январе? Провал? Или (о подъеме говорить вряд ли оправданно) хотя бы стабильность?

Дать точный ответ на этот вопрос не сможет никто - нет никаких гарантий, что завтра мы не узнаем о новых потрясениях. Но общее настроение на рынке постепенно смещается от «все, это конец» к более оптимистичному «надо жить, надо работать». Надо продавать.

Мы попытались оценить перспективы для нескольких базовых товарных групп, исследовав их «живучесть» - кризис предоставил для этого уникальную возможность, - и проверить популярный тезис «в народном хозяйстве существует стабильная потребность в компьютерной технике». Это не маркетинговое исследование, рассчитывать на конкретные цифры было бы наивно, и не набор конкретных рекомендаций - это дело менеджеров по закупкам, которые несомненно намного лучше знают специфику работы своей компании. Тем не менее знать основные тенденции, которые будут определять состояние рынка в январе и феврале, было бы полезно.

Первая из них (по степени влияния на объемы и структуру сбыта) - общее снижение потребительской базы и платежеспособности традиционных клиентов. Денег нет. А если и есть, то не на компьютерном рынке. Поэтому особенных перспектив первые две недели января не сулят - потребители и реселлеры будут отдыхать. Во второй половине января также не стоит ожидать положительных сдвигов. Хотя кое-какие надежды может внушать начало выплат замороженных вкладов и зарплат, маловероятно, что эти деньги попадут на рынок ранее второй половины февраля. Соответственно следует ожидать существенных изменений в структуре продаж - покупаться будет только то, что необходимо.

Второй по важности фактор, который нужно учитывать и который может несколько оживить рынок, - инфляционные ожидания и стремление запастись впрок теми товарами, которые в недалеком будущем заметно подорожают. Пока эта мотивация ограничена относительно стабильным курсом доллара, но это очень сильный стимул, особенно если учесть грядущий рост рублевой массы.

Еще одна благотворная тенденция - относительная стабилизация финансового положения большинства компаний. На сегодня большинство крупных игроков успели рассчитаться с долгами и опробовать новые схемы работы, хотя говорить о полной адаптации рано. Тем не менее уже можно отметить увеличение маркетинговой активности - это несомненно принесет дивиденды, хотя и несколько позже. Тут можно отметить интересную деталь - повышение значения марки и имени компании. Маловероятно, что потребители сегодня будут экспериментировать с малоизвестным им поставщиком, даже при наличии достаточно выгодных предложений. Отчасти это связано и с тем, что снижение платежеспособности не приведет к аналогичному снижению требований к качеству товара, сервису и надежности поставщика, более того, покупатели станут еще придирчивее.

Появление новых моделей вряд ли станет определяющим мотивом для большинства покупателей, но может стимулировать покупки со стороны потребителей, потерявших работу или ищущих возможность подрабатывать. Для них компьютеры могут стать основой нового дела, а потратиться на покупку именно в январе их может побудить снижение цен, которое будет проводиться после праздников. Эта категория потребителей достаточно платежеспособна, но, к сожалению, сравнительно невелика.

Компьютеры

По сравнению с нулевыми показателями сентября и более чем скромными - октября, ноябрь и декабрь (когда падение продаж в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составляет не пять-семь раз, а всего два-три) многие сочли достаточно успешными.

Наиболее «живучая» группа - дешевые ПК, их сбыт упал заметно меньше, чем более дорогих систем. Причины очевидны - рублевой суммы, которой недавно хватило бы на мощную систему, сегодня достаточно только на ПК начального уровня. Перспективы этого сектора с точки зрения количества проданных ПК (в секторе дешевых компьютеров прибыль тоже минимальна) очевидны - именно этих систем отныне будет продаваться больше всего. Тем более, что потребители сегодня осознают - ресурсов недорогого ПК вполне достаточно для большинства типичных задач. В этом секторе открываются возможности для поставщиков систем на базе альтернативных ЦП, по крайней мере пока Intel не снизит цены. На январь можно уверенно прогнозировать существенное увеличение продаж (в процентном отношении) дешевых компьютеров и снижение «входной планки» этой категории систем - дешевыми будут называться системы с ценой до 500 долл.

Еще один интересный вопрос - ПК, которые, как предполагается, могут хлынуть на рынок в результате банкротства множества коммерческих структур. Достаточно серьезная угроза. Но, на мой взгляд, ее значение сильно преувеличивается - это, как правило, уже устаревшие системы, которые, конечно, будут продаваться, но вряд ли в таких количествах, чтобы серьезно влиять на рынок - столько предприятий у нас не разоряется.

Максимальное падение сбыта было отмечено в секторе недорогих ПК среднего уровня, которые традиционно позиционировались как системы с хорошим соотношением «цена/производительность». У большинства реселлеров в этой нише оказались системы на базе «маломощных» процессоров Pentium II (233 МГц) и новых моделей Celeron с жесткими дисками от 2 до 4 Гбайт, ОЗУ емкостью 32 Мбайт и ценой от 900 долл. за системный блок.

В октябре на спрос влияли будоражащие потребителей объявления о выходе новых процессоров и радикальном снижении цен на старые (понятно, что на фоне резко упавшей платежеспособности такие новости вовсе не аргумент в пользу покупки нового ПК), но к декабрю Intel стабилизировала свой модельный ряд, и фактически до весны ничего нового ждать не стоит.

На дорогие модели спрос первоначально упал, но уже в ноябре стабилизировался - на меньшем уровне, чем «до», но тем не менее. Потребители стали приобретать их, надеясь хоть как-то защитить свои инвестиции. К сожалению, эффективность подобных вложений исключительно низкая: ПК - товар практически неликвидный, во всяком случае систему годичной давности продать за ее полную цену невозможно. Тем не менее дорогие модели ПК и в январе могут оказаться весьма выгодным товаром.

На рынке настольных ПК сегодня складывается та же ситуация, которая уже много лет известна реселлерам на рынке портативных моделей. Потребители стремятся покупать либо самые дешевые модели - лишь бы их возможностей хватало для работы, либо достаточно мощные системы, способные работать без модернизации в течение нескольких лет.

Еще одна тенденция, о которой уже говорилось, - желание клиентов приобретать ПК высокого качества с гарантий со стороны поставщика. Это выгодно для реселлеров, которые поставляют ПК с марками именитых изготовителей, неважно, российских или американских. Фактически у небольших сборочных компаний остается только один козырь - цена. Но козырь сильный.

Принтеры

Несмотря на общее сходство тенденций на рынке принтеров с тенденциями рынка ПК, он отличается от него как любой «вторичный» рынок. Принтер - устройство дополнительное, хотя часто и необходимое. Это означает, что модернизация парка принтеров не станет основным аргументом для большинства корпоративных клиентов, несмотря на выпуск новых моделей. Они появились в «неудачное» время. В октябре-ноябре продажи принтеров относительно аналогичного периода прошлого года сократились в среднем в три-пять раз, причем в наибольшей степени это коснулось лазерных устройств. Недорогие струйные принтеры покупались чаще, в основном потому, что потребительский рынок вообще оказался более устойчивым к экономическим потрясениям. Но именно поэтому не стоит ожидать массовых покупок потребительских принтеров (струйные и дешевые лазерные модели) - пользователи, которые хотели обновить свои системы, уже это сделали.

Можно достаточно уверенно прогнозировать, что основной объем продаж января в среднем по рынку придется именно на эту категорию. Реселлерам, которые работают с покупателями из корпоративного сектора, придется смириться с паузой - у клиентов нет денег и потребности в принтерах.

Новое в бизнес могут привнести многофункциональные устройства. Возможность копировать, печатать и сканировать, отправлять факсы и проч., пользуясь лишь одним аппаратом, очень привлекательна, но... Если говорить о многофункциональных лазерных устройствах на базе традиционных принтеров, то придется заметить, что пока они слишком дороги для похудевшего кошелька российских потребителей.

Мониторы

Структура потребления мониторов в октябре и ноябре практически не изменилась - на первом месте 15-дюйм устройства. Пользователи обычно не боятся вкладывать средства в покупку более дорогого монитора, поскольку в отличие от компьютера он не устаревает очень долго. Объемы продаж мониторов в последнем квартале всецело определялись объемами сбыта ПК, связь здесь оказалась почти линейная. Значительная доля мониторов могла бы «уйти» на замену имеющимся, но процесс обновления парка мониторов как у индивидуальных, так и у корпоративных пользователей пошел на убыль - много 14-дюйм устройств уже заменено на 15-дюйм, а следующей волны - перехода на недорогие 17-дюйм устройства - можно ждать лишь в следующем году.

Базовые комплектующие

Это один из наиболее «живучих» рынков. Даже в октябре падение продаж по сравнению с остальными секторами рынка оказалось достаточно небольшим. Потому и ожил он раньше других, тем более, что у его традиционных потребителей было много стимулов не откладывать свои покупки.

Фактически, по оценкам реселлеров, сбыт системных плат сократился примерно в два раза, видеоадаптеров - в три (в октябре многие потребители еще ждали выхода новых устройств), модулей памяти - в три, жестких дисков и вообще накопителей (CD-ROM и DVD-ROM, Zip, LS-120) - в 2-2,5 раза.

Структура послекризисного рынка компонентов практически не отличается от того, что мы наблюдали «до». Процентное соотношение типов продукции и даже позиции основных игроков в относительном выражении почти не претерпели изменений. Соответственно основа рынка комплектующих в январе не изменилась - пользователи будут покупать новейшие модели, хотя объемы продаж упадут до уровня начала ноября.

Тем не менее перспективы рынка комплектующих представляются вполне радужными - есть достаточное количество новых продуктов по приемлемым ценам, а потребители имеют достаточно причин покупать.

Сетевое оборудование

Рынок сетевого оборудования, как известно, чрезвычайно неоднороден, и потому тенденции здесь очень противоречивые. В секторе дешевых сетевых устройств - адаптеры, неуправляемые концентраторы, кабели и проч. - падение продаж оказалось не настолько большим - потребители стремились как можно быстрее потратить свои средства, пока они не обесценились. Почти все опрошенные нами реселлеры отметили, что этот рынок останется достаточно стабильным и в ближайшем будущем.

В то же время поставщики оборудования для корпоративных сетей испытали на себе все ухабы российского рынка: потребность в мощных маршрутизаторах, коммутаторах и проч. осталась, но получить плату даже за уже поставленные изделия было чрезвычайно сложно. Поскольку очень незначительная часть подобного товара продается за наличные, это подкосило рынок, но уже в ноябре реселлеры воспряли духом - рынок ожил и первые прогнозы многих компаний их же авторам показались слишком пессимистичными. Однако перспективы этого рынка на январь не слишком хороши.

Расходные материалы

Расходные материалы - вещь необходимая, и потому этот рынок остается достаточно стабильным и важным источником доходов для реселлеров (по отдельным позициям кое-кто говорит даже о росте).

В целом, по разным оценкам, рынок потерял до 20% - на фоне уже привычных «разов» это почти рост... На общей ситуации сильно отразилось падение сбыта картриджей для дорогих принтеров (30-40%) и дешевых моделей (до 80%), поскольку их владельцы оказались сильно подвержены воздействию экономических потрясений. Но основной источник дохода - картриджи для стандартных офисных принтеров - пострадал относительно мало.

Развитие этого сектора в декабре-январе будет всецело зависеть от двух тенденций - стабильной потребности в расходных материалах и роста популярности «неоригинальных» расходных материалов (тонеры, чернила). Здесь некоторые реселлеры рассчитывают на 20-30%-ный рост.

Соответственно в работе с покупателями важно будет сделать акцент на необходимость приобретения расходных материалов впрок, дабы максимально обезопасить себя от ожидаемой инфляции - покупать придется все равно, но сегодня это дешевле...

Носители информации

Рынок носителей информации «похудел» примерно в пять раз. При этом структура рынка изменяется независимо от российских реалий, главным образом потому, что спрос постепенно смещается в область более емких и быстрых носителей.

Модели поведения покупателя носителей информации и покупателя расходных материалов очень схожи, носитель - тоже расходный материал (особенно диски CD-R). Но в целом для этого рынка особенных перспектив нет - традиционные потребители магнитооптики сегодня переживают трудности (спад в пять-семь раз), дискеты покидают сцену, накопители Zip и LS-120 стали слишком дороги. Главные надежды возлагаются на диски CD-R, их продажи упали меньше всего - в два-три раза (более дешевого варианта для хранения информации пока не существует).

«Предметы роскоши»

Под этим названием мы объединили «необязательные» устройства - сканеры, ИБП, высококачественные акустические колонки, модемы и т.п., без которых вполне можно прожить, и которые продаются не как компоненты, а как автономные товарные единицы.

По сравнению с показателями прошлого года этот рынок сократился в 10-20 (в зависимости от конкретных устройств) раз. В наибольшей степени пострадал сектор, который можно назвать «дешевый бранд» - высококачественные аудиоплаты, джойстики, акустические колонки и т.д.

Покупатели начали ориентироваться на недорогие изделия. Многие участники этого рынка ждали положительных изменений в связи с новогодними праздниками (значительная часть этих устройств традиционно покупается в подарок), но теперь им предстоит пережить длительную паузу... Тем не менее их участь облегчит отложенный спрос - к декабрю на рынке появится множество новых игр, которые ожидались почти весь год, что должно улучшить продажи игровых контроллеров, трехмерных ускорителей и т.п.

Итого

Январь и февраль станут показательным периодом, на основании которого можно будет делать выводы об устойчивости рынка. Декабрь был неподходящим месяцем для такого рода оценок, поскольку реальную картину объемов и структуры сбыта значительно искажало наличие, во-первых, столь сильного «стимулятора» как праздничные покупки, а во-вторых, больших запасов на складах дистрибьюторов и соответственно стремление побыстрее их расчистить. Реселлеры пережили первый шок, частично адаптировались к новым условиям и начали осознавать, что жизнь продолжается, а компьютерный рынок обладает достаточной «живучестью», чтобы обеспечить существование большинства из них.