Для производителей компьютеров северной столицы кризис обернулся значительным сокращением количества выпускаемых машин. Общее падение производства ПК в августе–октябре 1998 г.
по сравнению с 1997 г. оценивается в 40–50%. Если в прошлом году в Петербурге ежемесячно собиралось 12–13 тыс. машин, то сейчас это 7–8 тыс. В августе и сентябре уровень производства достиг минимальной отметки - 3–5 тыс. штук.
Обвал на компьютерном рынке произошел в августе после падения курса рубля, но кризис в отрасли начался еще в марте. Уже тогда объемы производства по сравнению с 1997 г. начали снижаться. «К этому моменту в России произошло насыщение платежеспособного спроса», - считает менеджер по PR компании MicroXperts Сергей Хорев.
Основные производители, как правило, говорят о чуть меньшем сокращении их собственного производства. По их предположениям, от кризиса больше всего пострадала сборка «на коленках». Доля таких сборщиков в общем объеме производства ПК в Петербурге оценивалась до кризиса не менее чем в 50%.
Насколько сильно пострадали мелкие производители, можно только предполагать. Точных данных о состоянии рынка компьютеров в городе пока нет. Владельцы петербургских brand name воздержались в последние месяцы от серьезных маркетинговых исследований (хотя в докризисные времена такие исследования проводились несколько раз в год).
И в этом есть свой резон. «От постановки задачи маркетинговой компании до принятия решения на основе их исследования проходит не менее месяца. Сейчас за это время может многое измениться. Результаты исследования рынка устаревают раньше, чем их можно использовать», - выразил общее мнение сборщиков компьютеров Петербурга начальник отдела маркетинга компании «РАМЭК» Вадим Казанков.
Стало ли лучше?
«Больной еще в тяжелом состоянии, но угрозы для жизни уже нет», - такой диагноз можно поставить крупным петербургским производителям компьютеров. Настроение сотрудников и менеджеров компаний, опасавшихся в первые два месяца после начала кризиса потерять работу, в ноябре заметно улучшилось. Спрос на компьютеры местной сборки пополз вверх. Правда, это еще рано называть переломом. В ноябре прошлого года наблюдалось примерно такое же увеличение выпуска ПК. Всплеск спроса отражает скорее сезонные колебания, чем восстановление прежних объемов производства.
«В октябре 1998 г. наше производство сократилось по сравнению с октябрем 1997 г. на 40%. В ноябре наметился явный подъем - примерно на 20%, но только по сравнению с предыдущим месяцем. Если сравнивать с прошлым годом, то уровень падения объемов производства в ноябре 1998 г. составляет примерно те же 40%. Вообще с сентября по середину января производится 50% общегодового выпуска компьютеров. Этот период, особенно ноябрь и декабрь, характеризуется наивысшим спросом на ПК», - пояснил Сергей Хорев.
Тем не менее даже обычный сезонный рост поднимает настроение производителей. Кроме того, сравнивая ситуацию свою и московских коллег, представители компьютерного бизнеса северной столицы считают, что они находятся в лучшем положении. По их оценкам, для столичных сборщиков компьютеров уровень падения производства в 50% считается очень хорошим показателем.
Сжатие без изменений
Активность покупателей в ноябре возросла как на корпоративном, так и на розничном рынке. «Мы ожидали, что совсем плохо будет с заказами бюджетных организаций. Однако эти пессимистические ожидания не оправдались. Бюджетники заметно активизировались в ноябре», - отмечает Вадим Казанков. О значительном росте заказов со стороны государственных учреждений говорит и менеджер по PR компании «Эврика» Жанна Ракитина. Для этой компании бюджетники - одни из основных потребителей.
Структура сбыта ПК не претерпела значительных трансформаций. Равномерное сокращение спроса, сменившееся в ноябре ростом, характерно было для корпоративных заказчиков и розничных потребителей, покупателей дорогой и дешевой техники. Относительное увеличение спроса на недорогие модели из крупных производителей отмечает только компания «Ниеншанц». Как говорит ее директор по продажам Иван Золочевский, «спрос изменился в сторону дешевых моделей, так как снизилась покупательная способность населения. Это подтверждают удачные продажи в последние два месяца антикризисного семейства компьютеров Homecompact на основе процессоров класса Pentium и Pentium MMX. Других изменений в структуре рынка нет. Мы, как и раньше, производим 75–80% компьютеров для корпоративных заказчиков, а 20–25% идет в розницу».
Расстановка сил
Крупнейшие компании («Ниеншанц», «РАМЭК», «Эврика», MicroXperts), специализирующиеся на сборке ПК, понесли примерно одинаковые потери в результате кризиса. Во всяком случае, ни один производитель не заявил, что его доля на рынке в последние месяцы увеличилась.
Присутствие западных и московских производителей на петербургском рынке и прежде было незначительным и, судя по всему, осталось таковым и в последние месяцы. По словам Ивана Золочевского, западную технику, стоящую на 30–40% дороже, чем аналогичные по качеству ПК отечественной сборки, в Петербурге покупают в редких случаях. «Чаще всего это делают представительства зарубежных компаний по требованию вышестоящего руководства, - говорит он. - Если и изменилась доля иностранных «брэндов» на нашем рынке, то, во всяком случае, не в сторону увеличения».
Это подтверждает директор по маркетингу компании «Ланк» Владимир Бронников: «Корпоративные клиенты, по нашим наблюдениям, не изменили свои предпочтения после начала кризиса. Однако на розничном рынке западные «брэнды» точно стали еще менее популярными».
По отношению к московским конкурентам позиции петербургских производителей, по крайней мере, не ослабились. Доля столичных «брэндов» в общем объеме продаж компьютеров в Петербурге и Ленинградской области (в отличие от других регионов России) по-прежнему невелика.
Наиболее ощутимый удар кризис нанес по мелким и средним производителям, которые работали с почти нулевой рентабельностью. Многие из них ушли с рынка. Девальвация погубила и перспективные компании, которые всю прибыль реинвестировали в производство. «Некоторые небольшие магазинчики, торговавшие компьютерами собственной сборки, закрылись, - говорит Владимир Бронников. - Однако вряд ли пропорции объемов производства намного сдвинулись в сторону крупных предприятий. Возможно, изменения носят временный характер. Малый бизнес быстрее реагирует на изменения внешней среды. У компаний, клиенты которых ограничивались одним микрорайоном, даже появился шанс стать производителями городского масштаба, если они будут проводить грамотную инвестиционную политику».
Дефицит
Каналы сбыта у петербургских производителей сохранились. Были небольшие проблемы с дилерской сетью, через которую компьютеры уходили в другие регионы. Однако сейчас контакты с иногородними фирмами восстанавливаются, и в ноябре их запросы заметно увеличились. Правда, большую часть собираемых компьютеров местные производители реализуют в Петербурге и Ленинградской области.
Более серьезные проблемы - с поставками комплектующих. Увеличились издержки импорта элементной базы компьютеров. Это отразилось на цене собираемых ПК - они хотя и дешевеют, но не так быстро, как могли бы дешеветь в отсутствие кризиса.
Кроме того, существует дефицит отдельных видов комплектующих. Как говорит Вадим Казанков, «поставщики переоценили серьезность кризиса в России и свернули свои поставки в большей степени, чем требуется». Сергей Хорев, впрочем, считает, что проблемы с поставками не связаны с кризисом. «Дефицит комплектующих носит сезонный характер. Он был в это время и в прошлом году», - утверждает он.
Обошлись без радикальных мер
Кризис не заставил петербургских производителей компьютеров предпринимать какие-либо экстраординарные меры. Компания «Ниеншанц» вела просветительскую работу среди потребителей, чтобы они не покупались на дешевизну. Маркетинговые акции «РАМЭК» были направлены на студентов и школьников.
«Эврика» вывела на рынок новый компьютер под названием «Домашний офис», предназначенный для тех, кто не может в это тяжелое время содержать собственный офис. «Однако на рынке SOHO у нас очень небольшие объемы продаж. Для нас гораздо важнее участвовать в тендерах на поставку оборудования корпоративным заказчикам, чем мы активно и занимались в последнее время», - говорит Жанна Ракитина.
Мероприятия, проведенные крупнейшими производителями ПК в последние месяцы, помогли смягчить последствия кризиса. Однако большинство акций было запланировано еще задолго до 17 августа. Пока обошлось без специальных акций, посвященных кризису. Руководители предприятий ограничились сдерживанием зарплаты сотрудникам и тем, что в наиболее тяжелые для компаний дни часть сотрудников отправили в неоплачиваемый или частично оплачиваемый отпуск.
Компьютерные компании, работающие на рынке с сильной конкуренцией, научились быстро реагировать на изменения внешней среды. Кроме сокращения спроса на ПК, серьезных изменений на рынке еще не произошло, крупные производители пока выдерживают экономические потрясения. Но в результате кризиса у компаний, работающих на конкурентный рынок, исчезла и без того невысокая рентабельность. Теперь нужно искать способы ее восстановить.Дмитрий Желвицкий, ведущий рубрики «Информационные технологии» газеты «Деловой Петербург»