В середине сентября компания DEPO Computers объявила об очередной трансформации своего бизнеса. Компания около трех лет наращивала долю в сегментах «тяжелых» корпоративных решений (серверов и СХД), а также реализовывала инжиниринговые проекты по развитию ИТ-инфраструктур. Пришло время рассказать о новом этапе развития: теперь DEPO — уже не производитель, но именно инжиниринговая компания полного цикла, поставляющая корпоративным заказчикам комплексные программно-аппаратные решения и оказывающая услуги системной интеграции.
Сергей Эскин (см. фото), президент DEPO Computers, напомнил, что основанная в 1995 г. компания (тогда «Дилайн») занималась дистрибуцией компьютерной техники, а в начале 2000-х годов открыла собственное производство компьютеров: «Тогда для нас примером была Dell, поставлявшая напрямую компьютеры потребителям. За эти годы мы вышли в России на первое место среди поставщиков ПК и на второе-третье по серверам. Однако еще до кризиса, в начале 2008 г., мы решили сосредоточиться на поставках «тяжелых» продуктов и комплексных решений для корпоративных заказчиков и компаний СМБ».
Эскин напомнил, что за прошедшие три года доля серверов в продажах DEPO возросла с 15% до более чем 50%, и, согласно данным аналитических агентств (Gartner/IDC), в первом полугодии 2011 г. DEPO занимала от 9 до 15% российского рынка серверов. Компания также вышла на первое место по поставкам рабочих станций. Сергей Эскин также сообщил, что в последние два года DEPO развивала экспертизу в области управления проектами системной интеграции, и сегодня 15% выручки компании обеспечивают ИТ-услуги: «Мы — коммерческая компания и стремимся сохранять прибыльность бизнеса, используя современные технологии и следуя рыночным тенденциям».
К числу важных тенденций российского рынка Роберт Фариш, вице-президент IDC и региональный директор IDC в России и СНГ, отнес стагнацию продаж ПК корпоративным заказчикам, закупающим компьютеры в основном для обновления парка: «Хотя рынок ПК стабильно растет, этот рост обеспечивается за счет домашних пользователей. Зато быстрорастущими сегментами рынка стали комплексные решения для ЦОДов (серверы, СХД, коммуникации) и решения для обеспечения безопасности». При этом IDC считает, что к 2015 г. по сравнению с текущим годом доля оборудования сократится (с 71 до 66%), зато заметно прибавят ИТ-услуги (с 17 до 21%), а на продажи ПО (с 12 до 13%) повлияет рост услуг SaaS, которые будут оказывать поставщики облачных сервисов.
Роберт Фариш сказал, что если в настоящее время в России объем российского рынка облачных услуг (публичных и частных) невелик (в 2010 г. — около 35 млн. долл.), то к концу 2015 г. он превысит 1,2 млрд. долл. при темпе роста 102–133%. При этом компании, которые планируют участвовать в развитии этого сегмента рынка, должны не только предоставлять облачные сервисы (приложение как услуга — SaaS, платформа как услуга — PaaS и инфраструктура как услуга — IaaS), но и обладать опытом оказания проектных услуг по их внедрению.
«Следуя этим тенденциям, DEPO превращается из производителя компьютерной техники в инжиниринговую компанию, способную разрабатывать и внедрять сложные ИС. В ближайшем будущем мы готовы поставлять решения для облачных вычислений, современных ЦОДов и специализированных ИС заказчиков», — заявил Сергей Эскин.
Как сообщил Виктор Урусов, вице-президент DEPO Computers, в компании сформирована команда (более 200 сертифицированных специалистов), которая уже в 2010 г. смогла реализовать у корпоративных заказчиков около 300 проектов. Комплексные проекты в выручке DEPO занимают 20%, из них половина — это типовые и половина заказные, специализированные, включая 2 проекта по построению ЦОДа «с нуля».
«Теперь на рынке корпоративных заказчиков и компаний СМБ наша компания выступает как системный интегратор и поставщик ИТ-услуг. Причем во всех решениях мы на 80% используем технику, спроектированную нашими специалистами, что позволяет предлагать клиентам оптимальные по функциональности решения по лучшим ценам. Сейчас мы предлагаем решения по обеспечению непрерывности бизнеса, информационной безопасности, управлению инфраструктурой ИТ, обслуживанию и управлению ИТ-активами, а также специализированные решения. Кроме того, наши специалисты накопили достаточный опыт построения инженерной инфраструктуры, коммуникаций и связи, что позволяет выполнять проекты вплоть до создания ЦОДов», — подчеркнул Виктор Урусов.
Он также отметил, что если раньше инфраструктура ИТ выстраивалась под бизнес-задачи клиентов, то теперь виртуализация позволяет ее обособить и проектировать исходя из роста потребностей заказчиков в будущем. DEPO смогла перейти к разработке инфраструктурных блоков ЦОДа, внедряя решения на базе виртуализации и облачные инфраструктуры, системы и приложения с использованием промежуточного ПО и работая совместно с такими разработчиками, как Luxsoft, Microsoft, VMware.
В частности, в 2009–2010 гг. компания реализовала достаточно сложные проекты в компаниях «Трансмаш» (системы безопасности), «Объединенная энергетическая компания» (управление и мониторинг энергосистемы Москвы), «Биржа РТС» (решения для хранения и обработки информации), ФГУП «МорСвязьСпутник — Марсат» (платформа DEPO Cloud как база частного облака), Гостелерадиофонд (катастрофоустойчивый распределенный ЦОД).
О последнем проекте рассказал Олег Абдуразаков, заместитель начальника отдела ПО и ИТ Гостелерадиофонда: «Мы являемся крупнейшим поставщиком аудио- и видеоконтента российским и зарубежным телеканалам и радиостанциям и перед нами стоит задача перевести к 2025 г. в цифровой формат 1,5 млн. экземпляров архивных материалов. Компания DEPO Computers поставила высокопроизводительные вычислительные кластеры в три территориально разнесенных офиса и объединила их в распределенный высокопроизводительный ЦОД с единой отказоустойчивой, защищенной инфраструктурой хранения и обработки архивных материалов. Полагаю, что дальнейшее сотрудничество с DEPO позволит нам решить задачи следующих этапов проекта — создать интерактивный портал доступа к медиаконтенту, сформировать решения по восстановлению и редактированию устаревающих материалов архива».
DEPO ставит своей целью к 2014 г. повысить в выручке долю комплексных проектов и специализированных решений с 20 до 80%, путем наращивания разработки и внедрения специализированного прикладного ПО и предоставления полного спектра услуг ЦОДа. Особое внимание уделяется компаниям СМБ: DEPO не только готова поставлять и внедрять у их клиентов комплексные решения, но и оказывать консалтинговые услуги (формирование и управление оптимизированной инфраструктурой ИТ, безопасность).
В то же время руководство DEPO намерено продолжить трансформацию бизнеса. Сергей Эскин заявил, что в планах компании создание собственного ЦОДа с использованием 180–200 тыс. серверов, что позволит DEPO стать одним из ведущих провайдеров облачных услуг в стране. Как пояснил Виктор Урусов, разработан технический проект такого ЦОДа, включая проекты здания, инженерных коммуникаций, серверной и коммуникационной инфраструктуры. Однако пока не удается найти поставщика электроэнергии в объеме 20–25 МВт, остается и неопределенность в ее тарификации на ближайшие годы.
«Бизнес-модель DEPO на новом витке развития предполагает поставку и производство „тяжелых“ решений и оказание услуг, — говорит Сергей Эскин. — Меняются рентабельность бизнеса, сбытовая политика, ориентиры в продажах и производстве. Отказ от дистрибуции и ставка на корпоративный сектор выводят компанию на новый уровень, где при сокращении оборота (в 2008 г. — около 600 млн. долл., в 2011 г. ожидается 200–215 млн. долл.) в разы вырастает рентабельность (с 2007-го по 2011 г. с 7 до 25%). Очевидно, что такая стратегия исключает ставку на низкомаржинальные ПК для ретейла. Поэтому компания фактически отказалась от широкого круга партнеров, остался десяток крупных компаний, которые внедряют продукты DEPO в рамках своих решений».