Как стало официально известно 2 февраля, группа компаний ЛАНИТ приобрела дистрибьюторский бизнес ПИРИТ. Стоимость и другие финансовые условия сделки не разглашаются. Предполагается, что все расчеты должны быть завершены в течение двух лет.
За рамками сделки с ЛАНИТ остаются два других компьютерных бизнеса владельцев группы ПИРИТ — департамент документных сканеров (устройства Fujitsu, Canon, Kodak, Avision, Microtek и др.) и доля в бизнесе рознично-корпоративного департамента, занимающегося производством и продажей компьютерной техники.
Как сообщается, переговоры велись в IV квартале 2011 г., в декабре об этом поставили в известность сотрудников ПИРИТ, в течение января были согласованы все основные детали сделки.
Таким образом, с 1 января дистрибьюторский бизнес ПИРИТ фактически вошел в составе группы ЛАНИТ, где уже имеются четыре дистрибьюторских подразделения — Treolan (бывший «ЛАНИТ-Дистрибуция»), CompTek, DiHouse, «ЛАНИТ-Норд».
Согласно планам компаний, в течение 2012 г. дистрибуция ПИРИТ будет постепенно интегрирована с бизнесом Treolan. По оценкам участников рынка, обороты Treolan в 2011 г. были в четыре раза выше оборотов другого участника сделки.
На первом этапе (первое полугодие 2012 г.) дистрибьюторский бизнес ПИРИТ продолжит работать в прежнем офисе как отдельное подразделение. Постепенно элементы инфраструктуры обеих компаний будут интегрироваться — внутренняя и внешняя логистика, склад, ИС, финансы. В частности, в течение января склад ПИРИТ полностью переехал в логистический центр ЛАНИТ.
Уже на первом этапе планируется перевести дистрибуцию ПИРИТ на работу в учетной системе Treolan. Каждая из компаний сможет поставлять своим дилерам товары из ассортимента партнера. В принципе, это можно делать и сейчас, но в условиях работы в разных учетных системах это менее удобно.
На втором этапе (до конца 2012 г.) обе компании должны собраться в одном офисе (Treolan). По оптимистическому прогнозу, до конца года процесс интеграции полностью закончится и в 2013 г. вступит уже объединенная компания под брендом Treolan.
Что касается регионального офиса ПИРИТ в Санкт-Петербурге, то, как предполагается, на первом этапе он продолжит работу в рамках ПИРИТ, и его возможности будут учитываться в планах регионального развития Treolan.
Участники сделки намерены постепенно в течение 2012 г. переоформить контракты с вендорами и партнерами, все обязательства ПИРИТ сохраняются и будут, безусловно, выполняться.
Александр Гуккин, президент группы компаний ПИРИТ, продолжит работу в ЛАНИТ в качестве вице-президента по дистрибуции. «Свою ближайшую задачу в новом качестве я вижу в успешной интеграции бизнесов, чтобы добиться существенного синергетического эффекта от объединения компаний», — говорит он.
Почему группа ПИРИТ продает этот бизнес? По словам Гуккина, инициатива исходила от ее владельцев. Действительно, на фоне растущей конкуренции компаниям среднего звена, к которому относится ПИРИТ, соперничать с крупными игроками все сложнее — требуется привлекать значительные средства для развития. Консолидация бизнеса — это естественный тренд, поскольку крупным компаниям расти и успешно конкурировать на рынке гораздо легче. Особенно в условиях кризиса и послекризисной неопределенности.
«Для дальнейшего развития и успешной работы необходимы не только эффективная логистика и широкая партнерская сеть, но и значительные финансовые ресурсы, доступ к которым имеют крупные игроки рынка. Именно поэтому акционеры ПИРИТ решили искать стратегического инвестора для дистрибьюторского направления нашего бизнеса. Соглашение, подписанное с ЛАНИТ, дает новые широкие возможности для развития бизнеса, который мы строили на протяжении 20 лет. Кроме того, нам было крайне важно, чтобы компания, в которую будет интегрирован наш бизнес, исповедовала те же принципы работы на рынке, что и ПИРИТ, и была заинтересована в дальнейшем развитии наших продуктовых направлений и поддержке партнеров по каналу», — говорит Александр Гуккин.
Холдинг ЛАНИТ был не единственным претендентом, рассматривались и альтернативные предложения, но договоренность достигнута именно с ним. Решающим аргументом, по словам главы ПИРИТ, стали его давние дружеские отношения с президентом ЛАНИТ Георгием Генсом: они в течение нескольких лет активно работали в правлении АП КИТ и, кроме того, успешно взаимодействовали в бизнесе.
«Мы удовлетворены тем, что смогли достичь взаимовыгодного соглашения с владельцами ПИРИТ, — говорит Георгий Генс. — Мы заинтересованы в развитии наших дистрибьюторских бизнесов и активно рассматриваем различные возможности для реализации стратегии проактивного роста. Интеграция ПИРИТ и Treolan — наилучшее решение, обеспечивающее максимальный синергетический эффект от этой сделки. Мы уверены: такая интеграция значительно укрепит рыночные позиции Treolan за счет расширения товарного предложения, объединения партнерских каналов, укрепления коммерческой команды и роста компетенций. Руководителей и акционеров компаний я знаю уже много лет и высоко ценю. Полное доверие и хорошие отношения вселяют уверенность в успехе объединения».
Что же конкретно так привлекает ЛАНИТ? По словам представителей Treolan, прежде всего ориентация дистрибуции ПИРИТ на розницу, дающая Treolan возможность расширить бизнес в этом сегменте рынка и выйти к новым клиентам.
Розничные продажи в дистрибуции ПИРИТ превышали 80%, основной контингент ее клиентов — федеральные и региональные розничные сети, крупные компании на местах, интернет-магазины и другие ретейлеры.
Главные «козыри» и фундамент дистрибьюторского бизнеса ПИРИТ — это прямые контракты с ASUS (у Treolan их нет), а также с HP PSG (на потребительские линейки ноутбуков и настольных ПК).
ПИРИТ — старейший (с 1994 г.) стратегический партнер ASUS, в портфеле которого все 14 линеек этого вендора, в течение многих лет был его дистрибьютором № 1 на российском рынке. Доля ASUS в бизнесе ПИРИТ превышает 50% (по итогам 2011 г.), доля НР составляет около трети оборота (ПИРИТ также является одним из первых в России партнеров НР по потребительским продуктам).
Многие годы дистрибьюторское подразделение ЛАНИТ концентрировалось только на корпоративном бизнесе, и его руководители рассматривали это как важное преимущество. «Наш основной фокус — это корпоративный рынок, включая СМБ. Единственный сегмент рынка, где мы не присутствуем и пока не собираемся — по многим причинам, это розница», — говорил директор ЛАНИТ по дистрибуции Дмитрий Злотов в интервью CRN/RE в 2007 г.
Однако теперь Treolan, по-прежнему позиционируя себя как корпоративного игрока, видит возможности для развития в том числе и в расширении сотрудничества с розничными партнерами, на которых пока приходится 9% бизнеса компании.
Шаги в сторону розницы здесь начали предпринимать несколько лет назад, и движение постепенно набирает силу. Особенно это относится к бизнесу в области ноутбуков — он большой по объему и связан с широким каналом. По словам Марины Никитиной, заместителя управляющего директора по развитию бизнеса компании Treolan, расширение канала шло прежде всего за счет интернет-розницы: дистрибьютор смог предложить этой категории партнеров удобные инструменты для совместной работы, в том числе, по сути, предоставляя возможности своей В2В-системы для построения интернет-магазина.
Тем не менее пересечение по клиентской базе у партнеров очень незначительное. «Мы не работаем с федеральными сетями, но среди наших партнеров есть и компьютерная розница, и интернет-магазины. Они покупают у нас продукцию Lenovo, Sony, компьютеры all-in-onе, ноутбуки и принтеры НР и многое другое, — поясняет она. — Таких партнеров немало, но поскольку розничных продуктов у нас все-таки гораздо меньше, чем корпоративных, наш розничный канал пересекается с ПИРИТ незначительно».
Планируется, что компания будет развивать и имеющиеся у ПИРИТ контракты с вендорами «второго эшелона» — Cooler Master, Mio, Leadtek, Zalman и другими. «Мы намерены работать со всеми поставщиками ПИРИТ и пока прогнозы хорошие, но, конечно, по ходу будем смотреть на перспективность, доходность и т. д.», — говорит Марина Никитина.
Гораздо сложнее, чем переход контракта с вендором от одного юрлица к другому, решить вопрос о перемещении людей. Предполагается, что до конца года большинство сотрудников ПИРИТ, связанных с продажами и фронт-офисом, перейдет в объединенную компанию, что же касается бэк-офиса, то часть сотрудников переведут в другие бизнесы ПИРИТ, а тем, кто будет высвобождаться, по возможности предложат вакансии в других компаниях группы ЛАНИТ. Условия работы и мотивация людей в ПИРИТ и Treolan разные, признают их представители, но подчеркивают: они уверены, что смогут сделать так, чтобы процесс объединения команд прошел успешно.
А вот корпоративные культуры схожие, считают они. Компании устоявшиеся, работают на рынке более 20 лет, бережно относятся к своей репутации, к работе с партнерами и к сотрудникам, есть связи между руководителями, перечисляет аргументы Александр Гуккин и делает вывод: «У нас больше общего, чем различий».
Обе компании уверены, что эта сделка выгодна рынку — и вендорам, и партнерам, так как бизнес вендоров будет более интенсивно развиваться, при этом Treolan предоставит объединенной партнерской сети широкое товарное предложение, удобные сервисы, всестороннюю поддержку и выгодные условия сотрудничества.
По просьбе CRN/RE сделку комментируют:
Алекс Ким, региональный директор бизнес-группы компьютеров и комплектующих по Восточной Европе, глава российского представительства компании ASUS: «Мы видим большие возможности для расширения бизнеса: команда сохранится, но она будет обладать более мощным потенциалом и более широким каналом. Так что для нас это позитивно. Прежде всего мы предвидим хорошие перспективы для роста бизнеса в корпоративном сегменте, поскольку и ЛАНИТ в целом, и Treolan на нем концентрируются. И это именно то, что нам нужно, поскольку в рамках нашей стратегии в 2012 г. мы акцентируем внимание на расширении бизнеса в этом сегменте».
Максим Сорокин, президент компании OCS: «У объединенной компании складываются две компетенции: дистрибуция ПК и серверов от Treolan (ну еще немного принтеров и ИБП, конечно, но это не главное), комплектующие и ноутбуки от ПИРИТ. У каждой компании есть и еще что-то, но главные компетенции я перечислил. Кроме того, Treolan умеет работать в корпоративном сегменте дистрибуции, а ПИРИТ — с розницей. Так что они органично дополняют друг друга.
Ни одна из компаний не является лидером в своем сегменте, но они и не аутсайдеры, а главное — профессиональны в том, что делают. Компании нишевые, которым пока не удавалось выйти за пределы своих сегментов. Таким образом, мы наблюдаем логичную попытку создания широкопрофильного дистрибьютора.
Однако возникает ряд вопросов:
-
Найдется ли лидер и талантливый руководитель, соразмерный этому амбициозному проекту и способный возглавить и повести за собой компанию в этот переломный момент?
-
Удастся ли не потерять ключевых людей в процессе слияния?
-
Как будут соотноситься базовые принципы корпоративных культур: они совпадут/не будут противоречить друг другу/вступят в антагонизм — это три разных сценария (кстати, вполне возможно, что совпадут; все компании как минимум отличает высокая корпоративная культура, так что непримиримых противоречий может и не возникнуть)?
Участники рынка уже были свидетелями покупки бизнесов холдингом ЛАНИТ, но пока не было отмечено реальных слияний. Все с интересом ждут результатов».
Василий Васин, президент группы компаний R-Style: «Рынок дистрибуции неизбежно будет развиваться в сторону усиления позиций ведущих российских компаний и их укрупнения благодаря увеличению количества товарных линеек. Это может происходить за счет заключения контрактов с новыми вендорами, что не всегда просто, а главное, не быстро, а также за счет покупки других дистрибьюторов, дополняющих товарную линейку. Поэтому действия ЛАНИТ, безусловно входящего в группу лидеров дистрибуции России, очень логичны: повышение конкурентоспособности. В целом одна такая сделка незначительно повлияет на рынок, ибо другие лидеры занимались и будут заниматься похожими вещами: покупкой компаний, привлечением новых вендоров. Это гонка вооружений, закон рынка. Ну а как у них получится — неизвестно. В принципе парни неплохие, так что можно только пожелать им удачи в совместном начинании».
Александр Будилов, директор по продажам и маркетингу ELKO Moscow: «Пока сложно однозначно сказать, как это повлияет на расстановку сил на дистрибьюторском рынке. Зависит в первую очередь от того, как это видит и чего желает Георгий Генс. Часть продуктов и направлений добавится достаточно органично в продуктовый портфель Treolan. До сих пор ЛАНИТ и, в частности, Treolan являлись сильными игроками на корпоративном рынке, но не выступали активно на потребительском рынке и в сегменте комплектующих. Так что это будет интересный эксперимент. Как показывает прошлый опыт слияний и поглощений, 1+1 редко равняется 2. Станет ли эта сделка исключением, будет зависеть от тонкостей управления. Внешне эта пара выглядит достаточно крупным и успешным альянсом, поскольку продуктовые портфели не пересекаются, а скорее дополняют друг друга, но все зависит от поставленных целей. Шансы есть.
Я думаю, в этом году следует ожидать и других подобных сделок. Кризис в Европе к этому подталкивает. Вероятность подобных сделок слияний и поглощений, скорее поглощений, достаточно высока».