К свободному ПО и продуктам с открытым кодом у нас традиционно относятся весьма положительно. Считается, что за них не надо платить деньги, в том числе и покупать лицензии, есть и много других плюсов. Впрочем, на вопрос «как заработать на открытом коде» до сих пор внятного ответа так и не получено. Именно на него пытаются ответить российское представительство компании RedHat и дистрибьютор «Аксофт».

RedHat так или иначе присутствует на российском рынке не менее семи лет, но нельзя сказать, чтобы об этом присутствии кому-либо было широко известно, кроме узкого круга заинтересованных лиц. В августе 2011 г. появилось официальное представительство, которое возглавил Сергей Бугрин, много лет проработавший в IBM, в последние годы — в качестве руководителя крупных проектов. Полтора года ушли на создание офиса, налаживание работы. В представительстве пока пять сотрудников, есть планы расширить штат до 25 человек в ближайшие год-два.

Значимым изменением стала смена дистрибьютора. Три месяца назад началось партнерство с «Аксофт». За это время оборот вырос на 50% по сравнению с предыдущими 12 месяцами. Неудивительно, что Михаил Прибочий, генеральный директор «Аксофт», доволен новым вендором. Более того, он подчеркивает, что это тот редкий случай, когда все, что было обещано на предварительном этапе, все, о чем условились с поставщиком до начала продаж, действительно было выполнено. «Аксофт» работает на рынке с 2004 г., продает программные продукты более тысячи производителей, для 50 является дистрибьютором, словом, Прибочему есть с чем срав­нивать. Дальнейший рост тоже ожидается весьма бурным, так как пока еще продукты RedHat и партнерская политика вендора мало известны даже в столице, не говоря уже об остальной территории страны. Прибочий подчеркивает, что помощь в пресейле и дальнейшем ведении проектов — обычная практика ­«Аксофт» в работе с партнерами, особенно региональными, но опасности прямого выхода своих менеджеров на клиента он пресекает на корню, видя в этом серьезную угрозу бизнесу.

Что касается собственно продаж нового продукта — поддержки и дистрибуции не лицензий, а пакетов поддержки, которую полностью выполняет RedHat, то, по словам Прибочего, изменения для реселлеров относительно невелики. Во всяком случае для бухгалтерии дистрибьютора разница оказалась минимальной.

RedHat, со своей стороны, планирует активные действия по построению канала, обучению партнеров. Возможно, со временем дистрибьюторов станет двое, но пока и регионального охвата «Аксофт» — 30 городов — достаточно. По словам Бугрина, в планах вендора полностью перейти на продажи ­через партнеров. При этом он отдает должное перспективам работы с OEM-партнерами, возлагая определенные надежды и на этот сегмент.

Сергей Бугрин отмечает, что в предыдущие семь лет российский бизнес RedHat рос на 20–25% в год, но вендора это не устраивало: хотелось 50–100%. Ожидаемые (формально финансовый год компании еще не завершился) достижения 2012 г. — 75–115%. Фил Эндрюс, вице-президент по Северной и Восточной Европе, RedHat, сообщил, что в Великобритании бизнес компании вырос за четыре года (со вре­мени открытия представительства) в несколько раз, в Европе за 10 лет — в 40 раз. Критичным для роста, считает Эндрюс, явля­ется наличие в стране базы развертывания «старого коммерческого Unix» и специалистов, работающих с ним. В России есть и то и другое, поэтому, полагает Эндрюс, события будут развора­чиваться так же, как и в других странах. Вначале крупные клиенты, традиционно работающие на Unix, берут небольшие пакеты поддержки и переводят часть своих задач, не самых значимых, на Linux. По мере того как появляется уверенность в устойчивости работы ОС и качестве поддержки, спектр приложений, которые переводят на Linux, начинает быстро расти. Сертификация своих продуктов в ФСТЭК, которую RedHat уже ведет, облегчит работу с госсектором. Растет ли телеком и использует ли СПО госсектор: эти обстоятельства существенно влияют на продвижение вендора на локальный рынок, подчеркивает Эндрюс.

Михаил Прибочий напомнил, что в России около 25 министерств и федеральных государ­ственных структур уже используют СПО, 21 регион принимает и обрабатывает федеральные сведения в среде СПО, около 100 тыс. компьютеров в российских школах оснащены разными ОС Linux. За последнее время пользователями СПО стали Минобрнауки, Минкомсвязь, МВД, Минздравсоцразвития, Минюст, Федеральная служба судебных приставов, Фонд социального страхования.

Более того, теперь один из лозунгов топ-менеджеров вендора «RedHat это не только Linux». Основной акцент в продвижении делается на продуктах для виртуализации и построения облаков, что само по себе может генерировать рост. Примечательно, что у RedHat есть готовый, как утвер­ждается, к установке продукт для управления гибридными обла­ками: инструмент, востребованный российскими корпоративными заказчиками. Управление системами хранения, разработка на Java ПО промежуточного слоя (middle­ware) — все это RedHat. Компания развернула центр исследований и разработок в Брно (Чехия), где работает более 500 человек. Про Сколково Фил Эндрюс знает и считает, что возможность работы там стоит обдумать.

Интересные данные привел Михаил Прибочий. В 2011 г. средний показатель частоты ошибок в выборке кодов СПО составил 45 (на тысячу строк кода), у пропри­етарных программ — 64 (ООН, National Open Source Software Observatory, Coverity). Объем мирового рынка СПО, по прогнозам Gartner и IDC, в 2013 г. — 7 млрд. долл., рост за 2010–2012 гг. — 18%. В России за тот же период рост 30%, прогноз на 2013 г. — 200 млн. долл.