Компания NETGEAR, поставщик сетевого оборудования и СХД, активно работает в России всего несколько лет, но уже стала узнаваемым брендом. О достижениях фирмы, некоторых особенностях продвижения продукции на российском рынке и планах по развитию бизнеса рассказывает глава представительства NETGEAR Денис Тяпаев.
CRN/RE: Сейчас компании подводят итоги работы за прошлый год. Насколько успешной была деятельность NETGEAR, какие из поставленных задач вам удалось выполнить, а какие нет?
Денис Тяпаев: В минувшем году NETGEAR показала хорошие результаты как в целом в мире, так и в России. Основной акцент мы делаем на продвижении продукции в сегмент СМБ и на розничный рынок. В России объем наших продаж увеличился на 60%, а в мире — на 8%. При этом во многих странах присутствия наша доля достигает 50%. Главная задача, которая стоит перед любым региональным офисом, — выполнение годового плана продаж. Перед российской командой была поставлена амбициозная цель — обеспечить рост продаж на 80%. Но по ряду причин мы не смогли выйти на этот уровень. Объемы поставок некоторых продуктовых линеек были не столь значительными, как планировалось. С этим мы столкнулись и в России, и в других странах мира. Тем не менее достигнутый рост в 60% на местном рынке и мы, и руководство компании считаем большим достижением. Надо сказать, что российский ИТ-рынок в 2012 г. прибавил меньше, чем ожидалось. Начиная со II квартала отмечено серьезное снижение и даже падение спроса во всех сегментах сетевого рынка — домашнем и корпоративном. Разумеется, это отразилось и на бизнесе нашей компании. По оценке специалистов NETGEAR, объем рынка сетевого оборудования в денежном выражении, за исключением бизнеса компаний-провайдеров, вырос на 5–10%. Это именно те продажи, которые шли через канал сбыта. По количеству поставленных устройств рост был более впечатляющим, но это объясняется снижением стоимости оборудования. Поэтому 60% — это очень неплохой показатель для такого «вялого» года.
CRN/RE: Высокие темпы роста, как правило, говорят о том, что ваша доля рынка и объемы продаж невелики.
Д. Т.: Вы правы. По нашим оценкам, доля NETGEAR в ключевых для компании сегментах составляет сегодня в среднем от 10 до 15%, а в отдельных нишах достигает 30%. Команда у нас небольшая, и весь рынок мы охватить не можем. В московском и петербургском офисах работает восемь человек. У конкурентов — в разы или даже на порядок больше. Но ввиду высокой динамики нашего роста мы планируем увеличить штат представительства. Кроме того, по сравнению с конкурентами у нас намного выше выработка на одного специалиста. Сегодня она превышает миллион долларов в квартал, что является предметом нашей гордости.
Хочу отметить, что персонал NETGEAR состоит в основном из инженеров и продавцов. Все, что можно, мы отдаем на аутсорсинг. Это наша общемировая практика, и Россия — не исключение. У нас, например, нет штатного бухгалтера или курьера.
CRN/RE: В каких нишах ваши позиции наиболее сильны?
Д. Т.: Бизнес NETGEAR хорошо сбалансирован. У нас есть три ключевых направления: домашние пользователи, корпоративные заказчики (преимущественно СМБ) и интернет-провайдеры. Все эти направления в глобальном масштабе примерно равны по объему. В России мы фокусируемся на заказчиках из сегмента СМБ, а также домашних пользователях. Малый и средний бизнес в нашем понимании это компании с численностью до 500 человек в локальном офисе. Продукция NETGEAR для этих категорий потребителей доступнее, чем у конкурентов, к тому же на ряд изделий (линейка ProSafe) мы даем пожизненную гарантию. К сожалению, об этом знают не все потенциальные клиенты.
Если говорить о продуктовых линейках, то в мире мы лидируем в сегменте так называемых смарт-коммутаторов, контролируя в некоторых странах до 50–60% рынка. В России в этой нише мы выросли за год более чем на 120%. Отдельный интересный семгент коммутаторов ProSafe Plus, которые стоят чуть дороже неуправляемых, но и имеют большее количество функций. Объем поставок этих устройств в Россию увеличился на 175%. Также наши позиции сильны в сегменте беспроводных решений для бизнеса и домашних пользователей.
Особо надо сказать о беспроводных повторителях и универсальных адаптерах для аудио-видеотехники. До последнего времени мы были в этих сегментах практически монополистом. Рост продаж повторителей составил 500%, а на мировом рынке адаптеров мы контролировали до 80%. NETGEAR всегда была сильна тем, что находила узкие ниши, приносящие хорошую прибыль.
CRN/RE: В чем заключается специфика российского рынка?
Д. Т.: Мы начали работать здесь позже конкурентов, причем первую попытку, которую компания предприняла шесть лет назад, нельзя признать успешной. По-настоящему планомерное освоение местного рынка началось примерно четыре года назад. И тогда, и сейчас наш рынок отличало большое число интернет-провайдеров. Их до сих пор по всей стране насчитывается более тысячи. А это значит, что мы должны учитывать все их специфические требования и особенности, чтобы обеспечить совместимость и работоспособность наших устройств. Много времени уходит на сертификацию и локализацию оборудования, поэтому в России наши изделия появляются спустя несколько месяцев после мировой премьеры.
На первых порах мы фокусировались преимущественно на розничных продажах, поскольку здесь завоевать потребителя легче, чем на рынке корпоративных заказчиков. За короткий срок нам удалось стать заметным игроком, и теперь мы с успехом переносим активность в корпоративный сегмент.
В целом российский рынок можно достаточно четко разделить на Москву, Санкт-Петербург и регионы. Обе столицы заметно выделяются на фоне других городов. Здесь спрос на доступ к Интернету давно удовлетворен, поэтому пользователи уже обновляют имеющееся оборудование, покупая более производительные и более дорогие решения. В регионах продолжается рост числа подключений к Интернету и основной спрос приходится на доступные решения стоимостью до 1,5 тыс. руб.
CRN/RE: Что представляет собой российский канал сбыта? Сколько у вас партнеров первого и второго уровня?
Д. Т.: NETGEAR продвигает продукцию по классической двухуровневой схеме. На сегодня у нас подписаны дистрибьюторские контракты с пятью компаниями: ASBIS, Merlion, MICS, OCS и Treolan. Это позволяет нам чувствовать себя уверенно как с точки зрения географического покрытия страны, так и с точки зрения охвата партнеров второго уровня. Количество реселлеров, продающих оборудование NETGEAR, выросло в прошлом году на 20% и в настоящее время насчитывает около трех тысяч компаний. По мнению наших специалистов, пяти дистрибьюторов вполне достаточно для работы в России и развития бизнеса, поэтому их число увеличиваться не будет, хотя состав может меняться.
Надо отметить, что, несмотря на наличие сильных дистрибьюторов, пока далеко не все партнеры второго уровня работают с NETGEAR. Я рекомендую реселлерам следить за нашими новинками, мы предлагаем много интересного.
CRN/RE: Вы говорили, что розничные продажи — это одно из приоритетных направлений развития вашего бизнеса. Что вы делаете для того, чтобы покупатель, придя в магазин, выбрал именно ваше оборудование?
Д. Т.: Работа ведется по всем направлениям. Мы уделяем внимание тому, чтобы наши устройства имели привлекательный внешний вид, а вся документация была написана простым и доступным языком. Проводим регулярное обучение продавцов магазинов, организуем маркетинговые акции и PR-кампании.
Наши покупатели — это студенты, школьники, их родители, ИТ-специалисты и системные администраторы. С каждой из этих групп налажено взаимодействие, мы изучаем их потребности и предпочтения и знаем, что они ожидают получить от оборудования. Проведенные опросы показали, что в 80% случаев покупатели идут в магазин, уже зная, что они хотят купить. Решения принимаются либо на основании своего опыта, либо по совету друга, либо руководствуясь информацией, полученной из компьютерных журналов.
Сегодня через федеральные розничные сети в России реализуется до 25% всех поставок изделий NETGEAR. Нашу продукцию можно увидеть на прилавках «Эльдорадо», «МедиаМаркт», «М.Видео», «Техносила». Хотел бы подчеркнуть, что мы продаем очень качественный товар. По статистике у нас менее 1% брака, точнее — менее 1% возврата. В сегменте оборудования для домашнего использования такими цифрами мало кто может похвастаться. Для партнера же это означает, что недовольных клиентов практически не будет.
При таком низком количестве брака выгоднее не содержать штат инженеров, которые чинили бы оборудование, а просто менять его.
CRN/RE: А что вы можете порекомендовать компаниям, работающим с корпоративными клиентами?
Д. Т.: У нас есть корпоративные решения, которые востребованы средними и крупными предприятиями. Многие партнеры зачастую воспринимают NETGEAR как производителя домашнего сетевого оборудования. А между тем 50% нашего мирового бизнеса — это корпоративные «тяжелые» продукты. Разумеется, в этом сегменте другие методы продаж, другой уровень маржи, другие гарантийные обязательства. Например, на многие сетевые устройства мы даем пожизненную гарантию, а на СХД — 5 лет. Конкуренты здесь тоже другие. В нише сетевых решений мы соперничаем с Cisco и HP, в нише СХД — с NetApp, EMS, HP.
Проблемы с организацией сервисного обслуживания также решены. Мы сотрудничаем с «Сетью компьютерных клиник», в настоящее время у нас имеется около 100 точек практически во всех регионах России.
CRN/RE: Каковы ваши планы развития бизнеса?
Д. Т.: Мы хотим в России повторить мировой успех. В текущем году рассчитываем увеличить объем продаж на 50% в денежном выражении, но при этом не собираемся ввязываться в ценовые войны. Наша задача — выпускать качественные продукты на базе современных технологий. Очень скоро NETGEAR станет игроком премиум-сегмента. Доля дорогих продуктов в нашем портфеле постоянно увеличивается. В текущем году мы планируем закрепиться в этом сегменте, предложив наилучшее соотношение функциональных возможностей, качества и цены, а также обеспечив требуемый уровень технической поддержки и сервисных услуг.
Есть определенные ниши, где мы хотели бы расширить присутствие, чтобы создать плацдарм для дальнейшего роста. Одна из таких ниш — СХД. Специалисты считают, что темпы роста этого сегмента в ближайшие годы будут опережать темпы роста других областей ИТ-рынка, в том числе сетевого оборудования.
В развитых странах Европы и Америки, там, где в первую очередь ценят качество, доля NETGEAR на розничном рынке достигает 50%. Мы хотели бы в обозримом будущем достичь такого же уровня и в России. Конечно, сделать это будет непросто, но я рассчитываю, что через несколько лет сможем отвоевать до 30% розничного рынка. Если говорить о бизнесе NETGEAR в России, мы стремимся к тому, чтобы за три года удвоить объем продаж. Кроме этого в текущем году планируем выйти на рынки стран СНГ.