Если вы идете по коридору компании OCS и вдруг видите, как из-за угла появляется человек в черном с ревербеллирующим карбонайзером в руках, или каждый сотрудник, идущий вам навстречу, очень напоминает разноцветную зебру — не следует думать, что вы в последнее время переутомились. Напротив, приготовьтесь получить заряд хорошего настроения, заразиться сумасшедшинкой и немного побыть ребенком — в дни «особого дресс-кода» в OCS царит атмосфера творчества и веселья. Условие только одно: надо быть одетыми согласно объявленному дресс-коду или выполнять объявленное заранее действо.
Движение «флешмобов», или «пятниц в стиле», началось с москвичей: первые пятницы — мини-юбочная и «платьишная» случились в московском офисе OCS. Точнее сказать, «у москвичек» — ведь представители сильного пола в них не принимали непосредственного участия. Но на дискриминацию никто из них почему-то не жаловался. Тем более что возможность присоединиться к общей пятничной акции предоставил «красный флешмоб»: в зачет шли как платья-юбки, так и футболки, кеды, кепки, рюкзаки и многое другое, включая транспортные средства. Приехал на работу на красном «Феррари» — поучаствовал во флешмобе. Красный велосипед — тоже хорошо, даже еще лучше, потому что и полезней для здоровья, и сохраняет экологию. «Красный флешмоб» вышел за рамки Москвы: на этот раз столицу поддержали офисы компании в Самаре, Перми и Ижевске.
Возможность порадоваться, до чего же круто выглядят коллеги в костюмах секретных агентов, а также лишний раз убедиться, что маленькие черные платья на девушках — это очень стильно, предоставила пятница в стиле «Люди в черном», в которую влился самый большой офис OCS — в Санкт-Петербурге. Устройства для стирания памяти, как в фильме «Men in Black», по окончании акции применять не понадобилось — напротив, удовольствие можно было продлить, рассматривая не менее стильные альбомы, выложенные на страничку OCS Distribution в Facebook’е.
Движение набирало силу, развиваясь вдаль и вширь. После «красного» состоялся упомянутый «Men in Black», а следующий пятничный флешмоб стал рекордным по числу участников: «Оранжевый день» отмечали в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и Красноярске. Основные заботы по организации праздника взяли на себя HR-отделы, однако и сотрудники вносили свои, подчас очень яркие и неожиданные штрихи. Оранжевый завтрак, конкурс «оранжевых фотографий», раздача оранжевых полосатых котов за лучшее письмо дарителю... И сразу в нескольких офисах в конце дня состоялся запуск шариков с заветными желаниями: в небо поднялось целое оранжевое облако из шаров, каждый из которых нес на ленточке записку. Пусть позитивные мысли материализуются!
Что важно, ни один рабочий процесс в ходе этих акций не страдает — немного озорства совсем не помеха работе. Более того, маленькие пятничные праздники выполняют очень важную общественную задачу: помогают одолеть рутину, взглянуть на мир свежим взглядом — и увидеть, как много вокруг необычных, нестандартных вещей. И главное — симпатичных людей.
К тому же бывают и сугубо практические находки: например, если кто не знал, как готовить знаменитый коктейль мохито, то флешмоб «Мохито-Party», прошедший в обеих столицах, этот пробел успешно восполнил. Вот они — несекретные ингредиенты легендарного напитка: газировка, сахар, лайм, мята и лед. А после работы можно добавить ром — все-таки пятница!
Наверное, успех наших пятниц в том, что стихийно зародившееся движение соответствует характеру компании. OCS изначально неформальная компания: у нас нет дресс-кода, мы сознательно разрешаем сотрудникам ходить на работу чем угодно, за исключением встреч с партнерами, деловых переговоров, — это требует адекватного внешнего вида. Мы всегда старались проводить праздники «с изюминкой» — в Новый год у нас поселяется сказка, 14 февраля мы грызем морковку (любовь-морковь ведь!), а 1 июня у нас происходит «НАШЕСТВИЕ» (комментировать, надеюсь, не нужно :)).
Думаю, началось все даже не с первого флешмоба в Москве, а немного раньше. Несколько лет назад мы первый раз объявили карнавал в последний день года. Его окончание у нас принято праздновать весело. В этот день — кто-то работает на полную катушку и даже приходит на работу 31 декабря, а кто-то «подчищает хвосты» или составляет планы на следующий год — у каждого подразделения своя сезонность, свои ритмы. Нужно сделать праздник и создать волшебное настроение и у тех, кто не встает из-за компьютера, и у тех, кто почти свободен. За пару недель до конца года мы объявили, что в последний день ждем всех в костюмах, и, конечно, объявили приз за лучший наряд! И с изумлением обнаружили, что народ проявляет необыкновенную креативность. Кого только у нас не было — монстры и красные шапочки, ангелы и электрические зайцы, снеговики и русалки. При этом поработать на привычном месте в необычном «прикиде» — все равно что съесть волшебные «конфеты счастья». Несколько лет подряд мы повторяем карнавал, даже не пытаясь объявить «тематический», потому что креативность сотрудников такая, что просто жаль загонять ее в рамки.
А потом произошла «вспышка» в Москве. Здесь офис более компактный, чем в Петербурге (расположен в нескольких зданиях), сотрудники активно общаются друг с другом. Плюс в коллектив пришли молодые, «драйвовые» сотрудники, и у нас стали возникать стихийные креативные вспышки. То кто-то на роликах ездит по коридору, то на доске объявлений какая-то смешная переписка завязывается, то совместные выезды организуются. Причем этот драйв исходил от сотрудников, которые работают так же — от души и «с изюминкой». Московская служба HR это дело расшифровала и подхватила. Кому первому пришла в голову идея сделать флешмоб — не скажу, это не было объявленной программой, была просто идея — сказали-сделали. Выложили ролик с отчетом о мероприятии на YouTube и получили неожиданно теплый и веселый отклик. Хорошее начало было решено развивать и расширять. Кинули клич по всем офисам OCS, и многие наши коллеги его сразу же поддержали. Поэтому сказать, что мы сознательно что-то изобретали, — нет. Сказать, что стали трансформировать это в традицию внутри компании, — да, это так.
Для чего это нужно? Ведь на это тратятся силы и время. Конечно, организовать все не очень просто. Надо придумать, закупить аксессуары, найти фотографа, обработать фотографии — все это трудозатраты HR-службы, которая у нас в последнее время подписывается как «служба по созданию хорошего настроения». Можно ли оценить настроение сотрудников, которые испытывают в эти дни драйв, чувство единения по отношению к родной компании и своим коллегам? Наверное, это оценить невозможно, но совершенно точно — это стоит трудов!
Хорошее настроение сотрудников — это очень важно, потому что люди проводят на работе много времени. Зачастую гораздо больше, чем с семьей или еще где-то... Безусловно, почти у всех повышается настроение от каких-то общественно значимых вещей: реализации проекта, похвалы коллег, руководителя. Да, это так. Но поскольку работа для многих — образ жизни, невозможно и неумно сводить его только к самому очевидному. Вне работы мы делаем много на первый взгляд бессмысленных, но приятных для нас вещей. Ну, например, в выходной день, идя с какой-то целью в магазин, по дороге завернуть в симпатичную кафешку и выпить кофе «с видом на...». Зачем? Получить порцию хорошего настроения! И пусть кто-то попробует сказать, что в такой чашке кофе не сосредоточена половина смысла выходного дня! Флешмобы для нас — вот эта вкусная незапланированная чашка кофе. Иногда это единственное, что остается в памяти. Поэтому мы уделяем такое большое внимание тем неожиданным приятным эмоциям, которые мы получаем в компании.
Одним из ярких случаев, который подсказал нам важность таких незапланированных сюрпризов, стал трудный момент в компании, когда мы внедряли корпоративную ERP-систему. Народ работал буквально сутками, все были вымотаны. В один из дней утром все пришли на работу и обнаружили у кофеварок фрукты и пожелания «заряжаться витаминами». Эта, казалось бы, простая акция вызвала не только положительные эмоции, но и бурный отклик — мы узнали, что об этом рассказывают друзьям и знакомым как о чем-то очень значимом и «из ряда вон выходящем». Так складывалось понимание, что в наших рабочих буднях обязательно должна присутствовать «изюминка», «перчинка» — что-то неуловимое, что добавляет жизни настоящий вкус, заставляет ждать следующего сюрприза, дает ощущение, что о тебе заботятся.
Кроме вышеописанных вещей наши флешмобы имеют еще один важный эффект. OCS всегда стремилась быть привлекательным работодателем. Причем привлекательным для людей, отдающих работе душу, для вовлеченных и лояльных сотрудников, которые работают «за интерес», «за совесть», у которых горят глаза. А такая отдача достигается, только если человек хочет этого, хочет из чувства любви, благодарности, тепла. И такие чувства обычно взаимны. Компания должна любить, заботиться, согревать своих сотрудников, быть им интересна.
Последнее время в компанию приходит много молодых людей, которые относятся к так называемому «интернет-поколению». Это поколение отличается от тех, кому за 35. Они не помнят, что такое общество без бизнеса, не знают, что такое жизнь без компьютера, Интернета, социальных сетей. Они предъявляют совершенно другие требования к пространству вокруг себя.
Есть достаточно известная классификация, появившаяся несколько лет назад и прочно осевшая в головах бизнес-консультантов и HR-менеджеров. Она говорит, что у каждого поколения есть свои ценности — мотиваторы. Например, для поколения наших бабушек и дедушек — поколения военных лет — очень важным было «чтобы не было войны», не было голода и смерти, все остальное можно преодолеть, стерпеть. Следующее поколение начало осваивать индивидуальные ценности, и хотя в советском обществе индивидуальные ценности считались вредным явлением, появлялись отдельные квартиры, машины, садоводства, и для полноценного самоощущения очень важно было «быть не хуже других». Новое поколение уже застало становление бизнеса, для них работа перестала быть «обязаловкой», и на первый план вышла возможность развития, роста, карьеры, самореализации на рабочем месте. Поколение сегодняшнего дня — это молодые люди, которые уже не знают, что такое голод, что «быть как все» — может быть ценностью, и возможность самореализации, самовыражения воспринимается ими не как счастье, а как само собой разумеющееся.
На собеседовании часто приходится слышать от совсем юных, нигде еще не работавших молодых людей: «А чем мне может быть интересна компания?». Да, безусловно, для них также важна самореализация в работе, но помимо этого они ищут еще что-то. Что? Чтобы было «кайфово», «прикольно», интересно, чтобы можно было друзьям похвастаться, мол, «я не просто тут по восемь часов на работе впахиваю», а «у меня тут такая движуха!!!». Работодатель, который не понимает этого, может проиграть.
И поскольку понятно, что чем дальше, тем больше будет приходить в компанию сотрудников нового поколения, это сильно поменяет портрет работодателей. И нас, в частности, уже поменяло. OCS организует флешмобы, в этом году запускаем свою корпоративную социальную сеть, мы много стали уделять внимания таким вещам, как хобби сотрудников. И с удовольствием наблюдаем, как активно в эти мероприятия вовлекаются и люди более старших поколений — развлекаются, дурачатся, переодеваются, рисуют, творят. И наблюдаем совершенно неожиданные метаморфозы в подразделениях, до сих пор ничем себя не проявлявших, — люди становятся активными, креативными, появляются новые идеи, то есть мы получаем помимо хорошего настроения еще и совершенно конкретный рабочий результат. Умные руководители, понимая непреложный закон «если не можешь противостоять изменениям, надо их возглавить», не только участвуют в наших небольших «хулиганствах», но и выступают их организаторами и получают вовлеченные, лояльные и цельные команды.
Начинается все с малого, а получается невероятно большой результат!
Автор: директор по персоналу компании OCS Distribution.