Разработчик BI-платформы фирма «Прогноз» была создана в Перми, там же до сих пор трудится основная команда разработчиков, более тысячи человек. Основой продуктов «Прогноза» стали научные разработки кафедры экономической кибернетики Пермского университета и Института экономики Уральского отделения Российской академии наук. За двадцать лет выполнено более полутора тысяч проектов в 35 странах, офисы и представительства компании открыты в 10 государствах. По предварительным данным, консолидированная выручка по МСФО ГК «Прогноз» в 2012 г. достигла 125 млн. долл., по сравнению с 2011 г. (81 млн. долл.) рост составил 55%. Львиная доля оборота по-прежнему приходится на Россию, несмотря на быстрый рост продаж за рубежом. «Прогноз» остается частной фирмой, IPO в планах есть, но не на текущий год.
Пока компания выполняла проекты для администрации президента РФ, «Газпрома» и органов власти разных уровней, ее успехи можно было приписывать внерыночным факторам. Но контракты с Coca-Cola и Международным валютным фондом показали, что продукты российского вендора конкурентоспособны на мировом рынке: год назад его платформа впервые была включена в «Магический квадрант» Gartner. В этом году продукт Prognoz Platform упрочил свои позиции: аналитики Gartner оценили его выше, чем в прошлом, но по-прежнему отнесли к «нишевым».
По словам Ильи Юта, заместителя руководителя центра проектирования системного программного обеспечения, цель «Прогноза» — попасть в «лидеры» «Магического квадранта». Судя по отчетам Gartner прошлых лет, в сегменте «BI и аналитические платформы» развитие идет стремительно. Есть квадранты Gartner, где число, состав и даже позиции участников почти не меняются даже за пятилетку. Здесь же видна картина напряженной борьбы: одни фирмы появляются, другие исчезают, позиции меняются за год очень значительно, так что амбиции «Прогноза» вполне оправданны.
В состав Prognoz Platform (PP) входят традиционные BI-инструменты для разработки отчетов и дашбордов, а также инструменты для статистического анализа временных рядов, моделирования и прогнозирования. Так обеспечивается интеграция средств описательной (descriptive) и предсказательной (predictive) аналитики.
На уровнях средств разработки и BI-инфраструктуры в PP имеются механизмы для организации репозитория с многомерными источниками данных, ведением НСИ, ETL, настройками безопасности, доступом к реляционным БД и многомерным кубам. Предоставляются средства для кастомизации и разработки приложений (среда разработки, компоненты, SDK, язык Fore, веб-сервисы). Реализована технология in-memory для многомерных кубов. Пользовательские инструменты и приложения доступны через веб-интерфейс в виде настольных и мобильных приложений. Инструменты платформы интегрированы с MS Office, порталами.
Для российского рынка все оценки Gartner имели бы в основном академический интерес, но с конца 2012 г. вендор начал создавать партнерскую сеть. Раньше «Прогноз» продавал и внедрял свои разработки самостоятельно, хотя действовали технологические партнеры и некоторые партнеры-внедренцы. Артем Гришковский, советник генерального директора компании, считает, что построение полноценной партнерской сети займет минимум 2–3 года.
В мире у «Прогноза» уже более 50 партнеров, в России — всего несколько, в том числе «Софтлайн», AT Consulting, «Барс» (Казань), «Профи» (Липецк), «Омега» (Санкт-Петербург). Гришковский отмечает, что в прошлом году руководству «Прогноза» стало ясно, что без развития партнерской сети невозможен ни дальнейший рост, ни упрочение положения на рынке, ни значимое расширение клиентской базы. Активность конкурентов, в том числе открытие в России представительства Microstrategy, энергичные действия SAP по продвижению своих BI-продуктов, тоже сыграла роль. Будущее вендор видит в партнерстве с консалтинговыми и интеграторскими фирмами, причем считает необходимым индивидуальную работу с каждым партнером. «Прогноз» контролирует каждое партнерское внедрение: как замечает Гришковский, «не все партнеры к этому готовы». С другой стороны, возможны ситуации, когда партнер еще не имеет квалификации, но у него уже есть клиент. В этом случае «Прогноз» может провести внедрение своими силами при условии, что сотрудники партнерской фирмы тоже примут участие и будут изучать продукт и методологию внедрения, а на следующий год уже примут на себя определенные обязательства.
«Прогноз» делает и шаг в необычную для софтверного вендора сторону — открыт онлайн-сервис PROGNOZ. Data Portal. Он дает доступ к обширному комплексу данных национальной и мировой экономики, структурированному по отраслям и рынкам. Сервис содержит постоянно обновляемую информацию из более чем двухсот авторитетных российских и международных источников. Ранее Data Portal служил только внутренним нуждам фирмы, но недавно было решено сделать его коммерческим. Предусмотрен период бесплатного ознакомления. Полная годовая подписка составляет 400 тыс. руб., но можно заказывать любой желаемый набор или использовать какие-то из готовых наборов с пропорциональным снижением цены. В качестве потенциальных потребителей создатели сервиса рассматривают все компании, имеющие аналитический отдел. Одним из основных конкурентов этому сервису руководители «Прогноза» называют агентство «Блумберг», а своими преимуществами считают инструментарий поиска, анализа и визуализации данных. Примечательно, что на основе портала корпоративные клиенты могут создавать гибридные решения: использовать данные и аналитические инструменты внутри фирмы, объединяя внешнюю информацию и собственные данные. Для таких проектов потребуется привлечь специалистов «Прогноза» или компании-партнера.