Как было объявлено в начале сентября, Microsoft покупает основной бизнес компании Nokia — подразделение мобильных устройств и услуг. Стоимость cделки 7,2 млрд. долл., она добавит еще примерно 20 млрд. долл. к общей выручке Microsoft. Ожидается, что сделка будет закрыта в I квартале 2014 г. Nokia останется самостоятельной компанией и продолжит разработку карт и систем навигации, а также производство оборудования для операторов мобильной связи.
О том, что это рано или поздно случится, многие говорили уже несколько лет.
В сентябре 2010 г. главным управляющим Nokia стал Стивен Элоп. Выходец из Microsoft (он возглавлял подразделение, ответственное за линии продуктов Office and Dynamics) сразу сделал ставку на свою бывшую компанию. Уже через полгода Nokia начала выпуск смартфонов с Windows Phone.
Однако несмотря на наличие нескольких оригинальных и интересных моделей, например Nokia Lumia 1020, этот шаг пока радикально не изменил ситуацию на рынке.
Так, по данным IDC, в III квартале 2013 г. поставки смартфонов на платформе Windows Phone (Nokia выпускает более 93% таких смартфонов) выросли на 156% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. (с 3,7 млн. до 9,5 млн.), а доля этой платформы на рынке выросла с 2 до 3,6%. Темпы, может, и хорошие, но все равно рост по-прежнему от «очень мало» до «очень мало», как пару лет назад сказал про долю Windows Phone глава Microsoft Стив Баллмер.
Но проблема глубже: Nokia с высоты своего некогда доминирующего положения слишком долго не реагировала адекватным образом на радикальные изменения, происходящие на рынке мобильных устройств.
Сейчас Nokia переживает свои едва ли не худшие времена. Ее доля на рынке мобильных устройств постоянно снижается. В целом продажи Nokia Group за период январь-сентябрь 2013 г. сократились на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На своем пике в 2000 г. акции Nokia на NYSE стоили более 58 долл., а в конце августа, перед объявлением о сделке с Microsoft, — менее 4 долл. (к моменту сдачи номера в печать — около 8 долл.).
Microsoft также не сумела вовремя найти правильную стратегию работы на рынке мобильных устройств. В 2012 г. она ее наконец сформулировала — превращение в «компанию устройств и услуг». Но не все идет так, как хотелось бы руководству, — продажи собственных планшетов Surface и сторонних смартфонов с Windows Phone пока отнюдь не радуют.
Стоит ли Microsoft для решения своих «мобильных проблем» покупать компанию, стремительно теряющую позиции? Ведь у Microsoft с Nokia и так тесные партнерские отношения: на смартфонах Nokia стоит Windows Phone и она — единственный крупный производитель оборудования с этой ОС.
Пока большинство аналитиков и наблюдателей настроены позитивно. Стратегически это верный шаг, считают они, который вполне укладывается в новую стратегию Microsoft, — мобильные устройства и услуги в обозримом будущем останутся самым быстрорастущим рынком, и Microsoft необходимо занять на нем прочные позиции. Сделка показывает, что компания последовательно проводит эту стратегию.
Но есть и такие, которые видят более земные причины.
Так, по мнению Аннетты Циммерман, старшего аналитика компании Gartner, для Microsoft это скорее не наступательная операция, а защитная: она купила Nokia, чтобы не потерять все то, что было совместно наработано за годы партнерства, а это могло бы случиться, если бы конкуренты «добили» Nokia или кто-то из них приобрел эту компанию.
Nokia куплена ради того, чтобы вернуть назад Стивена Элопа, считает Джек Голд, аналитик ИТ-отрасли из компании J. Gold Associates, и поясняет: если бы Microsoft просто «выдернула» его из финской компании, это «почти сигнализировало бы конец Nokia».
Действительно, имя Элопа как одного из желательных преемников Баллмера на посту главы Microsoft называлось не раз. Пока же перед ним в качестве исполнительного вице-президента Microsoft по устройствам и услугам встает трудная задача интегрировать Nokia в компанию совсем другого профиля. Стивен Элоп заявил, что будет опираться на партнерство обеих компаний, чтобы свести воедино «лучшее в разработке ПО Microsoft и лучшее в проектировании продуктов Nokia, ее признанное лидерство в конструировании, а также глобальные ресурсы продаж, маркетинга и производства».
Каковы бы ни были мотивы сделки, проблемы с должной реализацией новой стратегии и, в частности, с развитием бизнеса Nokia в рамках Microsoft отнюдь не исключены.
Конечно, покупка Nokia повышает шансы на увеличение доли Windows Phone на рынке мобильных ОС. Возможно, по мнению ряда экспертов, в
Компании предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем Windows Phone станет реальным конкурентом Android и iOS.
Сохранится ли на этом пути линейка смартфонов Nokia Lumia? А линейка недорогих смартфонов Nokia Asha, которая может облегчить Microsoft доступ к десяткам и сотням миллионов пользователей на развивающихся рынках?
Отдельный вопрос: что будет с традиционными мобильными телефонами (feature phones) Nokia? Финская компания по-прежнему занимает доминирующие позиции в нижнем сегменте этого рынка. Например, объем продаж ее базовой модели Nokia 1100 превысил 250 млн. штук, и она стала самым популярным в мире потребительским электронным устройством. Уйдет ли увлеченная смартфонами Microsoft из этого сегмента рынка?
Наличие у Microsoft полного цикла производства (ПО+оборудование) позволит компании избежать проблем с фрагментацией ОС (как, например, было с Android) и поможет привлечь дополнительное внимание разработчиков.
Но как она теперь поступит с собственной платформой Windows Phone?
«История долгих партнерских отношений с другими производителями оборудования наталкивает на мысль о том, что Microsoft последует примеру Apple, разрешившей использовать свое ПО только на собственном оборудовании. Однако чтобы сохранить и увеличить долю на рынке, Microsoft необходимо удержать Samsung и HTC, предоставив этим компаниям гарантии того, что покупка Nokia не повлияет на давние договоренности. Microsoft может использовать Nokia, чтобы обновить и опробовать новые решения в своей ОС, как это сделала Google с Motorola. Однако чтобы добиться успеха, Microsoft необходимо сохранить хорошие отношения со своими партнерами», — считает Адриан Дрозд, директор практики ИКТ компании Frost & Sullivan.
В конце октября Nokia анонсировала свой первый планшетный компьютер: Lumia 2520 на базе ОС Windows RT 8.1 с экраном 10,1 дюйма по характеристикам напоминает версии Surface 2 и Surface Pro, а в некоторых отношениях (поддержка 4G LTE, большее разрешение фотокамеры) превосходит их.
В США Lumia 2520 продается по 499 долл. (на 50 долл. дороже, чем Surface 2). Пока не ясно, позволит ли Nokia продавать Lumia 2520 партнерам в канале сбыта. Последние в основном скептически оценивают шансы этого планшета на американском рынке — прежде всего из-за использования нелюбимой многими Windows RT.
Но сохранит ли Microsoft после поглощения Nokia две параллельные линейки планшетов — Lumia и Surface — в своем портфеле?
Постепенно превращаясь в «компанию устройств и услуг», Microsoft пока не сформулировала свою стратегию в канале сбыта. Ее партнеры не знают, какова теперь будет их роль.