Как в российской экономике используются ИКТ? На этот вопрос отвечает анализ результатов обследования Госкомстата РФ

Участники ИТ-рынка и представители государственных структур часто говорят о необходимости сбора достоверной информации о развитии ИКТ-сектора в России. По мнению проректора Государственного университета-Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) Леонида Гохберга, важно изучать два аспекта влияния ИКТ на российскую экономику: во-первых, собственно рынок ИКТ, во-вторых, показатели использования этих технологий предприятиями других отраслей. С 2003 г. статистические наблюдения за использованием ИКТ и производством связанной с ними продукции (работ, услуг) включены в Федеральную программу статистических работ Госкомстата РФ и будут проводиться ежегодно.

Пилотные обследования использования ИКТ в экономике уже проводились Госкомстатом и ГУ-ВШЭ. Последнее из них — «Использование глобальных информационных сетей в российской экономике за 2001 г.» — было завершено в начале этого года (использованное в исследовании понятие «глобальные информационные сети» объединяет Интернет, корпоративные и ведомственные сети регионального масштаба). Большой временной лаг между исследуемым периодом и объявлением результатов обусловлен особенностями работы Госкомстата: первичные данные за 2001 г. были собраны во второй половине 2002 г. Примерно полгода ушло на их обработку. Несмотря на то что исследование фактически описывает ситуацию двухгодичной давности, полученная в результате информация представляет интерес и сегодня, поскольку общая картина применения ИКТ в России кардинально не изменилась.

Леонид Гохберг и заведующая отделом Института информационной экономики ГУ-ВШЭ Ирина Гасликова обобщили данные Госкомстата с тем, чтобы изучить использование ИКТ на предприятиях; факторы, сдерживающие их применение; наличие на предприятиях соответствующих технических и программных средств, а также выяснить цели и результаты использования ИКТ.

Обследовались 160 тыс. организаций всех форм собственности, в которых занято 27,8 млн. работников. В эту выборку не попали фирмы с юридическим статусом «малое предприятие», подразумевающим особую форму бухгалтерской и статистической отчетности и налогообложения. Однако небольшие организации, не имеющие такого официального статуса, были учтены. Сбор данных проходил во всех регионах России и большинстве отраслей экономики, кроме сельского и лесного хозяйства, заготовок, ЖКХ и ВПК.

Парк ПК, установленных на принявших участие в исследовании предприятиях, составил 3409,8 тыс. (из них 16,2% приобретено в 2001 г.), 59,4% ПК работают в составе локальных вычислительных сетей, 24,0% имеют доступ к глобальным сетям, в том числе 18,6% — к Интернету. В среднем на российских предприятиях на один ПК приходится 8 сотрудников, на ПК с доступом к глобальным сетям — 34 человека и 44 — на каждый ПК, имеющий доступ к Интернету.

Использовали глобальные сети менее трети организаций (30,2%), 6,3% планировали использовать, но подавляющее большинство (63,2%) даже не планировали подключаться к этим сетям в течение ближайшего года.

В 2001 г. ПК применяли 3/4 общего числа организаций, попавших в выборку. В организациях, использующих ПК, занято более 95% всех работников. Если учесть и тех, кто планировал внедрение компьютеров в следующем году, то, как считает Ирина Гасликова, можно говорить о повсеместном распространении ИКТ в российской экономике.

Примерно треть предприятий объединили свои компьютеры в локальные сети и столько же внедрили электронную почту, 29% имеют доступ в Интернет, а около 5% организаций подключены к другим глобальным сетям. Web-сайты в Интернете имеют 9,1% организаций.

Большинство предприятий располагают программными средствами, ориентированными на решение организационных, управленческих и экономических задач. Вторым по степени распространения оказалось ПО для электронных расчетов, включая программы для расчетов с потребителями и выполнения банковских операций.

В целом организации, использующие глобальные информационные сети, лучше обеспечены специальными программными средствами.

Глобальные сети в глазах сотрудников российских предприятий прежде всего играют роль поставщика информации и использовались в основном для ее поиска и информационного обмена. Как показало исследование, в коммерческих целях глобальные сети использовали гораздо меньше организаций. Сетевое взаимодействие с поставщиками чаще всего ограничивается получением сведений о необходимых товарах и услугах (17,2%) или предоставлением таковых (12,7%). Вдвое реже сеть использовалась для размещения заказов и приобретения продукции. Однако достаточно большое количество опрошенных предприятий планировали освоить этот вид взаимодействия с поставщиками и клиентами.

Наиболее перспективным направлением использования глобальных сетей в коммерческих целях (число планирующих внедрение составляет 2/3 от уже использующих) респонденты считают получение заказов на свои услуги и продукцию через Интернет. Естественно, речь идет не о специализированных Интернет-магазинах, а о системах электронного заказа товаров и услуг на обычных предприятиях.

Слабее всего освоены технически наиболее сложные операции, в частности электронные платежи и послепродажный сервис.

Чаще всего результатом использования глобальных информационных систем становится улучшение взаимодействия с деловыми партнерами. Второе по значимости достижение — расширение круга поставщиков, а следовательно, возможность выбора наиболее выгодных условий поставок. Интересно, что, с точки зрения опрошенных, благодаря использованию сетей более эффективным оказывается сохранение традиционных рынков сбыта, а не привлечение новых потребителей.

Основной барьер на пути распространения глобальных информационных сетей — отсутствие денежных средств. Далее с довольно существенным отрывом следуют ограничения по техническим возможностям подключения к сетям, а также нехватка квалифицированных специалистов.

Параметры «сопротивление персонала нововведениям», «недостаточность знаний и навыков у персонала» не отмечены как основные, т. е. на большинстве предприятий считают, что их работники вполне готовы осваивать информационные сети. Не пугают опрошенных и риски, связанные со злоупотреблениями при осуществлении электронных платежей. По мнению Ирины Гасликовой, это еще не стало для предприятий острой проблемой. Также большинство респондентов уверены, что можно найти аппаратное обеспечение и ПО, подходящее для решения их конкретных задач — об этом говорит малая значимость фактора «несоответствие возможностей технических и программных средств потребностям организации». Препятствием часто оказывается отсутствие квалифицированных ИТ-специалистов — это еще раз подчеркивает остроту кадровой проблемы, особенно в регионах.

Глазами реалиста

Леонид Юхневич, директор ФГУП НИИ «Восход»:

«Анализируя результаты данного исследования, можно выделить следующие тенденции:

1. Большинство компьютеров респондентов используется в режиме коллективного пользования.

2. Крайне мало ИКТ используются в непосредственной деятельности предприятий, в их производственных процессах. Компьютеры задействованы в основном для решения управленческих и организационных задач (документооборот, автоматизация бухгалтерии и пр.).

3. Анализируя данные из двух различных диаграмм, получаем, что если 35% предприятий используют ЛВС, а 60% общего числа компьютеров работают в составе ЛВС, значит, всего на 1/3 общего числа предприятий сосредоточено больше половины ИКТ. Оставшиеся 2/3 не имеют системного подхода, решают «точечные» задачи и используют ИКТ недостаточно эффективно.

4. Респонденты выражают заинтересованность в использовании ИКТ, работе в локальных и глобальных сетях. Большинство из них в качестве основного сдерживающего фактора называют отсутствие денежных средств, на втором месте — отсутствие технической возможности подключения к сетям, неудовлетворительное качество связи. Интересно, что, по мнению участников опроса, технологические проблемы достаточно легко решаются при решении основной проблемы — финансовой.

И это несмотря на недостаточность современных знаний и навыков у персонала, нехватку квалифицированных специалистов в сфере ИКТ. Скорее всего, при грамотном инвестировании дефицит квалифицированного человеческого ресурса можно довольно быстро восполнить.

ИКТ — сфера динамично развивающаяся. Необходимость вовлечения всех отраслей экономики в использование современных программно-технических комплексов, локальных и глобальных сетей осознана; руководители понимают их влияние на эффективность работы предприятий. Однако большинство таких предприятий не имеют возможности для реализации задуманных планов компьютеризации. А ведь это так необходимо для оздоровления экономики в целом! Здесь необходимо государственное вмешательство. Отрадно, что в послании Президента была заявлена необходимость участия государства в развитии и распространении ИКТ. Требуется более серьезная координация этой деятельности и со стороны Министерства РФ по связи и информатизации».