В прошлом году в медиапространстве как-то незаметно закончились разговоры о «гаджет-революции», о которой говорили несколько лет подряд. И вот тут-то началось все самое интересное.
Рынки: мировой и российский
В 2015 г. мировой рынок смартфонов устойчиво рос. Изначально прогноз IDC предусматривал увеличение годовых продаж «умных» телефонов во всем мире на 11,3% по сравнению с 2014-м. В середине года прогнозы были скорректированы в меньшую сторону — ожидали рост на 10,4%, это означало, что в мире будет реализовано 1,9 млрд. смартфонов. Дальнейшие прогнозы были чуть менее радужными, но все же весьма обнадеживающими — среднегодовой прирост рынка (в натуральном выражении) IDC ожидает примерно в 7,9% год к году до 2019 г. включительно.
Но если мировой рынок смартфонов на подъеме, то в РФ этот сегмент переживает не лучшие времена, как, впрочем, и любое другое направление бизнеса. «Для российского рынка это был достаточно сложный год, с отрицательной динамикой и низкой маржинальностью для большинства игроков, в том числе из-за изменений курса рубля к доллару в широком диапазоне», — отмечает Григорий Низовский, VP Acer в регионе REET. Специалисты GfK считают, что по итогам 2015 г. локальный рынок смартфонов в натуральном выражении сократится на 14%. И это при том, что в 2014 г. зафиксирован рост на 39% по сравнению с 2013-м. Прогнозируемый объем продаж в 2015 г. — 22,4 млн. устройств. То есть российские продажи занимают чуть более процента мировых, пропорционален продажам и интерес вендоров к нашему рынку.
Правда, такая ситуация ни для кого не стала неожиданностью. «Никто из серьезных игроков не ждал явного позитива, поэтому обманутых ожиданий ни у кого нет», — считает Денис Мальцев, директор по стратегическому развитию и маркетингу компании Merlion.
Наступает время «убийц флагманов»?
«Основным трендом наступающего года станет смещение интереса массовых пользователей к более мощным и, как следствие, большим дорогим смартфонам, — считает Юань Ян, генеральный директор российского офиса Huawei Consumer Business Group. — Пользователи постепенно постигают возможности смартфонов и хотят от мобильного устройства все большей производительности для фото, видео, игр и т. д.».
Наступает время флагманов? Вряд ли. «Розничная рекомендованная цена на такие устройства вышла на новый, недостижимый для обычного потребителя уровень», — говорит Аркадий Маркарьян, консультант по рынку мобильных устройств, комментируя ситуацию на российском рынке. Но дело не только в ценах, но еще и в характеристиках флагманских моделей, которые воображение отнюдь не поражают. «Премиум-сегмент не создал драйверов роста», — утверждает Иван Булаев, генеральный директор BQ в России и СНГ.
Скорее наступает время «убийц флагманов», то есть устройств среднего ценового диапазона с хорошим соотношением «цена/производительность». Иван Булаев отмечает, что killer flagship имеют все шансы нарастить долю рынка за счет топовых девайсов из верхнего ценового диапазона. «Долгое время основное внимание потребителей было приковано к флагманам, сейчас же акцент начал смещаться на более дешевые модели, приближенные к топовым по характеристикам, — придерживается такого же мнения Денис Мальцев. — Именно на них стали делать ставку многие производители в расчете на увеличение продаж и рыночной доли».
Некоторые вендоры выпускают старшие модели смартфонов сразу в стилистике flagship killer, например, так поступила ASUS со своим ZenFone 2, который даже в топовой конфигурации (ZE551ML) получил рекомендованную розничную цену 19 999 руб., а сейчас его можно приобрести за сумму в тысячу-полторы меньше. Однако ZenFone 2 — мощное устройство со множеством интересных технических решений, некоторые из которых в нем реализованы впервые.
«Это первый в мире смартфон с оперативной памятью объемом 4 Гбайт», — отмечает Анжела Сю, глава бизнес-группы мобильных систем компании ASUS в России, СНГ и странах Балтии.
Однако не все вендоры согласны с таким подходом. Например, в линейке Samsung сегодня представлены три топовые модели — Galaxy S6 (в традиционном исполнении), Galaxy S6 edge+ (с экраном со скругленными краями) и поставляемый со штатным электронным пером Galaxy Note 5. На презентации, посвященной выходу последнего на российский рынок, Аркадий Граф, глава Samsung Mobile Россия, говорил: «Мы долго думали, стоит ли выводить на российский рынок модель Note 5 — ведь она по характеристикам близка к S6 и S6 edge+. И решили, что для закрепления лидерства в сегменте топовых смартфонов нам будет полезно расширить спектр мощных смартфонов, представив аудитории расширенные возможности выбора топовой модели, чего не могут сделать наши конкуренты».
Состоявшиеся тренды-2015
Развитие гаджетов в 2015 г. шло равномерно, без явных революционных прорывов, однако некоторые особенности выделить все же можно.
Высокое разрешение — в уходящем году популярной темой было увеличение количества точек на экране смартфона. Финальная точка, поставленная в этой гонке разрешений компанией Sony, сделавшей у своего великолепного флагмана Xperia Z5 в топовой модификации UltraHD-экран, столь же эффектна, сколь и бесполезна.
Для экрана карманного устройства вполне достаточно разрешения Full HD. Ну, максимум Full HD+, чтобы можно было воспроизводить фильмы «точка в точку» (и таким образом избежать конвертации, которая неизбежно приведет к увеличению нагрузки на процессор и ускоренному расходу заряда аккумулятора) и еще оставалось место на панель управления.
Однако топовые модели будут снова и снова оснащаться экранами с увеличенным разрешением, которые на практике не очень-то и нужны (даже Sony Z5 с 4К-экраном для многих задач отображает картинку с Full HD-разрешением), но подчеркивают принадлежность устройств к премиальной категории.
Сканеры отпечатков становятся все более распространенными, что легко объяснимо — использование «биометрии» повышает уровень защиты содержимого смартфона от несанкционированного доступа. Учитывая разнообразие и важность хранимой в смартфонах приватной информации — от фотографий и переписки до паролей для доступа к социальным сетям и «электронным кошелькам», — доказывать важность такого подхода пользователям не нужно.
«Повышенное внимание безопасности будет уделяться во всем мире», — не сомневается Денис Мальцев.
Дальше всех пошла компания Huawei, которая не стала встраивать сканер в кнопку включения устройства, как поступает большинство вендоров, а поместила его на «спинке» телефона, причем выполнен он в виде мини-тачпада. Таким образом, прикосновением к сканеру можно включить телефон, сделать селфи, вызвать панель управления, выполнить скроллинг и т. д.
Есть все основания предполагать, что и в будущем году сканеры отпечатков пальцев получат все большее распространение, а их дополнительные возможности станут все более интересными для обычного пользователя.
«Фронтальная революция» — совершенствование основных камер было и осталось важным трендом, но в наступающем году свершилась настоящая революция селфифонов. Практически все сколько-нибудь приличные модели обзавелись продвинутыми фронтальными камерами, которые пригодны не только для видеотелефонии, но и для получения вполне приличных автопортретов.
Рост доступных разрешений стал нормой, появились даже модели, у которых количество точек на сенсорах у основной и фронтальной камеры одинаково. Правда, такое высокое разрешение избыточно (как показывает практика, 5–7 Мпикс вполне достаточно). Стало также нормой снабжать фронтальные камеры светодиодной подсветкой, что весьма актуально при съемке селфи, которые часто делают в помещениях, в транспорте, в темное время суток и т. д. Вспышку получил, например, появившийся в середине лета Senseit E500. Стали доступны и более изощренные решения, например, ASUS наряду с ксеноновой опциональной вспышкой ZenFlash для основной камеры своих смартфонов выпустила универсальную LolliFlash — пригодный для подсветки разных сцен (в том числе и автопортретов) источник освещения, который поставляется с силиконовыми рассеивателями-светофильтрами. Фронтальная камера в Samsung S6 edge+ получила оптическую стабилизацию, что, как отмечал на презентации этого аппарата Аркадий Граф, существенно повышает резкость селфи. Недавно появившийся Lenovo Vibe S1 на фронтальной поверхности имеет сразу две камеры, что позволяет, в частности, анализировать глубину фотографируемой сцены и обеспечивает возможность постфокусировки.
Ожидаемые тренды-2016
Некоторые эксперты весьма скептичны в том, что касается возможных технологических изменений, прорывов в ближайшее время. Например, Сергей Синицын, директор департамента мобильных решений OCS, говорит, что он пока не видит значимых новинок, которые могут оказать революционное воздействие на рынок гаджетов. Но есть эксперты с более оптимистичным взглядом.
«Я ожидаю линейное развитие с признаками грядущей революции, — оптимистично настроен Григорий Низовский. — Последнюю связываю с появлением ОС Windows 10 с единым интерфейсом для устройств разных типов. Телефон, который де-факто превращается в стандартный ПК после присоединения к нему клавиатуры и дисплея, выглядит вполне революционно». Смартфоны, способные превращаться в ПК, уже есть — в начале декабря корпорация Microsoft объявила о начале продаж на российском рынке моделей Lumia 950 и Lumia 950 XL.
«Теперь у поклонников мощных гаджетов появились премиальные устройства, которые могут работать, как ПК, — говорит Алексей Зенков, генеральный директор Microsoft Mobile Devices в России и СНГ. — Возможности ОС Windows 10 и такие функции, как Continuum, обеспечивают максимально производительную бесшовную работу дома, в дороге и на работе». Но на рыночную ситуацию в сегменте они вряд ли окажут заметное влияние, прежде всего из-за своей новизны и высокой цены (рекомендованная розничная цена Lumia 950 составляет 44 990 руб., Lumia 950 XL — 49 990 руб.). Однако пусть не революционные, но весьма интересные изменения ждут даже девайсы, которые будут более распространены на массовом рынке.
«Мы считаем, что трендами будущего года станут устройства с большими экранами, „носимая электроника“ и „умный“ дом. Конечно, все перечисленное имеется уже сейчас, но в наступающем году эти направления станут очень заметными „точками роста“ для индустрии», — уверен Юань Ян.
Какие же тренды следует ожидать в наступающем году?
Рост диагонали дисплеев — об этом говорят многие опрошенные нами эксперты. Аркадий Маркарьян отмечает, что рост диагоналей, по сути, уже начался в уходящем году и, более того, из всех технологических тенденций оказал наибольшее влияние на рынок. В дальнейшем оно будет нарастать. Напомним, что Юань Ян называет рост диагоналей одним из основных трендов будущего года.
Впрочем, устройства с большими экранами уже начали появляться. В середине декабря Lenovo представила на российском рынке модели PHAB и PHAB Plus с экранами диагональю 6,98 дюйма. Эти девайсы, впервые показанные в прошедшем сентябре на IFA в Берлине, представляют собой новое прочтение концепции фаблета, промежуточного устройства между смартфоном и планшетом. Конечно, такие аппараты нельзя считать массовыми, но они окажутся очень удобными для определенных групп пользователей, что вполне устроит вендора. По словам Александра Катаева, генерального менеджера Lenovo в России, компания стремится предлагать пользователям такие продукты, которые будут соответствовать их персональным запросам. При этом модели интересны не только большой диагональю, но и, например, поддержкой технологии 360° Voice — три микрофона и отдельный голосовой процессор обеспечивают чистоту и четкость голосового ввода.
Заметим, что смартфоны с «планшетными» диагоналями были на рынке и раньше. Например, ASUS Fonepad 7 и Fonepad 8, отмеченные в мае 2015 г. престижной дизайнерской премией Red Dot Award, представляют собой фаблеты с диагоналями экрана 7 и 8 дюймов соответственно. По заявлению вендора, благодаря тонкой экранной рамке эти девайсы удобно держать в одной руке. Во второй половине года ASUS продемонстрировала линейку планшетов ZenPad, некоторые модификации которых по сути являются фаблетами, так как поддерживают голосовую связь в сотовых сетях.
«Доступны версии с поддержкой Wi-Fi, LTE/3G и функции мобильной телефонии, — говорит Анжела Сю, — поэтому каждый пользователь сможет выбрать ZenPad, идеально соответствующий его личным потребностям». Планшеты-фаблеты есть и в линейках у других, менее известных вендоров, например у Oysters.
До недавнего времени фаблеты с такими крупными экранами не пользовались заметной популярностью, но сейчас их время пришло — эксперты IDC считают, что спрос на фаблеты будет только расти: по прогнозам аналитической компании, в 2019 г. смартфоны с экранами от 5,5 до 7 дюймов по диагонали займут более 71% общего объема поставок.
Водостойкость — требование времени, это легко поймет каждый, кто ронял аппарат стоимостью в полтысячи долларов (а иногда и более) в ванну, море или лужу. Правда, за исключением Sony, кажется, никто из ведущих вендоров так и не представил смартфоны, способные выдержать погружение в воду. Причем в этом направлении мы видим даже некоторую деградацию — у Z5 все не так хорошо с водозащитой, как у Z3 (правда, последний еще можно купить).
Строго говоря, на российском рынке защищенные смартфоны есть — их выпускает, например, Senseit, модели этого вендора в рознице не редкость. Для корпоративных заказчиков доступны защищенные модели смартфонов Panasonic — Tought Pad FZ-X1 и Tought Pad FZ-E1 (вендор не стал создавать отдельный саб-бренд и поставляет смартфоны под тем же, что и «таблетные» устройства) — но частному пользователю приобрести их непросто (в ритейл поставок нет, да и слишком они дороги для массового рынка). Олег Гайдаенко, руководитель департамента мобильных решений российского представительства Panasonic, отмечает, что защищенность Tought-устройств не ограничивается водостойкостью, они выдерживают удары и вибрации, могут функционировать на морозе, позволяют работать в перчатках, обеспечивают корректность срабатывания сенсорного экрана под дождем и т. д. — но они оптимизированы для корпоративных применений, работы в полевых условиях, и многие их элементы избыточны для обычных городских пользователей (например, встроенный сканер штрихкода).
Хочется верить, что в наступившем году водостойкость станет трендом хотя бы для топовых устройств, ориентированных на массовый рынок. Возможно, начало этому тренду положит новая модель iPhone, которая, по слухам, получит не только брызго-, но и водостойкость, но о планах Apple, как обычно, ничего нельзя сказать с уверенностью.
Новые «фишки» тач-скрина. Первые модели с Force Touch, распознающие не только точки нажатия на экран, но и силу прикосновения, уже появились — причем не только у Apple, но и, например, у Huawei. Пока новая аппаратная «фишка» почти не подкреплена новыми возможностями прикладного программного обеспечения, поэтому ее практическое значение невелико, но при сколько-нибудь широком распространении force-touch-моделей разработчики быстро отреагируют на потребности владельцев таких аппаратов. Однако в наступающем году Force Touch наверняка будут популяризировать разные вендоры — ведь это одна из немногих явных «фишек» для интерфейса.
Появятся и другие «фишки», но они в большинстве случаев окажутся «невидимками» и не смогут оказать заметного влияния на продвижение моделей, хотя с точки зрения эргономики будут весьма полезны. К таким усовершенствованиям отнесем возможность работы с экраном в перчатках (что весьма актуально на холоде), корректную поддержку touch-интерфейса при наличии на экране капель воды (что будет крайне полезно для водостойких смартфонов) и т. д.
Рост емкости батарей — тренд-«невидимка», то есть он будет разворачиваться, но о нем мало кто вспомнит. И это несмотря на то, что вендоры станут вкладывать в развитие соответствующих технологий значительные ресурсы. «В 2016 г. производители направят свои усилия на увеличение времени автономной работы гаджетов», — считает Аркадий Маркарьян, но отмечает, что в ряде случаев совершенствование батарей и технологий энергосбережения в большинстве случаев станет вполне прозрачным для пользователя. Соответствующие нововведения, реализованные в современных устройствах, получивших мощные процессоры, крупные дисплеи, LTE и другие активно используемые беспроводные интерфейсы, могут лишь обеспечить работу новинок на протяжении привычного времени (двое суток, например). Но без нововведений современные мощные смартфоны не протянули бы на одной зарядке и дня.
Кроме увеличения емкости батареи получают поддержку технологий быстрой зарядки. Например, упомянутый выше ASUS Zenfone 2 имеет не только батарею увеличенной мощности, но и поддержку быстрой зарядки аккумулятора. «Технология ASUS Boost Master позволяет зарядить его на 60% всего за 39 минут», — сообщает Анжела Сю.
Wearable Electronics должна стать трендом, во всяком случае многие ожидают такого развития событий. Правда, не все эксперты рассматривают «носимую электронику» в качестве локомотива, например, Иван Булаев: «Носимая электроника не вышла на значительные объемы продаж, наличие/отсутствие ее в портфеле вендора не оказывает серьезного влияния на продажи смартфонов». Но ситуация может измениться.
События в этом сегменте развиваются несколько неожиданно, о чем подробнее мы поговорим ниже. Для нас сейчас важно, что в рамках предсказанного выше тренда более активного использования смартфонов «носимая электроника» и продвинутые девайсы будут в диалектическом единстве помогать продвижению друг друга, что, безусловно, хорошо для рынка вообще и для ритейла в частности.
NFC в уходящем году еще не стал «must have»-элементом, да, в топовые модели его встраивают, но даже устройства среднего класса часто появлялись без него. Вполне возможно, что ситуация изменится уже в 2016 г., когда пользователи наконец «распробуют» новые профили использования смартфонов в рамках прогнозируемой Юань Яном тенденции продвинутого применения трубок.
Поддержка NFC прежде всего нужна для распространения бесконтактных платежей, в чем заинтересованы самые разные игроки рынка — банки, платежные системы, операторы сотовой связи, сети вендинговых автоматов, традиционные торговые структуры (от супермаркетов до кафе — такие платежи сокращают время обслуживания в кассе), городской транспорт и т. д. «Наличие модуля NFC для бесконтактной оплаты покупок посредством смартфона становится решающим при выборе девайса», — уверен Иван Булаев.
Разумеется, NFC позволяет делать и многое другое — использовать для переключения профилей NFC-метки, быстро «спаривать» гаджет с периферией и т. д. Причем в общем случае «периферией» могут выступать не только гарнитуры, аудиоколонки, наушники и принтеры, но и компоненты «умного» дома.
«Умный» дом, по мнению некоторых вендоров, в наступившем году станет настолько мощным локомотивом всего ИТ-рынка, что окажет заметное влияние на все сегменты. Юань Ян говорит: «В будущем году мы ожидаем рост интереса к технологиям „умного“ дома, а в более широком плане — к „Интернету всего“. Мы видим в этом великолепный шанс для нашей компании расширить присутствие на рынке цифровых решений, ведь Huawei лидер во всем, что касается соединения цифровых устройств».
«Умный» дом интересует всех
Было бы ошибкой считать, что это — решение «для богатых». «Мы можем говорить об „умном“ доме, если у вас есть хотя бы одно бытовое устройство, подключенное по IP», — говорит Дмитрий Кулаковский, директор по маркетингу и развитию продуктов ПАО МГТС.
Решения для «умного» дома продвигает, например, упомянутая выше компания Senseit — в ее ассортименте уже несколько сезонов присутствует «умная» розетка GS2 M. Точнее, это переходник с модулем управления (подключается к сотовой сети), позволяющий дистанционно управлять со смартфона включением/отключением бытового прибора, вилка которого вставлена в такую «розетку». Более того, последняя позволяет управлять другими «умными» розетками — к GS2 M можно подключить до десяти GS2 S. Вендор подчеркивает, что «умные» розетки хорошо подходят для управления питанием систем отопления, кондиционирования, подогрева воды, «теплого» пола, системы полива газона, освещения, поилок и дозаторов для домашних животных, климатических систем аквариумов и террариумов — количество вариантов применения очень велико. Как отметил Дамир Маджитов, руководитель Senseit, продукция присутствует в традиционном канале, дистрибуцией занимаются, в частности, компании Asbis и «Новая линия».
До настоящего времени подобная продукция, даже в течение длительного времени присутствовавшая на рынке, не была особенно заметна. Но сейчас ситуация обязательно изменится — продвижением подобных лайт-решений для «умного» дома занялись операторы сотовой связи, обладающие огромным ресурсом и разветвленными сетями салонов. По их мнению, развитие технологий уже позволяет делать такие устройства простыми и предлагать по приемлемым ценам, поэтому сейчас настало время активно продвигать такое оборудование на массовый рынок.
Такого мнения придерживается, в частности, Василь Лацанич, вице-президент МТС по маркетингу: «„Интернет вещей“ уже среди нас, „умные“ бытовые приборы доступны каждому, они просты в обращении, управляются несложным приложением на смартфоне». В конце осени МТС сообщила о начале сотрудничества с Redmond в деле продвижения решений для «умного» дома: в ассортименте «умной» техники восемь устройств — мультиварка, кофеварка, чайник, утюг, конвектор, очистители воздуха и весы, — которыми можно управлять дистанционно со смартфона, установив приложение, или по Bluetooth (в непосредственной близости), или через Интернет (из любого места, но в качестве «переходника» используется смартфон МТС с SIM-картой, для которой достаточно подключения по недорогому телематическому тарифу). В ближайшем будущем ассортимент «умной» техники Redmond пополнится еще девятью устройствами: увлажнителем, вентилятором, розеткой, цоколем для лампы, сетевым фильтром и брелоком для поиска предметов. Как видно, это весьма мощная акция, способная изменить рынок сильнее, чем это сделала, например, давно присутствующая в продаже «умная» розетка «МегаФона».
У операторов имеется особый интерес в продвижении решений для «умного» дома — наряду с продажей бытовых «умных» устройств они продвигают и свои тарифы для такой техники через сотовую сеть. Тарифы недорогие, ситуация с экономикой не лучшая, поэтому сейчас операторам важен даже дополнительный десяток-другой рублей, полученный с М2М-подключения.
Количество SIM-карт, задействованных в «Интернете вещей» и межмашинном взаимодействии (M2M) на российском рынке, концу 2015 г. достигнет 8 млн. (по данным iKS-Consulting). Рост по сравнению с позапрошлым годом превысил 20%. Компания iKS-Consulting отмечает, что большинство подключений — до 97% — используются бизнесом, и только 3% приходится на частных пользователей. Очевидно, что операторы заинтересованы в расширении «частного сектора» на данном направлении, а поэтому будут весьма активно продвигать решения для «умного» дома.
Разумеется, этим займутся и многочисленные компании, специализирующиеся в данной области, такого рода волну можно использовать и традиционному ритейлу цифрового оборудования.
«Носимая электроника»: рост и непредсказуемость
В начале года тренды wearable electronics казались простыми и понятными. Предполагалось, что рынок будет быстро расти, в этом сегменте интерес к «умным» браслетам пойдет на спад, «умные» часы, как более продвинутые и более функциональные устройства, получат все большее распространение, выход долгожданных часов Apple интерес к теме «носимой электроники» подогреет, но сами часы явлением на рынке не станут, а лидеры здесь останутся прежними. Но ситуация стала развиваться совершенно по иному сценарию.
Из ранее высказывавшихся прогнозов сбылись только те, которые предсказывали этому сегменту бурный рост. По данным IDC за третий квартал 2015 г. (более свежих пока нет), общий объем реализации носимых "умных" устройств — «часов» и «браслетов» — достиг 21 млн. шт., что втрое превышает показатели того же периода 2014 г. Согласно июньскому прогнозу IDC, который аналитическая компания не подвергала корректировке, в 2015 г. в целом будет продано 72,1 млн. «часов» и «браслетов» против 26,4 млн. в 2014 г., а в 2019 г. объем этого рынка в натуральном выражении может достичь 155,7 млн. устройств.
Но при этом интерес к «умным» браслетам остается огромным — на первом месте в рейтинге производителей стоит компания Fitbit, реализовавшая 4,7 млн. устройств за квартал, показавшая двукратный рост продаж (это ниже роста рынка, что не помешало вендору остаться лидером). На третьем — Xiaomi, также известная недорогими «браслетами» (3,7 млн.).
Apple, реализовавшая за квартал 3,9 млн. своих «умных» часов, находится на второй строке рейтинга квартальных продаж. Прогнозы, согласно которым за огромными четырехмиллионными продажами Apple Watch во втором квартале произойдет спад, не оправдались — этого не случилось, часы из Купертино показывают ровные продажи и во втором квартале своего существования на рынке.
А где же компании, которым пророчили в лидерство на этом рынке, — Samsung, Sony, LG, Motorola? Они не попали даже в топ-5. Более того, выход на рынок традиционных производителей с «умными» часами внезапно обострил конкуренцию.
Как будет развиваться ситуация на рынке «умных» часов в наступающем году, пока сказать сложно. Очевидно, что продажи в этом сегменте будут расти, но называть тренды и лидеров пока никто не берется. Согласитесь, мало кто мог предположить, что ВВК войдет в пятерку первых этого сегмента по упомянутым выше итогам третьего квартала, а одним из факторов, которые обеспечили этой китайской компании столь оглушительный успех, станут «умные» часы для детей, которые пока продаются только на внутреннем рынке КНР.
Смартфоны и печать
«Конвергентность, возможность использовать смартфон для выполнения задач, которые ранее реализовывались на ПК, — один из осязаемых, внятных трендов», — отмечает Иван Булаев. Примером такой задачи может быть печать документов со смартфонов.
Возможности, позволяющие направлять на распечатку документы, не только хранящиеся на локальных устройствах, но и размещенные в локальных сетях или в облаках, появились довольно давно. Но пока пользователи только пробовали их, правда, все активней.
Игорь Пасюков, директор по развитию продуктов систем печати департамента персональных систем и устройств печати Hewlett-Packard в России, отметил, что пользователи уже попробовали это почти на половине принтеров и МФУ, поддерживающих мобильную печать.. Теперь ведущие производители принтеров делают все возможное, чтобы сделать такую печать проще и удобнее, популяризовать ее среди корпоративных пользователей, работающих в SOHO, а также использующих печатные устройства в домашних условиях. Разумеется, все это происходит параллельно с продвижением моделей принтеров и МФУ, получивших Wi-Fi-интерфейсы и поддерживающих «облачную» печать, будучи подключенными к Интернету без «посредничества» ПК. Большинство моделей даже в линейке домашних печатающих устройств HP поддерживают «облачную» печать.
Анонсируя линейку из трех новых моделей принтеров, отличающихся пониженной стоимостью отпечатка, Кейичи Вакабайаши, директор направления струйной печатающей техники Canon Europe, особо отметил, что старшая модель — Pixma G3400 — поддерживает функции «облачной» печати, позволяя пользователям отправить задание на принтер из любой точки мира, распечатывая документы и фотографии из таких популярных сервисов, как Instagram, Google Drive, Facebook, Dropbox и Flickr.
Значение для ритейла
Можно предположить, что наступающий год для рынка гаджетов окажется весьма интересен тем, что значительная часть драйверов этого сегмента будет находиться вне этого рыночного пространства. Дорогие мощные смартфоны с крупными экранами традиционную «гаджетную» функциональность не расширят (за исключением, может быть, игровой составляющей), а окажутся весьма хороши для работы с документами (как локально, так и в облаках), полезны для взаимодействия с «умными» часами и «браслетами», компонентами «умного» дома и другими девайсами — например упомянутыми принтерами с возможностью «облачной» печати.
Для российского цифрового ритейла наступающий год будет сложным, равно как и для всей экономики. Покупательная способность населения снижается, что, в свою очередь, снизит общие продажи гаджетов в натуральном выражении и вынудит все большее количество абонентов отдать предпочтение младшим моделям оборудования. «Носимую электронику», IoT-компоненты и прочие горячие новинки большинство потенциальных покупателей по чисто экономическим причинам могут рассматривать как «игрушки для богатых». Но общие тренды индустрии, связанные со смещением интереса в сторону более продвинутых гаджетов и новой периферии для них (в самом широком смысле — от IoT до принтеров), найдут отражение и на российском рынке.
Людей, которые могут следовать глобальным трендам, будет все меньше, но они останутся. Борьба за них будет вестись все интенсивнее, причем как локальными ритейлерами, так и глобальными, ведь развитие трансграничной торговли продолжится. Желающим остаться на рынке нужно настраиваться на оптимизацию бизнеса, режим жесткой экономии и на ближайшее обозримое будущее — на жесточайшую конкурентную борьбу за каждого платежеспособного клиента, в ходе которой предложение новейших устройств и решений совершенно необходимо.
Но кроме ужесточения конкуренции игрокам рынка нужно пересмотреть свои политики, в том числе и в плане отношений с партнерами. «Рынок будет и падающим, и убыточным, значит, непривлекательным для инвестиций. Если же вендоры поумерят свои аппетиты, а дистрибьюторы осознают, что конкуренция „любой ценой“ на руку только вендорам, и станут жестче отстаивать свои совместные интересы, то есть вероятность, что во второй половине 2016 г. рынок достигнет баланса спроса и предложения и снова станет привлекательным для всех участников», — говорит Сергей Синицын.