Согласно IDC, по итогам 2016 г. российский рынок планшетов уменьшился на 22,9% (по сравнению с предшествующим годом), или до 4,71 млн. штук. По оценкам аналитической компании ITResearch, продажи планшетных ПК в 2016 г. составили 4,9 млн. штук, что на 24% меньше, чем в 2015 г. Таким образом, падение этого сегмента продолжается в течение последних трех лет.
В 2016 г. в пятерку лидеров по продажам планшетов вошли IRBIS, Samsung, Lenovo, Digma и Prestigio. Как считают аналитики, планшеты теряют свою потребительскую привлекательность на фоне роста популярности «плафонов» — смартфонов с большими (6 дюймов и более) экранами. Еще одним фактором сокращения продаж традиционных планшетов стали устройства 2-в-1 (планшеты с подключаемой клавиатурой, совмещающие в себе функционал ноутбука и планшета), поставки которых, по оценке IDC, в России в 2016 г. увеличились на 39,6% (в штучном выражении) в сравнении с 2015 г.
Поставщики о причинах снижения продаж планшетов
Александр Катаев, генеральный менеджер Lenovo в России, Дмитрий Кравченко, генеральный директор Acer в России, и Владимир Русаков, директор по продажам Digma, считают, что вряд ли в падении популярности планшетов «виноваты» устройства 2-в-1. Однако они уверены, что рост рынка cмартфонов с большими экранами действительно влияет на ослабление интереса пользователей к планшетам. Кроме того, они полагают, что этот рынок перенасыщен — на нем довольно сильна конкуренция и слабые игроки просто ее не выдерживают.
С ними согласен Андрей Никифоров, руководитель группы мобильных устройств IRBIS компании Treolan, который также рассматривает насыщение рынка планшетов в качестве одного из основных негативных факторов, кроме того, заметно увеличился жизненный цикл устройств — некоторые модели известных производителей могут работать до шести лет, а это очень большой срок для такой техники: «Другим фактором стала переориентация производителей на более маржинальный сегмент плафонов, которые забирают на себя часть продаж младших моделей планшетов, — плафоны мобильнее, удобнее и обладают повышенной энергоемкостью».
Мария Данилина, директор по маркетингу Huawei Consumer Business Group в России, согласна, что спрос на планшеты снижается, но несмотря на популярность плафонов и ноутбуков-трансформеров, говорить о том, что планшеты вытесняются, преждевременно: «Наличие широкого ассортимента устройств позволяет пользователю приобрести именно то устройство, которое больше отвечает его требованиям и которое может стать помощником в решении повседневных задач».
По оценке компании «Аквариус», основанной на анализе проектных запросов корпоративных заказчиков, рынок планшетов действительно сокращается. Однако, как отмечает Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности «Аквариус», в 2016 г. компания смогла реализовать несколько крупных проектов с планшетами для госзаказчиков.
Подтверждая негативный тренд, руководители дистрибьюторских компаний полагают, что на него вряд ли серьезно повлияли трансформеры, зато развитие продаж плафонов можно отнести к фактору, реально оказавшему давление на сегмент планшетов.
По мнению Ольги Доровской, директора департамента персональных систем OCS Distribution, продажи плафонов растут и на фоне этого покупки планшетов из наиболее массового сегмента с экранами 7 дюймов стали менее популярными.
Ее дополняет Николай Савин, руководитель направления «Планшеты» компании «Марвел-Дистрибуция»: «На рынке появлялись крайне удачные по дизайну и характеристикам модели плафонов, которые фактически могут заменить планшет, предоставляя покупателю необходимую функциональность».
По мнению Максима Кухарчука, менеджера по закупкам планшетов компании ELKO, на процесс снижения продаж повлияли как растущая популярность плафонов, так и снижение покупательной способности населения: «Поскольку „революционных“ решений нет, потребители все меньше интересуются планшетами, предпочитая большой смартфон».
В свою очередь Иван Горячев, менеджер по развитию бизнеса категории «Ноутбуки» Prestigio, ASBIS Russia, считает, что падение рынка планшетов произошло в большей степени в деньгах, нежели в штуках: «Обусловлено это сокращением доходов населения, люди стали покупать более дешевые устройства. Доля А-брендов стала меньше, а доля B-брендов, наоборот выросла».
Ряды игроков редеют
В ITResearch отметили сокращение количества игроков на рынке планшетов: «К концу 2016 г. насчитывалось уже только около 25 заметных брендов, что примерно в два раза меньше, чем еще пару лет назад, причем многие вчерашние лидеры фактически ушли с рынка».
С такой оценкой согласна Татьяна Скокова, директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании MERLION, которая отмечает, что среди покинувших рынок были и российские производители.
Мнение аналитиков разделяет и Дмитрий Кравченко: «Доля всех A-брендов за 2016 г. уменьшилась практически в два раза, что было вызвано агрессивной ценовой политикой B- и C- брендов, среди которых оказались российские производители. Ведь основной спрос в России приходится на дешевые устройства, а себестоимость планшетов с качественными матрицами и компонентами в 2016 г.только росла».
Александр Катаев также отмечает несомненную активность российских компаний.
Сергей Васильев, руководитель направления мобильных ПК компании Staten (OLDI Group), добавляет: «Поскольку рынок сместился в сторону более дешевых решений, российские компании оказались в выигрышной ситуации и смогли предложить более привлекательные цены на свои продукты по сравнению с основными игроками».
В то же время Николай Савин отмечает, что за последние два года многие российские компании перестали выпускать планшеты под своими брендами: «Это позволило нескольким крупным игрокам продвинуться и занять значительную долю на рынке бюджетных планшетов, которые были особенно востребованы в непростом для российской экономики 2016 г.»
Андрей Никифоров с гордостью подчеркивает, что, по данным IDC и GFK, в 2016 г. продажи планшетных ПК IRBIS в штучном выражении заняли первое место, а это около 15% рынка: «Планшеты IRBIS предназначены для потребителей, чувствительных к цене, — они хотят получить хорошую производительность за разумные деньги. Сейчас под большим давлением оказываются устройства среднего ценового сегмента, у которых нет сильного бренда или партнерской поддержки, в частности, от операторов связи или крупных федеральных ритейлеров».
В число лидеров этого сегмента рынка выдвинулись компании Digma и Prestigio, причем, по словам Ивана Горячева, доля планшетов Prestigio осталасть порядка 10% в среднем по году: «В целом решающим фактором приобретения устройств конечными пользователями была цена, что и дало заметный прирост доли локальных сборщиков. Несмотря на то что цены Prestigio традиционно выше цен остальных локальных игроков на 1–2%, нам удалось сохранить свою долю рынка. Это результат постоянных инвестиций в бренд, в его позиционирование».
Как свидетельствует Максим Кухарчук, планшеты под брендами российских компаний повлияли на расстановку сил на рынке, эти устройства заняли бюджетную нишу: «Спрос на планшеты под российскими брендами есть и он весьма стабильный. В связи с этим А-бренды переместили свой фокус и стараются удерживать позиции в среднем и высоком ценовых сегментах. В свою очередь, ELKO стала эксклюзивным дистрибьютором продукции 4GOOD российского производителя, также относящейся к бюджетной».
Что определяет спрос на планшеты?
Ольга Доровская даже предложила свою классификацию пользователей планшетов: «Первую группу составляют конечные пользователи, приобретающие планшеты на базе ОС Android с разными размерами экранов по цене 10–20 тыс. руб. Ко второй относятся пользователи, выбирающие Apple iPad классических форматов с ценами в диапазоне 20–50 тыс руб. А в третью входят специалисты, использующие планшеты для профессионального применения».
Кроме цены покупателей интересуют и другие характеристики, в частности размер экрана.
Александр Катаев утверждает, что половину проданных планшетов занимают модели с диагональю экрана 7 и менее дюймов, а оставшаяся часть поделена примерно поровну между моделями с экранами 8 и 10 дюймов.
В то же время Дмитрий Кравченко подчеркивает, что для российского потребителя при выборе планшета важно наличие мобильного Интернета (оснащение модемами 3G/4G/LTE), несмотря на то, что большинство потом не пользуется этой функциональностью.
По мнению Татьяны Скоковой, для российских потребителей ключевыми факторами при выборе планшета традиционно остаются цена и размер экрана: «Но покупатели также обращают внимание и на наличие в планшете GSM модуля и поддержку 3G и 4G».
В свою очередь Владимир Русаков отмечает, что пользователи предпочитают планшеты с быстрым процессором и с большой памятью (или возможностью ее расширить), IPS-экраном, обновленной ОС, не забывая о самом главном факторе — цене.
По словам Сергея Васильева, именно из-за доступных цен как основного параметра для покупателя Staten (OLDI Group) в 2016 г. ввела в свой ассортимент планшеты таких брендов, как Prestigio и IRBIS.
Планшеты для корпоративных пользователей
Тенденция BYOD по-прежнему актуальна. И как утверждают руководители Acer и Lenovo, их компании поставляли планшеты корпоративным заказчикам.
Александр Краснов, директор по развитию корпоративного бизнеса Samsung Electronics, отмечает, что по итогам 2016 г. заметен повышенный интерес корпоративных заказчиков к работе в рамках BYOD: «На долю проектов в этом направлении пришлось более 10% конечных заказов. В 2016 г. наиболее высокий уровень продаж в B2B-секторе показали 7- и 8-дюймовые планшеты серии А, которые оснащены более мощными камерами и емкими батареями. Также был устойчивый спрос на защищенный планшет Samsung Tab Active T365 для корпоративных пользователей, которым важна возможность работать в „полевых“ условиях. Учитывая важность решения проблем безопасности в компаниях, должен отметить аппаратное решение Samsung KNOX-контейнер, предустановленное на всех устройствах вендора под управлением ОС Android, которое обеспечивает максимальную защиту конфиденциальной информации».
А компания «Аквариус» под различные проекты для госзаказчиков разработала несколько специализированных решений на базе планшетов для корпоративного рынка и госсектора. «Например, мы поставляем легкие ударопрочные планшеты с высоким уровнем защиты по IP для использования в полевых условиях, — объясняет Владимир Пискунов. — Для заказчиков, предъявляющих максимальные требования к информационной безопасности, есть модели на „новой гарвардской“ архитектуре, позволяющей работать на разных ОС в одном из двух режимов — защищенном или обычном, как на любом привычном Android-устройстве. При этом взаимовлияние ОС технологически исключено».
Владимир Русаков считает, что в 2016 г. спрос на продукцию Digma со стороны корпоративных заказчиков возрос: «Планшеты используются для различных корпоративных целей — обеспечение связи, оснащение конференц-залов, а в ритейле планшеты Digma используются в связке с мобильными терминалами оплаты. К настоящему времени доля устройств Digma, отгруженных корпоративным заказчикам, не превышает 2%, но в 2017 г. мы планируем значительно увеличить данный показатель, предложив корпоративному рынку новые решения».
Как отмечает Андрей Никифоров, с середины 2016 г. началась работа над рядом проектов в крупных частных компаниях и госструктурах: «Это специализированные устройства IRBIS в защищенном исполнении с нестандартными техническими характеристиками и адаптированным ПО. Мы уже получили несколько положительных отзывов от наших партнеров и сейчас дорабатываем планшеты».
«Как дистрибьютор, мы видим востребованность этих устройств для проектов наших партнеров из банковской сферы, логистических и фармацевтических компаний и еще многих сегментов, включая производство и госсектор», — отмечает Ольга Доровская.
Android, iOS или Windows?
Оценивая российский рынок планшетов в целом, аналитики считают, что в прошедшем году наибольшую долю на нем занимали аппараты на базе ОС Android, они опрежали продажи планшетов Apple на базе ОС iOS и планшетов Microsoft на базе ОС Windows. С такой оценкой согласен Александр Катаев: «По нашим данным, если рассматривать рынок в целом, то 90% принадлежит аппаратам, использующим ОС Google Android, оставшаяся часть поделена между Apple iOS и Microsoft Windows».
В то же время Дмитрий Кравченко отмечает, что в течение нескольких лет планшеты Acer на Windows эволюционировали до устройств 2-в-1, и сегодня у Acer есть широкий выбор как планшетов на Android, так и на Windows.
Его дополняет Владимир Русаков: «95–98% устройств, выпускаемых торговой маркой Digma, работают на Android, однако в связи с ростом спроса на „облачные“ и устройства 2-в-1 в 2017 г. доля выпускаемых нами планшетов на OC Windows увеличится».
Как говорит Владимир Пискунов, компания «Аквариус» работает со всеми востребованными на рынке ОС, включая российские: «Android безусловный лидер, хотя планшеты на Windows имеют неплохие позиции в образовании».
MERLION продает планшеты на ОС Android и Windows. «Доля продуктов с ОС Microsoft пока невелика, но она будет расти», — уверена Татьяна Скокова.
С такими оценками согласен Андрей Никифоров: «Доля планшетов на ОС Android подавляющая. Однако 2016 г. показал, что локальные игроки могут с прибылью поставлять устройства на базе других ОС, и наши совместные проекты с Microsoft это иллюстрируют — в определенные периоды планшеты на Windows достигали 50% общих продаж в данном сегменте».
Его поддерживает Иван Горячев: «Несомненно, емкость рынка устройств на базе Android выше, и 2017 г. не будет исключением. В то же время нельзя не отметить растущие продажи планшетов на базе Windows, поскольку Microsoft серьезно инвестирует в рынок, да и цены заметно снизились. Полагаем, что 2017 г. доля устройств на Android в общем объёме наших продаж займет порядка 70%».
А Максим Кухарчук уверен, что планшеты на базе Android не уступят своих позиций в ближайшем будущем с долей до 85% в продажах компании и на рынке в целом.
Рынок планшетов — падение продолжится
Производители и дистрибьюторы сходятся во мнении, что планшетный рынок и в 2017 г. будет сокращаться.
«Все ждут новых идей, и если не появится новых функций, отличных от функций плафонов и ноутбуков, падение сегмента продолжится», — уверена Ольга Доровская.
Более определенное мнение высказала Татьяна Скокова: «Рынок будет сокращаться, мы ожидаем дальнейшее падение, еще минимум на 30%».
В то же время, как полагает Александр Катаев, сокращение рынка будет происходить за счет ухода с него мелких производителей.
Выражая общее мнение, Максим Кухарчук подчеркивает: «Структура продаж планшетов не претерпит изменений, и в 2017 г. всё так же будут популярны классические устройства с технологией 3G и 4G на системе Android с диагональю 7–8 дюймов. А в сегменте с экранами 10–12 дюймов вырастет доля аппаратов с ОС Windows».
Как считает Николай Савин, темпы падения продаж классических планшетов на ОС Android составят 10–12% по сравнению с 2016 г., хотя этот сегмент останется основным в категории: «Поставки планшетов на ОС Windows будут расти, но незначительно, на уровне 5–7%».
Однако Андрей Никифоров, оценивая итоги продаж первых двух месяцев 2017 г., полагает, что темпы падения рынка замедляются: «Думаю, такая ситуация продлится минимум до лета. Определяющим станет третий квартал, по результатам которого, я надеюсь, мы увидим стабилизацию продаж и небольшой рост в IV квартале.
У Prestigio есть определенные планы поставок устройств на базе ОС Windows в корпоративный сегмент, поскольку эта часть рынка все еще растет и острее нуждается в современных технологиях.
И Владимир Пискунов ожидает увеличение спроса со стороны корпоративных заказчиков, поэтому «Аквариус» продолжит фокусироваться на защищенных мобильных решениях для обеспечения информационной безопасности и планшетах с защитой от неблагоприятных внешних условий.