Средняя температура по больнице...
«За всю историю существования российский проекционный рынок лучше всего себя чувствовал в 2012 г., — вспоминает Александр Мельцев, руководитель отдела маркетинга департамента визуальных решений московского представительства Panasonic. — А вот в период с 2013-го по 2015 г. этот сегмент сократился более чем в 2,5 раза. И только в прошлом году столь драматичное падение наконец-то остановилось. Если говорить точнее, то по нашей оценке, в целом в 2016 г. объем рынка не сильно отличался (как в деньгах, так и в штуках) от показателей 2015 г. Если считать sell-out (продажи дистрибьюторов дилерам), то он вырос на несколько процентов, если же речь идет только о sell-in (продажи вендоров дистрибьюторам), то сократился на несколько процентов как в натуральном, так и в денежном выражении».
Поддерживает коллегу и Максим Гришухин, руководитель направления мониторов и проекторов Acer в России: «В штучном выражении рынок проекторов в РФ в 2016 г. составил порядка 88 тыс. устройств, что практически равно результату прошлого года».
Никаких резких спадов или, наоборот, роста объема рынка (по сравнению с показателями 2015 г.) не наблюдали и Анна Зуева, директор компании «Делайт 2000», и Татьяна Кривая, руководитель направления видеосистем ООО «Хай-Тек Медиа», и Масек Закроски, региональный менеджер по проекторам Hitachi.
И это, увы, не самые пессимистические оценки итогов 2016 г. в проекторном сегменте.
«В прошлом году общий объем рынка упал, — считает Алексей Сокольский, менеджер по категории проекционные системы российского представительства JVC. — Я его оцениваю в 80 тыс. шт. и 70 млн. долл. Но некоторые сегменты показали большее падение, чем среднерыночные значения».
Не заметил роста и Александр Пальцев, менеджер по маркетингу и продажам московского представительства Casio: «Рынок в целом достаточно сильно проседал от месяца к месяцу. В штучном выражении сильного роста не было. Рынок — стабильно стагнирующий. В денежном отношении подросли инсталляционники. Casio в этом секторе начнет выступать только в 2017 г. Надеемся, также будем расти и в деньгах».
Борис Эшкинд, генеральный директор группы компаний DIGIS, разделяет это мнение: «Согласно данным различных аналитических агентств, в годовом исчислении рынок проекторов в России в 2016 г. в штуках незначительно снизился (в пределах 1,5%), но в деньгах так же незначительно вырос (также на 1,5%)».
И такие оценки очень расстраивают игроков рынка, так как, по мнению Марии Соловьевой, менеджера по маркетингу представительства ViewSonic, после серьезного провала проекторного рынка в 2014 — 2015 гг. (падение 23 и 41% соответственно) многие ожидали, что в 2016 г. рынок все-таки может «оттолкнуться ото дна». «К сожалению, этого не произошло, — отмечает она. — По данным аналитический компании ITResearch, проекторный рынок показал чисто символический рост, 3%, по сравнению с 2015 г. Причем произошло это только благодаря оживлению ситуации во втором полугодии. В первом-втором кварталах падение продолжалось. Основная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что основным потребителем проекционной техники в России традиционно являются образовательные учреждения. А они в последние годы сталкиваются с сокращением бюджетов. Это, во-первых.
А во-вторых, они переориентируются на другие решения, в том числе на большеформатные дисплеи (панели), смарт-доски и интерактивные дисплеи. Конечно, проекторы по-прежнему остаются популярным решением, в том числе и в силу того, что они дешевле альтернативных решений, но конкуренция за место „под солнцем“ российского образования усиливается».
Действительно, по данным ITResearch, в 2016 г. было продано 95,7 тыс. проекторов на сумму в 96,2 млн. долл. Таким образом, итоги 2015 г. оказались превышены соответственно на 3 и 9%. Аналитики подтверждают — год был очень неровным: первые шесть месяцев оказались полностью провальными, но потери были перекрыты неплохим вторым полугодием. И то, что в целом динамика рынка недотянула до прогнозных величин (плюс 10%), связано с негативной ситуацией с образовательными тендерами.
А вот Холгер Грэф (Holger Graeff), генеральный директор Vivitek EMEA, говоря о количестве проданных в России проекторов, приводит следующие данные за 2016 г.: «Проекторы от 500 ANSI лм до 15 000 ANSI лм показали практически тот же самый результат, что и в 2015 г., — 91 200 шт. Самый сильный рост (27%) у ярких категорий (от 4000 до 15 000 ANSI лм)».
«Разные исследовательские компании (и международные, и российские) говорят о небольшом росте рынка — суммарно около 10%, — дополняет Инна Сорокина, глава представительства NEC Display Solutions в России и СНГ. — Это немного, учитывая, что некоторые сегменты показали падение, а другие — рост более 10%. Но сам тренд внушает большой оптимизм».
Заметим, что в этом сегменте рынка есть игроки, которые готовы оценивать ситуацию не так пессимистично, как их коллеги. Так, Валерия Градова, руководитель департамента PROF AV компании Elittech, уверена, что в прошлом году проекторный рынок прибавил как в денежном, так и в штучном исчислении примерно на 20% по сравнению с итогами 2015 г.: «Для нашей компании заметно увеличился объем продаж на рынке LED-проекторов LG».
Тем не менее, согласно данным ITResearch, динамика рынка в 2016 г. выглядела следующим образом: «Небольшой рост средневзвешенной стоимости проекторов был связан с уменьшением (на 2%) доли „сверхдешевых“ (до 500 долл.) моделей. Сегмент аппаратов 500–750 долл. остался примерно на прежнем уровне, а устройства в среднем ценовом диапазоне (от 750 до 1500 долл.), которые в прошлые годы страдали больше всех, показали неплохой рост».
Что касается консолидации рынка, то в 2016 г., по мнению аналитиков, она в целом несколько снизилась. Лидирующая тройка вендоров осталась прежней: Acer, BenQ и Epson (перечислены в алфавитном порядке). При этом их суммарная доля по итогам всего года оказалась примерно равна показателям 2015 г. — около 57%. Но если в 2015 г. на следующие за лидерами компании — InFocus, NEC, Optoma, Panasonic и ViewSonic — приходилось 33%, то в прошлом году — только 29%.
... с разбивкой по палатам
Как уже было сказано выше, несмотря на то, что общее состояние российского проекторного рынка в прошлом году вроде и не ухудшилось, отдельные его части чувствовали себя не очень-то хорошо. Но были и такие сегменты, которые, по мнению наших респондентов, показали хорошую динамику выздоровления. Так, Татьяна Кривая утверждает, что самый быстрый рост отмечен в сегменте инсталляционных проекторов.
Поддерживает коллегу и Анна Зуева: «В нашей компании в последние годы преобладают закупки инсталляционных проекторов и аппаратов для бизнеса, которые по-прежнему востребованы для создания систем отображения информации в конференц-залах и переговорных комнатах».
Интересно, что, по мнению Холгера Грэфа, весь рынок продолжает расти и развиваться именно за счет установки проекторов в конференц-залах, переговорных комнатах, помещениях с высокими требованиями к яркости, в то время как сегмент домашнего кинотеатра остается довольно узким: «Для помещений, где размер изображения должен быть больше 100 дюймов, пока еще не придумано более экономичного решения, чем фронтальная проекция».
Соглашаясь с этими двумя утверждениями (инсталляционный сегмент рынка немного подрос, а продажи проекторов для домашнего кино снизились), Борис Эшкинд замечает: «При этом B2B-сегмент показал наиболее стабильные результаты. Немного меньше стала доля DLP-проекторов и подросла LCD-моделей».
Кстати, о тенденциях на рынке проекторов для домашних кинотеатров нам рассказал представитель компании, которая специализируется на такого оборудовании. «Самый уместный вопрос для понимания того, что происходило с этими устройствами в прошлом году, — „У кого были деньги на покупку проекторов?“, — утверждает Алексей Сокольский. — Многие пользователи существенно сократили свои расходы в долларовом выражении. В результате спрос плавно переместился на одну ценовую ступень вниз».
«Для рынка домашнего видео в проекционной технике пришли тяжелые времена, — рассказывает Александр Пальцев. — Full HD TV + анонсы больших диагоналей 4К-панелей и телевизоров в немалой степени влияют на этот сегмент. Традиционных ценителей „домашнего кино“ также не становится больше».
А вот Дмитрий Буневич, руководитель отдела комплексных решений АО «Сони Электроникс», не во всем согласен со своими коллегами: «Хотелось бы заметить, что инсталляционные проекторы на основе лазерной технологии, а также 4К-аппараты показали себя очень хорошо. Отдельно хотелось бы выделить именно направление домашних кинотеатров, где данное оборудование было очень популярно».
Но вернемся к тем устройствам, хорошее «самочувствие» которых не вызывает дискуссий в канале продаж.
«Процентов 10 в деньгах прибавил сегмент проекторов со сменной оптикой, но связано это с тем, что стоимость каждого продаваемого изделия выросла, — отмечает Александр Мельцев. — Так, в 2015 г. средняя розничная цена инсталляционного проектора со сменной оптикой была чуть ниже 10 тыс. евро, а в 2016 г. перевалила за 10,5 тыс. евро. Связано это с двумя факторами. Во-первых, рост доли лазерных проекторов, которые в 2016 г. были еще дороже своих ламповых предшественников — это моя личная экспертная оценка, так как до сих пор ни одно аналитическое агентство корректно не может учитывать проекторы по типу источника света. А во-вторых, увеличение спроса на топовые модели со световым потоком от 30 тыс. лм».
Своим видением ситуации делится Николай Ахметджанов, менеджер по проекционному оборудованию Epson: «Наилучшие результаты показали лазерные проекторы — плюс 326%, интерактивные — плюс 60%, инсталляционные (больше 4K лм, тяжелее 5 кг) — плюс 22%, домашние — плюс 21%, — это именно те сегменты, на которых фокусируется компания Epson. С другой стороны, продажи самых доступных решений с разрешением SVGA снизились. В целом увеличение доли более качественных и дорогих решений можно считать благоприятным показателем, говорящим о восстановлении рынка».
Тем не менее, по наблюдениям Максима Гришухина, в 2016 г. продолжали доминировать бюджетные проекторы с разрешением SVGA: «На их долю до сих пор приходится половина всего рынка РФ. Если же говорить о других сегментах, то можно отметить незначительное увеличение продаж устройств 1080p — по нашему мнению, данный сегмент недооценен, и мы считаем, что в 2017 г. он будет расти».
А вот Максим Жуков, заместитель генерального директора по развитию дистрибуции компании Polymedia, отмечает значительный рост сегментов портативных и ультрапортативных проекторов: «Это обусловлено в первую очередь реализацией государственных программ поддержки и развития образования, которые вызвали спрос на эти аппараты в средних ценовых сегментах от 500 до 1499 долл.».
Ориентируясь на показатели своей компании, ситуацию на рынке комментирует Евгения Соколова, руководитель отдела проекционного оборудования Auvix: «По итогам 2016 г. наилучшие результаты (в штучном выражении 39%) показали лазерные проекторы.
Повышение спроса на эти устройства обусловлено их преимуществами: продолжительным сроком службы (от 20 тыс. часов), качеством изображения в течение всего периода эксплуатации, практически не ограниченными инсталляционными возможностями, надежностью и готовностью к работе в режиме 24/7. В 2016 г. лазерные проекторы приобретались преимущественно интеграторскими компаниями для реализации проектов в сфере искусства и построения систем визуализации в симуляторах. Также после отрицательной динамики по итогам 2015 г. был отмечен рост (15%) продаж короткофокусных и ультракороткофокусных проекторов (в шт.)».
Как замечают наши респонденты, несмотря на отсутствие объемных тендеров, что немного «подкосило» продажи в образовательные учреждения, именно они вновь стали крупнейшим потребителем проекционной техники (в количественном выражении). Кроме того, решения на базе проекторов были востребованы коммерческими пользователями в сферах «Культура» и Digital Signage, а также у других, как бюджетных, так и коммерческих, заказчиков
Что касается структуры канала продаж проекционного оборудования, то и здесь за прошедший год не случилось ничего из ряда вон выходящего. К такому мнению пришли все наши респонденты.
Ведь этот сегмент можно считать уже давно сформировавшимся, со сложившимся набором игроков. Безусловно, определенные изменения всегда происходят, но на уровне коррекции. Так, Николай Ахметджанов напоминает, что в 2016 г. произошел «обмен» вендорами в портфелях некоторых крупных AV-дистрибьюторов, который тем не менее пока не оказал существенного влияния на расстановку сил на рынке.
А вот Мария Соловьева обращает внимание на смену приоритетов в канале продаж: «Если в хорошие годы партнеры самозабвенно „бились“ за образовательные тендеры в несколько тысяч штук, которые всякий раз существенно меняли расстановку сил на рынке, то теперь игроки тщательно „отрабатывают“ даже небольшие запросы. Самое понятие „проекторный тендер“ подверглось существенному пересмотру в плане количества».
Принципиальных изменений в структуре канала не заметила и Евгения Соколова. Тем не менее она отмечает, что в прошлом году в партнерском канале было два явно выраженных тренда: «Прежде всего в связи с продолжающимся слиянием AV- и ИТ-отраслей расширяется сфера деятельности партнеров, которые начинают выходить на смежные нишевые рынки. Также все больше наших партнеров становятся многопрофильными холдингами, у которых нет явно выраженной специализации».
Каждый счастлив по-своему
Конечно, знать об общей ситуации на рынке — очень полезно. Но не менее интересна информация о том, как каждый из наших респондентов смог пережить этот непростой год.
А о том, что он был именно таким, говорят сами участники статьи.
«Год был, безусловно, трудным, статичным, с трендом на спад, — подтверждает Александр Пальцев. — Но Casio в кооперации с нашим дистрибьютором Polymedia смогли показать устойчивый рост продаж. В 7 месяцах из 12 продажи в штуках перекрыли результат 2015 г. Достигался рост в 3, а то и в 4 раза. Год закончился с приростом в 40% в деньгах. Конечно, свою роль сыграло колебание курсов, но начальная динамика, когда понимания движения курсов еще не было, задала неплохой темп развития. Этот темп был поддержан дилерами, дистрибьютором и, конечно, всей Casio PJ-Tatakai Team».
Поддерживает своего вендора и дистрибьютор: «Для нас 2016 г. стал весьма успешным, — отмечает Максим Жуков. — Так, например, проекторы Casio показали 50%-ный рост в 2016 г. (в шт.), что привело к увеличению общей доли рынка с 0,7 до 2,5%, а в своем ценовом сегменте — с 6,8 до 12,3%».
Но как уже было сказано выше, многие участники рынка не готовы назвать ушедший год удачным. Даже те, которые смогли удержать или улучшить результаты 2015 г.
Например, Алексей Сокольский не склонен считать 2016 г. успешным: «Рынок находился в глубокой депрессии. Тем не менее мы выросли на 20%. Я считаю это хорошим показателем».
При этом некоторые компании, продажи которых в 2016 г. остались на уровне 2015 г., смотрят на такой результат гораздо более оптимистично.
«Итоги 2016 г. оказались практически идентичными 2015 г., даже в условиях кризиса и жесткой конкуренции Acer удалось сохранить лидирующую позицию на проекционном рынке и долю 20% в штучном выражении», — отмечает Максим Гришухин.
«В данной экономической ситуации мы можем считать 2016 г. удачным — наши продажи проекционного оборудования остались на уровне 2015 г., в штучном выражении был даже незначительный рост. Можно сказать, мы идем в ногу с рынком», — уверена Анна Зуева.
Еще один представитель дистрибьюторского сообщества — Евгения Соколова — также уверена, что год был достаточно хорошим: «У нас продажи остались на уровне 2015 г., что полностью подтверждает наш прогноз. Рыночная доля Auvix составила 17,4%. В денежном выражении поставки возросли на 12% — в наших отгрузках увеличилось количество дорогих моделей (в том числе лазерных), которые мы поставляем в проекты».
Такое же количество проекторов, как и в 2015 г. продала в России и Vivitek — 3 тыс. шт. При этом количество поставленных инсталляционных проекторов высокой яркости удвоилось, что, по мнению Холгера Грэфа, большое достижение для компании, так как инсталляционная сфера — это фокусное направление развития вендора в данный момент.
«Продажи московского офиса компании Panasonic можно назвать успешными, так как они выросли в деньгах за счет лазерных проекторов и проекторов со световым потоком 30 тыс. лм», — замечает Александр Мельцев.
Еще один вендор — Epson — тоже считает 2016 г. удачным: «Приоритетом компании на рынке проекционного оборудования стали яркие инсталляционные модели (в связи с запуском абсолютно новой линейки устройств с лазерным источником света и яркостью до 25 000 лм). За год проделана большая работа с системными интеграторами и заказчиками, результаты которой мы увидим уже в 2017 г. Кроме того, можно отметить наши усилия по продвижению интерактивных проекторов на замену интерактивным доскам. Но здесь мы все чаще сталкиваемся с конкуренцией со стороны интерактивных панелей, которые становятся более доступными. Ну и, конечно, напомню об успехе нашей компании в сегменте домашних проекторов с разрешением 4K — доля Epson выросла с 2 до 33% благодаря выходу новых устройств серии EH-TW».
А вот представители Optoma оказались, пожалуй, самыми эмоциональными в оценке итогов работы в прошлом году. «2016 г. был рекордным как для российского представительства, так и для компании в целом! Перед нашим офисом стояла задача увеличит рыночную долю на стагнирующем рынке. Что и было достигнуто! Продажи наших проекторов выросли и в натуральном (37%), и в денежном выражениях. По итогам прошлого года мы вошли в топ-4 проекционных производителей на российском рынке с долей более 9% (PMA data), — отмечает Олеся Вишнякова, менеджер по работе с дистрибьюторами Optoma. — Кроме того, в 2016 г. нам удалось стать лидерами в сегменте проекторов от 5 000 до 14 999 лм среди производителей проекционной техники на технологии DLP. В целом у нас была очень хорошая динамика в течение всего года. Квартальные продажи совпали с прогнозами и планами, которые мы делали в его начале. Кроме того, мы расширили дистрибьюторский портфель и подписали контракты с компаниями „Ресурс-Медиа“ и CTC Capital. В настоящий момент в России у нас три официальных дистрибьютора — Auvix, „Ресурс-Медиа“, CTC Capital».
С оптимизмом смотрят на итоги 2016 г. и дистрибьюторы. Так, Борис Эшкинд отмечает, что в целом год был успешным для его компании: «Если говорить именно о проекторах, то у нас существенно выросло количество устройств, продаваемых в комплекте с интерактивными досками».
«По сравнению с 2015 г., в 2016 г. прирост в штучном измерении в нашей компании составил примерно 30% благодаря совместной с LG работе по продвижению LED-проекторов», — сообщает об итогах Валерия Градова.
Но есть среди наших респондентов и те, которые остались недовольными результатами работы в прошлом году. «Наша доля рынка снизилась с 12% в 2015 г. до 6% в 2016 г. (данные Future Source), — рассказывает Мария Соловьева. — При этом план, поставленный перед представительством, мы выполнили. Дело в том, что снижение рыночной доли было запланировано в связи с той ценовой ситуацией, которая сложилась на российском рынке. Так что формально, с точки зрения планов, год следовало бы признать успешным. Тем не менее, несмотря на то, что наш проекторный бизнес в 2016 г. развивался согласно планам и прогнозам, снижение объемов, пусть даже и запланированное, чувства удовлетворения не вызывает».
А подводя итоги всего вышесказанного, приведем слова Дмитрия Буневича: «В целом 2016 г. был достаточно интересным и одновременно не самым простым. Хотелось бы обратить внимание на повышенный интерес к лазерным моделям, а также улучшение динамики продаж в целом по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на все трудности прошедшего года, к счастью, он все же стал успешным и никак не провальным».
У кого что болит
Так с какими проблемами (кроме снижения платежеспособного спроса на проекционную технику, сокращения количества крупных централизованных тендеров для образования, а также замены централизованных закупок проектами, запланированными в регионах) столкнулись наши респонденты в прошлом году?
Как замечает Алексей Сокольский, сокращение бюджетов клиентов привело не только к уменьшению объема рынка, но и к «психологическим» проблемам в канале: «После нескольких лет активного роста мы получили сначала рецессию, а потом стагнацию. К сожалению, некоторые партнеры были не готовы к такому развитию событий. Поэтому предпочитали излишне драматизировать ситуацию, что сказывалось негативно на их бизнесе. А тот, кто работал даже за копейку, в итоге смог улучшить свои позиции».
Борис Эшкинд также обращает внимание на проблемы в канале продаж: «Если говорить о проекторах для домашнего кино, то могу констатировать серьезный рост „серого“ параллельного импорта, а также рост числа прямых покупок проекторов через зарубежные интернет-магазины. Данные проблемы могут решаться только разумной ценовой политикой вендоров».
Но были в прошлом году проблемы и глобальные. Так, в апреле 2016 г. произошло землетрясение в префектуре Кумамото. В результате чего пострадал завод матриц, который затем почти полгода восстанавливал свои производственные мощности. И это стало одной из главных проблем, с которой столкнулись вендоры.
«Не буду скрывать, что именно данное событие оказало наибольшее влияние на наличие и сроки поставки оборудования, которые достаточно часто становятся одними из ключевых критериев при реализации тех или иных проектов или инсталляций, — отмечает Дмитрий Буневич. — И мы, и наши партнеры, к сожалению, испытали на себе все сложности этого происшествия, однако сейчас хочу констатировать, что все проблемы позади и поставки оборудования осуществляются по графику».
Данный инцидент стал причиной сокращения продаж (в шт.) и проекторов Panasonic. Возвращаясь к проблемам проекторного сегмента России, Александр Мельцев отмечает, что практически нет других стран, в которых до сих пор доля SVGA-проекторов составляет более 40%, и доля XGA-проекторов более 35%: «Источника сигнала SVGA в принципе не существует уже много лет. Разрешение XGA в основном применяется в инсталляциях со значительным количеством проекторов — панорамных сшивках, микромаппинге и т. д. И было бы логично, если бы их общая доля составляла 15–20%, а не 75% российского рынка. И я считаю, что основная причина такой ситуации — не отсутствие денег, а непрофессионализм тех, кто продает данные устройства: проекторы WXGA/WUXGA, на которые будет подаваться сигнал соотношением сторон 16:10 или 16:9 пиксель в пиксель, ненамного дороже. Поэтому мы делаем ставку на повышение общего уровня знаний. Ежегодно проводим семинары по всей России, где обучаем базовым вещам тех, кто только делает первые шаги в нашей индустрии, и даем более глубокие знания профессионалам. Это дает нам возможность занимать доминирующую долю в сегменте проекторов с разрешением WXGA, SXGA+, WUXGA и 4К+».
«Основной проблемой было достаточно агрессивное ценовое поведение ряда вендоров, — рассказывает Мария Соловьева. — Понятно, что каждая компания имеет полное право формировать свою рыночную стратегию исходя из стоящих перед ней задач и имеющихся возможностей. Но печально, что так быстро „убивается“ маржа в еще недавно одном из самых прибыльных сегментов ИТ-рынка. Это, безусловно, снижает интерес партнеров к развитию данного направления. Для компании ViewSonic основным бизнесом всегда были и остаются мониторы, так что для нас работа на низкомаржинальном рынке дело привычное. Как я уже отмечала, мы скорректировали наши планы по объему, сделали фокус на развитие модельного ряда, более активно продвигая модели из не „лоу-енд“ сегмента».
А вот компания Casio посвятила 2016 г. усилению борьбы со схемами неконтролируемого импорта: «Как правообладатель торгового знака Casio мы продолжим эту борьбу и, боюсь, не поздоровится тем игрокам рынка, „чья совесть не чиста“». Кроме этого Александр Пальцев отмечает, что одной из основных проблем российского проекторного рынка было и остается непрозрачное финансирование бюджетных сфер. Ну и, конечно, волатильность валютных рынков, заставляющая вендоров искать различные пути предложения, сбыта, поддержки также была внесена в этот «черный список».
О тенденциях
Но несмотря на все трудности, с которыми столкнулись наши респонденты в прошлом году, многие из них смотрят в будущее с оптимизмом. Так на какие тенденции стоит обратить внимание их партнерам?
«Самое главное — рынок прекратил падение и перешел к росту, несмотря на все трудности, — отмечает Николай Ахметджанов. — Из положительных тенденций можно отметить снижение доли самых доступных проекторов с разрешением SVGA в пользу широкоформатных WXGA, WUXGA и 1080p, а также заметный рост продаж ярких аппаратов 4>10K лм. Стоит обратить внимание и на оживление сегмента домашних проекторов, во многом за счет появления доступных 4K-моделей новой линейки Epson, которые пользовались очень большим спросом в конце года. Наилучший за всю историю продаж результат показали интерактивные проекторы, которые продолжают вытеснять из сегмента „Образование“ решения на интерактивных досках».
Поддерживает коллегу и Дмитрий Буневич: «Тенденция развивается в сторону лазерной проекции, 4K и HDR (High Dynamic Range). Однозначно в ближайшие несколько лет данные стандарты и технологии станут такой же обыденностью, как это было когда-то, например, с Full HD. Другим направлением, которое также относится к проекторам, хотя и косвенно, — IP-транспорт в AV. В ближайшие несколько лет мы ожидаем определения унифицированного стандарта, который позволит заметно упростить коммутацию и транспортировку сигналов от конечных точек (проекторы, камеры и т. д.) до коммутаторов. Одной из особенностей данного стандарта будет поддержка больших потоков данных, что очень важно при работе с 4K и HFR (High Frame Rate)».
На эту же тему рассуждает Алексей Сокольский: «Во-первых, мы получили поддержку в продвижении 4К со стороны производителей плееров. Можно смело сказать, что 2016 г. стал началом заката эры Full HD. Теперь это уже вчерашний день. И самым значимым событием прошлого года, пожалуй, можно назвать появление полноценного 4К-контента. Поэтому, на мой взгляд, в 2017 г. сегмент 4К-проекторов будет развиваться быстрее остальных. Но тут нас поджидает одна неприятность. Так случилось, что практически задушили дистрибьюторов Blu-Ray дисков. И теперь контент есть, а вот распространять его некому. И этот фактор пока будет сдерживающим для сегмента 4К-устройств. Во-вторых, как показала практика, проектор должен быть сбалансирован, так как основная его задача — отображать контент. Проекторы с „задранными“ характеристиками, и неподкрепленные принятым стандартом обесцениваются значительно быстрее конкурентов».
С тем, что эра SVGA- и XGA-устройств в России наконец-то подходит к концу, соглашается и Холгер Грэф: «Переориентация потребителей на дешевые модели произошла в 2015 г. А в 2016 г. мы наблюдали повышение спроса на яркие, функциональные инсталляционные модели. Кроме этого к основным тенденциям в проекционном сегменте я бы отнес использование твердотельных источников света, разрешение 4К, рост популярности проекторов с яркостью 7 000 — 15 000 лм., а также системы для решения нестандартных проектов: 3D-маппинг, интерактивы и т. д. Также хотелось бы обратить внимание на то, что в последнее время проекторы часто используются для реализации беспроводных презентаций вкупе со специальными устройствами для беспроводной совместной работы, которые также начала выпускать и Vivitek (Vivitek Novo серия)».
Свое мнение об основных тенденциях российского проекционного рынка высказывает Мария Соловьева: «Несмотря на то что основным его сегментом по-прежнему остаются недорогие модели с разрешением SVGA/XGA, прогресс не стоит на месте. Очень активно развивается сегмент моделей Full HD. Средняя цена таких устройств становится все более доступной, в продуктовых портфелях вендоров появляется все больше таких моделей, практически „на любой вкус и кошелек“. Так что наконец-то и проекторы „тронулись“ в этом направлении, думаю, последними из всех средств отображения, поскольку для большинства других устройств формат Full HD уже стал своего рода стандартом. Еще один тренд — лазерные проекторы. Эти модели с практически вечным источником света пока еще относительно дороги и являются своего рода экзотикой. Поэтому, когда в 2016 г. мы представили на рынке две такие модели (ViewSonic LS830 и LS820), это была для нас в первую очередь работа на будущее. Нас крайне порадовал тот интерес, который был проявлен пользователями к этим решениям. Понятно, что речь пока не идет о массовых продажах, но сам тренд растущего интереса к новым технологиям всегда очень позитивно влияет на развитие рынка».
Татьяна Кривая подтверждает вышесказанное. Начало активных продаж лазерных устройств, появление их в разных сегментах и интерес к ним заказчиков, растущая доля проекторов без лампы в инсталляционной серии, а также появление новых технологий, таких как светодиодные проекторы от Hitachi, — это основные, на ее взгляд, тенденции прошлого года.
«В России, как и в остальном мире, наблюдается повышенный интерес заказчиков к лазерным проекторам с большим световым потоком, — обращает внимание Анна Зуева. — Чаще всего это связано с тем, что такие устройства имеют большой срок службы и не требуют замены ламп. Поэтому они могут быть установлены в труднодоступных для обслуживания местах. Это особенно актуально для помещений со сложными конструктивными особенностями. К тому же современные лазерные проекторы можно устанавливать под любым углом к экрану, что делает их незаменимыми для сложных инсталляций. Возможно, еще одной причиной роста популярности лазерных проекторов стало подписание Россией Минаматской конвенции по ртути, в соответствии с которой вводится поэтапный отказ от этого токсичного вещества, а 2020 г. — запрет производства различных видов ртутьсодержащей продукции. На данный момент самым распространенным источником света для проекторов остаются ртутные лампы высокого давления. Заказчики заранее начинают задумываться о возможных проблемах с приобретением расходных материалов для проекторов (ламп) в будущем. Новинки востребованы рынком. Так, например, российские заказчики уже готовы использовать лазерные проекторы, где это обосновано проектом. Даже несмотря на то, что их стоимость пока еще существенно выше более привычных ламповых ».
«Сейчас цена на подобные аппараты достаточно велика, но со временем она должна снизиться, — уверена Олеся Вишнякова. — Мы считаем, что в перспективе такие изделия вытеснят ламповые. Пока они начинают появляться в верхнем ценовом диапазоне, но постепенно опустятся в более доступные категории. Будущее, безусловно, за лазерными и гибридными источниками света. Недавно в линейке Optoma появилась модель ZU510T как раз на базе лазерного источника, который обеспечивает максимальную яркость 5500 ANSI лм».
А вот по мнению Максима Гришухина, таким проекторам не стоит «замыкаться» на корпоративных заказчиках: «В 2016 г. Acer представила на рынке первый в мире игровой лазерный проектор. Игровой сегмент находится в стадии зарождения, и мы планируем занять в нем лидирующую позицию».
Несмотря на все вышесказанное, Александр Пальцев уверен, что производители проекторов еще недостаточно хорошо работают в направлении лазерных устройств: «Пока можно говорить лишь об отсутствии сильных инновационных прорывов. Развитие проекционного рынка идет по пути установки более ярких ламп в „старые папины ботинки“. Мало внимания уделяется технологической проработке экологичных безртутных проекторов. Многие производители оголтело по-прежнему „клепают“ главных „пожирателей“ ртутных ламп — проекторы, да и сами эти лампы к ним. Упор сделан на „здесь и сейчас“: урвать прибыль, поставить более мощную ртутную лампу, выкрутить до максимума энергопотребление. Так и хочется сказать: „Коллеги, оглянитесь вокруг! Мир уже не тот! Надо идти путем созидания и содействия“. Кстати, это — креативное кредо компании Casio. Стоит также напомнить всем, что 2017 г. объявлен в России годом экологии. Casio небезразлично будущее наших детей.
Будем надеяться, что глядя на европейский рынок, где к вопросам охраны здоровья, защиты окружающей среды и сбережения электроэнергии относятся более рачительно, производители начнут не только бороться за прибыли, но и задумываться о будущем. Говоря о новизне продукта, мы понимаем, что она не должна заключаться лишь в „надувании щек“, в „повышении яркости ртутной лампы на 30% и при этом увеличении срока ее службы на 50%“. Возникает логичный вопрос: „А куда же вы классические законы физики, в частности о сохранении энергии, дели?“. Но инновационные подходы необходимо развивать не только при производстве, но и в продажах: появление новых технологий влечет за собой и совершенствование методики их продвижения. Очень просто продать дешевый ламповый проектор, а потом и ядовитые ртутные лампы к нему, не представляя, что происходит на самом деле. Такой канал продаж работает по тупиковому алгоритму и все сильнее усугубляет и без того критическую экологическую обстановку».
Тем не менее, по мнению Евгении Соколовой, несмотря на отсутствие принципиально новых решений и технологий, на проекторном рынке все-таки расширяется предложение моделей с лазерно-фосфорным источником света и разрешением 4К, в проекционные решения проникает и роботизация : «Все большее число вендоров включают в свой ассортимент лазерные проекторы, их яркость становится выше, а стоимость ниже. Лазерные аппараты начинают постепенно вытеснять ламповые. В линейках ведущих производителей появляются лазерные аналоги старых моделей. Все чаще проектор рассматривается не как отдельно взятая единица оборудования, а как составляющая единого комплексного проекта и подбирается исходя из общей спецификации решения».
Николай Ахметджанов также считает появление лазерного источника света главным технологическим трендом 2016 г.: «И несмотря на изначально более высокую стоимость таких аппаратов, пользователи понимают долгосрочную выгоду, подтверждение этому — внушительный рост продаж этих устройств, который в 2016 г. превысил 300%. Еще один популярный тренд — проекторы с разрешением 4K. Даже при дефиците качественного доступного контента спрос на такие устройства в 2016 г. продолжал расти. Хотелось бы заметить, что в прошлом году пользователи были более требовательны к выбору проекторов. Этот вывод можно сделать из роста продаж решений среднего и высокого ценовых сегментов. Основными характеристиками при выборе по-прежнему остаются те, что напрямую влияют на качество изображения: технология проецирования, количество матриц, яркость, разрешение. В 2016 г. к ним добавился и тип источника света».
Кому все это надо?
Действительно, наиболее важными при подборе проектора всегда были его основные характеристики. «Что касается запросов заказчиков, то требования весьма традиционны: нужен проектор с высокой яркостью, большим разрешением и по привлекательной цене. В этом плане с годами ничего не меняется», — утверждает Инна Сорокина.
«Но довольно часто заказчиков интересуют и такие дополнительные опции, как возможность подключения проектора по проводной и беспроводной сети, мультимедийные возможности, например, воспроизведение контента напрямую с флэш-диска без подключения компьютера, — дополняет Мария Соловьева. — Вообще должна сказать, что с помощью проекторов заказчики решают самые разнообразные задачи, так что запросов на всевозможные „примочки“ очень и очень много. Другое дело, что такие решения не занимают основной объем рынка».
Своим видением требований заказчиков делится Евгения Соколова: «При выборе проектора клиенты помимо яркости и разрешения руководствуются такими критериями, как надежность, бесперебойная эксплуатация в режиме 24/7 и отсутствие необходимости в техническом обслуживании. Дополнительным бонусом в пользу рассматриваемой модели проектора является добавленная ценность: расширенная гарантия, дополнительный сервис по инсталляции и прочие преимущества. Заказчики становятся технически более компетентными и планка их требований к оборудованию неуклонно повышается. Клиентов интересуют вопросы интеграции проектора в общую инфраструктуру компании, возможности централизованного управления, подключения по Wi-Fi, наличие актуальных технологий и опций.
При выборе проектора для решения определенных задач клиент хочет протестировать продукт на месте последующей эксплуатации — тестирование все чаще перемещается из шоу-рум´а поставщика на территорию заказчика. В случае дорогостоящего оборудования это становится обычной практикой».
И подводя итоги всему вышесказанному, Холгер Грэф обращает внимание на то, что в последнее время клиенты покупают проекторы для реализации все более нестандартных задач, а значит, предлагаемая им продукция должна быть достаточно гибкой в использовании.
Чем сердце успокоится
Ну и, конечно же, мы не могли не спросить у наших респондентов, каким для них было начало 2017 г. и какими они видят перспективы развития российского рынка проекторов в ближайшем будущем. Вот какие ответы мы получили.
Acer: «Начало года было крайне нестабильно: в январе рынок показал заметный рост, а в феврале — небольшое падение. Но в целом мы смотрим на 2017 г. с оптимизмом и ожидаем умеренный рост год к году».
Auvix: «С начала года рынок развивается скачкообразно. По данным ITResearch, в январе 2017 г. по сравнению с январем 2016 г. он вырос более чем на 35%, и это был первый прецедент положительной динамики после августа 2016 г. Однако годовая динамика февраля показала спад 7%. В канале продаж Auvix в течение первого квартала покупательская активность была довольно сдержанной, но при этом зарегистрировано большое количество проектов — поэтому мы имеем все основания рассчитывать на отложенный спрос. В 2017 г. надеемся увидеть прирост рынка на 15–20%. На такую же динамику рассчитываем и у себя в канале».
Casio: «Ситуация в начале 2017 г. не столь удручающая, как год назад. Вероятно, из-за низкой базы прошлого года. Видимо, в январе прошли допоставки по контрактам прошлого года. Это классическая ситуация. Рынок откровенно упал, сохранится ли данный тренд, — вряд ли, особенно на фоне низкой базы. Впрочем, в любом случае многое будет снова продиктовано государственными и корпоративными бюджетами, колебанием курсов валют, появлением новых технологических тенденций. Casio постарается продолжить курс на рост продаж. Перспективы рынка были продиктованы на ISE 2017 в Амстердаме. Все известные производители продемонстрировали 4К-проекторы с твердотельными источниками света. Технологически это уже смещение в новые продукты, которые так ждет рынок. Это пока не прорыв, но вектор задан. И Casio амбициозно предъявила свои претензии на лидерство: была презентована 4К-модель проектора Casio XJ-L8300HN — 5000 ANSI лм».
Delight2000: «Можно предположить, что в 2017 г. усилится тенденция замещения проекционного оборудования ЖК-дисплеями. Практически все производители ЖК уже выводят на рынок относительно недорогие модели с диагональю 84, 90 и 100 дюймов, что сопоставимо с диагоналями проекционных экранов в небольших переговорных комнатах и учебных аудиториях. Кроме того, постепенно будут падать продажи проекционных экранов. Этот вид продукции активно вытесняют проекционные краски, способные превратить в экран обычную стену».
DIGIS: «Если говорить о результатах первых двух месяцев года, то в целом картина выглядит более позитивно, чем годом ранее».
Elittech: «Первый квартал всегда сопровождается подъемом, т. к. закрываются бюджеты и проекты прошлого года, сейчас компания идет с результатом плюс 10% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Экономическая ситуация в стране более-менее стабилизировалась, „разморозились“ и появились бюджеты, поэтому 2016 г. оказался лучше предшествующего года, а 2017 г., надеемся, будет еще лучше».
Epson: «Хотя пока очень рано говорить о динамике в сравнении с 2016 г., уже просматриваются некоторые положительные сдвиги. Мы со сдержанным оптимизмом смотрим в 2017 г. и надеемся, что тенденции, проявленные в 2016 г., будут развиваться».
JVC: «Пока все очень позитивно. Я думаю, революции на российском рынке проекторов не будет. Сейчас основная задача — восстановить спрос на уровне 2012–2013 гг.».
NEC DS: «Этот год обещает быть интересным, поскольку на рынке появляются весьма технологичные проекторы в категории бюджетных универсальных моделей, которые по своим возможностям во многих проектах могут составить конкуренцию тяжелым инсталляционникам. Сегмент инсталляционных моделей в 2017 г. сместился в сторону высокой яркости от 6500 ANSI лм, чтобы уйти от конкуренции и каннибализма со стороны младших линеек с яркостью — 4500–5000 Ansi лм, которые зачастую в базе имеют очень хороший полупрофессиональный функционал, позволяющий решать огромный спектр несложных задач в сегменте решений для образования, корпоратива и малых инсталляций. С увеличением средней яркости проекционный техники, а также с появлением возможности проецировать на большие площади рынок проекторов вновь набирает обороты. Очень часто в последнее время проекторы рассматриваются как реальная альтернатива ЖК-дисплеям большого формата. А передача контента напрямую с мобильных устройств еще больше укрепляет позиции проекционной техники перед ЖК-дисплеями. В ближайшие годы стоит, наверное, ожидать обновления программ по переоснащению школ, детсадов и вузов, поскольку ресурс закупленного года 3–4 назад оборудования подходит к концу».
Optoma: «Если говорить о наших планах на 2017 г., то на проекционном рынке мы хотим продолжать расти. Конечно, не ожидаем такой же прибавки в компании, как в 2016 г., Мы реально смотрим на ситуацию и понимаем, насколько это непростая задача в условиях стагнирующего рынка».
Polymedia: «Пока рано говорить, но очевидно, что ожидания к первому кварталу 2017 г. были немного завышены на фоне оптимистичного 2016 г. Мы прогнозируем рост продаж проекторов в сегментах Full HD, 3500–4000 лм и аппаратов с лазерно-фосфорными источниками света.
Sony: «В целом начало года мы оцениваем как успешное — на заводе производство налажено, у нас много новинок, включая Е- и Р-серии, а также новый УКФ лазерный проектор для новой концепции инсталляции в жилых помещениях, большие планы по запуску новых 4K-проекторов и новых лазерных (более ярких) проекторов, большая работа проделана по проектам, и мы ожидаем их скорейшее воплощение в жизнь».
ViewSonic: «Пока сложно судить. Прошло всего два полных месяца, а рыночные данные и вовсе сведены только за январь. Конечно, объективно рынок должен расти, т. к. спрос на проекторы существует и для многих задач это по-прежнему если и не безальтернативное, то, пожалуй, наиболее эффективное решение. Но логические рассуждения и российская действительность — далеко не одно и то же. Январские итоги показали прекрасный рост на 35%, но учитывая объем рынка в первом месяце 2016 г. — это все пока на уровне погрешности. Мы в своих планах исходим из более осторожных, но достаточно оптимистичных 10–15% роста по сравнению с прошлым годом».
Vivitek: «Для нас 2017 г. начался многообещающе, особенно после успешного анонса новинок на ISE в Амстердаме. Мы ежедневно получаем запросы на новые модели лазерно-фосфорных проекторов, также надеемся, что новые системы для совместной работы и медиаплееров 4К возымеют такой же успех в России, как и более ранние их версии. Также весной мы порадуем партнеров выходом новых интерактивных 4К-панелей. Полагаем, что рынок в России продолжит расти по более высоким категориям яркости, то есть будут увеличиваться продажи в канал интеграторов в корпоративный сектор. Правительственная поддержка образования и других связанных с ним сфер также поспособствует росту объема продаж, правда, прямо сейчас я не могу оценить это. Конечно, увеличится и рынок домашнего кинотеатра в начальном 4K-сегменте».
«Хай-Тек Медиа»: «2015-й был, вероятно, худшим годом на проекционном рынке. 2016 г., по нашему мнению, оказался более стабильным, и мы ожидаем, что в 2017 г. наступит долгожданное медленное, но постепенное улучшение».