Появившиеся в начале 2000-х годов на рынке России системы хранения данных (СХД) в архитектуре SAN (Storage Area Network, сети хранения данных) широко используются в ИТ-инфраструктуре корпоративных заказчиков. Наряду с ними в последние несколько лет производители предлагают сетевые хранилища NAS (Network Attached Storage, сетевые СХД). О том, как развивается российский рынок NAS, каковы условия и перспективы дальнейшего продвижения этих СХД в России, рассказывают руководители зарубежных и российских компаний-производителей и их партнеры по каналу сбыта.

Аналитики прогнозируют быстрый рост

Развитие Интернета породило бурный рост объемов информации. Так, по оценкам IDC, за 5 лет с 2007 г. объем созданной в мире цифровой информации возрастет почти в 10 раз и к 2011 г. ее объем превысит 1770 экзабайт (миллиардов гигабайт). При этом более 95% этой информации составят «неструктурированные данные», или, другими словами, отдельные файлы. «Авторство» около 75% «неструктурированной» цифровой информации (различные медиафайлы — видео, музыка, фото) принадлежит конечным пользователям. В то же время значительный объем такого рода данных оседает в хранилищах компаний в виде файлов электронной почты, документов, информации о продуктах, клиентах, сделках, проектах и пр. Около 40% таких документов согласно нормативным требованиям должно храниться более 10 лет.

Именно поэтому IDC считает, что начиная с 2008 г. объемы неструктурированных данных в виде файлов стали занимать большую часть емкостей используемых СХД, и эти объемы будут ежегодно увеличиваться на 40–120%. Аналитики считают, что даже в условиях экономического кризиса к 2012 г. более 75% вновь инсталлированных емкостей хранения составят специализированные СХД для хранения, организации и защиты файлов.

Подобный прогноз сделала аналитическая компания Parks Associates, оценивая потребности в хранении данных конечными пользователями. Ее аналитики считают, что только на рынке США в период с 2009-го по 2013 г. потребность домашних пользователей в средствах хранения вырастет в 10 раз, а средняя емкость используемых СХД к 2013 г. превысит 1 Тбайт.

В связи с этим аналитики большое внимание уделяют рынку NAS, поскольку эти системы обеспечивают запись и хранение информации в виде исходных файлов, тогда как в SAN данные записываются блоками.

NAS — простота, удобство, мобильность и многое другое

NAS, как система хранения информации, представляет собой специализированный компьютер с дисковым массивом, подключенный к ЛВС. В последнее время за счет специального ПО функции NAS существенно расширяются — появляются дополнительные сервисы, при необходимости превращающие хранилище в почтовый сервер или систему видеонаблюдения, в медиацентр или клиент для загрузки видео- и аудиофайлов через Интернет. Это становится важным фактором более широкого распространения NAS не только в сегменте крупных корпоративных заказчиков, но и среди компаний СМБ, а также домашних пользователей.

Как говорит Евгений Чечеткин, технический директор компании «Аквариус», клиентам, приобретающим NAS, зачастую необходимо выполнять резервное копирование критически важных данных при обеспечении совместного доступа к информации в течение определенного времени, например для ведения какого-то проекта. Внедрение систем NAS позволяет таким компаниям существенно ускорить процессы обработки и получения информации заданным кругом пользователей.

По мнению Николая Терещенко, директора департамента Koodoo Projects дистрибьюторской компании Koodoo Technologies, в настоящее время на первый план в работе с СХД выходит упрощение работы с этим типом устройств: «Продаваемые нами NAS QNAP не требуют от пользователя какой-то специальной подготовки, достаточно включить устройство в локальную сеть, подключить питание и ответить на несколько простых вопросов».

Именно простота внедрения и эксплуатации NAS, по мнению Олега Путинцева, менеджера по продажам решений компании «НТЦ КАМИ» (Ярославль), становится решающим фактором смещения спроса корпоративных клиентов в сторону готовых решений NAS: «В локальных сетях организаций эксплуатация NAS-хранилищ не приводит к усложнению и удорожанию ИТ-инфраструктуры, поскольку их внедрение сопоставимо с подключением устройств plug-n-play. Практически любой ИТ-администратор сможет справиться с настройкой NAS».

«Высокая производительность, развитые сервисы сетевого хранения и обслуживания файлов, безопасность и надежность (при этом не требуется приобретать дополнительное ПО), а также существенно меньшие расходы на обслуживание — вот ключевые преимущества таких систем», — утверждает Владимир Демиденко, менеджер по продуктам сетевого и инфраструктурного оборудования дистрибьюторской компании MICS. Вот почему, по его мнению, в последнее время приобретая СХД, заказчики выбирают NAS.

Николай Молоток, директор по развитию бизнеса компании RRC, считает, что корпоративные клиенты всё чаще отказываются от устаревающих файловых серверов в пользу NAS: «Наряду с простотой эксплуатации NAS позволяют производить замену дисков в „горячем“ режиме, автоматически перераспределять массивы данных при „зеркалировании“. И как только цены на NAS станут более доступными, спрос на них возрастет еще больше».

В свою очередь Александр Альтшуллер, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами ЗАО «Компьютерный мир» (Санкт-Петербург), полагает, что распространению решений на основе NAS способствует их мобильность, когда пользователям зачастую необходимо быстро перенести массив данных и подключить его к другой ИС или же создать дополнительное дублирующее хранилище информации.

Это мнение разделяет Сергей Васюк, менеджер по маркетингу D-Link, который утверждает, что в сегменте СМБ и SOHO системы NAS завоевывают популярность прежде всего благодаря своей мобильности и возможности переноса массива данных в другой офис.

«С помощью NAS не только облегчается обмен информацией между различными подразделениями предприятия, но так же легко, на аппаратном уровне, решается задача обеспечения конфиденциальности данных и сохранения коммерческой тайны, что дает этим системам неоспоримое преимущество», — подчеркивает Вячеслав Скобелев, заместитель генерального директора ETegro Technologies.

А Евгений Левин, менеджер дистрибьюторской компании «Тайле» по продукции Thecus, обращает внимание на то, что простота инсталляции и обслуживания NAS в конечном счете выливаются в снижение совокупной стоимости владения этими СХД: «Например, продаваемые нами системы NAS Thecus обладают низким энергопотреблением, а значит, сокращают эксплуатационные расходы, что для корпоративных заказчиков становится всё более важным». По его словам, всё чаще NAS Thecus находят применение в ИТ-инфраструктурах даже крупных компаний, хотя они не заменяют высокопроизводительные системы SAN.

Признавая важность для СМБ-клиентов простоты настройки и использования NAS, Руслан Чиняков, директор департамента СХД и инфраструктурного ПО компании OCS, отмечает, что у крупных корпоративных заказчиков накопилось много критичного для совместной работы неструктурированного контента (как правило, файлов), и системы NAS становятся для них функциональным, гибким и надежным решением, обеспечивающим совместный доступ пользователей к данным.

Рынок NAS растет...

Оценивая ситуацию на российском рынке крупных корпоративных клиентов, Игорь Корнетов, технический директор ЕМС в России и СНГ, говорит: «EMC традиционно работала в корпоративном сегменте, и именно здесь мы отмечаем наибольший рост продаж NAS, которые в период 2008–2009 гг. выросли в несколько раз. Конечно, рассчитанные на конечных пользователей и клиентов СМБ продукты Iomega, приобретенной EMC в прошлом году, продаются хорошо, но объем этого рынка несопоставим с рынком корпоративных систем NAS в силу разницы в стоимости решений».

Глава представительства NETGEAR в России Дмитрий Танюхин свидетельствует, что спрос на сетевые хранилища его компании в последний год ощутимо вырос: «В 2009 г. продажи продуктов линейки ReadyNAS выросли на 75% (в рублях) по сравнению с 2008 г.». Сергей Васюк также подтверждает, что, несмотря на кризис, сегмент NAS продолжает расти: «Так, за 2009 г. D-Link поставила в Россию, СНГ и страны Балтии более 10 тыс. систем NAS различного типа, включая мощные решения уровня корпораций, а рост продаж в этом сегменте в денежном исчислении превысил 30%».

По словам Сергея Сенько, ведущего менеджера по серверной продукции DEPO Computers, продажи систем NAS, выпускаемых его компанией, за последние два года выросли в 4 раза.

Сергей Саакян, менеджер по продажам сетевого оборудования компании Netlab, считает, что в России рынок NAS начал формироваться в начале 2008 г., когда появились четкие предложения производителей, подкрепленные неплохим спросом: «К концу 2008 г. в этом сегменте рынка появились явные лидеры. И 2009 г. для систем NAS оказался весьма удачным — вряд ли хоть один из сегментов ИТ-рынка в кризисный год может похвастаться ростом продаж на уровне 70%».

Как рассказывает Николай Терещенко, компания Koodoo Technologies занялась продажей устройств NAS в начале 2009 г. При этом он отметил, что спрос стабильно растет: «За IV квартал 2009 г. было продано устройств в 2–2,5 раза больше, чем за предыдущие кварталы суммарно».

Весьма значительные темпы роста продаж NAS отметила и компания MICS. Владимир Демиденко заявляет, что по итогам 2009 г. поставки систем NAS под маркой NETGEAR в его компании выросли более чем на 100%: «Пик спроса еще не достигнут, ожидаем дальнейшего увеличения объемов примерно такими же темпами». Николай Молоток подтверждает мнение коллеги: по оценке его компании, за последний год спрос на NAS увеличился почти в 2 раза.

...но оказывается заметно сегментированным

Казалось бы, российский рынок и, в частности, его корпоративный сегмент вполне оправдывают ожидания аналитиков в отношении бурного роста спроса на СХД NAS. Но вот что говорит Руслан Чиняков: «Рынок NAS сильно диверсифицирован и в дальнейшем будет развиваться несколькими путями. Поэтому лидеры рынка, такие как ЕМС, имея в своем портфеле лучшие корпоративные решения (семейство продуктов Celerra и широчайший портфель инфраструктурного ПО и сервисов), дополняют их соответствующими продуктами из семейства EMC Iomega, предназначенными для клиентов СМБ, SOHO и домашнего применения».

Кто же на российском рынке более всего заинтересован в приобретении NAS? Антон Лукьянов, директор подразделения «Готовые системы» дистрибьюторской компании MERLION, считает, что наибольший интерес проявляют корпоративные заказчики, в том числе в регионах. Существуют решения и для домашнего использования, но они занимают весьма скромную долю рынка NAS-систем. Это мнение разделяет и Владимир Демиденко. Он также утверждает, что в первую очередь спрос на эти системы отмечается у корпоративных заказчиков: «Розничные продавцы обращают внимание на такие устройства, но конечный пользователь пока решает, насколько удобно использовать их в своих домашних сетях».

Евгений Левин называет корпоративных заказчиков основными потребителями NAS-систем Thecus и подтверждает это цифрами: «В 2009 г. из общего числа проданных хранилищ NAS марки Thecus лишь 13% относились к категории „для дома“, а в денежном выражении их доля была еще меньше. При этом в IV квартале 2009 г. рост продаж NAS „для бизнеса“ по сравнению с I кварталом составил порядка 50% в количественном выражении и около 250% — в денежном».

Однако руководители российских офисов таких производителей, как D-Link, NETGEAR, QNAP, единодушно заявляют — их продукты в первую очередь предназначены для компаний СМБ и домашних пользователей. Именно в этих сегментах рынка они отмечают основной рост продаж сетевых хранилищ NAS.

Их мнение разделяет Николай Терещенко, который говорит, что в Koodoo Technologies, продающей системы QNAP, самыми популярными оказались устройства NAS, рассчитанные на пользователей из сегмента СМБ. Стоит прислушаться и к мнению Олега Путинцева, который считает, что в обслуживаемом его компанией регионе основными потребителями NAS стали филиальные структуры крупных компаний и клиенты сегмента СМБ. О том, что наибольший спрос на хранилища NAS был отмечен со стороны среднего и малого бизнеса, говорит и Александр Альтшуллер.

Андрей Щукин, руководитель отдела СМБ компании OCS, также отмечает наибольший спрос на системы NAS со стороны небольших предприятий: «В конце 2009 г. мы не могли полностью удовлетворить потребность в 4-дисковых моделях NAS, которые обладают отличными характеристиками, совместимы с ПО „1С:Бухгалтерия“, обеспечивают взаимодействие с большинством популярных ОС, имеют систему защиты данных, просты в администрировании».

Подобные решения на основе небольших хранилищ NAS в комплексе c ПО «1С» начали активно продвигать в сегменте СМБ реселлеры — партнеры RRC, о чем свидетельствует Николай Молоток: «Такие решения могут выполнять функции файлового сервера с возможностью удаленного доступа к нему. Причем системы NAS, сертифицированные в компании „1С“, уже имеются у ряда производителей».

Несмотря на то что, по оценке Николая Терещенко, потребители NAS сосредоточены в основном в Москве и Московской области, что он связывает с их большей информированностью, партнеры Koodoo на Урале и в Сибири также стали проявлять интерес к этим хранилищам.

Сергей Саакян подтверждает наличие спроса на системы NAS в регионах: «Интерес есть, и не малый. Динамика роста сбыта NAS в регионах практически ничем не отличается от динамики в центре, за исключением продуктов производителей, не имеющих на местах сервисных центров. Но, как правило, в каждом регионе есть продукция конкурентов, оказывающих сервисную поддержку».

У корпоративного рынка своя специфика

Игроки рынка указывают на определенные ограничения, возникающие у корпоративных заказчиков при внедрении систем NAS.

Хотя Руслан Чиняков подтверждает, что, несмотря на кризис, продажи NAS-устройств корпоративного уровня выросли в разы, абсолютные цифры поставок NAS как по количеству устройств, по объему дисков, так и в деньгах пока составляют лишь единицы процентов от продаж «традиционных» блочных СХД в архитектуре SAN. Он объясняет это тем, что у многих корпоративных заказчиков уже установлены СХД в архитектуре SAN, поэтому NAS им требуется в связи с расширением требуемого функционала, то есть NAS лишь добавляет способ доступа, а само хранилище инсталлировано ранее. Ему вторит Владимир Шаров, директор по региональному развитию компании «Ф-Центр», который считает, что для крупных корпоративных заказчиков традиционные СХД SAN с блочной структурой записи и хранения данных более привычны и потому предпочтительны.

По словам Игоря Корнетова, в крупных российских компаниях большой популярностью пользуются системы унифицированного хранения данных, объединяющие NAS с традиционными системами SAN. Такие решения позволяют в рамках одного массива размещать данные на различных уровнях доступа в зависимости от степени их актуальности и востребованности.

Поэтому покупателями NAS из числа крупных корпоративных заказчиков становятся лишь «энтузиасты и новаторы», но их число относительно невелико. Реальный спрос на NAS возникает скорее у клиентов СМБ, для которых сравнительно низкая стоимость, простота использования и компактность делают NAS удобным решением.

Другую причину недостаточной востребованности систем NAS в среде корпоративных заказчиков называет Антон Лукьянов: «Интерес к системам NAS неуклонно рос. Так, в 2008 г. по отношению к 2007 г. продажи этих хранилищ выросли почти в 2 раза, но на фоне кризиса в 2009 г. существенно снизились, откатились назад к уровню 2007 г.». По той же причине Олег Путинцев отмечает в последний год незначительное увеличение спроса на системы NAS, продиктованное в первую очередь ростом объемов хранимых у заказчиков данных.

На негативное влияние кризиса обращает внимание и Вячеслав Скобелев, напоминая, что ETegro Technologies начала выпуск устройств NAS корпоративного уровня еще в 2006 г.: «До осени 2008 г. продажи этого оборудования росли, но в 2009 г. на фоне общего резкого падения спроса увеличения сбыта не произошло, так как предприятия сократили бюджеты на ИТ. Сейчас ситуация стабилизируется, многие отложенные проекты „оживают“».

С ними согласен Евгений Чечеткин, который утверждает, что заметного увеличения спроса на NAS-системы в 2008–2009 гг. не было: «Корпоративные заказчики для хранения важной информации традиционно предпочитают решения на базе СХД SAN, а в качестве „информационной свалки“ — серверы с несколькими дисками. Тем более что в условиях кризиса большинство компаний старается новое оборудование не покупать и использовать существующие ресурсы по максимуму». По его мнению, решения на базе NAS в первую очередь должны быть интересны клиентам СМБ, образованию, здравоохранению и т. д. Но 2009 г. оказался не самым лучшим для клиентов из этих секторов рынка — кризис практически свел к нулю закупки новой техники.

Надежды на конечных пользователей довольно слабые

По словам Андрея Щукина, в OCS отметили хорошую динамику продаж систем NAS у розничных продавцов, специализирующихся на продаже компьютеров и периферии: дистрибьютор возлагает определенные надежды на продвижение этих хранилищ в сегменте конечных пользователей.

«На мой взгляд, наибольший рост спроса пока происходит на рынке домашних пользователей», — заявляет Сергей Саакян. Он объясняет это тем, что корпоративный сегмент от кризиса пострадал значительно сильнее, чем розничный. И в то время как коммерческие организации в 2009 г. сокращали издержки, домашние пользователи не отказывали себе в небольших приобретениях.

Евгений Левин считает, что далеко не всегда российские пользователи готовы к использованию NAS: «Даже в корпоративном сегменте многое зависит от степени зрелости ИТ-служб заказчиков, которые понимают возможности NAS, но не всегда данное решение представляется им более выгодным. В сегменте домашних пользователей ситуация сложнее. Хотя проблема хранения больших объемов информации у них подчас стоит достаточно остро, резервирование и одновременный доступ к данным для многих пользователей оказываются не столь актуальными».

Здесь стоит особо отметить мнение Андрея Васильева, руководителя представительства «QNAP Россия», который подчеркивает, что если мировой рынок NAS увеличивается ежегодно на 40%, то в России он растет не так значительно. Главной причиной, сдерживающей распространение NAS, он считает низкую информированность пользователей об этих устройствах: «К сожалению, многие клиенты узнают о NAS-системах, когда столкнутся с потерей каких-то ценных данных из-за выхода из строя жесткого диска, кражи или поломки ноутбука, отказа флэш-накопителей, которым в последнее время стали слишком много доверять. Уже появились отдельные пользователи, которые знают, что есть готовые решения на базе NAS и их можно использовать не только в компаниях, но и дома для хранения архивов фотографий и видео. Но большинство потенциальных покупателей об этом еще не знает». Васильев говорит, что вендор прикладывает значительные усилия по информированию потенциальных клиентов, чтобы расширить рынок и увеличить свою долю на нем.

Владимир Шаров констатирует, что в последнее время хотя и наблюдается рост спроса на системы NAS со стороны конечных пользователей, его нельзя назвать существенным: «Продажи растут медленно, и говорить о массовом спросе на эти продукты еще очень рано». Разделяя это мнение, Александр Альтшуллер говорит, что хотя круг людей, которым необходимы устройства NAS, расширяется, но заметного роста спроса на эти системы он не видит.

Наряду с недостаточной информированностью существенным препятствием к приобретению этих устройств домашними пользователями остается довольно высокая цена. Так, Евгений Левин полагает, что для домашних пользователей выбор в пользу NAS пока неочевиден: «Стоимость хранения терабайта на NAS-хранилище ощутимо выше, чем на встроенном в ПК диске или на внешнем USB-диске». Его поддерживает Владимир Шаров, утверждая, что у домашних пользователей большей популярностью по сравнению с NAS пользуются внешние жесткие диски с интерфейсом USB.

Еще более категоричен Андрей Подгорный, директор магазина «Московский» сети «Компьютерный мир» (Санкт-Петербург), который заявляет: «Сетевые накопители NAS в нашем магазине почти не продаются, как не продавались они и раньше. Были лишь единичные продажи, на основе которых трудно получить представление о реальном положении этого сегмента рынка». Он объясняет это тем, что цена такого СХД (от 5 тыс. руб. и выше) примерно соответствует стоимости собранного пользователем системного блока ПК, способного при этом служить почтовым сервером, брандмауэром и т. п.

Как считает Сергей Саакян, «самосборные» хранилища будут существовать до тех пор, пока в России не переведутся «самоделкины» и «левши». Это мнение разделяет Дмитрий Танюхин: «Пользователи, которые по старинке предпочитают сами что-то собирать, будут всегда, хотя их число сейчас быстро уменьшается. Понятно, что „самосборные“ системы хранения не могут обеспечить высокой надежности и производительности, сопоставимой с NAS. Использовать NAS проще и удобнее, чем ПК. Кроме того, не стоит списывать со счетов гарантию, которую предоставляют вендоры (до 5 лет) на устройства NAS».

Андрей Васильев подчеркивает, что самостоятельно в домашних условиях пользователю крайне сложно создать систему, подобную NAS, которая обеспечит надежное долговременное хранение информации и возьмет на себя множество дополнительных функций, например, медиацентра или системы видеонаблюдения. «Это придает нам уверенности в том, что клиентов, выбравших системы NAS как хранилища данных, будет становиться все больше», — заявляет он.

Старое уступает, но не сдается

Исторически предшественниками NAS были так называемые файл-серверы, создаваемые на базе компьютеров и серверных ОС. Но если в домашних условиях файл-сервер большая редкость, то в компаниях СМБ они давно и прочно заняли свое место. И, как отмечает Александр Альтшуллер, на данный момент существенно потеснить на рынке «самосборные» файл-серверы системы NAS так и не смогли, прежде всего в силу достаточно высокой их стоимости.

«У „самосборных“ файл-серверов есть одно преимущество перед NAS — большой опыт их эксплуатации ИТ-персоналом, для которого важна предсказуемость поведения таких систем», — объясняет Владимир Шаров. По его мнению, клиенты, не имея опыта использования NAS, могут предполагать наличие «потенциальных угроз» потери данных и потому вычеркивают их из списка возможных решений.

Вячеслав Скобелев также отмечает, что у клиентов СМБ файл-серверы всё еще не вышли из доверия: «В текущей ситуации ИТ-отделы сильно зависят от бюджета, и им приходится выбирать, что актуальней в данный момент: целенаправленно нарастить объем хранилища, организовать современные сервисы и удобство пользования СХД или повысить производительность ИТ-системы за счет приобретения новых серверов, а СХД организовать по остаточному принципу, на имеющемся оборудовании». По его мнению, в перспективе клиентам вряд ли стоит ориентироваться на «самосборные» файл-серверы, т. к. ценность информации всегда многократно превышает затраты на надежное оборудование.

С ним согласен Евгений Левин, утверждая, что «самосборные» файл-серверы по-прежнему являются основным конкурентом готовых NAS-решений. Впрочем, клиенты все чаще при выборе решения принимают во внимание не только «терабайты» и «гигагерцы», но и простоту внедрения и настройки, лицензионную чистоту, тиражируемость продукта, а этим требованиям лучше соответствуют готовые NAS «из коробки».

Андрей Щукин полагает, что сейчас на рынке клиентов СМБ и в сегменте SOHO наступает переломный момент, когда потребители начинают реально рассматривать возможности использования систем NAS: «В ходе встречи с партнерами в Южном федеральном округе многие из них говорили, что пока будут хранить свои данные на „самосборных“ серверах, и их основным аргументом была экономия средств. Однако заказчики признавали, что когда в компании накопленный цифровой контент достигнет определенной критической массы, NAS станет просто необходима».

В свою очередь Антон Лукьянов подчеркивает, что «самосборные» файл-серверы не могут стать полноценной заменой систем NAS: «„Самосбор“ часто лишен инструментов для манипуляций с хранимыми данными. NAS-системы не лицензируются по количеству пользователей, и это их большое преимущество перед „самосбором“, где обычно используется ОС Windows. Системы NAS довольно просты в инсталляции, не требуют какой-либо специальной инфраструктуры».

Есть еще один фактор, который, по мнению наших собеседников, следует учитывать при сравнении решений на базе NAS и файл-серверов. Настройка, запуск и последующая эксплуатация файл-сервера на основе ПК и традиционных серверных ОС требует значительной квалификации, а порой и существенных временных затрат. Все это неизбежно отражается на стоимости владения такими системами. И, как подчеркивает Сергей Васюк, именно поэтому в крупных компаниях «самосборные» ПК в качестве файл-серверов практически не применяются.

«Те заказчики, которые обращают особое внимание на стоимость приобретения и эксплуатации оборудования, выбирают решения на основе NAS, в том числе российских производителей. Например, „Аквариус“ предлагает отказоустойчивые решения с предустановленным системным ПО и развитым функционалом, обеспечивающим эффективное использование таких хранилищ. Поэтому наши решения экономически более выгодны по сравнению с „самосбором“», — утверждает Евгений Чечеткин. Он говорит, что объем продаваемых «Аквариус» устройств NAS небольшой, но заметный в общем обороте компании.

О перспективах развития рынка NAS

Как считает Сергей Саакян, сейчас в России формируется новый рынок клиентов, готовых приобретать и использовать системы NAS: «Это и домашний сегмент, где потребность в этих системах возникает у людей, которым нужен компактный готовый продукт с огромным набором функций, и компаний, где существуют определенные правила унификации внутреннего оборудования и требуется прогнозируемая высокая производительность системы и удобное управление».

Оценивая ситуацию на рынке корпоративных заказчиков, Руслан Чиняков считает, что этот сегмент рынка «только в начале пути, так как спрос заказчиков пока еще не сместился в достаточной мере от цены приобретения к надежности хранения и функционалу». Он объясняет, что заказчики, как правило, стремились применять решения, обеспечивающие скорость обработки данных и их высокую доступность, для чего использовали выделенные файл-серверы на основе специализированных (например, Windows Storage Server) платформ, подключенных к блочным СХД SAN корпоративного уровня. Однако такие решения с относительно невысокой стоимостью приобретения принципиально ограничены по масштабируемости и функционалу. Когда заказчик осознает ценность быстрого, гибкого, надежного, защищенного доступа к его бизнес-данным, он начинает присматриваться к системам NAS в качестве дополнения к имеющимся блочным СХД.

По мнению Евгения Чечеткина, для систем NAS открываются хорошие перспективы применения в компаниях СМБ, в региональных офисах крупных корпоративных заказчиков: «Ведь производители устройств NAS реализуют в них те же усовершенствованные технологии хранения данных, что и в системах хранения SAN. В результате этого ряд высокоуровневых функций СХД — репликация, создание снимков файловой системы и резервное копирование данных — теперь имеются даже в самых небольших NAS-устройствах».

Более того, как утверждает Игорь Корнетов, ЕМС продолжит унификацию средств управления NAS и традиционных СХД SAN в рамках систем унифицированного хранения. Кроме того, EMC будет и далее расширять семейство продуктов NAS, что позволит вендору покрыть все сегменты российского рынка и тем самым обеспечить его развитие.

Однако, как подчеркивает Антон Лукьянов, на пути расширения рынка NAS основным сдерживающим фактором остается кризис, и все зависит от того, как скоро Россия из него выйдет: «Потребность в СХД не исчезла, просто компании временно сократили бюджеты на ИТ. Но уже сейчас мы наблюдаем рост интереса к решениям NAS и отмечаем положительную динамику спроса со стороны заказчиков». Руслан Чиняков также считает, что перспективы продвижения систем NAS на нашем рынке определяются состоянием экономики: «Если рынок в целом будет расти, то вырастут и продажи решений на основе NAS. Возможно, они даже опередят средние темпы роста продаж сетевого оборудования».

В то же время Вячеслав Скобелев отмечает, что сейчас во многих отраслях экономики и государственного управления идет процесс перехода от бумажных архивов к электронным системам хранения данных, что создает основу для роста рынка NAS: «Об этом свидетельствует активизация традиционных игроков и приход новых поставщиков даже в кризисном 2009 г.». Однако он затрудняется прогнозировать темпы роста в различных сегментах рынка, хотя не сомневается в том, что крупные корпоративные заказчики, реорганизуя свои бизнес-процессы, будут внедрять дорогие комплексные решения, что сейчас и происходит. В сегменте клиентов СМБ темпы внедрения NAS будут зависеть от текущей экономической ситуации.

Более определенно оценивает перспективы применения NAS Владимир Демиденко, который считает, что такие СХД установят в 50–60% коммерческих организаций и в 20–30% госструктур: «Широкое внедрение сопутствующих технологий, таких как виртуализация, iSCSI и другие, двукратно увеличит использование NAS в качестве систем хранения и архивации данных».

В DEPO Computers также полагают, что рынок NAS будет расти, и поэтому, как говорит Сергей Сенько, производитель намерен расширить свое предложение, в ближайшие месяцы дополнив 5 моделей СХД такого типа еще 6–7 моделями для различных сегментов рынка.

По мнению Олега Путинцева, если законодательно не изменятся требования, обязывающие организации в обязательном порядке хранить электронные документы и корпоративную переписку в течение определенного периода времени, то рынок NAS в сегменте корпоративных заказчиков ждет умеренный, планомерный рост спроса со смещением акцента в пользу готовых решений известных производителей.

Николай Терещенко прежде всего рассчитывает, что рынок NAS будет развиваться за счет их возрастающей популярности среди конечных пользователей.

«Сегмент пользователей, которые смогут использовать NAS как медиацентры в домашних условиях, является одним из самых крупных и перспективных на ближайшие несколько лет. Кроме того, спрос на NAS будет расти за счет все более широкого развития систем видеонаблюдения, которые можно создать на основе NAS. Уверен, что рынок NAS еще очень далек от насыщения, поэтому годовой рост от 70% и выше в ближайшие два года сохранится», — утверждает Сергей Саакян.

Столь же высокие оценки роста российского рынка NAS приводит Дмитрий Танюхин. Он считает, что в 2010 г. рынок в целом возрастет на 50%, но при этом NETGEAR намерена увеличить продажи NAS до 100% за год и тем самым удвоить свою рыночную долю.

Несколько более скромные оценки роста рынка дает Сергей Васюк, полагая, что в первую очередь он будет прирастать за счет сегмента клиентов СМБ и конечных пользователей: «Мы прогнозируем 30–50%-ный рост продаж систем NAS». С такой оценкой согласен Владимир Шаров, который ожидает не «взрывного» роста спроса на NAS, а постепенного, порядка 30–50% в год, по мере накопления опыта использования таких устройств и снижения цен на них.

«Именно по мере „созревания“ пользователей, как корпоративных, так и частных, а также по мере снижения цен на системы NAS начального и среднего уровня популярность решений на базе этих СХД будет увеличиваться, — считает Евгений Левин. — Развитию этого нового рынка, безусловно, будет способствовать бурный рост объемов хранящихся данных, замедление которого, похоже, не предвидится».