Новая продуктовая линейка, системы NAS для дома и офиса, в рейтинге популярности товаров оказалась на последнем месте. Действительно, пока еще этот товар встречается в прайс-листах ИТ-компаний не так часто, как, например, ноутбуки или «антивирусы». Но, как утверждают аналитики, у этих систем все еще впереди. В ближайшее время они займут достойное место на полках магазинах и в тендерных предложениях. Да и результаты нашего рейтинга не так уж плачевны. Судите сами, 43% наших респондентов проставили оценки производителям данных устройств. А ведь еще два года назад у нас даже мысли не возникало включить номинацию «NAS» в рейтинг исследования «Чемпионы российского ИТ-канала».
Претенденты
В составленный редакцией предварительный список претендентов на звание «Чемпион канала» в данной категории вошло девять компаний. После подведения итогов голосования их количество1 увеличилось до 16: D-Link, EMC, Etegro, Hitachi Data Systems, HP, IBM, Iomega, LaCie, Netgear, QNAP, RaidSonic, Sun Microsystems/StorageTek, Synology, Thecus Technology, WD, «Аквариус».
Пройти порог канальности удалось не всем. Только восемь компаний получили шанс продолжить соперничество: D-Link, Iomega, Netgear, QNAP, Synology, Thecus Technology, WD и «Аквариус».
По условиям рейтинга победителями считаются пять производителей, получивших самые высокие итоговые оценки. Прежде чем представить лучших из лучших, надо назвать тех вендоров, которые в этом году не вошли в пятерку лидеров. Это Iomega, WD и «Аквариус». Все они давно и хорошо известны на российском ИТ-рынке, однако ни одна из этих компаний не выбрала системы NAS своей основной специализацией.
Представляем победителей
Пятое место в данной номинации досталось компании QNAP. В сентябре 2009 г. вендор открыл представительство в России. До этого момента продвижением его продукции занимались компании InPrice и Bitech. Как подчеркивали представители вендора, российский офис должен был стать полноценным представительством иностранной компании со всеми присущими ему бизнес-функциями, включая техническую поддержку, сервисное обслуживание и маркетинг. Именно поэтому московский офис запустил программу авторизации для привлечения новых партнеров и знакомства с компаниями, ранее занимавшимися оборудованием QNAP. Немаловажными событиями стали создание службы технической поддержки пользователей и запуск центрального сервисного центра (СЦ). Год назад было объявлено о подписании дистрибьюторского соглашения с еще одной компанией — Koodoo Technologies, а весной 2010 г. — с Merlion.
За год вендор проделал большую работу, и поскольку он попал в число лидеров рейтинга, это свидетельствует о том, что канал эту работу оценил. QNAP набрала 31,628 балла.
Получив на 0,123 балла больше, компания Netgear занимает четвертое место. Следует напомнить, что этот вендор специализируется не только на поставке NAS-систем. И тем не менее, по словам представителей компании, именно на это оборудование вендор делает ставку: «Рост продаж нашей продукции в III квартале ожидается на уровне 150%, а в IV — на уровне 80% по отношению к соответствующим кварталам прошлого года. Совокупный рост в 2010 г. в России запланирован на уровне 95–100% (в долларах). Для укрепления задела, который дает нам качество наших продуктов, мы активно работаем в области маркетинга, чтобы партнерам было выгодно и интересно с нами работать».
Правда, оценки реселлеров несколько расходятся с декларациями производителя: «Маркетинговая поддержка партнеров» и «Активность в продвижении продукции» этого вендора получили самые низкие баллы среди компаний, вошедших в пятерку лидеров. Но при этом партнеры согласны, что с Netgear работать выгодно: по критерию «Прибыльность» вендор получил довольно высокие оценки.
«Бронза» в номинации «Системы NAS для дома и офиса» достается Synology. Правда, и здесь отрыв от ближайшего конкурента меньше 0,2 балла. Но это как раз тот случай, когда компания предпочитает быть «одной из лучших среди нишевых», чем «одной из многих многопрофильных». Для Synology системы NAS не просто профильное оборудование, это ее специализация. Представители вендора заявляют, что в отличие от других производителей компания разрабатывает и выпускает только сетевые системы хранения NAS с 5-летней гарантией.
В России до сих пор нет представительства вендора, его интересы в нашей стране представляет дистрибьютор — компания InPrice, которая начала массовые поставки сетевых накопителей NAS Synology осенью 2007 г. По словам представителей российского партнера, все три года отмечался растущий спрос на продукты Synology, и сейчас Россия входит в пятерку стран, закупающих продукцию вендора в наибольших объемах: «В первую очередь этот факт объясняют высоким уровнем функциональности NAS, который позволяет использовать накопители этого вендора в корпоративных проектах».
Партнеры второго уровня считают это заявление не пустыми словами. Synology получила самую высокую оценку (5,846 балла) за качество. Однако производителю необходимо срочно задуматься о таком показателе работы, как прибыльность продукции: оценка Synology по данному критерию оказалась самой низкой — 4,504 балла.
На ступеньку выше — компания Thecus Technology. Респонденты поставили ей самые низкие оценки по таким критериям, как «Качество продукции» и «Соотношение цена/качество».
Тем не менее стабильное второе место, полученное компанией по всем остальным критериям, позволило вендору обогнать своего ближайшего преследователя более чем на 1,1 балла (итоговая оценка Thecus Technology — 32,996 балла). Может быть, все дело в правильной работе дистрибьюторов? Продукцию этой компании на российский рынок до 2010 г. эксклюзивно продвигала компания «Тайле». Позже к ней присоединилась фирма «КАРИН».
Ну и, наконец, о том, кто стал первым в истории номинации «Системы NAS для дома и офиса» победителем. Для компании D-Link этот тип оборудования является не единственным в продуктовом портфеле, однако именно этому вендору удалось оставить далеко позади всех конкурентов (разница в итоговых оценках первого и второго мест составляет без малого 3 балла). Вот что значит предложить каналу товар, который идеально «ложится» и дополняет те продуктовые линейки, которые уже продают партнеры вендора.
Отметим лишь, что только по одному критерию («Качество продукции») D-Link не смогла получить высшую оценку. В семи остальных наши респонденты назвали этого вендора лучшим.
Критерии и оценки
Первое, на что обращают внимание компании, собирающиеся продавать системы NAS, — «Прибыльность продукции». Именно этот критерий работы вендора был поставлен нашими респондентами на первое место в рейтинге значимости. Его оценка — 0,812 балла. Правда, это практически самая низкая абсолютная оценка данного критерия во всех продуктовых номинациях (меньшее значение критерия только в номинации «ИБП» — 0,804 балла).
На втором месте по значимости стоит критерий «Качество продукции». Представители компаний, участвовавших в нашем проекте, оценили его в 0,794 балла.
А наименее значимым для данного вида продукции наши респонденты назвали критерий «Обучение и сертификация партнеров», который набрал 0,550 балла.
1 Перечень претендентов может вызвать вопросы у наших читателей. Поэтому мы считаем необходимым напомнить принцип формирования итоговых списков производителей, «допущенных» к голосованию. Во всех номинациях в эти списки входят компании из предварительного перечня, составленного редакцией, и все производители, которых назвали наши респонденты (хотя бы один, работающий по данному типу оборудования с данным производителем).