Весной 2010 г. были опубликованы результаты исследования «Десятилетие цифровой вселенной — вы готовы к этому?», проведенного компанией IDC по заказу EMC. Цель исследования — измерить и спрогнозировать объем разных видов ежегодно создаваемых и копируемых цифровых данных и степень их влияния на специалистов в сфере ИТ по всему миру. Итоги этого исследования впечатляют: в 2009 г., в период «великого спада», объем цифровой информации вырос на 62% по сравнению с 2008 г. и достиг 800 млрд. Тб (0,8 зеттабайт). Объем цифровой информации, созданной в 2010 г., будет равен 1,2 зеттабайт. Мы же хотим обратить внимание на следующее обстоятельство: объем создаваемой сегодня цифровой информации на 35% больше емкости существующих ресурсов, необходимых для ее хранения. За несколько ближайших лет эта разница превысит 60%. Конечно, вследствие этого изменится подход к вопросу хранения данных, современные инфраструктуры будут трансформироваться в «облачные» центры. Но, похоже, и традиционным системам хранения данных также хватит работы.
Что касается российского рынка, то, по данным IDC1, объем выручки производителей СХД, поставленных в Россию, в I квартале 2010 г., превысил 48 млн. долл., что на 35% меньше, чем кварталом ранее, но на 60% больше результата аналогичного периода 2009 г.
С большим отрывом лидирует компания EMC. Ее доля в общем объеме продаж составила 38%. Ближайший конкурент — HP — занимает 22% рынка.
«Потребность заказчиков в СХД вроде бы не вызывает сомнений, — говорит Александр Загнетко, ведущий аналитик компании IDC по рынкам серверов и систем хранения. — Однако не стоит забывать о том, что уровень зависимости между различными отраслями очень значителен, и потому негативные процессы в глобальной или национальной экономике, а также слабое развитие высокотехнологичных секторов промышленности России могут выступить в качестве ощутимого препятствия на пути развития этой индустрии в нашей стране».
Второй раз за историю рейтинга «Чемпионы канала» мы предлагаем нашим респондентам оценить работу компаний, производящих и продвигающих на российский рынок системы хранения данных. Два года назад, когда мы впервые вводили эту номинацию в анкету, перед нами даже не стоял вопрос — канальный ли это продукт. Несмотря на то что СХД относятся к «тяжелому» оборудованию, у вендоров, поставляющих этот товар на российский рынок, есть свой достаточно обширный партнерский пул: системные интеграторы и корпоративные поставщики. И с каждым годом численность компаний, продающих этот товар, только увеличивается. В этом году в голосовании по данной номинации приняло участие 70% респондентов. (Напомним, что два года назад желающих оценить работу производителей СХД было гораздо меньше — около 42%.) Отметим, что эта продуктовая категория стала девятой в рейтинге популярности у участников опроса.
Претенденты
Два года назад на звание «Чемпион российского ИТ-канала» в номинации «Системы хранения данных» претендовали 12 компаний. Тогда в итоговый протокол попали только семь компаний: EMC, Fujitsu Siemens Computers, Hitachi Data Systems, HP, IBM, Intel, Sun Microsystems, «Аквариус». Остальные претенденты не смогли набрать необходимого числа голосов.
На этот раз в исходный список были включены девять вендоров, но реселлеры расширили его до 11 компаний: Dell, EMC, Fujitsu Technology Solutions, Hitachi Data Systems, HP, Huawei Symantec, IBM, Intel, Network Appliance (NetApp), Sun Microsystems, «Аквариус».
Перешагнуть порог канальности смогли только восемь производителей: Dell, EMC, Fujitsu Technology Solutions, HP, IBM, Intel, Network Appliance (NetApp), Sun Microsystems.
Как и два года назад, в группу лидеров не попала компания Sun Microsystems. Как мы уже отмечали в отчете об итогах рейтинга по номинации «Серверы», будущее этого бренда (не важно, в каких продуктовых линейках) сейчас прежде всего зависит от политики Oracle.
Еще две компании, не вошедшие в число лидеров, можно сказать, «выпали» из призовой пятерки: два года назад Fujitsu Technology Solutions (в 2008 г. — Fujitsu Siemens Computers) и Intel занимали (соответственно) четвертое и пятое места в данной номинации.
Отметим, что оба производителя уделяют большое внимание системам хранения данных. И все же наши респонденты посчитали их не самыми успешными (с точки зрения работы с каналом) игроками в данном сегменте ИТ-рынка.
И это несмотря на то, что, например, Fujitsu Technology Solutions после реорганизации (в 2009 г.) изменила стратегию развития и сделала основной акцент на продвижении продуктов для корпоративных клиентов.
«Новая стратегия предусматривала сосредоточение усилий на развитии и продвижении решений „динамической инфраструктуры“ для ЦОДов корпоративных заказчиков, начиная от средних компаний и кончая крупными корпорациями», — отмечает2 Нив Спелман, старший вице-президент Fujitsu Technology Solutions по продажам на развивающихся рынках. Ладислав Оренич, старший директор Fujitsu Technology Solutions по клиентским решениям и по работе с партнерами на развивающихся рынках, подчеркнул: «Чтобы полнее удовлетворять нужды корпоративных клиентов, мы выстраиваем «клиентоцентричную» систему управления, которая помогает нашим партнерам понимать запросы клиентов и развивать их бизнес, предлагая решения Fujitsu как фундамент инфраструктуры ИТ»3. Кроме того, он напомнил об определенных изменениях в программе — сейчас основное внимание вендор уделяет обучению и сертификации партнеров. По его словам, эти знания помогли партнерам с опережением планов FTS продавать и внедрять у заказчиков новые системы хранения данных ETERNUS DX. Но вот к победе в данной номинации эти шаги, увы, не приблизили. Возможно, потому, что прошло еще не очень много времени с момента реорганизации компании и объявления новой стратегии и партнеры просто не успели по достоинству оценить ее преимущества.
Представляем победителей
В пятерке лидеров два новичка (в 2008 г. эти вендоры даже не смогли переступить порог канальности): на пятом месте стоит компания Dell (оценка — 36,775 балла), а ступенькой выше с результатом 36,866 балла — Network Appliance (NetApp). Заметим, что разница в итоговых оценках очень мала — менее 0,1 балла.
Как мы уже отмечали в статье «Серверы», российское представительство Dell, обновив в марте 2010 г. программу4 работы с партнерами, сообщило, что теперь она реализуется отдельно для розничных продавцов, работающих с конечными пользователями, и партнеров, обслуживающих корпоративный сегмент рынка. Отметим, что в новой программе вендора появился статус «Сертифицированные партнеры по корпоративной архитектуре» (эти компании, как и дистрибьюторы, теперь работают с вендором напрямую). Этот статус получают системные интеграторы — поставщики решений для крупных корпоративных заказчиков, имеющие в своем штате квалифицированных сотрудников, способных реализовывать масштабные проекты с использованием всего ассортимента (ПК, серверов, СХД). Естественно, что подобная прямая поддержка со стороны производителя повышает лояльность партнера к определенной марке оборудования. Главное, чтобы другие участники канала не чувствовали себя обделенными вниманием вендора, иначе его оценки, как канальной компании, могут резко измениться не в лучшую сторону.
И конечно, необходимо упомянуть о покупке Dell в 2008 г. компании EqualLogic. Как отмечают аналитики, это приобретение «дало Dell сильную базу для игры в сегменте СХД средней мощности».
О запуске нового этапа общемировой партнерской программы NetApp Partner Program (ранее VIP Program) объявила5 в середине 2009 г. и компания NetApp. Отмечается, что смена названия отражает и перемену в структуре: теперь программа NetApp официально охватывает всех торговых партнеров (включая OEM). А год спустя, летом 2010 г., было объявлено6 о расширении действия партнерской программы: теперь в систему партнеров NetApp включены поставщики услуг. Согласно официальному сообщению, главная задача программы — укрепить отношения между NetApp и ее основными партнерами из числа поставщиков услуг и реселлеров (VAR). Возможно, за прошедшие после анонса программы четыре месяца ее преимущества смогли оценить далеко не все партнеры. Ведь по итогам голосования 2010 г. этому производителю поставили самые низкие оценки по критериям «Маркетинговая поддержка партнеров» и «Обучение и сертификация партнеров». А по критериям «Техническая поддержка партнеров» и «Сервисное обслуживание заказчиков» вендор оказался на предпоследнем месте. Однако, по нашему мнению, реселлеры по достоинству оценили усилия вендора.
В рейтинге CRN/RE второй раз подряд EMC досталось только третье место. Впрочем, ее отрыв от ближайшего преследователя составил 3,173 балла (итоговая оценка ЕМС равна 40,039 балла). Наши респонденты признают: у этого вендора самые лучшие показатели по критерию «Прибыльность продукции» (6,246 балла). Что касается критерия «Соотношение цена/качество», то партнеры поставили компании самую низкую (из пяти лидеров) оценку — 5,733 балла.
На первое и второе места вновь поднялись компании, хорошо известные на российском ИТ-рынке не только продажами СХД. И, судя по всему, «корпоративный стандарт» в работе с партнерами, который используется для других видов продуктов, дал хороший результат и в этой номинации.
По итогам опроса 2010 г. лидеры поменялись местами. В 2008 г. IBM, занимавшая первую строчку рейтинга, опередила НР лишь на 0,691 балла. На этот раз НР удалось не только «отыграть» эту разницу, но и закрепить результат, набрав на 2,023 балла больше конкурента (итоговая оценка IBM — 41,689 балла, НР — 43,713 балла).
Отметим, что респонденты отдали IBM первенство в критерии «Соотношение цена/качество» (6,305 балла). По остальным шести критериям (напомним, по прибыльности продукции лучшей признана ЕМС) победу одержал лидер 2010 г. — компания НР.
И, чтобы завершить разговор об HP как о победителе в номинации «СХД», напомним, что несколько месяцев назад вендор выиграл ожесточенное сражение7 с Dell за приобретение 3Par. Купив 3Par, отмечают аналитики, HP сможет предложить корпоративные СХД, построенные с использованием принадлежащей ей интеллектуальной собственности с более высокой маржой. Более того, теоретически HP могла бы со временем заняться интеграцией технологии 3Par в другие свои линейки СХД, устранив одну из главных жалоб заказчиков: ни один из крупных вендоров СХД, за исключением NetApp, не предлагает единую технологию хранения во всем спектре своих продуктов.
Критерии и оценки
Самым важным критерием работы вендора реселлеры считают «Качество продукции». Респонденты поставили этому критерию 0,844 балла. Отметим, что и в рейтинге 2008 г. этот критерий оказался для партнеров самым значимым, но тогда он получил более высокую оценку — 0,947 балла.
Наименее значимый критерий — «Активность в продвижении продукции» — 0,576 балла. Это самая низкая оценка данного критерия во всем рейтинге. В 2008 г. «Активность» оценивалась наименьшим баллом (0,64) в данной номинации.
1 https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=39160. На момент подготовки номера редакция не располагала более свежими данными.
2 https://www.novostiitkanala.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=40811
3 https://www.novostiitkanala.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=40177
4 https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=39803
5 https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=28652
6 https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=39589
7 https://www.novostiitkanala.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=43367