Подписано окончательное соглашение, по которому HP заплатит за компанию 3Par приблизительно 2,35 млрд. долл., положив тем самым конец соперничеству с Dell, которое продолжалось с середины августа 2010 г. после первоначальной оферты Dell в размере 1,15 млрд. долл. 2 сентября представители Dell заявили, что не будут далее повышать цену за 3Par, после того как HP предложила 2,35 млрд. долл. 3Par аннулировала соглашение о покупке с Dell и выплатила последней неустойку 72 млн. долл.
«Мы избрали для себя взвешенный подход и решили закончить переговоры», — сказал Дейв Джонсон, старший вице-президент по корпоративной стратегии Dell.
Покупка 3Par была важна для обеих компаний, которые нацелены на сервисы в «облаке» и стремятся подкрепить свое предложение корпоративных СХД.
3Par — компания из Фримонта (шт. Калифорния, США), разработчик матриц хранения корпоративного класса, включающих такие функции, как кластеризация, многоуровневое хранение и «тонкое» предоставление ресурсов, которое позволяет сконфигурировать приложения с большей емкостью хранения, чем физически доступно.
Дейв Донателли, исполнительный вице-президент HP и генеральный директор по корпоративным серверам, СХД и сетевому оборудованию, сказал, что компания намерена инвестировать в технологию 3Par. «HP и 3Par — это выигрышная комбинация, которая ускорит стратегию конвергентной инфраструктуры HP», — сказал Донателли.
Дэвид Скотт, президент и главный управляющий 3Par, подчеркнул: «После приобретения нашей компании HP технологии 3Par получат дальнейшее развитие через инвестиции и выход на новых заказчиков по всему миру».
HP ожидает завершения процедуры покупки до конца 2010 г.
Победители и проигравшие
Марк Гонсалес, президент VAR-компании Nth Generation Computing и бывший руководитель бизнеса СХД в HP, напомнил, что цель HP — побеждать. «Если HP не может выиграть сделку, то задержит покупку Dell. А если не сможет задержать Dell, то выжжет землю и заставит Dell выложить как можно больше наличности. Это блестящий ход со стороны HP», — говорил Гонсалес, пока борьба между HP и Dell за 3Par была в разгаре.
Но дело не только в перетягивании каната с Dell. Когда HP продает матрицы Hitachi своим корпоративным клиентам, они нередко задают вопрос: а чем это отличается от СХД Hitachi? «И вот вместо малоприбыльного продукта HP получает свою собственную технологию и продукт с более высокой маржой от 3Par», — сказал он.
HP, выиграв борьбу, может связать Dell на нескольких фронтах. Во-первых, Dell не получит технологию 3Par, и, следовательно, ее выход на корпоративный рынок хранения задержится. Это будет означать, что Dell придется искать другой объект для покупки, что довольно трудно, учитывая дефицит потенциальных кандидатов.
Кроме того, объявив о своих намерениях в отношении 3Par, Dell послала сигнал своему партнеру EMC, что подыскивает альтернативу. Это всё равно как «чья-то подруга-брюнетка обнаружила бы вдруг волосы блондинки на деловом костюме своего ухажера», пишет CRN/США.
От того, что сделка HP — 3Par состоялась, теряет и Hitachi, которая является партнером HP и изготавливает для нее СХД серии XP в рамках долгосрочного OEM-договора. Купив 3Par, HP сможет предложить корпоративные СХД, построенные с использованием принадлежащей ей интеллектуальной собственности с более высокой маржой. Более того, теоретически HP могла бы со временем заняться интеграцией технологии 3Par в другие свои линейки СХД, устранив одну из главных жалоб заказчиков: ни один из крупных вендоров СХД, за исключением NetApp, не предлагает единую технологию хранения во всем спектре своих продуктов.
Единственный выигрыш Dell от сорвавшейся сделки — 72 млн. долл. отступных, которые она получит от 3Par.
Говорят партнеры
Одна из трудностей, с которыми сталкивается HP, это необходимость грамотно выстроить весь свой арсенал СХД, говорит Гонсалес. HP уже имеет множество отдельных точечных продуктов на этом рынке, в том числе линейки MSA, EVA, LeftHand, NAS-серверы на базе Windows, NAS-устройства на базе IBRIX и серию XP, а теперь добавит еще 3Par. «Продуктов много, но я не вижу действительно всеохватывающей, согласованной стратегии СХД, как, например, Unified Storage у NetApp, которая включает весь портфель ее продуктов», — сказал он. Главная задача для HP — сохранить свой текущий доход и маржу в ожидании, пока ее СХД для конвергентной инфраструктуры наберут достаточно силы, чтобы это сказалось в доле рынка и валовых показателях, полагает Гонсалес.
3Par даст HP хорошее решение и для «облака», к тому же ее продукты весьма конкурентоспособны, утверждает Дейв Батлер, президент компании Enterprise Computing Solutions, поставщика решений и партнера HP. HP стремится покупать самую лучшую технологию, и 3Par не исключение, считает Батлер. Задача теперь в том, чтобы интегрировать ее с уже имеющимися предложениями.
«HP покупает технологию и интегрирует ее в свою общую стратегию, — отмечает Батлер. — Для нас, как партнера HP, всегда стоит вопрос, когда следует предложить EVA, XP, LeftHand и так далее. HP много работает над тем, чтобы прояснить это». Батлер сравнил последующую интеграцию 3Par с интеграцией 3Com.
Покупка 3Par выгодна для обеих сторон и для канала, считает Джон Мерфи, исполнительный вице-президент компании Advanced Systems Group, поставщика решений и партнера HP. Его компания продавала продукты 3Par несколько лет назад. «У них хорошая технология, но нет модели работы с каналом, — сказал он. — У нас где-то еще лежит табличка реселлера 3Par, надо смахнуть с нее пыль». Теперь, войдя в состав HP, 3Par может наконец предложить свою технологию каналу, говорит Мерфи.
Джейми Шепард, исполнительный вице-президент по ИТ-решениям компании ICI, поставщика решений и партнера соперников HP — EMC и Cisco, — назвал покупку хорошим шагом для HP и ее заказчиков. Эта покупка выводит соперничество между HP и EMC на совершенно новый уровень, пояснил Шепард. EMC сотрудничает с Cisco и VMware в рамках коалиции VCE, разрабатывая стратегию унифицированного хранения данных.
«HP собирает воедино интегрированную платформу, тогда как EMC сводит между собой лучшие в своем классе решения, — сказал Шепард. — У нас будет фора в шесть месяцев с HP, пока альянс EMC — VMware продолжает расти».
Аналитики считают, что HP слишком переплатила за 3Par
Теоретически любая компания стоит тех денег, которые готов заплатить за нее покупатель, но в случае с 3Par предложенная цена была неоправданно высока, отмечают многие аналитики.
Если исходить из предыстории покупок и слияний в ИТ-отрасли, то HP, вероятно, «переплатила более 1 млрд. долл.», считает Reuters. HP заплатила примерно десятикратную стоимость годовых продаж 3Par, тогда как обычно такое превышение составляет около 40%, пишет агентство.
Ашок Кумар, старший аналитик по ИТ из Rodman & Renshaw LLC, сказал, что трудно оправдать цену, выплаченную за 3Par: «Это более 3 млн. долл. в расчете на каждого служащего. Для сравнения: сегодня 3Par имеет около 5% доли рынка в самом верхнем сегменте, и чтобы эта переплата окупилась, HP должна увеличить их долю рынка почти до 25%, или около 1,5 млрд. долл. дохода, что в 5 раз превышает прогнозируемый темп роста. И всё это должно произойти за счет IBM, EMC, Hitachi».
Аналитики Raymond James and Associates также сказали, что HP «значительно переплачивает» за 3Par. «Мы полагаем, что одна из главных причин, по которой HP купила 3Par с такой высокой переплатой, это получить IP вкупе с ее многоуровневой и мультихостинговой функциональностью. Эти две технологии чрезвычайно важны для выхода на развивающийся рынок сервисов „в облаке“, и кроме того, этих функций сейчас не хватает линейке матриц HP EVA», — пишет Брайан Алегзандер, исполнительный директор Raymond James and Associates.
Возможности для Dell
Что касается Dell, то опасения за будущее ее бизнеса СХД преждевременны, у компании есть достаточно других возможностей, чтобы стать игроком на рынке конвергентных сетей.
В списке потенциальных объектов покупки — несколько компаний, которые помогут ей серьезно претендовать на рынок корпоративных СХД. Dell может также заключить реселлерское или OEM-соглашение с другим вендором СХД либо купить новых игроков на рынке виртуализации хранения, что поможет подкрепить эту часть ее бизнеса.
Среди потенциальных объектов покупки, чаще всего упоминаемых обозревателями отрасли, названы Compellent, Isilon, CommVault и Brocade. Однако ни одна из этих компаний не решает в полной мере задачу превращения Dell в вендора корпоративных СХД. Поставщики решений предлагают свой список потенциальных покупок: Xiotech, Hitachi и некоторые новички на рынке виртуализации хранения.
Единственный недопустимый для Dell вариант — не делать ничего.
При подготовке статьи использовались материалы CRN/США.