В 2009 г. финансовое положение компании AMD существенно улучшилось: завершилась сделка по продаже заводов инвестору ATIC, были урегулированы все спорные отношения с Intel, которая выплатила AMD 1,25 млрд. долл. Об изменениях, произошедших в компании, и о планах AMD на ближайшее время обозреватель CRN/RE Владимир Смирнов беседует с главой представительства Александром Беленьким.
CRN/RE: Что изменилось в структуре, направлениях деятельности и политике компании на рынке за 2009–2010 гг.?
Александр Беленький: Прежде всего следует сказать, что кардинально изменилась стратегия и бизнес-модель. Это связано, во-первых, с тем, что AMD больше не является производственной компанией. После сделки с ATIC главной задачей AMD стала разработка и продажа инновационных продуктов.
Другим значительным изменением стала организационная трансформация AMD, цель которой — переход к выпуску принципиально новых продуктов под названием Fusion — Accelerated Processing Units (APU), которые объединяют в себе функции центральных (ЦП) х86 и графических процессоров (ГП). Если раньше у нас были подразделения, занимавшиеся отдельно проектированием ЦП и ГП, то в процессе перестройки эти подразделения были объединены, как и отделы, занимавшиеся маркетингом этих продуктов.
Кроме того, мы выступили с инициативой VISION, которая изменила систему маркетинга продуктов (ноутбуки и настольные ПК) для конечных покупателей: мы перестали делать акцент на характеристиках их ЦП и ГП и перешли к маркетингу готовых платформ на их основе, в которых потребительские функции процессоров и графических решений представляются интегрально.
Эти изменения произошли параллельно с переходом к очень жесткой продуктовой и финансовой дисциплине — в последний год мы выпустили много новых высококлассных продуктов (всегда в запланированный срок и даже раньше) и демонстрировали результаты финансовой деятельности, которые отвечали ожиданиям Уолл-стрит. Благодаря соглашению с Intel нам удалось существенно выправить свое финансовое состояние — уменьшить долговую нагрузку и увеличить операционную наличность.
Резюмируя, могу сказать, что AMD сейчас — это компания с большими перспективами, не похожая на AMD начала 2009 г.
CRN/RE: Получила ли компания реальные выгоды от приобретения три года назад ATI, которое было связано с большими финансовыми проблемами?
А. Б.: Покупка ATI была стратегически правильным решением AMD. В свое время Петр I сказал, что «всякий государь, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». Перефразируя его, можно сказать, что с приобретением ATI, даже значительно ухудшая свое финансовое положение и увеличивая долговую нагрузку, AMD перестала быть «однорукой» — нам нужны полноценные перспективные решения (ими должны стать APU Fujion), которые позволят использовать весь потенциал, имеющийся в ЦП и в графических технологиях. Кроме того, опыт ATI, у которой не было своих заводов и которая выпускала ГП исключительно на площадях контрактных производителей, способствовал изменению бизнес-модели AMD.
Приобретение ATI преобразило AMD, которая стала единственным на рынке «двуруким» производителем в отличие от двух своих основных конкурентов, каждый из которых обладает очень сильной экспертизой, но только в одной области ИТ. Поэтому мы считаем, что накопленный опыт разработки в двух видах технологий — ЦП и ГП — является нашим конкурентным преимуществом. Ведь сейчас существенно изменились условия использования современного ПК, в котором на первый план выходит не обработка текстов и отправка писем по электронной почте, а визуализация — работа с фото и видео, просмотр видео в Интернете, то есть роль графических технологий многократно возросла. Это принципиальный момент, и AMD, обладающая технологиями ATI, теперь может предложить пользователям широкий спектр готовых решений, отвечающих их запросам в области качественной обработки графики.
При этом нас поддержали многие ОЕМ-производители готовых систем. Lenovo выпустила модели знаменитых ThinkPad для корпоративных пользователей с использованием графики ATI. Sony, которая на 5 лет «забыла» о нас, сейчас также внедрила ГП ATI в свои ноутбуки, которые уже продаются в России. Наконец, Apple в последних моделях настольных ПК iMac и Mac Pro использовала графические решения ATI Radeon. По открытым данным Mercury Research, во II квартале 2010 г. доля систем дискретной графики ATI, поставленных мировым производителям компьютеров (более 16 млн. ГП), составила 51%, и мы намерены ее увеличивать.
CRN/RE: В последнее время появляется много инициатив относительно применения ГП в системах для высокопроизводительных вычислений...
А. Б.: Нужно сказать, что современные ЦП и ГП представляют две принципиально разные архитектуры, которые оптимизированы для решения разных задач — архитектура х86 для обработки последовательных команд и архитектура распараллеливаемой векторной обработки. Использование ГП в вычислительных системах оказывается неоптимальным и невыгодным для систем, предназначенных для последовательной обработки, хотя, и я хочу это подчеркнуть, для определенного класса задач, где возможно распараллеливание, их применение дает сразу значительный прирост производительности. Что касается перспектив применения наших ГП, то должен сказать, что в Китае уже создан суперкомпьютер, построенный на ГП ATI, который в мировом рейтинге Тор 500 занял 7-ю позицию.
CRN/RE: Изменилась ли стратегия AMD на рынке корпоративных заказчиков? Что нового смогла предложить им компания в последнее время?
А. Б.: Подобно тому, как с выпуском в свое время многоядерных Opteron AMD изменила структуру серверного рынка, так и в 2010 г. с новым позиционированием она вновь сделала это.
Основой вычислительных систем в ИТ-инфраструктуре заказчиков являются серверные системы, и ранее этот сегмент рынка ИТ традиционно делился на 1-, 2-, 4- и 8-процессорные устройства. Причем существовал «налог 4P», когда ЦП для 4- и 8-процессорных систем стоили значительно дороже, чем ЦП для 1- и 2-процессорных.
В этом году AMD решила по-новому сегментировать серверный рынок, разработала и предложила две архитектуры ЦП для двух классов серверных решений.
Весной 2010 г. была выпущена платформа Opteron 6000 в архитектуре x86 с первыми в мире 8- и 12-ядерными ЦП, которая позволяет создавать системы, вполне конкурентоспособные по энергопотреблению, но способные обеспечить максимальную «производительность» с высокой масштабируемостью для многопоточной обработки задач. Теперь изготовители могут выпускать высокопроизводительные как 2-процессорные, так и 4-процессорные серверы (напольные, стоечные и blade) на основе Opteron 6000 с 8 и 12 ядрами — самое мощное устройство может использовать 48 процессорных ядер. При этом мы отменили «налог 4P» — одни и те же процессоры могут использоваться в 2- и 4-процессорных системах и продаются по одинаковым ценам, что значительно улучшило соотношение цена/производительность.
Вторая серия ЦП Opteron 4000 (появилась летом 2010 г. в результате нового позиционирования AMD) при достаточно высокой производительности оптимизирована с точки зрения потребляемой электроэнергии. Эта серверная платформа разрабатывалась для требований «облачных» вычислений, ЦОДов с высокой масштабируемостью, а также для заказчиков из СМБ, нуждающихся в гибких, надежных и энергосберегающих 1- и 2-процессорных системах.
Наши ведущие ОЕМ-партнеры по достоинству оценили новый подход AMD: на рынке, в том числе на российском, появилось множество моделей серверов.
CRN/RE: В 2009 г. AMD представила технологию VISION. Какую роль эта технология играет в продажах компьютеров для конечных потребителей и для корпоративных заказчиков?
А. Б.: Как я уже отметил, AMD изменила маркетинг своих продуктов, а VISION — это маркетинговая технология по представлению на рынке компьютерных технологий. По нашему мнению, рынок устал от обилия сложных названий и технических характеристик компьютеров, которые были нужны только профессионалам, покупавшим ПК 5–10 лет назад. Сейчас клиенты покупают компьютеры подобно телевизорам и холодильникам, для таких покупателей не только номер ЦП, но и обозначение модели компьютера — «тайна за семью печатями». Поэтому мы решили взглянуть на рынок по-новому и маркетировать товар тоже по-новому, понятным для клиента образом.
Если мы говорим, что ЦП и ГП в компьютере «живут вместе», обеспечивая определенные пользовательские возможности, то должны быть последовательными, предельно просто объясняя клиентам, что они могут получить от того или иного ПК. Мы ввели несколько категорий VISION, которым отвечает конкретный ПК, — для работы, для просмотра видео, для игр, и этот подход был одобрен нашими партнерами — розничными продавцами, которые давно просили: «Сделайте выбор проще!».
CRN/RE: По оценкам некоторых аналитиков, во II квартале доля ноутбуков на базе AMD начала расти. За счет чего?
А. Б.: После анонса в мае 2010 г. двух новых мобильных платформ для массовых ноутбуков (кодовое название Danube) и для «тонких и легких» ноутбуков (Nile), по мнению одного из экспертов, на рынке стало больше моделей ноутбуков на базе AMD, чем их было выпущено за все предыдущие годы. Действительно, в сегменте массовых ноутбуков появилось более 100 моделей.
Ведь для пользователей важно, чтобы ноутбук обладал высокой производительностью и продолжительным временем автономной работы. Для массовых ноутбуков мы предложили 3- и 4-ядерные ЦП, высокопроизводительную графику и применили собственную технологию, увеличивающую срок их работы от батарей до 7 часов. Это позволило дифференцировать те ноутбуки, которые выпустили наши ОЕМ-партнеры, от моделей конкурентов — ведь все хотят, чтобы их продукты отличались не только цветом корпуса. Новая платформа также позволила расширить наше присутствие в сегменте «тонких и легких» устройств. К новым ноутбукам на базе AMD проявили большой интерес и крупные российские розничные сети, которые стремились получить интересные продукты в сезон роста продаж «снова в школу». В то же время все новые модели ноутбуков хорошо вписывались в нашу маркетинговую технологию VISION, что также помогло их продвигать — по нашим оценкам, во II квартале доля мобильных ПК на базе AMD на российском рынке превысила 20% и продолжает расти.
В этом году мы приняли решение сконцентрировать свои усилия на массовых моделях мобильных ПК: здесь мы можем предложить эффективные решения. Пока наши продукты не присутствуют в сегменте «классических» нетбуков, но недавно мы представили концепцию двух новых процессорных архитектур, одна из которых, Bobcat, нацелена на создание малопотребляющих моделей мобильных систем, в том числе и нетбуков. Поэтому в 2011 г. мы планируем выпустить решения, которые позволят AMD расширить свое присутствие в сегментах «тонких и легких» ноутбуков и нетбуков.
CRN/RE: В последнее время аналитики отмечают рост продаж компьютеров для СМБ. Что может предложить таким клиентам AMD?
А. Б.: Действительно, первым после кризиса стал восстанавливаться потребительский рынок, а затем и рынок СМБ. Для последнего нужны ПК, которые сочетают в себе возможности потребительских систем, а также управляемость и защиту, присущие корпоративным решениям. Они продаются в основном в коммерческом канале продаж. Мы работаем с глобальными ОЕМ-производителями, с тем чтобы на российском рынке появились специальные решения для клиентов СМБ. Так, Lenovo выпустила новую серию ThinkPad Edge на базе ЦП AMD, подобные модели появились у Acer, ASUS, HP и других вендоров.
Вместе с производителями готовых решений мы начали работу с каналом продаж в дополнение к той работе с клиентами СМБ, которую мы вели с локальными сборщиками. Мы стремимся использовать инструменты, проверенные нами в канале продаж компонентов, в канале коммерческих реселлеров, но впереди еще много работы.
CRN/RE: Как развивается программа поддержки партнеров Fusion Partner Program (FPP)?
А. Б.: Особенностью программы FPP стало объединение всех каналов продаж — потому она называется Fusion. В России программа объединяет всех участников нашего канала продаж компонентов. Ранее у нас были партнеры, которые закупали отдельно ЦП или графические решения. Сейчас благодаря новым условиям поддержки те и другие расширили свои продуктовые предложения и стали продвигать и ЦП, и графические ускорители ATI.
Сейчас мы распространяем программу FPP на канал коммерческих реселлеров и розничных продавцов, а также планируем привлечь к продаже готовых продуктов зарубежных вендоров (в том числе для клиентов СМБ) российских сборщиков — наших партнеров. Список участников этой программы расширился — если в начале года она охватывала около 20 партнерских компаний, то сейчас их уже более 30.
CRN/RE: Какие цели ставит компания на ближайший год? Что стоит за объявлениями о разработке новых процессоров — малопотребляющих Bobcat и высокопроизводительных Bulldozer, и APU AMD Fusion? Какие выгоды получат клиенты от появления систем на основе этих процессоров?
А. Б.: На 2010 г. мы ставили следующие задачи: трансформация бизнес-модели, вывод на рынок конкурентоспособных платформ, расширение количества готовых решений, выпускаемых ОЕМ-партнерами. Ожидаю, что эти цели сохранятся и в 2011 г., и все они будут отвечать термину Fusion — «объединение». Так, изменение структуры компании и слияние основных подразделений можно назвать Fusion.
Новые продукты, которые мы выпустим в первом полугодии 2011 г., будут нацелены на переход к поставкам APU Fusion, интегрирующих в себе ЦП и ГП. Новая архитектура Bobcat позволит нам расширить присутствие в сегментах «тонких и легких» ноутбуков и нетбуков, в которых будут созданы комфортные условия обработки видео высокой четкости, пока реализуемые только в ПК. Другая архитектура, Bulldozer, поможет нам вывести на рынок новые по функционалу высокопроизводительные решения для настольных ПК и серверов. Чтобы в будущем получить реальный прирост производительности от интеграции ЦП и ГП в будущих APU, в структуре AMD создали венчурное подразделение, которое будет помогать разработчикам ПО в создании и модификации программных продуктов.