В конце августа 2010 г. в старинном Суздале компания отпраздновала 20-летие официального присутствия в нашей стране.
Московское представительство компании Epson открылось 12 июля 1990 г. Тогда в его составе было всего три человека: глава офиса (естественно, японец), водитель и секретарь. Первыми официальными поставками в страну (еще СССР) были, конечно, матричные принтеры, в те годы основная продукция японского вендора.
По данным московского офиса, за 20 лет в России и других странах СНГ пользователи приобрели более 12 млн. различных устройств с маркой Epson, из которых около 50% — струйные принтеры (включая широкоформатные) и МФУ.
Историю развития бизнеса Epson в нашей стране можно разделить на два этапа, считает Ольга Подколзина, директор по маркетингу московского представительства Epson Europe B.V. (кстати, работающая в компании уже 10 лет).
Первый этап (1990–2000 гг.) — это становление московского представительства: отладка логистической системы, организация работы с дистрибьюторами и системы сервиса на территории России, налаживание маркетинга и т. д.
Второй этап (2000–2010 гг.) — качественное развитие. Его основные черты, по ее словам, это совершенствование имеющейся стабильной системы поставки продукции, усиление присутствия вендора в регионах России и других странах СНГ, организация сервиса в других странах СНГ, обеспечение мощной маркетинговой поддержки, налаживание прямого общения с конечными пользователями, повышение узнаваемости марки.
Ну и, конечно же, всестороннее развитие каналов сбыта, включая создание системы авторизации дилеров, усиление присутствия в рознице, включая федеральные торговые сети, развитие корпоративного канала, в том числе в образовательном и банковском сегментах, выход на конечных заказчиков и т. д.
Сейчас в России и СНГ работают 523 авторизованных торговых партнера Epson. Среди них 10 дистрибьюторов (не пересекающихся по странам) — это «надежные, проверенные партнеры, с большинством из которых мы работаем уже около 20 лет», говорит Ольга Подколзина. Остальные — авторизованные партнеры второго уровня, сеть которых существует уже около 8 лет. По мере расширения бизнеса Epson, в частности с появлением новых категорий продуктов, расширяется и круг партнеров. Но важно, подчеркивают в компании, что большинство из них — стабильные, много лет взаимодействующие с Epson.
В настоящее время развитием бизнеса Epson в странах СНГ занимаются 150 человек, из которых лишь треть находится в Москве, остальные в регионах России, в представительствах в Киеве (открыто в 2005 г.) и Алма-Ате (открыто в 2007 г.).
На российский рынок поставляются более 50 моделей устройств для дома (в основном струйных принтеров; а ведь 20 лет назад даже понятия «домашний принтер» не существовало) и более 100 моделей устройств для бизнеса.
Раньше структура продаж Epson в России, как и во всем мире, была простой, вспоминает Ольга Подколзина: «матрица» — 40%, домашняя «струйка» и сканеры — 60%. С «возрастом», по мере появления в ассортименте вендора новых категорий устройств, она усложнилась. Прежде всего росла доля продуктов для коммерческих и профессиональных пользователей — лазерных принтеров и МФУ, широкоформатных принтеров, проекторов, бизнес-сканеров и др. В денежном выражении в структуре продаж в России, по данным компании, около 50% составляют устройства для дома и расходные материалы и около 50% — решения для бизнеса, включая матричные принтеры, лазерные принтеры и МФУ, широкоформатные принтеры, термомодульные принтеры, печатающие механизмы, бизнес-сканеры и проекторы.
В кризис сильно пострадали все сегменты российского ИТ-рынка, в которых присутствует продукция Epson. Так, по данным ITResearch, в 2009 г. объемы продаж принтеров и настольных МФУ, а также мультимедийных проекторов сократились в денежном выражении примерно на 40%. Продажи Epson тоже снизились, к счастью, в значительно меньшей степени.
«Мы выстояли, и достойно, — говорит Ольга Подколзина. — Не потеряли канал и партнеров — спасибо им за надежную работу! Не сокращали сотрудников, наоборот, усилили свои позиции в регионах и странах СНГ. Использовали кризис для совершенствования бизнес-процессов, развития сервиса».
Но дно кризиса пройдено, начиная с IV квартала 2009 г. динамика продаж, в частности на рынке устройств печати, уже положительная. Как сообщают в компании, во II квартале продажи Epson увеличились на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Мы стали первыми по проекторам в нескольких последних кварталах, в том числе во II квартале 2010 г. В наших ближайших планах — укрепить лидерство и усилить отрыв от конкурентов», — продолжает она. Напомним: впервые компания вышла на первое место по продажам проекторов в России в 2008 г. (на мировом рынке, по данным агентства FutureSource, она лидирует с 2001 г.). Одна из основных задач московского офиса в текущем году — активное развитие корпоративного сегмента во всех регионах России и странах СНГ. С этой целью ведется поиск новых, эффективных партнеров в этом сегменте рынка, усилен корпоративный отдел, налаживается работа с конечными заказчиками.
Другая важная задача — развитие проекционного направления, что связано и с появлением новых категорий продуктов. Формируется более широкий канал сбыта проекционной техники, в который вовлекаются и новые дилеры с рынка аудиовидеотехники.
Epson традиционно ориентируется в основном на собственные оригинальные технологии, такие как MicroPiezo в струйной печати и 3LCD в производстве проекторов. Компания намерена развивать эти технологии и расширять свое присутствие в соответствующих сегментах рынка: печатной техники — от домашних принтеров до промышленных устройств; проекторов — от суперкомпактных моделей до сверхъярких инсталляционных аппаратов.
Особое внимание сейчас уделяется разработке продуктов для медицинских и образовательных учреждений, а также устройств отображения информации для работы под открытым небом и в экстремальных условиях эксплуатации.
А уже этой осенью Epson представит проектор в новом для компании сегменте домашних кинотеатров класса премиум.