В прошлогоднем обзоре, посвященном российскому рынку сетевого оборудования в 2010 г., был опубликован прогноз руководителей компаний на 2011 г. (см. Спецвыпуск CRN/RE № 2/2011). Они предсказывали стабильное и поступательное развитие данного сегмента. Надо сказать, что их ожидания подтвердились. С высокой точностью были названы даже проценты роста. В зависимости от сферы деятельности фирмы и специфики бизнеса указывались цифры от 10–20% до 60%.
Как отметил Константин Сидоров, президент группы компаний RRC, минувший год стал очень удачным как для всего рынка, так и для его компании. «Мы выросли в России более чем на 50%. При этом, по моим оценкам, рынок прибавлял 20–25%, — сказал он. — 2011 г. — первый после кризиса, когда рынок полностью оправился от шока 2008–2009 гг.». Артем Гусев, менеджер по продукции компании OCS, отмечает, что по сравнению с 2010 г. рост, безусловно, был. Причем если по числу проданных изделий объемы поставок увеличились примерно на 30%, то в деньгах несколько меньше — порядка 20%. Это происходит потому, что конкуренция заставляет вендоров снижать цены. Похожую оценку дает и Антон Лукьянов, директор по закупкам компании MERLION. По его словам, в деньгах общий объем рынка сетевого оборудования увеличился примерно на 30%. Лукьянов связывает это с быстрым развитием сегмента SOHO и товарной группы решений для «последней мили». Но гораздо больший рост — на 45% наблюдался в штучном выражении. Константин Хараузов, менеджер по продукции D-Link компании «Тайле», сообщил, что объем поставок в денежном эквиваленте вырос на 15%, в штучном на 40–45%.
«Активно развивался розничный сегмент. Показал хорошую динамику и сегмент проектов в операторском бизнесе, сопровождаясь реорганизацией и укрупнением игроков, — добавил Игорь Белоусов, исполнительный директор компании «Тайле». — Начала подниматься и системная интеграция».
«В прошлом году не было „великих прорывов», — говорит Сергей Васюк, глава российского офиса D-Link. — В денежном выражении оборот компании D-Link в России составил 210 млн. долл., что на 22% больше, чем в 2010 г.». Вторая половина 2011-го и начало 2012 г., напомнил Артем Гусев, ознаменовались бурной подготовкой к выборам. Кампания по организация сети каналов связи всероссийского масштаба, несомненно, способствовала развитию бизнеса многих игроков ИТ-рынка. Природные катаклизмы 2011 г. в Японии, где производится часть комплектующих, безусловно, создали некий дефицит продукции, но, по словам Гусева, партнеры OCS этого не почувствовали.
Специалисты большинства фирм склоняются к тому, что объем рынка сетевого оборудования увеличился в прошлом году на 20–25%. Об этом говорят Сергей Саакян, менеджер по продукции компании NETLAB, и Сергей Лапко, директор департамента «Сети и телекоммуникации» компании «Марвел». «В ряде сегментов наблюдался весьма консервативный рост, однако за счет спроса, связанного с активным развитием смежных рынков, некоторые технологические линейки показали неплохие результаты, — добавил Сергей Лапко. — С нашей точки зрения, объем бизнеса в 2011 г. превзошел докризисный, однако темпы роста не столь высоки, как, например, в 2005–2007 гг.».
«По нашим оценкам, рынок в 2011 г. увеличился на 25%, при этом доля ASUS росла быстрее рынка. Данную тенденцию мы объясняем увеличением проникновения широкополосного высокоскоростного Интернета и повышением спроса на устройства среди конечных пользователей», — заявил Алексей Дегтярев, менеджер по продукции «Сетевое и беспроводное оборудование» представительства ASUS в России и СНГ.
Как сообщил Дмитрий Танюхин, глава московского офиса, продажи сетевого оборудования Netgear в России в 2011 г. выросли на 200% по сравнению с 2010 г. Совокупный рост продаж, который ожидался на уровне 60%, более чем в 3 раза превысил запланированный. Доля Netgear, по оценкам компании, выросла ориентировочно на 160–180%. Эти цифры резко выделяются на фоне среднерыночных показателей, но их легко объяснить: до сих пор объемы продаж оборудования Netgear были небольшими, поэтому рост в процентах получается внушительным.
А по мнению Михаила Коробко, руководителя департамента телекоммуникационных решений компании Landata, темпы роста рынка сетевого оборудования в 2011 г. были невысоки, и объем рынка увеличился не более чем на 10% по сравнению с 2010 г.
Лидер роста — потребительский сегмент
Представители большинства игроков сетевого рынка отмечают, что в прошлом году динамичнее всего развивались сегменты домашнего оборудования и конечных устройств. По словам Ильи Пономарева, директора по продажам и маркетингу ZyXEL Россия, устойчиво и заметно растет рынок абонентских устройств для подключения по выделенной линии Ethernet, которые в ZyXEL традиционно называют интернет-центрами. Объяснить это можно тем, что уровень проникновения Интернета на территории стран бывшего СССР еще не достиг и 50%, а если рассматривать реально быстрые подключения (от 10 Мбит/с и выше), — и того меньше. «Покупательная способность людей выросла, и они приобретают смартфоны, планшеты, ультрабуки, потенциал которых наиболее полно раскрывается в первую очередь при подключении к Интернету, — говорит Пономарев. — К этой же категории товаров можно отнести современные телевизоры. Люди понимают, что дом должен быть подключен к Интернету по надежной и быстрой линии, как минимум, по технологии xDSL, тем более что конкуренция среди интернет-провайдеров позволяет выбрать предложение на любой вкус: с IP-телевидением, IP-телефонией и т. п. И если раньше Интернет мог начинаться в доме с компьютера, то сейчас у многих первое интернет-устройство — это планшет, которому нужна постоянно подключенная домашняя „беспроводная база“, то есть точка доступа Wi-Fi, входящая в интернет-центр».
Комментируя ситуацию на рынке, Сергей Васюк подчеркнул, что наибольший рост продаж был отмечен в сегменте клиентского оборудования широкополосного доступа. «Доля клиентского оборудования в общем объеме продаж компании увеличилась с 16% в 2010 г. до 24% в 2011 г., — сказал он. — Стабильно высокой остается доля управляемых коммутаторов (в основном в сегменте Telco) — около 41%».
Артем Гусев также считает, что самый значительный рост был в сегменте оконечного оборудования. Одни из наиболее востребованных устройств — маршрутизаторы. «Уже практически в любом доме, а тем более в офисе, имеется интернет-подключение, и сейчас мы видим спрос на волне усовершенствований уже имеющихся подключений — увеличение количества устройств, подключаемых к сети (ноутбуки, смартфоны, планшеты), расширение функционала, повышение скорости интернет-подключения», — считает Артем Гусев. Разумеется, было сокращение продаж в сегментах, уходящих с рынка. Это морально или технологически устаревающие технологии, например ADSL-продукты, уже не удовлетворяющие запросам пользователей ни по скорости, ни по функционалу. Сократился спрос на неуправляемые коммутаторы. Сейчас коммутатор в большинстве случаев встроен в шлюз. Уходят в прошлое аналоговые модемы и сетевые адаптеры.
«Среди продуктовых сегментов, в которых работает Netgear, самый большой рост — на 306% — отмечен в нише домашних устройств, — говорит Дмитрий Танюхин. — Также мы зарегистрировали большой прогресс в области продаж оборудования для защиты от сетевых угроз (на 202%), беспроводных решений (на 110%) и коммутаторов для СМБ (на 77%)». Бизнес компании NETLAB увеличился, по словам Сергея Саакяна, на 40%. Хорошо росли сегменты SOHO и СМБ, увеличились поставки беспроводного оборудования, систем VoIP и систем хранения данных.
Следует отметить, что в целом рынок сетевых устройств прибавлял пропорционально, существенных структурных изменений в 2011 г. не было. Как сообщил Антон Лукьянов, сегмент решений корпоративного уровня по-прежнему существенно опережает по обороту решения для дома и малого офиса. Среди мировых поставщиков лидерство сохраняет Cisco, что объясняется помимо прочего еще и тем, что во многих госструктурах и крупных корпорациях этот бренд выбран в качестве корпоративного стандарта.
В 2011 г. активно развивался сектор операторского бизнеса. По количеству инсталлированных портов это самый быстрорастущий сегмент, на котором идет конкурентная борьба между производителями. Рост операторского бизнеса позволил многим вендорам укрепить свои позиции на данном рынке. Сегодня в России услуги связи и доступа к Интернету в частном секторе — один из самых быстрорастущих рынков. Как следствие, растут розничные продажи различных сетевых устройств — маршрутизаторов, домашних систем хранения, IP-телефонов, TV-приставок, IP-камер и других решений.
«Мы усиливаем свое присутствие на рынке систем видеонаблюдения и безопасности, активно занимаемся развитием продукции VoIP, — рассказывает Игорь Белоусов. При этом не забываем обновлять портфель и усиливать позиции в нише кабельной продукции и системах СКС. Это консервативные сегменты, но продукцию надо постоянно обновлять».
Заметный вклад в развитие рынка сетевого оборудования как в глобальном масштабе, так и в России внесли системы IP-телефонии. «Экономичность и надежность этого оборудования — вот основные драйверы увеличения расходов, — считает Алексей Шалагинов, директор по решениям для корпоративных заказчиков представительства Huawei Technologies. — Второй фактор роста — ЦОДы и контакт-центры. Только один „Ростелеком“ ввел в эксплуатацию семь новых ЦОДов общей емкостью более пяти петабайт, это огромная цифра. Сыграл свою роль и политический фактор: требовалось срочно обеспечить „прозрачность“ президентских выборов». Алексей Шалагинов добавил, что в настоящее время наблюдается повсеместный переход сетей связи на принципы коммутации пакетов. Сейчас уже ни один ИТ-директор не станет развивать корпоративные телекоммуникации на базе оборудования TDM. На это указывает тренд перевода TDM-систем на IP-ATC. Вслед за ростом сетей IP-телефонии и контакт-центров возникает естественный спрос на IP-телефоны, а также другое терминальное оборудование, напрямую подключающееся через IP-интерфейс.
Георгий Санадзе, технический директор Avaya в России и СНГ, отмечает значительный рост в секторе оборудования для развертывания ЦОДов, а также в сегменте беспроводных решений. Это связано с растущей мобильностью сотрудников, когда компании переходят к концепции BYOD (Bring Your Own Device — Принеси свое собственное устройство). Пока некоторые компании с осторожностью относятся к идее BYOD, прогрессивные менеджеры по ИТ-безопасности активно используют возможность консьюмеризации ИТ. Они обеспечивают защиту мобильных устройств, а также применяют передовые инструменты, которые всесторонне защищают как корпоративные, так и личные смартфоны, планшетные ПК и ноутбуки. Поскольку человек приходит со своим собственным устройством, его невозможно подключить к инфраструктуре компании с использованием стандартных проводных интерфейсов. Остаются только технологии Wi-Fi. В этом плане беспроводные сети получили весомый прирост.
По словам Георгия Санадзе, мобильные решения становятся все более популярными и востребованными. Немаловажен и рост требований к функциональной насыщенности «мобильной» аппаратуры, среди которых — проведение, к примеру, видеоконференций и полномасштабное подключение к корпоративной среде унифицированных коммуникаций. Естественно, важнейшим моментом здесь является совместимость инфраструктуры со всеми мобильными платформами, что также накладывает отпечаток на развитие рынка.
«Хороший рост продемонстрировали рынки видеонаблюдения и ЦОДов, — говорит Юрий Бельский, директор представительства Allied Telesis в России и СНГ. — Достаточно много проектов реализовано в розничном секторе. Продолжают строить сети силовые ведомства, провайдеры, учреждения образования и здравоохранения, а также корпоративные заказчики, включая расширяющие производство промышленные предприятия». По мнению Константина Сидорова, быстрее всего росли новые ниши, а также те сегменты, которые пострадали в кризис. Это оборудование для инфраструктурных проектов, мощные серверы, СХД, высокопроизводительное оборудование уровня ядра сети. Сильно прибавил рынок ИБ. Михаил Коробко считает, что, как и в 2010 г., наиболее заметным был рост в сегменте операторов IP-связи и контент-провайдеров, занимающихся строительством сетей передачи данных и контакт-центров. Помимо госсектора именно эти отрасли традиционно занимают в России львиную долю ИТ-рынка и приносят регулярные и стабильные деньги.
Наиболее консервативный рост, как отметил Сергей Лапко, показали «основополагающие» сегменты рынка, что связано с их насыщением. Самые востребованные технологические ниши — системы ВКС, ЦОД, CDN, Wi-Fi. Две первые активно росли и развивались за счет отложенного спроса, две другие связаны с активным ростом в смежном сегменте персональных устройств (коммуникаторов и планшетов).
Научились жить в новых условиях
Как оценивают минувший год игроки сетевого рынка? По словам Алексея Шалагинова, 2011 г. для корпоративного сектора компании Huawei был годом активного выхода на российский рынок. «Нам удалось сломать сложившиеся стереотипы относительно оборудования китайского производства и утвердить реноме компании как инновационной, идущей в ногу с последними технологическими разработками, участвующей в формировании новых стандартов, — подчеркнул Шалагинов. — В качестве примера можно привести маршрутизирующие коммутаторы терабитного уровня беспрецедентно большой емкости и в то же время необычайно высокой надежности. Или маршрутизаторы третьего поколения, позволяющие осуществлять доступ как через проводные, так и беспроводные пользовательские интерфейсы, включая 3G и WLAN. У корпоративных клиентов сейчас появился выбор — либо развивать системы на базе оборудования знаменитых брендов, что часто бывает очень дорого, либо работать с инновационными компаниями, предоставляющими решения вместо „коробочных“ продуктов, теми, кто может найти наилучший вариант, указать оптимальный путь развития ИТ-системы».
Антон Лукьянов отметил, что 2011 г. прошел на фоне ожидания «второй волны» кризиса. Тем не менее в 2011 г. компании MERLION удалось добиться роста продаж сетевого оборудования, опережающего общий рост рынка. Основой для этого стали фокус на дистрибуцию готовых решений, поглощение Verysell Distribution и, как следствие, увеличение доли на рынке VAD-дистрибуции. И при этом MERLION сохранила лидирующие позиции в розничных продажах.
«В 2011 г. объем продаж Allied Telesis в России увеличился на 10%, — сообщил Юрий Бельский. — Хороших показателей удалось достичь в розничном сегменте, поскольку и для самих ретейлеров 2011 г. сложился весьма благоприятно. К примеру, розничная сеть „Магнит“, побив рекорд по числу новых магазинов, выбрала Allied Telesis в качестве поставщика оборудования для построения единой мультисервисной сети. Это не первый наш крупный проект в рознице. Не так давно реализована программа по построению сетей для торгового дома „ЦентрОбувь“, а на базе сетевых решений Allied Telesis в Дальневосточном регионе реализованы два проекта построения сетевой инфраструктуры». Юрий Бельский добавил, что построение систем уровня «безопасный город» — также яркий пример роста рынка видеонаблюдения. Примером реализации подобной системы является проект «Цифровой район» в Москве, основной задачей которого было подключение сотен многоквартирных домов к единой мультисервисной сети жилищного фонда на основе волоконно-оптических линий связи и коммутаторов Allied Telesis. Подобные проекты были реализованы и в других городах.
«Для компании Landata в целом 2011 г. стал успешным. Наша компания — дистрибьютор четырех линеек сетевого оборудования: Allied Telesis, Juniper Networks, Huawei и ZyXEL, — рассказал Михаил Коробко. — Каждое из этих направлений показало положительную динамику роста в 2011 г. Особенно хорошо шли поставки решений Juniper Networks и Huawei. По этим направлениям бизнес Landata вырос более чем в два раза».
Михаил Коробко добавил, что объемы продаж восстановились, но говорить о полном возвращении к докризисному уровню не приходится. Изменилась сама структура, ландшафт рынка. И партнеры, и производители предпочитают другие схемы работы, имеют иные поведенческие характеристики и учитывают совсем другие факторы при принятии решений. А по мнению Алексея Дегтярева, в сегменте решений для конечных пользователей рынок вернулся к докризисному положению еще в 2010 г., а в 2011 г. наблюдался стабильный рост. Сергей Саакян также считает, что объемы поставок соответствуют докризисному периоду, но темпы роста — пока нет. «Закончился ли кризис? Думаю, нет. Просто мы научились неплохо жить в новых условиях, — подчеркнул Саакян. — В прошлом году мы к существующему портфелю добавили оборудование TP-Link, Airties, Thecus, Iomega, Axis, Aten».
Следует отметить, что заметное влияние на объем поставок и формирование структуры продаж в 2011 г. оказал отложенный спрос. Как считает Антон Лукьянов, он стал одним из ключевых факторов, определивших тренды рынка. Слабая динамика в начале года заставила вендоров быть осторожными при заказе комплектующих, что впоследствии вызвало перебои с поставками готовых решений. В сегменте проектных поставок отложенный спрос привел к еще большей, чем обычно, неравномерности распределения бюджетов в течение года (не только в государственных структурах, но и в коммерческих организациях) и к переносу многих проектов на последний квартал. Были нередки ситуации, когда конкурсы проводились во втором квартале 2011 г., а поставка переносилась на четвертый. По мнению Константина Сидорова, в области инфраструктурного оборудования отложенный спрос, безусловно, повлиял на рынок. Например, в 2011 г. возобновились многие «замороженные» проекты по строительству ЦОДов. Но при этом сложно сказать, какой вклад внес отложенный спрос, а какой — текущие потребности рынка.
Первым, по словам Ильи Пономарева, вероятно, объясняется возросший интерес к устройствам сетевой безопасности. «Мы отметили практически двукратный рост продаж в линейке ZyWALL, — подчеркнул он. — Можно предположить, что в тех условиях, когда кризис позади, а будущее все еще туманно, малый и средний бизнес „вкладываются“ в защиту своей информации и каналов ее передачи. Устройства сетевой безопасности не меняют так часто, как, например, смартфоны, и те, кто приобрел в 2011 г. какую-либо модель линейки ZyWALL, в 2012 г. получили для них новую программную платформу».
«В прошлом году влияние отложенного спроса, безусловно, ощущалось, и оно сопутствовало более активному росту передовых технологических групп, что позволило обеспечить довольно высокие показатели роста рынка в целом», — сообщил Сергей Лапко. Юрий Бельский заметил, что в минувшем году рост продаж, обусловленный отложенным спросом, был не таким значительным, как в 2010 г. «45% — в 2010 г., а в 2011 г. только 10%», — сказал он.
«Отложенный спрос, конечно же, повлиял на рынок, ибо он порождает новые запросы, — заявил Алексей Шалагинов. — Но оценить этот процент роста трудно, поскольку в большой степени влияют реструктуризация бизнеса и пересмотр парадигмы ИТ-подразделения компании».
Заметно изменились за прошлый год отношения между ИТ-компаниями и заказчиками. Как отметил Михаил Коробко, к настоящему времени уже несколько крупных вендоров сетевого оборудования перешли на схему DDU. Правда, логистические схемы вендоров пока не претерпели существенных изменений. Что касается работы с реселлерами, то после кризиса никто их них не готов брать оборудование себе на склад, как это было раньше. Все реселлеры предпочитают работать со склада дистрибьютора. Типовые требования реселлеров — доставка дистрибьютором любого по размеру заказа до склада партнера. Все это заставляет дистрибьютора тщательнее подходить к проработке и отладке логистических и финансовых схем.
Артем Гусев отметил, что основные потребители его компании завязаны на интернет-сегмент, а здесь есть тенденция к замедлению роста. Бизнес растет, но не так быстро, как в последние пять лет. Особенно это касается Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионеров. Сейчас идет активное освоение регионов, где есть своя специфика: капиталовложения на «интернетизацию» небольших городов необходимы практически те же, а пользователей меньше, следовательно, возврат средств идет медленнее. Возникает потребность в оптимизации затрат — взять оборудование производителя более низкого ценового сегмента, отказаться от избыточного функционала. Можно сказать, что заказчики стали тщательнее считать деньги.
А по словам Дмитрия Танюхина, клиенты из сегмента СМБ сегодня хотят получать оборудование, обладающее корпоративным функционалом. При этом их бюджеты принципиально не увеличились. Поэтому в последнее время многие устройства Netgear стали поддерживать функционал, ранее доступный только в решениях корпоративного класса, оставаясь при этом в доступном для небольших и средних компаний ценовом диапазоне. И теперь крупные заказчики выбирают такие решения Netgear вместо дорогих продуктов других корпоративных вендоров, особенно для территориально распределенных офисов.
«Развитие технологий позволяет с большей эффективностью и меньшими затратами строить ЦОДы и получать реальную экономическую выгоду благодаря географической концентрации оборудования, — отмечает Георгий Санадзе. — Это важный признак времени, поскольку еще 5–10 лет назад оборудование соответствующей мощности стоило слишком дорого, планы часто оставались на бумаге из-за больших стартовых инвестиций. Сейчас, благодаря удешевлению аппаратной части, наши клиенты имеют возможность реализовать подобные проекты. Заказчикам интересны модели концентрации максимального количества оборудования в ЦОДах».
Как подчеркнул Антон Лукьянов, предпочтения клиентов изменились в сторону рационализации, стали более взвешенными. Заказчики просчитывают все детали — бизнес-эффект от внедрения, стоимость владения, стоимость дальнейшей модернизации в случае роста своего бизнеса и потери от сокращения инфраструктуры в случае его падения. Тем не менее ИТ развиваются очень активно, появляются новые решения, концепции, поэтому размер инвестиций сохранился, а во многих отраслях и увеличился. Основной интерес у заказчика вызывают решения для оптимизации, и большое внимание уделяется детальному расчету расходов на ИТ. Юрий Бельский добавил, что происходит смещение интереса с закупки оборудования к реализации комплексных проектов, ПО и ИТ-услугам.
«Инвесторы стали меньше бояться второй волны кризиса и в 2011 г. увеличили вложения в развитие долгих инфраструктурных проектов. Рынок сетевого оборудования от этого, безусловно, выиграл», — сказал Константин Сидоров. При этом глава RRC добавил, что маржа в работе с большими проектами и заказчиками продолжала снижаться. Поэтому особое внимание компания уделяет развитию бизнеса в сегменте СМБ. Прежде всего усилия были направлены на расширение географического покрытия за счет увеличения региональных представителей и повышения уровня сервиса, оказываемого небольшим и средним партнерам. Все это дало хороший положительный эффект, который оценили и дилеры, и вендоры.
Канал становится смелее и активнее
Один из наиболее точных индикаторов состояния рынка — численность и активность игроков канала сбыта. Судя по отзывам представителей вендоров и дистрибьюторов, партнерская база в 2011 г. количественно и качественно росла.
Как рассказал Дмитрий Танюхин, число активных реселлеров и интеграторов продукции Netgear выросло на 26%. В 2010 г. устройства вендора продавали 1,9 тыс. компаний, а в 2011 г. — уже 2,4 тыс. Объем поставок через канал увеличился на 90%. Это означает, что в среднем каждый реселлер стал продавать на 60% больше. По словам Игоря Белоусова, партнеров у его компании стало больше примерно на 20%.
«В 2011 г. количество партнеров Landata по сетевому бизнесу выросло приблизительно на 10%. Но здесь важно понимать, что число активных игроков на рынке ограничено, — говорит Михаил Коробко. —После кризиса их стало меньше, выйти на рынок сейчас гораздо сложнее, чем раньше. Поэтому не может быть ежегодного большого прироста партнерской базы».
Однако Антон Лукьянов сообщил, что партнерская база MERLION растет постоянно и очень быстро: за прошлый год — на треть. Но гораздо более важным, по его словам, является тот факт, что в 2011 г. отмечен качественный рост партнеров. «Расширение спектра приобретаемого оборудования, общих объемов закупок реселлерами свидетельствует о правильности проводимой компанией продуктовой политики и эффективности принципов взаимодействия с участниками канала. Акцент компании MERLION на VAD-дистрибуции позволил в существенной степени пересмотреть бизнес со многими партнерами, появились новые точки для совместной продуктивной работы и увеличения объема бизнеса, — подчеркнул Антон Лукьянов. — За последний год у нас почти вдвое выросла партнерская сеть в сегменте системной интеграции, многие игроки существенно расширили спектр закупаемого сетевого оборудования за счет новых товарных линеек».
По словам Ильи Пономарева, партнерская база ZyXEL не претерпела существенных изменений количественно, но изменилось ее качество. «Устойчивый рост объемов закупок реселлеров потребовал изменений в программе авторизации и статусах некоторых партнеров, что говорит об оздоровлении рыночной ситуации, — отметил Пономарев. — VAR’ы легче и охотнее идут на контакт и смелее принимают планы по продажам. Актуальной темой остается маржинальность продукта. Мы делаем все возможное, чтобы наши продукты были интересны не только рынку, но и каналу продаж».
Несколько слов надо сказать о переходе вендоров на модель поставок DDU/DDP. Разговоры об этом идут не первый год, и, судя по всему, в ближайшее время такая модель станет доминирующей на рынке.
«Наша компания в начале 2010 г. одной из первых в России перешла на схему поставок DDU. В 2011 г. на эту схему стали переходить и многие другие вендоры, поэтому можно сказать, что конкуренция на рынке стала более честной, чему мы, конечно, очень рады, — заявил Дмитрий Танюхин. — Массовый переход на DDU изменит лицо российского рынка сетевого оборудования и, как мы надеемся, со временем приведет к либерализации таможенных правил, чего ждут все игроки».
«На первых порах решение Cisco о переходе на модель DDU многие критиковали, — добавил Константин Сидоров. — Но очень быстро это решение доказало свою успешность и значительно увеличило прозрачность бизнеса. Те производители, которые надеялись получить ценовые преимущества за счет „серых“ схем ввоза и увеличить свою долю рынка, сильно просчитались. Надеюсь, примеру Cisco в ближайшем будущем последуют и другие. Уже в июле с проектом DDU стартует IBM».
Прогноз сдержанный, но позитивный
По мнению руководителей компаний, на рынке сетевого оборудования в этом году сохранится положительная динамика, хотя темпы роста останутся весьма умеренными. Как считает Юрий Бельский, объемы вернулись к докризисному уровню, но дальнейшие темпы роста, по-видимому, будут не такими высокими, как до 2008 г. «По нашим прогнозам, в 2012 г. рост рынка составит около 10%, будут востребованы решения для видеонаблюдения и ЦОДов», — сказал он.
По словам Сергея Васюка, объемы продаж 2011 г. превысили показатели 2008 г. на 30%, но говорить, что кризис закончился, пока рано. Предкризисные ожидания имеют место, и многие компании, в том числе и D-Link, крайне осторожно подходят к планированию. «На 2012 г. мы не планируем большого роста объемов продаж. С нашей точки зрения, наиболее реальная цифра лежит в диапазоне 10–15%, — сказал Сергей Васюк. — Но тут надо учитывать, что на фоне общего снижения стоимости сетевого оборудования, для того чтобы получить 10-процентное увеличение объемов продаж, необходимо в штучном измерении прибавить 20–25%, что не мало в данных условиях».
Константин Хараузов также ожидает, что в текущем году поставки продукции D-Link вырастут на 10%, в основном за счет розницы. А операторский сегмент может сократиться. «Развитие сетевого рынка не будет бурным. Но мы по некоторым линейкам сетевых продуктов из нашего продуктового портфеля прогнозируем рост, значительно опережающий динамику рынка в целом, — заявил Михаил Коробко. — Это касается продукции тех вендоров, которые предлагают решения для построения ЦОДов и обеспечения безопасности сетей. Наши ожидания основываются на том, что мы рассчитываем на некоторый отток партнеров от других производителей к тем поставщикам, продукцию которых продвигает Landata».
По мнению Артема Гусева, в телекоммуникационном сегменте первичные подключения продолжатся: если центр почти насыщен, то в регионах еще есть где развернуться. По-прежнему будет расти розница, традиционно сильным останется сегмент СМБ. «По нашим оценкам, рынок вырастет в деньгах примерно на 10%», — подчеркнул Гусев.
Определенные надежды участники рынка возлагают на новые технологии, в частности на технологию беспроводной связи 4-го поколения LTE. Она позволяет получить на мобильных телефонах скорость, сравнимую с проводным подключением, и это потребует соответствующих серьезных вложений в инфраструктуру операторов и модернизацию линий связи, а следовательно, подстегнет рынок сетевого оборудования. Но одна только скорость — не стимул для повышения спроса на новую технологию, развитие рынка возможно при условии, что операторы и провайдеры предложат контент и услуги, ради которых пользователи готовы будут переходить на LTE и вкладывать в это деньги.
«Я думаю, что структурно ничего не изменится, и те тенденции на рынке, которые мы наблюдали в 2011 г., сохранятся и в 2012 г. Рост рынка, по моим оценкам, замедлится и составит от 15 до 20%», — сказал Константин Сидоров. Более оптимистичный прогноз дает Сергей Саакян. Он считает, что объем сетевого рынка увеличится на 30–40%.
«Мы прогнозируем, что на докризисный уровень поставки выйдут на рубеже 2012/2013 гг. Но это будет качественно иной уровень, где потребуются новые подходы и решения», — подытожил Алексей Шалагинов.