Российский рынок мониторов в 2012 г. по-прежнему пребывал в депрессивном состоянии. По данным компании ITResearch, всего было продано 5,07 млн. аппаратов на сумму около 870 млн. долл., что по сравнению с 2011 г. меньше на 10% в натуральном и на 15,5% в денежном выражении. Различие показателей связано со снижением средневзвешенной стоимости устройств, которую не смогли компенсировать ни повышение средней диагонали, ни переход на LED-подсветку.
Близкие оценки дают и участники рынка. Например, Мария Соловьева, менеджер по маркетингу ViewSonic, оценивает рынок в 5 млн. штук. Представители компании MMD, которой принадлежат марки мониторов AОС и Phillips, считают, что прошлогодний объем рынка мониторов равнялся 5 млн. штук на сумму около 700 млн. долл. Павел Сурин, руководитель направления «Мониторы и ИБП» компании «Марвел-Дистрибуция», также оценивает объем рынка в 5 млн. единиц, что в денежном выражении, по его мнению, составляет 850 млн. долл. По данным компании Merlion, объем рынка в 2012 г. составил 4,8 млн. штук и 735 млн. долл.
Данные, которые приводит Андрей Господынько, менеджер по стратегии ИT-продуктов российского представительства LG, несколько ниже: он говорит о проданных в прошлом году 4 млн. мониторов, что в денежном выражении равнялось 762 млн. долл.
В наступившем году на рынке мониторов падение продолжится. Уменьшения натурального объема на 5-10% ожидает Екатерина Царева, директор коммерческого департамента Acer в России, причем она называет такую оценку оптимистичной. О сохранении тенденции к сокращению рынка в штучном выражении говорит и Павел Сурин, но он считает, что денежный объем уменьшится не столь значительно, т. к. бюджетным мониторам уже некуда падать в цене — их продают практически по себестоимости. Андрей Господынько отмечает, что хотя штучный объем рынка уменьшится, сегмент премиальных мониторов и аппаратов с большими диагоналями вырастет.
Возможно, увеличение количества дорогих моделей не позволит объему в денежном выражении падать опережающими темпами. Впрочем, возьмем и другой вариант: специалисты Merlion оценивают грядущее падение в 7–10% в штуках, но считают, что в деньгах объем рынка сократится, как и в прошлом году, на 15%.
Однако есть и оптимистичные прогнозы. Елена Смородинова, продакт-менеджер по мониторам OCS Distribution, говорит, что ее компания ожидает 10%-ного падения продаж в штучном выражении, но считает, что если появятся массированные заказы госсектора, то даже не исключен рост.
О том, что государственное финансирование крупных проектов может способствовать стабилизации рынка мониторов, говорит и Мария Соловьева.
Денис Минов, менеджер по клиентскому оборудованию Dell, считает реалистичным даже 10%-ный рост рынка в 2013 г. Но будут ли выделены деньги под федеральные проекты, а если будут — то в каких объемах, пока сказать сложно.
Почему падают продажи?
В первую очередь из-за сокращения рынка компьютеров. С момента своего формирования этот рынок непрерывно рос. В годы процветания мировой экономики прибавка была больше, в годы кризисов и общей стагнации — меньше, но она была. А сейчас мы наблюдаем спад продаж компьютеров*, причем этот процесс идет по нарастающей. В I квартале текущего года IDC ожидала сокращения на 7,7% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., но уже в феврале корпорация скорректировала прогноз в сторону ухудшения — до 10%. Меньше покупают компьютеров, соответственно меньше нужно и новых мониторов к ним. Как видно, прогноз падения продаж дисплеев, озвученный большинством опрошенных нами экспертов, оказывается весьма близок к ожидаемому IDC сокращению рынка компьютеров.
Но снижение продаж мониторов может и опережать по темпам такой же процесс на рынке компьютеров. Доля ноутбуков неуклонно растет, а среди десктопов все более заметное место занимают моноблоки. Это приводит к тому, что дисплеи в своем большинстве становятся «комплектующими», т. е. как отдельная товарная позиция в канал не попадают. Но даже если приобретается новый настольный компьютер, к нему вовсе не обязательно покупают новый дисплей — есть вероятность, что вместе с новой системой будут использовать монитор, доставшийся в наследство от старой.
Второе обстоятельство, оказывающее негативное влияние на рынок мониторов, — отсутствие новых функций, что могло бы привлечь внимание пользователей к новым мониторам даже при наличии исправно работающей модели трех-пятилетней давности. Новые аппараты приобретаются взамен вышедших из строя, но к счастью для пользователя и к несчастью для участников рынка жидкокристаллические модели имеют существенно больший ресурс, нежели мониторы на основе электронно-лучевых трубок. По данным MMD, у большинства выпускаемых сегодня устройств ресурс работы составляет 30 тыс. ч. Алексей Златин, глава представительства «НЭК Дисплей Солюшенс Европа ГмбХ», говорит о 50 тыс. ч. В любом случае ресурс огромен — 8–11 лет работы по 10 ч в день.
Доля ноутбуков неуклонно растет, а среди десктопов все более заметное место занимают моноблоки. Это приводит к тому, что дисплеи в своем большинстве становятся «комплектующими», т. е. как отдельная товарная позиция в канал не попадают.
Изменение пользовательских предпочтений
Динамика продаж связана прежде всего с ростом диагоналей наиболее востребованных моделей. Опрошенные нами эксперты говорят о смещении массового спроса в сторону диагоналей 21,5–24 дюйма. При этом частные пользователи приобретают мониторы с большими диагоналями, чем корпоративные, — по словам Елены Смородиновой, в поставки по проектам чаще всего идут дисплеи с диагоналями 18,5–19 дюймов. Алексей Златин также относит к массовым 19-дюйм модели.
У популярных моделей тенденция к росту диагоналей сохранится. В категорию наиболее востребованных, по мнению Андрея Господынько, перейдут аппараты с диагональю 27 дюймов. Представители Merlion также считают, что в наступившем году 27-дюйм мониторы будут пользоваться спросом, но лидером продаж останется диагональ 21,5 дюйма.
Александр Воскресенский, менеджер по продуктам департамента информационных систем Samsung Electronics в России, обращает внимание на тенденцию улучшения качества изображения, отмечая, что это потребует и совершенствования программного обеспечения, и ориентации на более качественные матрицы.
Андрей Господынько также считает, что рынок становится все более требовательным к качеству картинки, что способствовало росту популярности мониторов на IPS-матрицах в прошлом году, и подчеркивает, что в 2013 г. их востребованность будет только расти.
Екатерина Царева также отмечает рост качества изображения даже в бюджетных моделях, которые получают матрицы с увеличенной яркостью и с большими углами обзора.
Меняются предпочтения, касающиеся разрешения мониторов. «В розничных продажах разрешение Full HD стало уже практически стандартом, занимая более 50% рынка, — говорит Мария Соловьева, отмечая, что корпоративные заказчики выбирают мониторы с меньшим разрешением. — В корпоративном секторе более популярны модели 1366×768 и 1280×1024, но и здесь уже достаточное количество запросов по Full HD».
Представители Merlion оценивают проникновение Full HD-мониторов скромнее — в четверть рынка, но также предрекают им рост. Разрешение будет расти и в 2013 г.
«Рынок ждет появления дорогих устройств с повышенным разрешением, которые ориентированы на самых взыскательных пользователей», — говорит Павел Сурин. Так же считает и Марина Соловьева: «Я уверена, что в текущем году мы увидим новые модели со сверхвысоким разрешением». Конечно, это будут дорогие изделия и потому не массовые, но своего покупателя они найдут.
Самое востребованное соотношение сторон остается прежним — 16:9. Но популярность, по мнению Алексея Златина, будут набирать дисплеи с «квази-кино» — соотношением сторон 21:9.
Стандартное время отклика — 5 миллисекунд. Этого достаточно для того, чтобы комфортно для глаз отображать динамичные сцены в фильмах и играх, не говоря уже об офисных и коммуникационных задачах.
Дизайн имеет значение
Еще недавно дизайн мониторов разнообразием не отличался, но ситуация меняется. По мнению Андрея Господынько, в 2012 г. трендом стали «безрамные» аппараты. Елена Смородинова отмечает внедрение стильного дизайна и также распространение «безрамных». Мария Соловьева подчеркивает важность стильного дизайна и считает, что популярными станут сверхтонкие дисплеи. По мнению представителей MMD, пользователи обращают внимание не только на внешний вид устройства, но и на качество пластика, из которого оно изготовлено.
Опции
Может показаться, что сейчас опции в мониторы встраивают все реже, однако это не совсем так. Рынок неоднороден, если из моделей одних групп опции действительно исчезают, то в других не только сохраняются старые, но и появляются весьма интересные новые.
Опции практически исчезли из бюджетных дисплеев по простой причине — как уже говорилось выше, в этом сегменте жесткая ценовая конкуренция, что заставляет производителей «экономить на спичках». Зачастую в такие аппараты не встраивают даже USB-концентраторы. В мониторах, рассчитанных на корпоративное использование, часто искусственно ограничивают дополнительную функциональность, отмечает Павел Сурин. Мария Соловьева также указывает на категории пользователей, заинтересованных в недорогих, без «опционных излишеств», устройствах. Но такими моделями рынок не ограничивается.
Старшие модели, ориентированные на продажи конечным пользователям, опции имеют, причем самые разнообразные. Екатерина Царева говорит о смене парадигмы: «В 2011 г. и первой половине 2012 г. производители старались максимально «разгрузить» изделия». Но, отмечает она, со второй половины 2012 г. ситуация изменилась и мониторы стали активно оснащаться дополнительными опциями — от USB-концентраторов до встроенных веб-камер.
Интересной опцией может стать и крепление. Например, с его помощью можно зафиксировать дисплей на стене — в этом случае на рабочем столе освободится место, что весьма актуально для малогабаритных квартир. Другой пример — поворотное крепление, позволяющее изменять ориентацию дисплея с традиционной «ландшафтной» на «портретную», что удобно, в частности, при верстке или при чтении с экрана длинных текстов.
Представители вендоров и дистрибьюторов с осторожностью относятся к таким решениям.
«Монитор не стал заменой телевизора, поэтому подавляющее большинство пользователей размещает их „стандартным“ образом — на столе», — замечает Алексей Златин.
Елена Смородинова напоминает, что мониторы часто переставляют, а если перемещение будет связано с необходимостью перевешивать крепление, то это неудобно.
Крепление, позволяющее менять ориентацию, как отметили представители Merlion, делает монитор заметно дороже. При этом оно нужно, как подчеркнул Алексей Златин, в основном продвинутым пользователям, работающим с профессиональными приложениями.
Конечно, такие опции не являются массовыми, но работающим с конечными пользователями — как индивидуальными, так и корпоративными — стоит помнить об этих особенностях, хотя бы для того, чтобы обоснованно предлагать покупателям более дорогие решения.
Появление сенсорных дисплеев, возможно, приведет к распространению новых видов крепления. Например, Александр Воскресенский рассказал о том, что крепления новых touch-дисплеев корпорации, которые появятся в продаже во второй половине года, позволяют отклонить монитор на 55°, что удобно, например, для рисования прямо по экрану.
Будет набирать популярность и реализация интерфейса MHL (Mobile High-Definition Link), позволяющего напрямую подключать мобильные устройства не только к телевизорам, но и к мониторам, и выводить фото и видео на большой экран с высоким разрешением. Интересно, что подключенное к разъему MHL мобильное устройство заодно и аккумуляторы свои заряжает. Конечно, наличие такого интерфейса не влияет на основные функции дисплея, но, согласитесь, создаваемые им возможности привлекут внимание частного пользователя.
Некоторое распространение получат и беспроводные технологии подключения дисплеев — WiDi и Miracast. Но в 2013 г. они будут скорее wow-факторами, как отмечает Андрей Господынько. Рост популярности беспроводных интерфейсов ожидают и другие опрошенные нами эксперты.
Появление отсутствовавших прежде функций могло бы привлечь внимание пользователей к новым мониторам даже при наличии исправно работающей модели трех-пятилетней давности.
Что может увеличить продажи
Продвижение Windows 8. Ориентация этой операционной системы на сенсорное управление приведет к росту популярности мониторов с touch-скрином. Александр Воскресенский подчеркивает, что экосистема уже готова к внедрению сенсорных дисплеев, которые обязательно станут популярными, поскольку создают дополнительные удобства для пользователя.
Продажи Windows 8 идут медленно в силу самых разных факторов; за месяц в мире продается порядка 20 млн. лицензий на новую «операционку» (что едва ли не хуже ситуации с Windows Vista, которую до настоящего времени считали самой провальной ОС Microsoft), но в их активизации производители и продавцы мониторов заинтересованы едва ли не менее самой корпорации. Заметим, что переход на Windows 8 — практически единственный объективный фактор, способный стать поводом для замены монитора трех-четырехлетней давности, поэтому пренебрегать им не стоит. Рекламные и маркетинговые кампании, продвигающие «комплексное предложение» — «Windows 8 + сенсорный монитор» или «ПК с Windows 8 + сенсорный монитор», способны стимулировать продажи мониторов в канале.
До настоящего времени такие устройства были экзотикой, поэтому поддержка touch-функций вполне способна стать мотивирующим фактором, достаточным для приобретения нового аппарата. По данным Net Applications за февраль 2013 г., доля Windows 8 составила всего 2,67% от общего количества операционных систем для ПК, так что потенциальных покупателей новых мониторов еще очень и очень много.
Однако в 2013 г. чудес ждать не стоит — Windows 8 распространена слабо, сенсорных мониторов выпускается немного и они пока достаточно дороги. Мария Соловьева считает это направление интересным и перспективным, но, по ее мнению, такие дисплеи не станут массовыми в этом году. «Широкой популярности touch-мониторы не получат из-за достаточно высокой цены», — полагает Екатерина Царева.
Представители MMD утверждают, что сенсорные мониторы не будут пользоваться заметным спросом даже в ближайшие несколько лет, а Елена Смородинова относит их к нишевому продукту, который сегодня больше востребован, например, в информационных киосках, чем на массовом рынке. С ней согласен Андрей Господынько, но он отмечает, что их проникновение на массовый рынок в 2013 г. станет более активным.
Популяризацию решения «два монитора на один компьютер» можно рассматривать как перспективное направление увеличения продаж.
Внешний монитор актуален для всех пользователей мобильных компьютеров с экранами небольшой диагонали. В мобильных условиях с небольшой диагональю приходится мириться — это уменьшает вес ноутбука и увеличивает время автономной работы. Но при работе дома или в офисе вполне можно подключать мобильный компьютер к полноразмерному монитору. Это удобно даже для офисных приложений, не говоря уже об обработке фото, монтаже видео или просмотре фильмов.
Заметим, внешний монитор можно подключать также к ноутбукам класса DTR (DeskTop Replacement, «замена настольного ПК»). Но если такое решение можно рекомендовать почти всем пользователям нетбуков и ультрабуков, то подключение дополнительного монитора для DTR-систем, по сути, ничем не отличается от подключения такового к традиционным настольным системам, которое, кстати, тоже возможно.
Единственное, что нужно учесть в подборе монитора «под ноутбук»: физическое разрешение монитора должно совпадать с разрешением сигнала, выдаваемого видеокартой мобильного компьютера. С ультрабуками и DTR-системами проблем не будет, а вот более слабые видеокарты нетбуков и недорогих «лэптопов» могут и «не потянуть» мониторы с большим разрешением. Обеспечение правильного выбора дисплея — работа продавцов-консультантов. Можно также сделать соответствующий акцент в рекламной и маркетинговой политике, например продвигая комплекты «ноутбук + монитор» или позиционируя некоторые модели мониторов как «оптимальные для пользователей нетбуков».
Наличие более одного монитора при настольном компьютере будет весьма полезно для «power user» самых разных специализаций. Даже программисты могут, например, на одном мониторе работать с кодом, а на другом — видеть результаты работы создаваемой программы. Не говоря уже о занимающихся обработкой звука, монтажом видео, работой с фото, визуализацией данных, разработкой в CAD/CAM-приложениях, взаимодействием с ГИС и т. д. Нужно лишь, чтобы видеокарта компьютера поддерживала подключение второго монитора (это выгодно — зачастую к комплекту мониторов можно продать еще и видеокарту). Однако количество потенциальных пользователей «многомониторных решений» все же заметно меньше, чем пользователей ноутбуков. Формируя предложения для «power user», следует помнить, что часть из них работает на дому, покупая оборудование в рознице, а часть — в офисах, на оборудовании компании. Поэтому для этой аудитории потребуется два коммерческих предложения — для розничных покупателей и для корпоративных заказчиков.
Наконец, более одного монитора к компьютеру могут подключать true-gamers. Есть некоторое количество игр, создающих «псевдотрехмерность» при выводе изображения на три (!) монитора — один центральный и два боковых, — что расширяет обзор геймера. Конечно, количество таких игр невелико и они требуют непростой видеосистемы на игровом компьютере, то есть это решение как массовое рассматривать нельзя. Но если компания среди прочих розничных клиентов ориентируется и на геймеров, то ей следует сформировать и такое предложение.
«Монитор — это компьютер»?
Производители рассматривают возможность выпуска мониторов на платформе Android. Такие smart-дисплеи при наличии сигнала от традиционного компьютера работают как обычные, а без такового превращаются в построенные на Android моноблоки, или, если хотите, в стационарные «мегапланшеты».
При наличии у монитора touch-управления идея превратить последний в «тонкий клиент» не выглядит безумной. Такой настольный «планшет» благодаря своим свойствам — например мгновенному включению, простому управлению и т. д. — может быть полезен пользователю для быстрого доступа к легким приложениям, например к погодным информерам, лентам новостей, чтению почты и т. д. Но пока сложно сказать, увидят ли свет подобные решения. С одной стороны, дисплеи, превращенные в «мегапланшеты», будут актуальны для многих пользователей и способны создать серьезную конкуренцию Smart TV, во всяком случае, операционная система Android развита существенно больше, чем любая из smart-платформ, не говоря уже об огромном количестве приложений. С другой стороны, встраивание Android заметно увеличит цену дисплея, то есть массовым он не станет.
Напомним, что уже были попытки реализовать подобное решение для нетбуков (например, Acer Aspire One Happy имел наряду с традиционной Windows 7 еще и Android с возможностью мгновенного запуска), но рынок встретил их достаточно прохладно. Хотя, возможно, это было предопределено не самой концепцией, а иными факторами, например тогдашним уровнем развития Android (было это в конце 2010 г.), а за прошедшее время платформа претерпела серьезные изменения.
Екатерина Царева рассматривает Android-мониторы как один из возможных драйверов рынка. Представители MMD также считают, что у smart-дисплеев большой потенциал, но если коммерческие версии таких устройств в 2013 г. и появятся, то они все равно не успеют оказать заметного влияния на рынок мониторов. Впрочем, уже в 2014 г. ситуация может измениться.
* См. статью «Проблемы компьютерного рынка», с. 6.