Большинство аналитических агентств отмечают четыре основных тренда мирового ИТ-рынка: облака, мобильность, социальные сети и большие данные (в терминологии IDC), или социализация, мобилизация, облака и доступ к информации (в терминологии Gartner). Некоторые зарубежные производители, опять-таки опираясь на мнение аналитиков, уверяют, что необходимо также учитывать распространение систем самообслуживания, концепцию интернет-вещей и влияние компьютерных игр*.
Статистические данные подтверждают: прогнозы аналитиков актуальны и для нашего рынка. По данным IDC, объем российского рынка облачных услуг (публичных и частных) в 2010 г. составил 35,08 млн. долл. К концу 2015 г., по мнению экспертов компании, он превысит 1,2 млрд. долл., демонстрируя среднегодовой темп роста более 100%. Согласно выводам аналитического исследования Orange Business Services, рынок облачных услуг для бизнеса в России к 2016 г. вырастет более чем в четыре раза — с 4,5 млрд. руб. в 2012 г. до 19 млрд. руб. В общей сложности облачные сервисы и связанные с ними сопутствующие услуги к 2016 г. займут 13% рынка ИТ-услуг.
По прогнозам экспертов J’son & Partners Consulting, российский рынок мобильных приложений прибавляет хотя и медленнее, чем мировой, однако динамика впечатляющая — в ближайшие два года в среднем рост будет составлять 186%.
Мобильность завоевывает рынок в России просто на глазах. По данным IDC Quarterly PC Tracker, во II квартале 2013 г. в страну было поставлено около 2 млн. 470 тыс. настольных и портативных ПК, что на 37,3% в штучном и на 42,6% в денежном выражении меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сегмент ноутбуков уменьшился на 45,3% по сравнению с показателями II квартала 2012 г., а сами поставки составили 1 млн. 690 тыс. штук. За этот же период в Россию было поставлено около 1 млн. 960 тыс. планшетов, что более чем вдвое превосходит данный показатель аналогичного периода 2012 г.
А согласно J’son & Partners Consulting, во II квартале 2013 г. в России было продано 3,6 млн. смартфонов, что эквивалентно 40% общих продаж мобильных терминалов.
Мало того, даже сегмент интернет-вещей («умных» бытовых приборов, способных подключаться к Интернету) уже вполне можно измерить. В соответствии с прогнозом J’son & Partners Сonsulting этот рынок к 2015 г. вырастет до 527 млн. долл., а к 2020 г. — до 980 млн. долл. Основные драйверы, как и во всем мире, — технология RFID, сенсорные сети и NFC.
Однако тренды трендами, а реальный бизнес, особенно в регионах, живет и развивается по своим законам. Особенно в сегодняшнее не самое простое время.
Большинство руководителей российских ИТ-компаний, офисы которых расположены в Москве, хорошо представляя себе перспективы новых трендов, признали, что в данный момент их влияние на российский рынок не слишком велико (см., например, статью «Рынок в стагнации, или Как выжить на пути к инновационной экономике», CRN/RE, № 12/2013).
Редакция CRN/RE попросила руководителей региональных компаний сообщить, насколько велико влияние новых трендов на тот сегмент рынка, где они работают. Какие тенденции уже воспринимаются клиентами и заказчиками, про какие читали и слышали только самые продвинутые? Стоит ли делать на них «ставки» или реальный бизнес пока далек от этих новшеств?
Ответы руководителей компаний очень показательны, приводим их с минимальной редакторской правкой.
Олег Булгаков, директор представительства компании R-Style в Новосибирске:
Безусловно, мы ощущаем, что облака и социальные сети набирают темпы, в то время как решения для мобильных пользователей только начинают пользоваться спросом. Конечно, мобильные почтовые агенты используют практически все обладатели смартфонов и планшетов. А вот корпоративные мобильные приложения, наоборот, находятся в самом начале своего пути.
Мы активно развиваем ряд этих направлений, например, в восточной части страны работает наша команда профессионалов, которой под силу спроектировать и реализовать частное облако практически любой степени сложности, что является нашим существенным преимуществом перед многими игроками на этом рынке, которые привлекают сторонних специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга. Для развития мобильных приложений мы сформировали центр Java-разработок, который прежде всего ориентируется на региональные рынки, мы можем предложить нашим заказчикам разработку мобильных приложений под уже существующие информационные системы. Это, в свою очередь, способствует более оперативному принятию решений и позволяет минимизировать затраты на управление предприятием.
Для клиентов и заказчиков мы регулярно проводим семинары, бизнес-завтраки, обучающие тренинги. Цели проведения таких мероприятий совпадают с целями коммуникативной политики нашей компании. Мы открыты для общения, нам есть что рассказать региональным заказчикам. Ряд имиджевых мероприятий состоится этой осенью в Хабаровске, Санкт-Петербурге и Новосибирске при участии технологических партнеров R-Style, задействованных вместе с нами в реализации интеграционных клиентских проектов.
В завершение можно сказать следующее. Три-четыре года назад, когда СМИ вовсю трубили о победном шествии облаков, в регионах только начинали присматриваться к этой технологии. Сейчас региональный бизнес все чаще и чаще обращается к облакам.
Леонид Железнов, заместитель по ИТ генерального директора группы компаний «Андреев Софт» (Тверь):
На тверском рынке вышеперечисленные тренды, безусловно, присутствуют, мы учитываем их в планировании. Потенциальные клиенты также знают о наших компетенциях в этих направлениях.
Я бы расставил приоритеты следующим образом. Наиболее перспективным направлением в нашей работе на тверском рынке можно назвать облака. При этом самым востребованным продуктом является офис 365 компании Microsoft. На сегодня наша компания поставила более 17 тыс. «подписок» на этот продукт в школы Тверской области.
Если говорить о таком направлении, как социализация, то хотелось бы привести конкретный пример. В свое время мы создали, а сейчас активно поддерживаем функционирование социальной учебной сети, созданной на основе всех базовых школ Тверской области, более известной как «проект создания сети ИЦШ Тверской области».
Такой тренд, как доступ к информации и мобильность, можно проиллюстрировать следующим образом. Наша компания имеет необходимые компетенции и практический опыт в области защиты персональных данных, а также в создании программно-технической среды доступа к беспроводным сервисам. Эти направления востребованы тверским (и российским) рынком, и работа над ними продолжается.
Интересным, на наш взгляд, выглядит и направление, связанное с сервисной поддержкой систем самообслуживания.
Артем Кучинский, управляющий директор ГК ЮСК (Ростов-на-Дону):
Пока мы сталкиваемся с запросами заказчиков, касающихся таких трендов, крайне редко. В лучшем случае это так называемые перспективные запросы об облаках, мобильности и больших данных. Обо всем остальном не возникает даже разговоров.
Конечно, мы внимательно отслеживаем ситуацию с облачными технологиями, т. к. сегодня это направление более всего подкреплено конкретными предложениями, которыми можно заинтересовать регионального клиента. Остальное пока не актуально.
Реальное влияние на бизнес эти тренды практически не оказывают. Хотя могут служить поводом для встречи с клиентом. Большинство клиентов знают об этих направлениях, но пока не видят в них ценности для себя и своих предприятий.
Словом, тренды пока сами по себе, реальный бизнес не имеет с ними ничего общего. Я бы сказал, что для многих региональных заказчиков это даже не ближайшая перспектива, это — «что-то про космос».
Павел Нагаев, менеджер проекта «Спектр РС» (Екатеринбург):
Мне больше нравится терминология, предложенная Gartner, т. к. российский ИТ-рынок, в особенности периферийный, только начинает развитие, особенно по направлениям социализации, мобилизации и облачных технологий...
На нашем рынке подобные тенденции, несомненно, присутствуют. Несмотря на то, что они только набирают обороты, региональные заказчики охотно переходят к использованию облачных технологий и активно применяют возможности мобильных устройств для полноценной работы.
Использование облаков в малом бизнесе позволяет работать с удаленными офисами, освобождает от необходимости содержать собственные файлообменник, серверную инфраструктуру и штат ИТ-специалистов, обслуживающих ее. То же самое можно сказать и о большом бизнесе — работа крупных компаний имеет свои особенности, но и для них данная тенденция более чем актуальна.
«Спектр РС» тесно сотрудничает с ИТ-сообществом и стремится быть социально открытым. При этом лично мне трудно представить, что кто-либо из наших партнеров и заказчиков ежедневно читает новости в специализированной прессе или полученные по почте. Я считаю, что на чтение e-mail-рассылок не стоит тратить рабочее время. Другое дело — время личное. Я как технический специалист часто просматриваю новостную ленту наших партнеров и ведущих отраслевых изданий в социальных сетях, мимоходом, за обедом или чашкой кофе.
Если говорить о мобильности, то представьте на минуту, что вы уехали в командировку. Вы лишились доступа к Интернету, почте и рабочей информации на неделю. Для меня и моих коллег подобная ситуация окажется критической. Мы так привыкли к мобильным устройствам, что работать без них как минимум некомфортно, а многим и вовсе невозможно. Приведу простой пример: про менеджеров продукции и менеджеров по развитию бизнеса говорят, что они живут в самолетах. По роду своей деятельности им просто необходимо быть мобильными.
По большому счету облачные технологии «убивают» часть нашего бизнеса, например дистрибуцию инфраструктуры серверных и центров обработки данных для критически важных приложений. По крайней мере в малом бизнесе. Прежде всего речь идет о небольших рабочих станциях и их инфраструктуре. В ближайшей перспективе мы столкнемся с ситуацией, когда установка рабочих станций в доме, серверов в небольших компаниях, торговых и производственных предприятиях потеряет смысл. На мой взгляд, это скорее пережиток прошлого. С другой стороны, популяризация облачных технологий стимулирует наших партнеров и заказчиков к строительству крупных дата-центров, объединению в ИТ-кластеры и созданию на их базе локальных «облачных сред».
Строительство же таких крупных ИТ-кластеров и ЦОДов предъявляет определенные требования к инфраструктуре: она должна быть отказоустойчивой, надежной, катастрофоустойчивой, модульной и энергоэффективной, а также масштабируемой. В ответ на столь высокие требования современного бизнеса наша компания совместно с вендором Delta Electronics стремится к предоставлению инновационных решений, признанных на международном рынке. Если вернуться к примеру с ЦОДом, то в данной ситуации заказчик стремится к минимизации первоначальных капиталовложений и обеспечению максимально рентабельной эксплуатации ИТ-инфраструктуры ЦОДа.
Павел Назаренко, технический директор филиала «Энвижн — Дальний Восток» (Владивосток):
Дальневосточный — крупнейший федеральный округ России, однако плотность населения в нем самая низкая. Практически во всем округе суровые климатические условия. Все осложняется удаленностью и низким уровнем развития транспортных магистралей. В таких условиях значение ИТ — например, дистанционное обучение, телемедицина, Интернет, электронное правительство — поистине невозможно переоценить.
Для жителей ДВФО интернет-технологии — это не роскошь, а жизненная необходимость, ИТ дают людям возможность активно общаться с жителями других регионов и не чувствовать себя оторванными от остального мира. Именно поэтому высоким спросом в регионе пользуются мобильные технологии и социальные сети, чаты, мгновенные сообщения, интернет-телефония. Сетевые коммуникации — наиболее доступный способ дистанционного общения, поэтому для многих жителей они стали основным способом коммуникации.
Компания «Энвижн — Дальний Восток» выполнила ряд проектов по разработке и реализации элементов государственных ИТ-программ, например «Система 112» (для МЧС Еврейской автономной области), единая информационная медицинская система для Министерства здравоохранения Сахалинской области, внедрение электронного документооборота для администрации Приморского края, построение мобильного центра обработки данных для ОАО «Ростелеком» и др.
Сергей Полторак, руководитель бизнес-направления «Инновационные проекты» компании «ЛАНИТ-Урал» (Челябинск):
Облака — это уже не тенденция, а реальный эффективный инструмент для бизнеса и жизни. Некоторое время назад живой интерес к облачным технологиям получил негативную окраску.
Бизнесу были представлены ограниченные возможности облачных сервисов, и по российской традиции на новой теме многие старались побольше заработать. К счастью, сегодня облачные технологии доказали свою доступность и безопасность. Хороший пример — Office 365 Microsoft — к нему проявляет интерес динамичный малый и средний бизнес.
Вообще катализатором развития новых технологий выступают компании, стремящиеся к сокращению затрат и повышению эффективности. Это могут быть и промышленные гиганты, и компании с распределенной структурой, для которых важна постоянная мобильность сотрудников.
Здесь нужно также отметить тенденцию мобильности. Корпоративные порталы компаний не только выполняют функцию доступной из любой точки мира внутренней соцсети. Порталы помогают также сотрудникам коммуницировать и адаптироваться, становятся инструментом управления проектами, документооборотом, персоналом и т. д. В связи с этим разработчики ПО предлагают гибридные решения на основе корпоративного портала и системы управления бизнесом.
В Уральском регионе предприятия не отстают от мировых тенденций и проявляют активный интерес к перечисленным решениям. Если экономика страны сохранит стабильность, то в ближайшие
С учетом этих перспектив в компании «ЛАНИТ-Урал» в 2013 г. создано отдельное бизнес-направление «Инновационные проекты», основные задачи которого — реализация проектов с использованием облачных технологий, BYOD, объединенных коммуникаций и др.
Елена Старикова, директор по маркетингу ЗАО «ЛАНИТ ДВ» (Владивосток):
Удаленность Дальневосточного региона, низкая плотность населения и значительная протяженность коммуникаций оказывают большое влияние на проникновение на ИТ-рынок Дальнего Востока новых трендов в области облачных технологий, мобильности, социальных сетей и больших данных, мобилизации, доступа к информации, распространения систем самообслуживания, интернет-вещей.
Однако сюда направлены серьезные инвестиции, которые привлек прошедший во Владивостоке в 2012 г. Саммит АТЭС. Нас, как системного интегратора, не может не радовать одобрение правительством программы развития Дальнего Востока, которая предполагает финансирование на общую сумму более 10 трлн. руб. до 2025 г.
Сегмент облачных технологий Дальнего Востока имеет свою специфику, так как все основные вычислительные мощности сосредоточены в Москве, там, где ниже стоимость электроэнергии, цены на оборудование. Такое размещение серверов вряд ли приведет к активному развитию данного направления на местном ИТ-рынке.
Похоже, в перспективе сфера деятельности местных системных интеграторов на рынке значительно сузится и сведется к монтажу оборудования для доступа к сетям передачи данных и предоставлению доступа к этим сетям. Единственное, что может поддержать местный ИТ-сектор, это необходимость размещения ночной для Москвы части службы круглосуточной технической поддержки на Дальнем Востоке, даже при существующей стоимости связи.
Говорить о каком-то преимуществе облачных сервисов пока не приходится. Для большинства компаний, решившихся на «удаленную работу», слишком велики финансовые риски, обусловленные недостаточным уровнем развития информационной инфраструктуры, а кроме этого далекими от европейских нормативов уровнями цен, качества и стабильности доступа в Интернет.
Поэтому данный сегмент представлен коммерческими запросами по аренде полнофункциональных веб-сайтов. В результате подобного рода облачные предложения слишком мало отличаются от традиционного веб-хостинга.
На эволюцию базовых технологий Интернета, таких как конвергентные технологии, предполагающую автоматическую генерацию метаданных, создание контекстных персонализированных интерфейсов, формирующих основу цифрового образа жизни, также влияет специфика Дальневосточного региона.
Большая часть населенных пунктов Дальнего Востока, удаленных от основных транспортных путей, обеспечивается связью через протяженные (от 200 до 2 тыс. км) аналоговые линии связи, без гарантии необходимого качества предоставления соответствующих услуг, поэтому в настоящее время рост сегмента конвергентных телекоммуникационных технологий ограничен.
Сегодня на ИТ-рынке Дальнего Востока значительно увеличилось число проектов, направленных на долгосрочную перспективу, таких как создание центров обработки данных, виртуализация, системы унифицированных коммуникаций, высокопроизводительные серверные системы и системы телекоммуникаций. Большую долю в услугах ИТ-компаний занимают государственные заказы.
Начиная с 2008 г. правительство уделяет особое внимание подключению школ к Интернету. Активно развивается система дистанционного образования, создания электронных дневников. Введение электронной системы учета знаний позволяет создать единое информационно-образовательное пространство, объединяющее школьников, их родителей, учителей и администрацию школы и города.
Эта тенденция для нас наиболее благоприятна. Сейчас, к примеру, мы завершаем проект «Электронная школа Приморья».
Вячеслав Тихонов, руководитель отдела корпоративных систем «ЛАНИТ-Поволжье» (Нижний новгород):
Облака, мобильность и социальные сети — всё это пока адресовано молодому поколению. Поэтому эти направления актуальны для малых фирм (стартапов), создаваемых молодыми командами, либо для компаний, чей основной целевой сегмент — молодежь. Если же рассматривать крупных клиентов нашего региона, то пока роль молодых сотрудников не столь велика в принятии решений, поэтому эти направления и не столь актуальны. Хотя некоторые подвижки есть. Например, при внедрении корпоративных информационных систем все чаще звучит требование мобильного доступа к системе для руководства, хотя чаще это только имиджевые потребности.
Кроме того, стоит отметить явный тренд централизации и укрупнения информационных ресурсов предприятий. Все больше создается корпоративных ЦОДов, либо ресурсы переносятся на готовые площадки. Прежде всего это делается для упрощения управления ИТ-инфраструктурой и оптимизации вычислительных мощностей. Логичным продолжением этого тренда стали задачи обработки больших объемов данных и создания корпоративных облачных сервисов. Интерес к этому растет.
Валентин Фосс, начальник отдела маркетинга «Утилекс» (Новосибирск):
Во-первых, при всем моем уважении к IDC и Gartner, их отчеты зачастую являются одним из инструментов формирования рынка вендорами. Чем чаще VARы и конечные потребители слышат панегирики в адрес тех или иных технологий/бизнес-моделей, тем больше вероятность того, что первые включат их в свой продуктовый портфель и сами начнут участвовать в процессе продвижения, а вторые — обратят на это свое внимание.
Во-вторых, между «информационной лавиной» и формированием спроса проходит некоторое время.
Характерен пример тех же облаков, которые в настоящий момент действительно стали «править миром». Вендоры и аналитические агентства начали активно работать над формированием рынка еще в
В-третьих, временной лаг между зарубежным и российским рынком сокращается, но по-прежнему существует. Поэтому в том, что касается «трендовых технологий», для многих наших заказчиков характерно такое отношение: «много слышали, но не пробовали и пока не планируем».
Нам, как производителю собственного оборудования, жизненно необходимо отслеживать все тренды ИТ-рынка. Без этого просто невозможно заниматься стратегическим планированием. Мы конечно же учитывали распространение облачной модели, в первую очередь при разработке и продвижении наших быстровозводимых модульных центров обработки данных, ориентированных на создание территориальнораспределенных частных облаков и крупных коммерческих дата-центров. Замечу, что модульные/мобильные ЦОДы — еще один пример продукта, реальный спрос на который появился после нескольких лет активных усилий ряда мировых корпораций (включая HP, IBM, APC, Cisco и проч.) по формированию рынка.
В заключение хотел бы подчеркнуть одну крайне важную деталь, касающуюся «трендов». Если раньше инициатива в их формировании принадлежала «классическим» ИТ-вендорам, то теперь производители стараются успеть за быстро меняющимися потребностями потребителей. В том же перечне IDC, «облака, большие данные, мобильность и социальные сети», последние два тренда — результат спроса на рынке, а не предложения.
И в будущем влияние клиентов на картину рынка будет только возрастать — распространение систем самообслуживания, концепция интернет-вещей и компьютерные игры тому подтверждение.
Ирина Шевцова, генеральный директор ГК «Форус» (Иркутск):
Заблаговременно уловив облачный тренд, мы выстроили инфраструктуру и сейчас предоставляем такие решения рынку. Наш продукт «Е-офис» (Е-office.su) представляет собой комплекс востребованных сервисов, которые помогают эффективно управлять бизнесом малого предприятия. Основные его компоненты — сервис «1С:Предприятие 8 через Интернет», «1С:Бухгалтерия», «1С:Управление небольшой фирмой» и аутсорсинг бухгалтерских услуг.
Именно эти направления демонстрируют уверенный рост. Если в среднем ИТ-рынок растет примерно на
* См., например, https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=78647.