Компания IDC провела исследование, согласно которому главным двигателем перемен на рынке инфраструктуры в регионе ЕМЕА можно считать облако. Аналитики утверждают, что в регионе общие инвестиции заказчиков в оборудование для облачной среды к концу 2014 г. превысят 4 млрд. долл., т. е. этот сегмент рынка продемонстрирует 19%-ный годовой рост. В 2014 г. на облако в EMEA будет приходиться 15% расходов на инфраструктуру против 8% в 2011 г., а к 2018 г. эта доля превысит 22%.
«Наряду с Big Data, соцсетями и мобильными устройствами облако представляет собой один из четырех столпов Третьей платформы (с точки зрения видении IDC) — новой парадигмы использования ИТ, революционизирующей распространение технологии в коммерческой и потребительской среде», — пишет Джорджо Небулони, менеджер исследования, Enterprise Server Group, IDC EMEA.
Добавим к этому списку еще такую тенденцию, как Интернет вещей (IoT), и получим практически полный перечень основных «китов», на которые в ближайшее время, по мнению аналитиков, будет опираться ИТ-рынок. Конечно, есть и другие тенденции, которые будут подстегивать его развитие. Но те, о которых было сказано выше, — пожалуй, самые «громкие». О них гораздо чаще говорят в своих презентациях представители вендоров, агитируя партнеров перестраивать существующий бизнес в соответствии с новыми веяниями времени.
Аргумент производителей железный: кто успел, тот и съел. Сливки (в виде неубитой маржи и пула заинтересованных клиентов-энтузиастов) снимут те партнеры, которые придут в этот бизнес первыми. А всем, кто не торопится, придется довольствоваться крохами, оставшимися на уже поделенном рынке... И ссылаются вендоры на очень «вкусные» прогнозы все тех же мировых аналитиков. Так, согласно оценке IDC и Intel, уже в 2015 г. IoT свяжет с системами управления и контроля около 15 млрд. «умных» устройств. А к 2020 г. их количество возрастет до 200 млрд. шт. В начале этого года главный управляющий Cisco Джон Чемберс заявил, что потенциальный размер рынка IoT составляет 19 трлн. долл.
Одновременно с этим IDC утверждает, что в 2015 г. общий объем хранимой во всем мире цифровой информации достигнет 20 тыс. эксабайт, а в 2020 г. он превысит 50 тыс. эксабайт. При этом ожидается, что ПО управления структурированными данными, приложения для коллективной работы и ПО доступа к данным, анализа и доставки информации продемонстрируют самый высокий темп роста в течение пятилетнего прогнозного периода (с 2013-го по 2018 гг.) со среднегодовым темпом около 9%.
Облачные технологии, по мнению аналитиков, показывают хорошую динамику не только в мире, но и в нашей стране. По данным исследования IDC Russia Cloud Services Market 2014–2018 Forecast and 2013 Competitive Analysis, в 2013 г. совокупный рынок облачных услуг в России увеличился более чем на 70%, почти до 353 млн. долл. Это включает операционные услуги по подписке (примерно 67%) и проектные услуги (33%), реализованные в рамках публичного, частного, виртуального частного облаков и их комбинаций.
И хотя рынок облачных услуг прибавил больше, чем прогнозировалось IDC в начале 2013 г., аналитикам пришлось пересмотреть в сторону уменьшения прогноз роста рынка облачных услуг в России на пятилетку. Кризис на Украине, ухудшение отношений с Западом, введение санкций, вероятно, снизит степень доверия к услугам, предоставляемым из зарубежных дата-центров, сократит число проектов по предоставлению облачных услуг западными вендорами. В связи с ухудшением экономической ситуации может также уменьшиться количество проектов по построению частных облаков. При этом прогноз снижен незначительно, с учетом того, что в условиях сокращения ИТ-бюджетов желание сэкономить на ИТ-инфраструктуре повысит интерес компаний к облачным решениям.
Ожидаемый совокупный среднегодовой рост рынка облачных услуг (включая проектные) за период с 2013-го по 2017 гг. составит 27%.
В том же отчете менеджер по исследованиям IDC Александр Прохоров отмечает, что облачные технологии пользуются высоким спросом даже в условиях общей стагнации ИТ-рынка: «Это позволяет целому ряду облачных поставщиков увеличивать обороты на 100 и более процентов в год». Но при этом он признает: «На сегодняшний день рынок облачных услуг занимает небольшую (около 1%) долю совокупного рынка ИТ в России».
Это, пожалуй, самый главный показатель, характеризующий тот вендорский ажиотаж, о котором говорилось выше. При всем красноречии производителей, при всех тех «златых горах», которые они сулят партнерам, за все время «агитационной» кампании облачные услуги смогли занять лишь 1% ИТ-рынка.
Надо сказать, что и остальные «новые» тенденции российские ИТ-компании пока не очень-то жалуют. Почему так происходит и что мешает реселлерам, оставив конкурентам «традиционный» ИТ-бизнес (уже изрядно покусанный и потертый), обратить внимание на звучащие со всех сторон призывы вендоров?
Об этом мы решили спросить у самих партнеров второго уровня и задали им следующие вопросы:
- Какие новые технологии действительно востребованы заказчиками? А о чем они даже слышать не хотят? Какие реальные проблемы стоят перед ними и какие пути решения этих проблем существуют?
- Были ли в вашей компании реальные внедрения «новых технологий» (облака, Интернет вещей, мобильность, Big Data)? Какие заказчики готовы за это платить?
- Что мешает внедрению этих технологий в нашей стране?
- Когда (при каких условиях), по вашим оценкам, все эти «новинки» будут востребованы и в России?
И вот какие ответы мы получили.
Галина Ахмерова, коммерческий директор компании «БАРС Груп» (Казань):
1. Облака и мобильные технологии несколько лет применяются в качестве повседневного рабочего инструмента и уже не воспринимаются заказчиками как экзотика. Правда, клиенты из госсектора и крупного корпоративного сегмента, в которых работает наша компания, не готовы принять публичные облака и стремятся создавать приватные варианты для своей подведомственной сети. Что касается больших данных, то доверие к этой теме было подорвано слишком агрессивными маркетинговыми атаками, когда в обёртке Big Data предлагались старые технологии. Отчасти спрос на большие данные и Интернет вещей невысок оттого, что эти технологии всё еще находятся в стадии апробации. Когда появятся реальные кейсы, подтверждающие практическую пользу этих решений, тогда возникнет и спрос.
2. Разработка, продвижение и внедрение облачных решений — основная стратегия нашей компании, благодаря которой мы добились успеха. Это было бы невозможно сделать без доверия наших клиентов к облачным технологиям. Но облакам доверяют не только крупные ведомства и компании, но и СМБ-заказчики. В этом сегменте уже сформировался устойчивый спрос на облачные системы бухгалтерского, налогового, складского учёта, удалённой записи на приём и др. Почти все наши заказчики стремятся использовать мобильные приложения, чтобы руководители имели возможность доступа к информации из любой точки, а сотрудники полноценно могли исполнять свои обязанности, даже когда не находятся на рабочем месте.
4. Анализ больших данных помогает выявить скрытые причинно-следственные связи в огромных массивах информации и принимать точные управленческие решения. Такие массивы информации уже накоплены в банках, в организациях сферы телекоммуникаций и ритейле. Если по адекватной стоимости будут предложены решения, способные сократить издержки, повысить прибыль и минимизировать негативные последствия финансовой ситуации, то они могут заинтересовать заказчиков. Интернет вещей заработает тогда, когда рядовой потребитель почувствует пользу в своей повседневной жизни. Но уже сейчас есть сферы, где драйвером этого направления выступает государство. Например, в плане работы Минздрава до 2018 г. сказано о необходимости развивать технологии персонального мониторинга здоровья.
Игорь Веселов, заместитель директора по развитию компании СИНТО (Ярославль):
1–2. Мобильность. В этом году один из наших крупных заказчиков — промышленное предприятие — реализовывал проект по созданию 500 мобильных рабочих мест на базе ноутбуков с системой криптографической защиты информации на жестких дисках. Основными требованиями были:
- обеспечение защиты данных на жестком диске мобильной системы путем шифрования всего диска целиком;
- наличие подсистемы централизованного администрирования;
- использование ГОСТовых алгоритмов шифрования (предпочтительно наличие сертификата ФСТЭК);
- использование дополнительных аппаратных ключей защиты.
Большие данные. Мне очень нравится определение Big Data: «Большие данные объединяют техники и технологии, которые извлекают смысл из данных на экстремальном пределе практичности». Возможно, большинство компаний, входящих в список Fortune 500, а также глобальные российские игроки федерального значения реализуют у себя глобальные Big Data-проекты. Но происходит это без нашей помощи.
Облака. Развертывание заказчиками каких-то сервисов в частных или публичных облаках — обыденное дело, но это не наша специализация.
«Принеси свое устройство». До сих пор я не сталкивался с потребностью корпоративных заказчиков реализовать BYOD-проект.
Интернет вещей. То же самое
3. Любой предприниматель рассматривает ИТ как средство повышения эффективности и конкурентоспособности основного бизнеса (повышение производительности труда, коммуникации, привлечение новых клиентов). А вот на модные штучки денег, как правило, не выделяют. Кроме того, все перечисленные новомодные технологии требуют параллельно с их внедрением значительных дополнительных вложений в систему защиты информации. Вообще, мне кажется, что этот вопрос надо задавать CIO наших клиентов, а не партнерам. Единственное, что могу сказать: на региональном рынке нет спроса на внедрение этих технологий — интеграторы не развивают эти специализации.
4. Эти новинки наверняка востребованы, но не массово. Налицо ситуация, когда технологии обогнали потребности рынка.
Евгений Дорофеев, директор компании «ТехноСити» (Новосибирск):
Я отвечу на вопросы, основываясь на мнениях своих заказчиков из Сибирского региона.
1. В последний год я вижу реального интереса к так называемым облачным технологиям. При этом надо понимать, что облака — не результат технологического прорыва и инноваций, а маркетинговое решение, дающее заказчикам альтернативу наращиванию серверных мощностей и использованию дорогостоящих сервисов. Теперь у них есть выбор, куда инвестировать средства — в покупку «железа» и «софта» или в аренду. Последнее становится более популярным в периоды экономической неопределенности, и сейчас как раз такое время.
При этом для облачных продуктов зачастую неприменимы привычные схемы продаж: вендор-дистрибьютор-интегратор-заказчик. Многие известные производители, запуская облачные сервисы, начинают предлагать их заказчикам напрямую, минуя привычный канал продаж. В этих условиях интегратору остается или запускать собственные облака, или продавать услуги по настройке и обслуживанию чужих.
Что касается других трендов:
- Большие данные как были востребованы в узком секторе, так и остаются. Здесь я пока не вижу качественного расширения, наращиваются только терабайты и мегагерцы...
- К Интернету вещей компании пока присматриваются, на мой взгляд, сейчас это скорее повод похвастаться своей инновационностью, чем реальная потребность. Хотя потенциал этих технологий огромен!
- Ну а мобильность в компаниях внедряется «снизу» — ею больше интересуются сотрудники в плане удобства, чем руководство для решения бизнес-задач.
2. Мы не остались в стороне от трендов и создали свой ЦОД для продажи заказчикам облачных сервисов. В основном мы оказываем комплексные услуги по разворачиванию на своих площадках систем заказчика, включая проектирование, пусконаладку и сопровождение. То есть мы беремся за решение конкретных задач заказчика, а не продаем ядра и память. Примером такого внедрения может служить разработка и запуск на своей площадке мощного call-центра для клиента.
3. Одна из основных проблем внедрения облачных технологий —непонимание ИТ-директорами и системными администраторами своей роли при уходе компании в облака. А следствие этого — опасения, что их значимость в структуре предприятия снизится вплоть до увольнения.
Перейти на облака заказчикам мешает и недоверие к поставщикам облачных услуг, боязнь разглашения конфиденциальной информации или потери данных.
Компании из небольших городов или имеющие множество филиалов в разных регионах сталкиваются с проблемой пропускной способности каналов передачи данных. Хотя в самом Новосибирске эти вопросы уже давно решены.
4. Повторюсь, популярность облачных технологий растет с углублением кризиса в нашей стране — это хорошая возможность поддержать бизнес-процессы, не вкладывая больших денег.
Все остальные технологии, на мой взгляд, станут востребованными, наоборот, после выхода страны из экономического пике.
Руслан Камалов, руководитель отдела рекламы и маркетинга компании МЭЛТ (Казань):
1-4. После опроса наших экспертов я получил примерно такую картину. Эти технологии (облако, Интернет вещей, Big Data и т. д.) мы не внедряли, и спроса на них в данный момент нет.
Так, Интернет вещей, по моему мнению, пока технологически нереализуем по объективным причинам. Уровень технологий в нашей стране еще не позволяет проводить достойные интеграции таких решений. Портрет потребителя этой технологии очень нечеткий. В моем понимании, это либо очень обеспеченные клиенты, либо сверхтехнологичные компании. В первом случае Интернет вещей —не более чем блажь, во втором, думается, это не совсем оправдано по издержкам на внедрение.
Облачные решения на сегодняшний день более жизнеспособное предложение. Только, говоря о них, надо абстрагироваться от решений для физических лиц, когда клиенту при покупке девайса выделяют символические 5 Гб в облаке для хранения своих данных. Это не более чем «приятность». И для 90% рядовых пользователей смартфонов и планшетов, в которые заложена доступная по цене флэш-память гораздо большего объема, эта «приятность» не несет никакой практической ценности (кроме внушаемой продавцом).
Если же говорить о юридических лицах, то мы попробовали составить портрет клиента в своем сегменте. Получилось примерно следующее: облако — отличное решение для начинающих компаний, которые не хотят тратиться на сервер. Но им попросту не хватает знаний о данном продукте. При этом знания должны быть не теоретические, а вполне практические. Но начинающие юридические лица настолько заняты развитием нового бизнеса, что у них просто нет времени на размышления о том, как организовать свою информационную структуру. Им просто не до этого.
Далее идут компании уже, как правило, успевшие купить сервер и другое сопутствующее оборудование. Им тяжело в одночасье отказаться от всего этого: деньги вложены, «железо» куплено, да еще и софта установлено столько, что его стоимость практически сравнялась со стоимостью «железа». Теперь компания должна «отработать» вложенные деньги. Ну и, конечно же, сохраняется недоверие к удаленному хранению «важных» данных. Решение о внедрении облаков откладывается еще и потому, что для них необходим постоянный стабильный канал связи. И даже сейчас, когда в большинстве городов-миллионеров таковой уже имеется, у клиентов все еще, как говорится, «осадочек остается». Поэтому пока компании в лучшем случае переводят в облако некритичные сервисы, например почтовый сервер.
Таким образом, основная проблема распространения данных технологий состоит в плохо сформированном спросе, слабом продвижении облачных решений, да и просто в недостатке информации об облаке как реальном инструменте хранения данных для «конечников». Надо добиться того, чтобы такое решение, позволяющее уже на первых этапах снижать издержки, присутствовало в их системе координат. Различные семинары или обучающие мероприятия по данной тематике, как правило, ориентированы на айтишников или ритейлеров. Судя по всему, вендоры надеются, что эти слушатели транслируют полученную информацию конечным пользователям. И мне кажется, именно это и является слабым звеном. Ведь в данном случае мы имеем дело со сложным поведением покупателей. И для того чтобы клиент принял «правильное» решение, ему необходимо не просто что-то «услышать от продавца», но и иметь собственное мнение и сформировать свое отношение к продукту. А этого пока просто нет. С точки зрения пользователя, облако — это нечто айтишное, какая-то технология, я толком не представляю, зачем она необходима, и уж точно мне она пока не нужна.
Вторая причина — инертность и несоизмеримость затрат. Большинство российских компаний борются с издержками не так интенсивно, как их коллеги в других странах. И даже если речь о ней (о борьбе) и заходит, то обычно режут то, что проще и позволяет получить быструю, казалось бы, экономию: зарплаты, персонал и т. д. И для руководителя, который ежемесячно расходует по полмиллиона на зарплату и налоги, объяснение, что для получения в будущем экономии в десятки тысяч сейчас надо «выкинуть сервер», а потом еще потратиться на какое-то там облако, перенос данных и интеграцию, выглядит как-то неубедительно.
Думаю, что облачные решения будут успешно реализовываться после того, как они постепенно найдут свое место в сознании потребителя.
Второй возможный сценарий — развитие по принципу хостинга. Например, я заказываю сайт, и мне, в принципе, все равно, где он физически лежит, я даже вопросов не задаю. Точно так же можно работать и с поставщиками CRM-систем. Классическая ситуация: сайт компании «лежит» где-то в Швейцарии, а «1С» — в своем подвале. Почему бы не держать это в одном облаке, которое и так выделено под сайт, и потратить на это в сотни раз меньше средств, чем на сам сервер, его апгрейд, обслуживание. Но в российских условиях, прежде чем это произойдет, нужно устранить все глобальные потребительские суеверия на этот счет.
Камиль Калимуллин, генеральный директор AdvantShop.NET (Ульяновск):
1. Мы наблюдаем востребованность облачных сервисов. Компании, особенно небольшие, стали понимать ценность использования облаков. Более того, они активно начинают их применять. Основной вопрос последних лет (надежный Интернет) практически уходит, и уже встают новые: экспертиза, знания и опыт использования различных технологий.
2. Мы видим, что многие клиенты готовы платить за облачные решения (сервисы) при открытии интернет-магазина, а также организации учётных систем в облаках. В качестве примера могу привести одного нашего заказчика, который сначала создал интернет-магазин, а вслед за этим перевел в облако и учет в «1С», тесно интегрировав его с интернет-магазином на нашей платформе. Сейчас эта компания фактически вносит небольшой ежемесячный платеж.
3. Основные тормозящие факторы — недостаточная конкуренция на некоторых рынках, отсутствие достаточной экспертизы у интеграторов, консультантов для того, чтобы продавать данные решения, но самое главное — отсутствие опыта внедрения новых технологий и инерция мышления.
4. Новые технологии нужны уже сейчас, но сравнительно небольшой части клиентов. Как и все новое, эти технологии неизбежно будут входить в жизнь компаний. Думаю, пройдет 3–5 лет, и всё это станет обыденностью.
Роман Медынский, директор по развитию ГК «Форус» (Иркутск), руководитель проекта eoffice:
1. Мы можем с уверенностью сказать, что из всех перечисленных «новинок» нашими заказчиками востребованы облака, а именно облачные сервисы для оперативного и бухгалтерского учета. Во-первых, предпринимателям значительно удобнее (а во многом и выгоднее) работать, не находясь в офисе. Время, проведенное там, для них просто потерянные деньги: они постоянно встречаются с заказчиками, партнерами и т. п., что необходимо для развития и прибыльности бизнеса. В эти моменты им на помощь приходит планшет (смартфон, нетбук и т. д.), в котором есть все данные о количестве товара на складе и ценах, аналитические отчеты и т. д. А это значит, что прямо «на месте» можно составить коммерческое предложение, ознакомить клиента с прайсом, использовать статистику продаж при переговорах и т. д. Еще одна ситуация, когда требуется SAAS (Software as a service), — отпуск. ПО как услуга позволяет собственнику контролировать работу сотрудников издалека. Имея удаленный доступ, например, к «1С», бизнесмен может посмотреть текущие продажи, проверить кредиторскую и дебиторскую задолженность, выполнение планов менеджерами и прочие показатели.
Кроме того, в облаках заинтересованы и бухгалтеры-аутсорсеры. Они тоже начинают все активнее пользоваться облачными технологиями, хотя изначально и мы, и разработчики считали их наиболее консервативной аудиторией. Облачная версия «1С» позволяет им предоставить доступ к своей программе тем предпринимателям, для которых они ведут учет, а те, в свою очередь, могут контролировать сроки сдачи отчетности, регламентные формы и др.
На сегодняшний день к облакам все относятся позитивно: пользователи уже оценили и удобство работы, и экономические выгоды, сократив собственные издержки и повысив эффективность бизнеса. Но еще полтора-два года назад нам приходилось преодолевать сопротивление. Заказчики с недоверием относились к таким вещам, как сохранность данных, возможность доступа к ним налоговых органов и т. д. Как мы с этим работаем? Наши специалисты сопоставляют уровни сохранности данных локально у руководителя с хранением на удаленном сервере, где уровень защиты значительно выше. В таком случае выбор в пользу облаков становится более очевиден.
2. С 2010 г. в структуре ГК «Форус» работает специальный отдел, который регулярно занимается внедрением облачных решений («1С через Интернет»). Тогда был запущен наш проект «Е-офис» (eoffice.su) — пакет бизнес-инструментов на платформе «1С» для управленческого и бухгалтерского учета в режиме SAAS, для сдачи отчетности через Интернет, а также для электронного документооборота. Именно этот набор сервисов и определяет портрет нашего заказчика. В первую очередь речь идет о тех, кого я называю малым бизнесом с амбициями и «заделом» на рост до «среднего бизнеса»: компании с несколькими филиалами в городе (или регионе), которым нужна достоверная оперативная информация, например о наличии товара на складе. «1С через Интернет» также используют представители малого бизнеса, которые хотят автоматизировать от одного до трех рабочих мест и действительно понимают, что наше предложение — это быстро, надежно и выгодно. Среди клиентов есть и те, кто уже изучил всевозможные вопросы, связанные с облачными сервисами, и те, кто только хочет попробовать.
По большому счету, за автоматизацию бизнес-процессов готовы платить все, главное — объяснить преимущества и распланировать процесс внедрения. Мы больше не сталкиваемся с тем, что заказчики отказываются от наших предложений, ссылаясь на то, что это облачные технологии. Их волнует не форма, а содержание проекта, то, как мы благодаря функциональным возможностям продукта решим проблемы бизнеса. Скорее наоборот: доступ с любого устройства к своей оперативной системе значительно повышает скорость принятия решений, и это зачастую становится решающим аргументом в пользу облака.
3. Пусть я покажусь излишне оптимистичным, но, на мой взгляд, сейчас конкретно облакамне мешает ничего. Если три года назад препятствиями на пути внедрения можно было считать качество и стоимость интернет-соединения, то сейчас ситуация меняется коренным образом. Со снижением цен на доступ во Всемирную сеть фактическая стоимость использования облаков упала на порядок. Повысилось и качество: с приходом 4G проблема с медленным Интернетом вообще сходит на нет.
Состояние экономики, как мы его видим, в случае с облаками — скорее положительный фактор. Как показывает опыт прошлых лет, экономический спад на рынке — повод для обращения к информационным технологиям. Ведь задача предпринимателей — оптимизация бизнес-процессов, и как следствие — повышение эффективности. Именно поэтому сейчас для малого бизнеса особенно актуальны облака (аренда ПО, аутсорсинг и т. д.). Они привлекают прежде всего сокращением издержек и повышением мобильности. Так, аутсорсинг бухгалтерских услуг (одно из быстро развивающихся направлений ГК «Форус») позволяет предпринимателю экономить время на поиске профессионального бухгалтера и деньги на содержании рабочего места, покупке ПО и зарплате и т. д. А «1С через Интернет» делает возможным доступ ко всем необходимым данным в любом месте и в любое время.
При системном подходе к внедрению режим работы в SAAS окажется всегда выгоднее. Мы знаем, как и какие цифры преподнести заказчику, который, оценивая эти данные и принимая во внимание наш опыт, в девяти из десяти случаев предпочтет облако. Отсутствие денег у заказчика тоже не станет преградой, ведь по сути он в рамках абонентских платежей (небольших, ежеквартальных, планируемых) подключается к уже готовому решению.
Нет проблем и с поддержкой производителей. Фирма «1С», продукты которой мы внедряем в режиме Software as a serviсe, оказывает всестороннюю поддержку: передает контакты потенциальных клиентов, заявки, предлагает техподдержку. Мы же понимаем, какие дополнения к продукту нужны, описываем их, а вендор использует это (и рекомендации других партнеров) для совершенствования сервиса.
Сергей Поляков, директор по развитию системного интегратора «Вебзавод» (Самара):
1. Большинству заказчиков облачные сервисы могут принести пользу. В то же время для многих внедрение этих решений означает необходимость изменить свой подход к работе, что часто становится препятствием на пути к принятию самой идеи. Тем не менее среди лидеров рынка разработки ПО борьба за пользователей персональных компьютеров уже в прошлом. Теперь битва за клиента разворачивается прежде всего в облаках.
Востребованность российских сервисов будет расти. Мы прекрасно понимаем перспективность этого направления, особенно в контексте непростой политической ситуации, когда важно хранить персональные данные на территории страны.
«Вебзавод», будучи, по сути, облачным интегратором, развивает два направления: инженерные работы по построению частных и публичных облаков и разработка бизнес-приложений. Если до недавнего времени подход к работе с заказчиком был прост — решение разрабатывалось и внедрялось в его инфраструктуру, то при появлении облачных технологий подключаться можно к уже существующим сервисам, настраивая их под нужды заказчика. Конечно, приходится укладываться в те рамки, которыми сервис ограничен. Однако и при таком подходе можно решать сложные задачи.
Если же говорить об остальных «новинках», следует отметить, что мобильность и BYOD (принеси свое устройство) не нужно продавать — это стихийная потребность, требование современности. Большие данные и Интернет вещей нужны далеко не всем, хотя компания «Вебзавод» не только понимает перспективность этих направлений, но и имеет соответствующий опыт работы.
2. Наша компания реализовала много проектов с использованием новых технологий. Заказчик с более зрелыми ИТ (как правило, это крупные компании) более охотно рассматривает и внедряет передовые решения. Но есть и другая тенденция: компании из сегмента малого бизнеса, где зачастую нет ИТ-руководителя или его роль выполняет директор, тоже охотно рассматривают облачные и другие «модные» направления. Ведь решение ИТ-задач для таких заказчиков — дело не основное, так почему бы им не отдать на аутсорсинг не только обслуживание, но и сам сервис.
Мы главным образом ориентируемся на бизнес-заказчиков. Когда у клиента есть понимание, что технология решает его задачи, тогда появляется возможность реализовать проект, в том числе с использованием новых трендов. Например, специалистами «Вебзавода» было спроектировано публичное облако одного из крупнейших операторов связи.
Компания «ВОЛГАТРАНССТРОЙ» имеет возможность контролировать ход строительства объектов с помощью облачных сервисов, которые были настроены «Вебзаводом» под специфические задачи заказчика. Наши специалисты смогли отладить существующие инструменты проектного управления компании Microsoft так, чтобы полученное решение было адаптировано под строительную специфику. В результате за адекватную стоимость «ВОЛГАТРАНССТРОЙ» получил простое, понятное и эффективное решение, позволяющее контролировать строительство объектов. Дополнительными плюсами подхода стали гарантированный SLA, доступ с мобильных устройств, перевод капитальных затрат в операционные.
Еще одним примером может служить наше облачное комплексное решение для образовательных учреждений «Школа цифрового века», которое позволяет ученику следить за своим расписанием, работать над школьными заданиями на любых устройствах.
Отмечу, что интегратор будет чувствовать себя уверенно в облаке, лишь начав его использовать для собственных нужд. Уже более года назад мы перенесли в облако практически всю нашу инфраструктуру— почта, документы, приложения, отчеты, заявки работают в облаке и больше не требуют дополнительного сопровождения и поддержки.
3. Основные стоп-факторы для внедрения облачных технологий — это консервативный взгляд на ИТ и сложная политическая обстановка. Очень часто в СМИ встречаются новости, которые способны вызвать депрессию даже у новаторов среди ИТ-руководителей.
Если же речь идет о локальных решениях (вроде Mobile Device Management решений), то зачастую основным препятствием становятся разногласия со службами информационной безопасности и отсутствие ясности в экономическом обосновании эффекта BYOD.
4. Важный фактор движения вперед — это функционально-экономическая конкуренция. Появляется все больше провайдеров и вендоров, предлагающих решения с учетом новых трендов, количество сценариев использования растет, а сами сценарии становятся более интересными для заказчиков.
Самое действенное средство в непосредственной работе с заказчиком — положительные отзывы других компаний. Часто достаточно показать, что кто-то в нашей стране успешно использует новые технологии, а выгоды от их использования очевидны как ИТ-службам, так и бизнесу, как часть опасений сразу снимается.
Владимир Севрук, основатель и генеральный директор компании «Информатика и Сервис» (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, УФО):
1. Мы работаем с СМБ-клиентами. Сегодня заказчикам требуется только миграция существующей серверной ИТ-инфраструктуры в облако. И как правило, они идут на это только из-за выхода из строя старого оборудования. До этого момента никто не хочет слышать про какие-то неведомые облачные вычисления. Реальные проблемы — малоэффективный бизнес, необученные сотрудники, низкая производительность труда.
В последнее время руководителей компаний интересуют в основном услуги, которые смело можно называть консалтинговыми. Как изменить бизнес к лучшему? Что сделать, чтобы сотрудники стали работать более результативно? Как увеличить продажи? А облака, Интернет вещей, большие данные, мобильность, «принеси свое устройство» и т. д. никого не интересуют. Дело в том, что клиенты не знают, что это, не понимают этих слов. Только один из 100 директоров представляет, что такое корпоративный портал. А что «это» еще может работать в облаке — уже сложное для постижения знание.
2. За последний месяц мы реализовали три проекта по миграции серверной ИТ-инфраструктуры в облако «Облакотека.ру» и один проект по развертыванию корпоративного портала «Битрикс24» также в «Облакотека.ру».
3. Мешает очень низкая управленческая грамотность руководителей бизнеса. Большинство из них до сих пор не понимают, что ИТ —один из главных бизнес-инструментов, который влияет на общую эффективность работы сотрудников в любом бизнесе. Но вместо обновления и модернизации ИТ-решений огромное количество СМБ-компаний продолжают рассматривать ИТ как первую статью экономии расходов в кризисный период.
4. К 2017 г. все изменится радикально. Потому что во главу угла российской экономики встанет эффективность и производительность труда людей.
Андрей Трифонов, директор по развитию бизнеса TOPS Consulting:
Вкладывая серьезные средства в разработку перспективных технологий и решений, крупнейшие ИТ-вендоры, естественно, стараются быстрее получить ожидаемую выручку от их продажи. Стало нормой «образовывать» заказчиков по вопросам потенциальных преимуществ и новых возможностей, открывающихся с выходом на рынок нового технологического инструмента. Логика распространения таких продуктов давно сложилась: сначала (часто при поддержке вендора) пробуют самые смелые клиенты. За ними идет волна пилотных проектов, среди которых случаются и неудачные. Наступает спад, период ожиданий и переосмысления сценариев применения и архитектуры решений. Затем начинается постепенное распространение новой технологии по классическому пути обоснования инвестиций в технологические решения, благо оценить экономический эффект уже можно, опираясь на опыт пионеров, внедривших пилотные проекты.
1. Все перечисленные тенденции имеют право на существование в реальной жизни. Они полезны для некоторых организаций, отдельных задач и при определенных условиях. Ситуация с практикой использования новинок в России уже имеет свою историю и забавные особенности. Например, некоторые проекты, построенные на «модных» технологиях, получили поддержку не как этапы пилотного внедрения для проверки бизнес-идей и получения данных для экономического обоснования, а для того чтобы «поиграть» с диковинными гаджетами и hi-tech-чудесами. Наигравшись, спонсоры их часто забрасывали.
Из перечисленных трендов последних лет наиболее зрелыми можно считать облака и мобильность — практически не осталось организации, которая так или иначе не использовала или не протестировала бы их. Российский рынок таких технологий уже сложился, причем он состоит не просто из перепродавцов импортных продуктов, но и из разработчиков собственных решений и сервисов. Правда, следует признать, что этим «новинкам» уже скоро 10 лет.
Наиболее продвинутые в технологическом плане компании, бизнес которых реально зависит от степени автоматизации и эффективности цифровых коммуникаций, вынуждены инвестировать в собственные тестовые лаборатории. Ведь ни один вендор, ни одна конференция не смогут дать руководителю компании ответа на вопрос, какие преимущества гарантированно получит его предприятие от применения новой технологии, а также как выбрать способ ее развертывания и в какой части инфраструктуры.
На этапе массового распространения технологии, когда собран багаж внедрений, известна экономика использования и сделаны первые ошибки, проекты, основанные на новых технологиях, двигаются уже преимущественно партнерами вендоров, предоставляющими заказчикам как наработанный опыт и экспертизу, так и специализированные решения.
Работа по мониторингу технологических возможностей повышения эффективности своих компаний не прекращается даже в сложные экономические периоды. Просто финансовых возможностей становится меньше, и надо уметь принимать правильные инвестиционные и технологические решения: покупать с запасом и впрок больше не получится. Наши существующие заказчики продолжают выполнять начатые проекты, а потенциальные — планировать внедрение крупных систем. Но в большинстве своем речь идет не о " модных" темах последних лет, а о переоснащении ключевых бизнес-процессов управления производством, продажах, контактных центрах, об анализ информации для принятия управленческих решений в части увеличения продаж и снижения себестоимости. Облака и мобильность просто стали одним из вариантов воплощения в жизнь вечных тем.
3. Начало ответа на этот вопрос в комментарии к п. 1. Добавлю лишь, что, возможно, российской бизнес-практике обращения с технологиями порой не хватает последовательности и терпения. Акционеры и топ-менеджеры ждут быстрого гарантированного результата от технических внедрений и новаций при повышении конкурентоспособности организации — конфликтующая парочка. ИТ-лидеры не всегда находят нужные понятные слова, чтобы описать новые технологические возможности или убедить клиента в необходимости модернизации. Повторюсь, для организаций, бизнес которых существенно зависит от его технологичности, нет другого способа, как выстроить внутренний процесс: тестирование технологических новинок, обкатка их в вероятных бизнес-сценариях, проверка на фокус-группах, подготовка расчета экономической эффективности, выбор архитектуры реализации, ресурсной модели внедрения и сопровождения.