Это слово стало «модным» лишь в этом году, хотя задуматься о создании условий для развития отечественного производства (как сельхозпродукции, так и многого-многого другого) стоило гораздо раньше, во времена «бурного роста» экономики. Что касается ИТ, то «в условиях санкций» ориентация на российские разработки, по мнению чиновников, помимо всего прочего, должна стать важным аспектом «обеспечения национальной безопасности».
В сентябре премьер-министр поручил «проработать меры» импортозамещения ПО для нужд госсектора и госкомпаний. По предложению Минкомсвязи, с 1 июля 2015 г. госзаказчики должны будут приобретать лишь те программные продукты, которые будут внесены в реестр отечественного ПО, либо обосновать невозможность такого ограничения. Предполагается, что этот реестр начнет формироваться весной будущего года.
Осенью глава Минкомсвязи Николай Никифоров предложил создать фонд для субсидирования разработки отечественного ПО. Первоначально предполагалось, что фонд будет формироваться за счет сбора (10%) от продаж ПО, затем — за счет отмены НДС на программные продукты. В декабре стало известно, что средства могут найтись в «антикризисном правительственном фонде». По сообщениям СМИ, запрос Минкомсвязи на поддержку приоритетных проектов в сфере ПО в I квартале 2015 г. составит от 3 до 5 млрд. руб.
Ситуация с «железом», пожалуй, еще более запутана. Организовать его полноценное производство, тем более в условиях острой нехватки ресурсов, вряд ли возможно. Здесь «импортозамещение» в основном сводится к усилению позиций вендоров из Китая и стран Юго-Восточной Азии.
Cмогут ли, по мнению игроков, государственные инициативы, направленные на импортозамещение в ИТ, привести к росту отечественной ИТ-индустрии?
Юрий Корюкин, генеральный директор компании «ABBYY Россия»:
В короткой перспективе, скорее нет, но на протяжении нескольких лет — смогут. Поддержка отечественного производителя, в том числе в сфере ИТ, — это не российское изобретение. Отечественные поставщики имеют преференции в очень многих странах, это помогает развивать отрасль. Конечно, все зависит от конкретных мер, но при здравом подходе, и если это будет последовательная деятельность на протяжении нескольких лет, мы обязательно увидим результат.
Гайдар Магдануров, советник генерального директора компании Acronis и директор по инвестициям венчурного фонда Runa Capital:
Несомненно, что дополнительное внимание и ресурсы, вкладываемые в ИТ-отрасль, полезны для роста индустрии в целом. С новой поддержкой от государства компании могут больше инвестировать в повышение качества продукта и выход на новые рынки — например, Азии и Ближнего Востока. Большинству локальных компаний в России крайне сложно конкурировать с глобальными лидерами: порой за счет технологического отставания, порой — за счет несопоставимых маркетинговых бюджетов. Сейчас конкуренция на российском рынке искусственно снижается, а государство предоставляет поддержку. Пойдет ли это на пользу индустрии в долгосрочной перспективе — сказать сложно. В условиях сниженной конкуренции может серьезно пострадать качество продуктов. Также, до сих пор сложно оценить, можно ли в принципе заместить многие из используемых сегодня западных ИТ-решений.
Всеволод Иванов, исполнительный директор компании InfoWatch:
Импортозамещение — это хорошая инициатива, которая может помочь отечественной ИТ-индустрии. Но важно сформировать грамотную и адекватную требованиям и возможностям рынка реализацию этой инициативы, именно от реализации зависит конечный результат. Пока это не до конца решенный вопрос, выносить вердикт рано. В любом случае, я надеюсь, что Минкомсвязи будет прислушиваться к мнению ведущих игроков отрасли.
Василий Селюминов, исполнительный директор компании Landata:
В обозримом будущем нет предпосылок для тотального импортозамещения, но очевидно, что тренд роста присутствия на ИТ-рынке китайских компаний, наметившийся в 2014 г., сохранится и в следующем году. Есть предпосылки и к некоторому повышению роли российских производителей. Нельзя сказать, что отечественные вендоры совсем слабо представлены на местном ИТ-рынке. Например, в России есть производители телекоммуникационного оборудования, сборщики ПК, хорошие позиции занимают софтверные компании. Но, конечно, в большинстве сегментов рынка доминируют западные производители. Пока нет оснований для массового импортозамещения оборудования, но, скорее всего, выбор в ближайшем будущем во многом будет обусловлен политикой, и заказчики все чаще станут обращать внимание на восточных вендоров. Следующими после политических факторов станут ценовые, включая возможность предоставления особых финансовых условий. В то время, когда денег на рынке немного, все стремятся получить их на максимально выгодных условиях.
Можно сказать, что восточные компании, прежде всего китайские, ряд из которых имеют оборудование с отличным соотношением цена/качество, становятся главными выгодоприобретателями в сложившейся ситуации.
Укрепить свои позиции на рынке могут компании, обладающие оригинальными, востребованными на рынке продуктами. Шанс может появиться у некоторых совместных предприятий — все-таки на определенном этапе нужны западные технологии, которые могут лечь в основу российских разработок. Вероятны также альянсы некоторых российских предприятий с зарубежными производителями, в первую очередь — с китайскими.
В сложившейся ситуации один из ключевых шансов появляется у ряда российских производителей ПО. Кроме того, в последнее время государство много внимания уделяет софтверному направлению, заявляя даже о планах создать национальную операционную систему. Но без серьезных денежных вливаний вряд ли получится создать качественный продукт.
Серьезным тормозом на пути отечественных производителей служит слабость микроэлектронной базы. Говорить о полном импортозамещении пока не приходится, причем на протяжении длительного периода, скорее всего даже нескольких десятилетий. Нужны действительно огромные инвестиции, но их нет, и вряд ли они появятся в ближайшее время, учитывая цены на энергоресурсы, от экспорта которых Россия получает ключевые доходы.
Очевидно, что, несмотря на все проблемы, в текущей ситуации государство остается главным инвестором на ИТ-рынке и основным заказчиком проектов. ИТ-игроки, умеющие работать в этом направлении, получают хорошие шансы на успех. Сама по себе политика импортозамещения не может стать драйвером. Нет предпосылок того, что в ближайшем будущем Россия сможет создать конкурентоспособную микроэлектронную базу и разрабатывать прототипы востребованных продуктов. Это требует времени, инвестиций и большого заказа со стороны рынка, а главное — рынок при этом должен уметь ждать.
Самое безболезненное и безопасное — начать с простых решений. Но и это требует, как минимум, нескольких лет планомерной работы. Поэтому надеяться на импортозамещение стоит осторожно. Явно не следует строить вокруг него бизнес-стратегию. На мой взгляд, стоит проводить взвешенную политику и по возможности работать с различными вендорами — западными, восточными, российскими, находя оптимальные решения для бизнеса.
Валерий Шандалов, президент ГК Optima:
Считаю, что обязательно приведут в определенных сегментах, необязательно — в других сегментах и не приведут в третьих. Собственно говоря, целью правительства, насколько я понимаю, является не 100% импортозамещение всего и вся, а, с одной стороны, замещение одного импорта (с Запада) другим импортом (с Востока), и с другой стороны, импортозамещение в тех сегментах, в которых мы можем конкурировать, особенно при благоприятных стартовых условиях. Поэтому сегодня в этих сегментах совершенно необходима государственная поддержка отечественных производителей ПО и «железа» хотя бы на этапе становления этих производителей. Я думаю, что в кризисных условиях, в условиях дорогих денег, необходима также финансовая поддержка со стороны государства тех проектов, которые государство сочтет важными, нужными и структурообразующими. Я уверен, что такая поддержка станет драйвером рынка высоких технологий и поможет появиться на этом рынке новым решениям, новым компетенциям, новым продуктам.
Константин Ермаков, глава представительства компании Powercom в России, Казахстане и Белоруссии:
Не быстро, не сейчас и, скорее всего, успех в краткосрочной перспективе может прийти только к узко-нишевым игрокам, которые уже сегодня имеют какую-то долю на рынке. Высокотехнологичное производство поднять с нуля до конкурентного мирового уровня — это большие инвестиции, которые вряд ли будут вкладываться в условиях полной неопределенности. Такие программы должны сопровождаться планами по подготовке кадров, разработкой «льготной» налоговой сетки, инвестиционными программами. Пока с большей долей вероятности можно ожидать нового витка развития OEM-схем работы.
Александр Рубанов, генеральный директор компании Develonica (входит в ГК Softline):
Думаю, что этот тренд может стать драйвером роста некоторых областей в сфере ИТ, например, заказной разработки. С уменьшением числа «доступных к использованию» решений, базирующихся на продуктах западных вендоров, возрастет спрос на системы-заменители. Также, я думаю, может получить шанс на активное развитие область разработки некоторых узкоспециализированных ИТ-продуктов, направленных на решение конкретных задач, причем преимущественно малого и среднего бизнеса. Здесь я имею в виду популярные сейчас решения для управления проектами, задачами, активами и даже бухгалтерией.
Татьяна Орлова, директор по маркетингу компании TEGRUS:
Благодаря политике импортозамещения отечественные разработчики ПО и средств информационной безопасности могут рассчитывать на новые заказы от предприятий госсектора и компаний, работающих в стратегических областях российской экономики. Исторически доминирующее положение там занимают продукты западных разработчиков, но теперь их на место могут всерьез и надолго прийти решения российских компаний. А это — контракты не только на поставку, но и на сервисное обслуживание программных средств. Не столь оптимистично ситуация может сложиться с заменой импортного «железа», поскольку пока мы очень зависим от его производителей. Но в целом инициативы в области импортозамещения могут оказать очень благотворное влияние на развитие рынка.
Илья Пантелеев, генеральный директор компании TOPS Consulting:
Важно разделять понятия инициатив на поддержку отрасли и запретительных мер, барьеров, снижающих конкуренцию и понижающих эффективность. Инициативы в поддержку отрасли — определенно положительный фактор: среди них могут быть адресные инвестиции государства в обучающие программы, расширяющие рынок специалистов, системообразующие проекты, позволяющие государству стать более эффективным и «клиентоориентированным», возможные налоговые льготы и проч. Адресная поддержка рынка и рынка труда определенно может привести к росту и успеху индустрии, ИТ в частности. Однако, с моей точки зрения, запретительные меры, выстраивание барьеров не могут в длительной перспективе пойти на пользу. Мы тем самым будем «консервировать» неэффективность и низкую конкурентоспособность отрасли, в то время как клиенты не смогут получать лучшие продукты из имеющихся на мировом рынке, что в свою очередь так же негативно повлияет на их эффективность и производительность. В итоге потеряют все.
Андрей Смирнов, коммерческий директор компании USN Computers:
Смогут, но только в определенных сегментах. В выгодной ситуации оказались российские производители ИТ-техники, которые имеют давние связи с государственным сектором. Также довольно уверенно себя чувствуют поставщики китайской ИТ-продукции, так как эта страна стала нам ближе. В сфере разработки ПО и в области информационной безопасности, шифрования и криптографии также наблюдается некий рост.
Сергей Минаев, исполнительный директор ГК X-Com:
Не в 2015 г. Так быстро воплощать государственные инициативы обычно не получается.
Дмитрий Ведев, директор по маркетингу ГК «АйТи»:
Что касается программ импортозамещения — здесь, прежде всего, могут выиграть российские производители, чью, очень часто вполне конкурентоспособную, продукцию долгие годы бюджетные покупатели не слишком жаловали, ориентируясь на глобальные бренды.
Очевидно, что другое «окно возможностей» связано с перспективами выхода российских технологий и услуг на зарубежные рынки. Здесь, например, в заказной разработке, может помочь девальвация рубля, которая позволит более гибко работать на этом очень чувствительном к цене ресурсов сегменте. Определенные надежды индустрия возлагает и на декларируемую поддержку высокотехнологичного экспорта со стороны государства. А в целом, в России сегодня существуют достаточно зрелые разработки, которые могут претендовать на глобальные рынки сбыта в продуктовой модели.
Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности компании «Аквариус»:
Стратегические инициативы, в том числе импортозамещение, это всегда долгосрочные перспективы, связанные с серьезными инвестициями, и говорить про рост можно будет реально лет через пять. Тема импортозамещения дает определенные возможности, но кто и как ими сможет воспользоваться — покажет время. Пока будем наблюдать стагнацию на рынке, что, впрочем, лучше, чем падение.
Юрий Бяков, председатель правления ГК «Астерос»
Два комментария.
Первый: я убежден, что государство, стремящееся поддержать свою отрасль ИТ, должно находиться в постоянном и конструктивном диалоге с представителями этой самой отрасли. В любом ином случае принять действительно взвешенные решения, которые позволят не только «не сломать» рынок, но дать ему возможности для развития в кризис, просто не получится. Путь один.
Второй комментарий: импортозамещение — это не выдавливание с рынка одних компаний и создание «комфортных и необременительных» условий для других. Это не «слепая» замена иностранного на отечественное только потому, что оно хоть и плохенькое, но зато свое. И это никак не запрет на иностранные приложения, продукты или, допустим, мобильные устройства. В современном, открытом пока еще мире, такие непродуманные шаги способны привести к необратимым последствиям для рынка отдельно взятой страны.
В моем понимании к росту отечественной ИТ-индустрии может привести прозрачная политика государства в области субсидирования отечественных разработчиков и целенаправленная поддержка ИТ-производства и отрасли в целом.
Николай Афанасьев, коммерческий директор компании «Гелиос Дата»:
Планомерные и долгосрочные инвестиции в развитие отраслей, если это делать продуманно и последовательно, могут привести к импортозамещению отдельных сегментов в перспективе пяти-десяти лет. Замещения в краткосрочной перспективе в достаточном объеме, скорее всего, не произойдет, по вполне понятным и объективным причинам. Сферы услуг это касается в меньшей степени. Но рассчитывать на серьезное развитие оборудования и ПО в ближайшие три года не приходится, т.к. пока для этого просто нет базы в российской экономике и обществе.
Иван Мелехин, технический директор компании «Информзащита»:
Безусловно, государственные инициативы теоретически могут привести к росту отечественной ИТ-индустрии. К сожалению, на практике, если такой рост и случится, то в довольно отдаленной перспективе, просто в силу того, что жизненный цикл разработки качественных продуктов — это не год и не два. А если сюда добавить срок, необходимый для подготовки специалистов, способных вести разработку на современном технологическом уровне, то можно говорить о десятилетии. То есть для того, чтобы мы были готовы к текущему обострению экономической и политической ситуации, начинать стимулировать рост отечественной ИТ-индустрии нужно было в начале 2000-х годов, когда был рост экономики и деньги. В текущих условиях существенных бюджетных ограничений и роста доли расходов на оборону и прочие крупные проекты, испытывать оптимизм по поводу роста отечественной ИТ-индустрии можно очень осторожно.
Борис Бобровников, генеральный директор компании КРОК:
Постепенно что-то меняется. Госсектору приходится быстрее думать об этом. Многие заказчики ждут окончания санкций, не торопятся закупать альтернативное «железо». А к нам приходит большое количество новых китайских вендоров. Работой с некоторыми мы заинтересовались всерьез.
Сергей Земков, управляющий директор компании «Лаборатория Касперского» в России, странах Закавказья и Средней Азии:
Разработка решений в области ИТ, как программных, так и аппаратных, занимает довольно длительное время, поэтому курс на импортозамещение сможет привести к росту отечественной ИТ-индустрии, но в более долгосрочной перспективе. Российская ИТ-отрасль в следующем году не вырастет точно, хотя определенное перераспределение, безусловно, произойдет. Для отечественных ИТ-компаний, которые смогут оптимизировать свой бизнес в этот кризисный период, в конечном итоге это будет означать рост, но не сиюминутный.
Григорий Шевченко, коммерческий директор компании «Открытые Технологии»:
Смогут, но не за один год. Это медленный и денежноёмкий процесс. Сейчас не 50-е годы XX века, и пятилетку за 3 года уже никто выполнить не сможет. Заводы в чистом поле тоже не вырастут в одночасье, а компьютеры — это ведь не тракторы, их под открытым небом не соберешь.
Алексей Ананьев, председатель консультативного совета ГК «Техносерв»:
Более 50% ИТ-рынка в последнее время составляют государственные заказы. Это является одним из основных факторов, которые влияют на рынок. ИТ-компании — получатели госзаказа ведут бизнес, регламентированный минимальной маржинальностью. При этом у них не остается возможности для инвестиций в собственные разработки, способных выделить их на фоне конкурентов, а самое главное, которые выступали бы катализаторами роста рынка.
Естественной предпосылкой решения проблемы импортозамещения было бы развитие рынка как такового и его меньшая зарегулированность. Если бы в России доля госзаказа на ИТ-рынке была менее 25%, а остальными заказчиками стали бы крупные корпоративные структуры, тема импортозамещения, в первую очередь в области прикладного ПО, решалась бы существенно более быстрыми темпами. Для этого необходимо, чтобы ВВП страны рос на 5-8% в год.
Андрей Кишкурно, коммерческий директор компании «Эр-Стайл»:
Безусловно, в долгосрочной перспективе, они именно к этому и приведут. Реализовать импортозамещение невозможно за пару месяцев, невозможно и за год. Эта тенденция началась летом, и как минимум через два года будет появляться что-то «свое». Сначала это будет ПО, потом «пойдет» оборудование. Но какое оно будет, и как оно будет развиваться — покажет время.