10 февраля 2016 г.
Рынок массовых решений для воспроизведения аудио сегодня тесно связан с рынком смартфонов. «Умные телефоны» являются наиболее распространенными электронными устройствами на современном рынке, поэтому вся периферия, появляющаяся сегодня в широкой продаже, достаточно тесно с ними связана, в данном случае аудио-устройства не являются исключениями. Чтобы понять актуальность аудио для ритейла, разговор нужно начинать с тенденций рынка смартфонов, а потом переходить к рассмотрению новинок аудио. Так мы и поступим.
Тенденции рынка смартфонов
Основным трендом наступившего года в сегменте смартфонов является смена парадигмы развития — с экстенсивной на интенсивную.
До настоящего времени рынок смартфонов развивался экстенсивно — «умные телефоны» вытесняли традиционные «трубки». Тренд был глобальным, и затрагивал не только пожилых российских абонентов, но и, например, неграмотных индийских крестьян — в последнем случае локальные компании создавали интереснейшие решения, в том числе и использующие элементы «интернета вещей», но для российского канала такие системы пока неактуальны. Но сейчас практически все, кто хотел пользоваться смартфоном, такое устройство уже приобрели взамен традиционных сотовых «трубок». Конечно, экстенсивный рост будет продолжаться, например, за счет подрастающих детей, которым в определенном возрасте покупают первый смартфон, но определяющим этот механизм роста уже не будет.
Интенсивное развитие происходит за счет сознательного «апгрейда» абонентами своих смартфонов на более мощные модели. В этой ситуации пользователь уже знает, что можно желать от «умного телефона», поэтому желает приобрести не просто новую модель, а именно ту, в которой нужные ему возможности расширены. Одни хотят аппараты с мощными камерами, другие — с крупными экранами, третьи — с батареями повышенной мощности и т. д. При этом все хотят дополнительной вычислительной мощности, потому, что уже поняли, в каких задачах она бывает актуальной. Смещение интереса в сторону мощных смартфонов подчеркнул Юань Ян, генеральный директор российского офиса Huawei Consumer Business Grouр.
Сказанное в полно мере справедливо и для российского рынка.
Что это значит для ритейла
По структуре потребностей абонентов российский рынок мало чем отличается от рынка любого другого развитого региона. Только свои коррективы вносит разворачивающийся и углубляющийся кризис — все большее количество абонентов по понятным причинам экономического характера попросту не могут себе позволить покупку нового мощного смартфона при исправно работающем старом. Однако, новые возможности от мобильного устройства таким пользователям все равно нужны, поэтому они будут приобретать к имеющимся смартфонам дополнительное оборудование.
Покупкой «внешних элементов», конечно, вычислительную мощность смартфона не нарастить, но «прокачать» остальные значимые параметры вполне возможно — энтузиасты мобилографии все чаще используют дополнительную оптику, интенсивно использующие свои гаджеты в массовом порядке обзаводятся внешними аккумуляторами и т. д.
Этим можно и нужно воспользоваться российскому ритейлу, переживающему не лучшие времена. Все большее распространение получают аудио-решения, которые становятся все более разнообразны. Что нового появилось на рынке этого сегмента за последнее время?
Meizu HD50: Hi-Fi-по разумной цене
Новые наушники-гарнитура от Meizu HD50 (на фото) весьма показательны как пример продвинутых опций для аудио. Новинка — накладные наушники, совмещенные с гарнитурой, использующие проводное подключение, воспроизводящие диапазон частот от 20 Гц до 20 кГц и имеющие коэффициент гармонических искажений не выше 0,5%.
В разработке HD50 особый акцент компания сделала на обеспечение высокого качества звучания. Наушники получили уникальные мембраны из биологических волокон, способные, по заявлению вендора, обеспечить создаваемому звуку бОльшую разрешающую способность, чем изготовленные из бумаги или металла. Кроме того, НD50 используют двойные звуковые камеры, что, как говорят представители компании, позволяет сделать воспроизводимый звук более мягким. По заявлению представителей Meizu, качество звука новинки сопоставимо с наушниками от топовых брендов, которые стоят на порядок больше. Независимых тестов, подтверждающих это, пока нет, но такое вполне возможно, учитывая привлечение к разработке HD50 специалистов, ранее сотрудничавших с В&O, Sennheiser, Denon и другими продвинутыми производителями наушников.
Новинка также получила улучшенную эргономику (вендор особо акцентирует внимание на амбушюры, способные поворачиваться вокруг трех осей на 135, 95 и 15 градусов, соответственно, что улучшает посадку HD50 на голове и минимизирует усталость даже при длительном ношении устройства) и повышенную прочность (кнопка включения рассчитана на 100 тыс. срабатываний, кабель выдерживает 6 тыс. изгибов и т. д.). Для улучшения эргономики кабель у наушников сделан отстегиваемым — это, по мнению вендора, упрощает транспортировку «ушей» и позволяет пользователю без проблем заменить кабель в случае разрыва или других повреждений. Представители Meizu также говорят о премиальном дизайне, приятной шероховатости металла, повышенной мягкости используемого кожезаменителя — но все это по сравнению с вышеупомянутыми особенностями хотя и приятные, но все же мелочи.
Важно: рекомендованная розничная цена новинки для российского рынка составит 5990 рублей. Как видно, это много меньше цены приличного нового смартфона и вполне по карману большинству российских покупателей, а потому крайне актуально для российского ритейла. В настоящее время открыт предварительный прием заказов на HD50 через официальный сайт российского Meizu, сроки поступления модели в канал производитель не называет, но вряд ли этот момент надолго отдален от даты данного анонса.
Трио марки JBL
Компания Harman представила в январе три модели беспроводных наушников в серии Everest: вставные получили индекс 100, накладные — 300, а полноразмерные — 700. Все три модели поддерживают беспроводное подключение по Bluetooth 4.1 и могут быть использованы в качестве гарнитур, как как получили встроенные микрофоны. Из приятных особенностей интересна возможность младшей модели подключаться по беспроводному каналу к двум источникам сигнала одновременно, а у двух других — поддержка ShareMe 2.0, позволяющей передавать музыку на другие наушники по эфиру и, соответственно, слушать вдвоем музыку с одного источника.
Важно: звук модели новинки воспроизводят в диапазоне частот от 10 Гц до 22 кГц, что оправдывает их дороговизну представленных моделей JBL: рекомендованная розничная цена Everest 100 составляет 8 990 руб., Everest 300 — 13 490 руб., Everest 700 — 16 990 руб. Это немало, конечно, но для массового рынка такие цены остаются приемлемыми.
Philips: защищенный wireless для спортсменов
Компания Gibson Innovations, которой принадлежит бренд Philips в аудиосегменте, выпустила на российский рынок две модели ультралегких спортивных наушников серии ActionFit — SHQ7300 и SHQ8300 — воспоизводящие звук в диапазоне 8 Гц — 22 кГц и 15 Гц — 22 кГц, соответственно. Обе модели выполнены в корпусах, соответствующих классу защиты IРx2, что позволяет использовать их на тренировках, в том числе, и на открытом воздухе, не опасаясь, что влага — неизбежный при тренировках пот или, например, возможный мелкий дождь — выведут из строя девайсы.
Обе модели внутриканальные, но у SHQ8300 есть два варианта ношения — их можно вставлять в слуховые проходы, а можно для более надежной фиксации использовать заушное крепление-крючок. Приятным отличием модели SHQ8300 является поддержка технологии MusicChain — наушники могут передавать сигнал на другие наушники, также снабженные этой технологией, что позволяет пользователям вместе слушать одну музыку в процессе тренировок. Обе модели — и SHQ8300, и SHQ7300 — с источником сигнала работают по Bluetooth-каналу и обладают поддержкой NFC, что позволяет быстро «спаривать» девайсы со смартфонами или аппаратными плеерами, поддерживающими эти беспроводные технологии.
Рекомендованная розничная цена на модель ActionFit SHQ7300 составляет 6999 руб., на SHQ8300 — 8499 руб. Как видно, защищенные новинки оказываются даже несколько дороже, чем рассмотренная выше hi-fi-модель Meizu, но изделия повышенной прочности дешевыми не бывают, а их цена все равно оставляет их доступными для большинства российских покупателей.
LG: новая Tone
К прошедшему Consumer Electronic Show 2016 компания LG выпустила новую версию беспроводной гарнитуры, сопряженной со стереонаушниками, — Tone Infinium (ее модельный номер HBS-910). Как и предшественницы, новинка получила редкий дизайн в виде «хомутика», надеваемого на шею, на концах которого находятся проводные наушники-вкладыши, в транспортном положении убираемые в корпус гарнитуры. Такой дизайн позволяет разместить в мобильном устройства емкую батарею, и вместе с тем абонент будет ощущать гарнитуру как практически невесомую.
Вендор обещает в HBS-910 улучшенное качество аудио, в том числе, из-за наличия двух микрофонов, которые лучше захватывают внешний звук, что актуально как для улучшения работы системы шумоподавления, так и при использовании девайса в качестве hands-free-гарнитуры. Диапазон воспроизводимых частот компания не называет, однако, LG обещает, что звук будет сбалансирован по всех диапазонах, что даст глубокие басы и выразительные высокие ноты. Таким заявлениям можно полностью доверять хотя бы потому, что, как и предыдущие модели гарнитур Tone, новинка HBS-910 была разработана в коллаборации с Harman/Kardon.
Новинка поддерживает функцию LG Tone & Talk для зачитывания пользователю оповещений и текстовых сообщений, в том числе, и на русском языке. Также приятно приложение Tone & Talk для Android, работая в тандеме с которым HBS-910 предлагает две любопытные функции: Voice Memo и Find Me, позволяющие, соответственно, записывать голосовые сообщения и определять местоположение смартфона.
В продажу на российский рынок новинка поступит не ранее весны, рекомендованная розничная цена в рублях пока официально еще не была объявлена (предыдущая модификация — HBS-900 — доступна по цене от 9000 руб.).
Прочее аудио для смартфонов
Наряду с наушниками вендоры выпускают и другие аудио-опции, которые можно эффективно использовать со смартфонами, например, «бум-боксы».
Компания Harman представила две обновленные модели портативной мобильной акустики JBL Clip 2 и Charge 3, представляющие собой обновленные модели уже существовавших на рынке систем, но с увеличенным временем автономной работы и поддержкой возможность объединения в единую акустическую систему с помощью функции JBL Connect. Корпус Clip 2, предназначенной для любителей активного отдыха на природе, напоминает крупный брелок, который может быть закреплен на одежде или амуниции при помощи входящего в комплект карабина. Charge 3, размерами и формой похожая на термокружку без ручки, «на борту» имеет аккумулятор емкостью 6000 мАч, что позволяет использовать ее в качестве «power bank» для зарядки других гаджетов. Колонки заключены в корпуса с защитой от воды по стандарту IРх7, то есть способны вынести погружение на глубину до 1 метра в течение 30 минут. О сроках появления на российском рынке вендор пока ничего не сообщил. Рекомендованные розничные цены в настоящее время тоже неизвестны, но отметим, что цены на предыдущие версии моделей Clip и Charge в российской рознице составляют порядка 2500 руб. и 9000 руб., соответственно.
Nyne Rock, наверное, одна из самых крупных bluetooth-колонок, ориентированных на мобильное применение — ее вес составляет 5,5 кг, у нее есть даже убираемая внутрь корпуса ручка для переноски. Напомним, что Rock — самая крупная колонка в линейке
Bluetooth-колонка LG Sound360 (NP7860W) интересна созданием всенаправленного звука, воспринимать который пользователь одинаково легко может находясь с любой стороны от устройства. Корпус новинки выполнен в лаконичном дизайне, отдаленно напоминающем молочную бутылку, на «пробке» которой расположены сенсорные кнопки управления. Защитой от воды, брызг и пыли колонка не обладает, поэтому использовать ее за пределами помещений нужно с осторожностью. К колонке можно одновременно подключить два мобильных устройства по Bluetooth и быстро переключаться между ними. Две такие колонки можно объединить в стереосистему, которую вендор рекомендует использовать с разными устройствами — как с мобильными, так и, например, с телевизорами. Данных о рекомендованной розничной цене Sound360 и сроках ее появления в канале пока нет.
Вместо заключения
Как видно из перечисленных примеров, тема качественного аудио, воспроизводимого с мобильных устройств, становится все более актуальной.
Точнее, тема качественного звука в самой широкой трактовки становится актуальной. Например, Panasoinc в январе объявил о возобновлении производства легендарных «вертушек» для виниловых пластинок под брендом Technics. К полувековому юбилею бренда Technics вендором будет выпущена лимитированная партия аналоговых проигрывателей премиального класса SL-1200GAE (всего будет выпущено 1200 экземпляров), а также к этой круглой дате приурочено начало серийного производства модели Technics SL-1200G, которые порадуют настоящих аудиофилов и ценителей «теплого лампового звука». По заявлению представителей компании, усовершенствованный прямой привод в новых проигрывателях намного мощнее того, что устанавливался в легендарной модели Technics SL-1200 MK2. Возникающие при работе двигателя колебания проигрыватель подавляет самостоятельно, используя для этого систему с использованием микропроцессорного оборудования и новейших датчиков, что обеспечивает высокоточное воспроизведение звука с виниловой пластинки, максимально приближенное к оригинальной записи. Помимо нового поколения виниловых проигрывателей в продажу поступят новые наушники, усилители и колонки Technics.
Не отстает и Sony, предложившая PS-HX500 — первую и пока единственную «вертушку», способную оцифровывать записи с виниловых пластинок п переводить их в hi-res-аудио. На CES 2016 был представлен прототип, ориентировочное время начала продаж готового продукта на ключевые рынки — май текущего года, розничная цена, по заявлению представителей компании — около пятисот долл., дата начала поставок на российский рынок пока не определена.
Очевидно, что новые «вертушки» и усилители останутся нишевым продуктом, актуальным для ценителей, но малоинтересным для традиционного канала, хотя сам факт их появления указывает на растущий интерес к качественному звуку. А вот аудиосистемы для смартфонов — продукт, ориентированный на самые широкие слои пользователей, поэтому массовому цифровому ритейлу весьма нужный. Актуален этот класс продуктов и вендорам, поэтому ритейлерам достаточно просто «оседлать волну» интереса, поднимаемого производителями, и обеспечивают в своих торговых точках соответствующий профилю ассортимент аудио-продукции.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE