23 марта 2016 г.
Парадоксальная ситуация — именно сейчас, когда на наших глазах умирает — наконец-то! — трехмерное телевидение, появляются целые направления, которые вместе взятые можно смело назвать «новым 3D». Несколько лет назад все ожидали 3D-бума, который видели в распространении контента — фильмов, телевидения, фото, игр — с трехмерным изображением, доступным для просмотра при наличии специальных очков. Тот ожидаемый бум так и не настал, но сейчас все сложнее, многопрофильнее и интересней.
Уже очевидно, что одним из трендов, которые сильно изменят цифровой мир, станет распространение «трехмерности» в самых разных формах — потребление соответствующего контента, его самостоятельное получение, обеспечение на его основе нового уровня безопасности, стирание границ между реальным и виртуальным миром.
3D-TV — проект закрыт
В этом месяце Samsung и Philips объявили об отказе от выпуска телевизоров с поддержкой 3D, осторожная корпорация LG подтвердила решение оставить поддержку трехмерного изображения только в половине выпускаемых моделей. Это означает закат данного направления, которое некогда рассматривали как локомотив рынка телевизоров. В данном случае локомотивом 3D не стало. Если отдельные динамичные сцены в трехмерном представлении оказывались весьма эффектны, то для большинства сюжетов на экране 3D оказывалось совершенно не нужным, оно только ухудшало качество воспроизводимого изображения, а у многих зрителей даже приводило к головной боли при длительном просмотре. Трехмерная картинка оказалась совершенно избыточна для традиционных фильмов, ТВ-шоу и телетрансляций. Это, как вы помните, привело к серьезному кризису на рынке телевизоров.
Выйти из сложившейся ситуации индустрия смогла предложив телевизоры с более высоким разрешением — HD, FullHD, а позже и UltraHD — что сделало актуальным устройства с большими диагоналями экранов. Некоторое время по инерции вендоры сохраняли поддержку 3D на массовых моделях, ведь с развитием технологий и повышением разрешения воспроизведение трехмерных изображений стало возможным с более высоким качеством и существенно реже приводило к головной боли зрителей, но актуальным для искусства кино и телевизионных проектов такие «объемные картинки» так и не стали. Убедившись на протяжении нескольких сезонов в отсутствии внятных перспектив у 3D-трансляций, крупнейшие вендоры начинают отказываться от поддержки 3D в новых моделях своих телевизоров.
Однако, трехмерные технологии продолжают развиваться, причем и многие их них дошли до реализации в массовых коммерческих продуктах.
VR, AR и панорамное видео
С ростом популярности доступных массовому пользователю VR-шлемов получили второе рождение технологии создания объемных изображений для «виртуальной реальности» и для некоторых приложений «дополненной реальности». Принцип все тот же — на экране софт создает два изображения, отдельное для левого и для правого глаза, а в процессе просмотра мозг зрителя «сводит» две эти плоские картинки в одну объемную.
Заметим, что большинство шлемов используют ресурсы смартфона для создания изображения и датчики гаджета для определения параметров просмотра, а поэтому стоят недорого, но при этом обеспечивают новые возможности, которые оказываются весьма интересны, а некоторые из них — еще и полезны.
Отдельно отметим, что шлемы виртуальной реальности оказываются хороши для просмотра панорамного видео, которое все чаще используют в рекламных и в промо-материалах. В ближайшее время пользователь сможет создавать такое самостоятельно — соответствующие камеры уже продемонстрировали, например, Samsung и LG, вендоры обещают до конца весны эти модели выпустить в продажу. Очевидно, что в ближайшее время тренд будет подхвачен и развит производителями action-камер, прежде всего GoPro, но, скорее всего, не останутся в стороне весьма активные в этом сегменте вендоры, выпускавшие традиционные модели фотоаппаратов и камкордеров, например, Sony и Panasonic.
Но «трехмерность» проникает в цифровую реальность пользователей и с других направлений.
Microsoft, 3D и безопасность
Работа с 3D-изображениями биометрических систем становится важным аспектом, обеспечивающим безопасность. Напомним, что одним из преимуществ Windows 10 является высочайшая защищенность, обеспечиваемая ей как для отдельно компьютера, так и для всей информационной инфраструктуры, в которую он включен. «Десятка» производит контроль практически на всех участках работы как самой ОС и системных утилит, так и прикладного программного обеспечения, который начинается до загрузки системы и продолжается вплоть до контроля взаимодействий с ресурсами информационной инфраструктуры предприятия причем как традиционной, так и «облачной». Разумеется, для обеспечения защиты необходима продвинутая система аутентификации пользователя, которая в «Десятке» есть и называется Window Hello.
Кроме работы с различными видами парольной аутентификации, «токенами», магнитными и чиповыми картами, Window Hello поддерживает биометрию, наряду со сканерами отпечатков и радужной оболочки глаза позволяя использовать изображение с камеры для «опознания» пользователя — это просто, быстро и эффекивно. В данном случае речь идет не только о распознавании «плоского» изображения — это умеет делать даже Android на бюджетных гаджетах — но и о работе с трехмерным изображением лица, полученным со встроенной камеры компьютера. Использование трехмерной картинки существенно повышает точность распознавания и увеличивает надежность защиты — например, такой системе бессмысленно показывать обычную фотографию владельца, придется изготовлять трехмерную копию лица, что существенно сложнее, а при наличии в камере инфракрасных сенсоров и «предъявление» объемной маски не позволит обойти защиту.
Дело за малым — нужны компьютеры с трехмерными камерами. Intel давно демонстрирует РС-камеры RealSense, имеющие три объектива и позволяющие системе получать трехмерные изображения окружающего пространства. Системы со встроенными камерами RealSense стали появляться сейчас, спустя более полугода с момента выхода Windows 10. Причем, что важно в контексте нашего разговора, трехмерные камеры устанавливают не только в системы для корпоративного рынка, но и в компьютеры для домашнего применения, в которых вариантов использования новых возможностей гораздо шире, чем только поддержка биометрии для обеспечения безопасности.
Intel RealSense в моноблоках и ноутбуках
В марте на российском рынке появился первый моноблок со встроенной камерой RealSense — им стал Acer Aspire U5 (U5-710). Моноблок получил IPS-экран с диагональю 23,8 дюйма и разрешением FullHD (1920×1080 точек), поддерживающий ряд фирменных технологий, которые, по заявлению вендора, улучшают качество изображения (CineBoost Color Engine для отображения более насыщенных цветов) и снижают нагрузку на глаза (BluelightShield, подавляющую синюю компоненту, и Flicker-less, позволяющую избавиться от мерцания картинки). Компьютер построен на четырехъядерном процессоре Intel Core i7-6700T/2,8 ГГц и получил в стандартной конфигурации 8 Гб оперативной памяти (расширяемой до 16 Гб), дискретный графический ускоритель Nvidia GeForce 940, модули беспроводной связи Wi-Fi 802.11ac и Bluetooth 4.0, сетевой интерфейс Gigabit Ethernet и разъемы HDMI, USB 3.0 и 2.0. Моноблок поступит в продажу с предустановленной операционной системой Windows 10 Home.
На рынок выпущен Lenovo Ideapad Y700 — анонсированный еще на сентябрьской IFA 2015 ноутбук с пятнадцати- или семнадцатидюймовыми экранами, разрешение которых может быть в зависимости от конфигурации как FullHD (1920×1080 пикселей), так и UltraHD (3840×2160 пикселей). В пятнадцатидюймовых моделях в качестве опции доступна камера Intel RealSense. Вычислительная часть построена на четырехъядерном Intel Core i7-6300HQ, допускает установку до 16 Гб оперативной памяти DDR4, а за графику отвечает GeForce GTX 960 М, имеющий «на борту» 4 Гб собственной «оперативки». По заявлению вендора, дисковая подсистема может быть представлена традиционным террабайтным винчестером, а может использовать SSD объемом 128 или 256 Гб. Также присутствует традиционный набор разъемов и интерфейсов: HDMI, два USB 3.0, один USB 2.0, аудио-разъем, порт RJ-45, Wi-Fi 802.11 ac, Bluetooth 4.0 и устройство чтения карт памяти 4-в-1 (SD, SDHC, SDXC и MMC). Производитель оснастил свой ноутбук динамиками JBL мощностью 2 Вт и сабвуфером 3 Вт. Размеры ноутбука (387×277×25,95 мм) и его вес (2,6 кг) явно указывают на ориентацию системы в класс DeskTop Replacement. Правда, пока непонятны сроки, в которые новинка доберется до российского пользователя.
Заметим, что эти решения ориентированы на индивидуальное применение, на что явно указывает их принадлежность к сериям Aspire и Ideapad, соответственно. Камера, установленная в них, конечно, обеспечивает работу биометрии для Windows Hello, но интересна не только этим. Построенная камерой трехмерная модель лица может быть использована, например, в качестве аватара для персонажей в компьютерных играх, распечатана на 3D-принтере и т. д. Разумеется, камера может сканировать не только лица, но и другие объекты и близлежащее пространство — софт, облегчающий эти процессы и делающий их актуальными для различных кейсов, актуальных для домашнего применения, сейчас доступен как в платном, так и в бесплатном вариантах. Например, камера позволяет управлять приложениями бесконтактно — жестами рук в пространстве перед дисплеем. Это бывает нужно как для работы, так и в играх — дети, предположим, могут играть «в ладушки» с игровыми персонажами.
В ближайшее время на российском рынке, возможно, будет доступен изящнейший компьютер производства Hewlett-Packard — windows-планшет Spectre x2 оснащен IPS-дисплеем с диагональю 12,5 дюймов и разрешением FullHD+ (1920×1280 точек), пригодным для работы с активными стилусами Wacom. Внутри «таблетки» процессоры Intel Core M семейства Skylake — М3, М5 или М7, в зависимости от модификации, — которые не требуют активной система охлаждения, оперативная память емкостью 4 или 8 Гб и SSD, емкость которого может составлять на 128, 256 или 512 Гб. Имеется слот для microSD-карт и два USB Type-C с переходником в комплекте. Вес планшета (без комплектной аппаратной клавиатуры) составляет 840 грамм, а время автономной работы, по заявлению вендора, достигает 10 часов. Фронтальная камера новинки пятимегапиксельная камера, а основная — RealSense с восьмимегапиксельным сенсором. Как видно, расположение трехмерной камеры не позволяет использовать ее для распознавания лиц в ходе авторизации и для управления жестами, зато открывает новые варианты использования, например, для сканирования помещений, получения фотографий с доступностью пост-фокусировки, и т.д.
Как видно, «новый 3D» предлагает различные применения для домашнего использования, чем можно воспользоваться ритейлу. Конечно, новинки с Intel RealSense стоят значительных денег — рекомендованная розничная цена у моноблока Asus составляет 125 тыс. руб., у ноутбука Lenovo цены начинаются от 950 долл., у планшета-трансформера HP — от 800 долл. Как видно, устройства недешевые, но современные машины в топовой конфигурации и не могут находиться в бюджетном сегменте.
3D-печать становятся все доступнее
Домашние 3D-принтеры заслуживают подробного разговора, здесь мы лишь отметим их важность для ритейла не только как нового и модного класса устройств, но и как девайсов, которым для работы нужны расходные материалы, за которыми клиент будет снова и снова возвращаться в магазин. Напомним, что пластик для 3D-печати может быть не только разных цветов, но и, например, «металлизированным», то есть с добавлением металлического порошка (это делает изделия более массивными, что иногда бывает нужно, и придает их поверхности медный или, предположим, бронзовый блеск), или с добавлением древесных опилок (это делает результат трехмерной печати легче и придает последнему приятный аромат).
3D-принтеры, приобретенные «для дома, для семьи» уже перестали воспринимать как экзотику — они доступны по цене, множатся кейсы для бытового применения печатных деталей, становятся все более доступными платные и бесплатные 3D-образы для печати в домашних условиях: от вазочек и солдатиков до бижутерии и галстуков-бабочек. 3D-принтеры поставляют десятки компаний, далеко не все они хорошо представлены в российском канале, а для ритейла важна крайне доступность товара и «расходников» к нему. В этом плане интересна, например, продукция испанской компании BQ, которая проявляет весьма похвальную активность на российском рынке (о выходе испанцев на локальный рынок CRN уже писал).
Также важно наличие в линейке продукции bq не только актуальных для домашнего использования 3D-принтеров Hephestos 2 (на фото) и более дорогих Witbox 2, но и бытового трехмерного сканера Ciclop. Легко видеть, что в комплекте эти два девайса позволяют создать «3D-МФУ», работающее, разумеется, только при наличии ПК, но во многом стирающее границы между реальным и виртуальным миром, а благодаря чему открывающее перед пользователями доступ к самым разнообразным кейсам. Для ритейла крайне приятно, что вся продукция — принтеры, сканер и разнообразная «расходка» — доступны в канале, значит, с их доступностью проблем не будет.
Что это значит для ритейла
Мы видим мощный многопрофильный тренд — на рынке появляется широкий спектр устройств, в разных формах использующих 3D-технологии, актуальных домашним пользователям для развлечения, творчества, коммуникаций и т. д. И эти продукты ритейлу можно и нужно активно продвигать, причем начинать делать это лучше прямо сейчас.
Разумеется, продукты не из дешевых, однако не надо думать что даже в имеющейся экономической ситуации цена может быть серьезным препятствием для продвижения на российском рынке действительно инновационного товара. Конечно, кризис уменьшил покупательную способность россиян, но людей, чутких к новинкам и готовых платить серьезные деньги за модные устройства, все еще очень много.
Напомним свежий пример: недавно стартовавшие продажи дорогих топовых моделей смартфонов Samsung Galaxy S7/S7 edge оказались на старте в 2,5 раза лучше в натуральном выражении, чем результаты в начале реализации S6/S6 edge в прошлом году, по данным Mobile Research. По данным аналитиков за три дня —
Согласитесь, что если россияне ударными темпами раскупали обладающие интересными, но привычными возможностями модели Galaxy S7 по цене 49 900 руб., а ему предпочитали Galaxy S7 edge по цене 59 990 руб., то цена вряд ли будет ограничением в покупке Hephestos 2 за 75 тыс. руб., сканера Ciclop за 23 тыс. руб или шлема дополненной реальности Fibrum за 8 тыс. руб., которые открывают для пользователей принципиально новые кейсы для творчества, досуга и развлечений. Ритейлу нужно лишь начать предлагать и активно продвигать разнообразные решения для бытового «три-дэ», чтобы «снять сливки» с этого рынка, который формируется прямо сейчас, на наших глазах.
Заметим, что подобное оборудование покупают не только частные пользователи, но и школы, центры детского досуга и другие аналогичные структуры из сферы образования — сегодня все в большей моде детские кружки, в которых учат работать с AR, 3D и прочими новейшими технологиями, и про данное направление продаж российским ритейлерам тоже следует помнить и его никак нельзя упускать — перехватить его у конкурентов в последствии будет крайне сложно.
Источник: Александр Маляревский