23 марта 2016 г.

Парадоксальная ситуация — именно сейчас, когда на наших глазах умирает — наконец-то! — трехмерное телевидение, появляются целые направления, которые вместе взятые можно смело назвать «новым 3D». Несколько лет назад все ожидали 3D-бума, который видели в распространении контента — фильмов, телевидения, фото, игр — с трехмерным изображением, доступным для просмотра при наличии специальных очков. Тот ожидаемый бум так и не настал, но сейчас все сложнее, многопрофильнее и интересней.

Уже очевидно, что одним из трендов, которые сильно изменят цифровой мир, станет распространение «трехмерности» в самых разных формах — потребление соответствующего контента, его самостоятельное получение, обеспечение на его основе нового уровня безопасности, стирание границ между реальным и виртуальным миром.

3D-TV — проект закрыт

В этом месяце Samsung и Philips объявили об отказе от выпуска телевизоров с поддержкой 3D, осторожная корпорация LG подтвердила решение оставить поддержку трехмерного изображения только в половине выпускаемых моделей. Это означает закат данного направления, которое некогда рассматривали как локомотив рынка телевизоров. В данном случае локомотивом 3D не стало. Если отдельные динамичные сцены в трехмерном представлении оказывались весьма эффектны, то для большинства сюжетов на экране 3D оказывалось совершенно не нужным, оно только ухудшало качество воспроизводимого изображения, а у многих зрителей даже приводило к головной боли при длительном просмотре. Трехмерная картинка оказалась совершенно избыточна для традиционных фильмов, ТВ-шоу и телетрансляций. Это, как вы помните, привело к серьезному кризису на рынке телевизоров.

Выйти из сложившейся ситуации индустрия смогла предложив телевизоры с более высоким разрешением — HD, FullHD, а позже и UltraHD — что сделало актуальным устройства с большими диагоналями экранов. Некоторое время по инерции вендоры сохраняли поддержку 3D на массовых моделях, ведь с развитием технологий и повышением разрешения воспроизведение трехмерных изображений стало возможным с более высоким качеством и существенно реже приводило к головной боли зрителей, но актуальным для искусства кино и телевизионных проектов такие «объемные картинки» так и не стали. Убедившись на протяжении нескольких сезонов в отсутствии внятных перспектив у 3D-трансляций, крупнейшие вендоры начинают отказываться от поддержки 3D в новых моделях своих телевизоров.

Однако, трехмерные технологии продолжают развиваться, причем и многие их них дошли до реализации в массовых коммерческих продуктах.

VR, AR и панорамное видео

С ростом популярности доступных массовому пользователю VR-шлемов получили второе рождение технологии создания объемных изображений для «виртуальной реальности» и для некоторых приложений «дополненной реальности». Принцип все тот же — на экране софт создает два изображения, отдельное для левого и для правого глаза, а в процессе просмотра мозг зрителя «сводит» две эти плоские картинки в одну объемную.

Заметим, что большинство шлемов используют ресурсы смартфона для создания изображения и датчики гаджета для определения параметров просмотра, а поэтому стоят недорого, но при этом обеспечивают новые возможности, которые оказываются весьма интересны, а некоторые из них — еще и полезны.

Отдельно отметим, что шлемы виртуальной реальности оказываются хороши для просмотра панорамного видео, которое все чаще используют в рекламных и в промо-материалах. В ближайшее время пользователь сможет создавать такое самостоятельно — соответствующие камеры уже продемонстрировали, например, Samsung и LG, вендоры обещают до конца весны эти модели выпустить в продажу. Очевидно, что в ближайшее время тренд будет подхвачен и развит производителями action-камер, прежде всего GoPro, но, скорее всего, не останутся в стороне весьма активные в этом сегменте вендоры, выпускавшие традиционные модели фотоаппаратов и камкордеров, например, Sony и Panasonic.

Но «трехмерность» проникает в цифровую реальность пользователей и с других направлений.

Microsoft, 3D и безопасность

Работа с 3D-изображениями биометрических систем становится важным аспектом, обеспечивающим безопасность. Напомним, что одним из преимуществ Windows 10 является высочайшая защищенность, обеспечиваемая ей как для отдельно компьютера, так и для всей информационной инфраструктуры, в которую он включен. «Десятка» производит контроль практически на всех участках работы как самой ОС и системных утилит, так и прикладного программного обеспечения, который начинается до загрузки системы и продолжается вплоть до контроля взаимодействий с ресурсами информационной инфраструктуры предприятия причем как традиционной, так и «облачной». Разумеется, для обеспечения защиты необходима продвинутая система аутентификации пользователя, которая в «Десятке» есть и называется Window Hello.

Кроме работы с различными видами парольной аутентификации, «токенами», магнитными и чиповыми картами, Window Hello поддерживает биометрию, наряду со сканерами отпечатков и радужной оболочки глаза позволяя использовать изображение с камеры для «опознания» пользователя — это просто, быстро и эффекивно. В данном случае речь идет не только о распознавании «плоского» изображения — это умеет делать даже Android на бюджетных гаджетах — но и о работе с трехмерным изображением лица, полученным со встроенной камеры компьютера. Использование трехмерной картинки существенно повышает точность распознавания и увеличивает надежность защиты — например, такой системе бессмысленно показывать обычную фотографию владельца, придется изготовлять трехмерную копию лица, что существенно сложнее, а при наличии в камере инфракрасных сенсоров и «предъявление» объемной маски не позволит обойти защиту.

Дело за малым — нужны компьютеры с трехмерными камерами. Intel давно демонстрирует РС-камеры RealSense, имеющие три объектива и позволяющие системе получать трехмерные изображения окружающего пространства. Системы со встроенными камерами RealSense стали появляться сейчас, спустя более полугода с момента выхода Windows 10. Причем, что важно в контексте нашего разговора, трехмерные камеры устанавливают не только в системы для корпоративного рынка, но и в компьютеры для домашнего применения, в которых вариантов использования новых возможностей гораздо шире, чем только поддержка биометрии для обеспечения безопасности.

Intel RealSense в моноблоках и ноутбуках

В марте на российском рынке появился первый моноблок со встроенной камерой RealSense — им стал Acer Aspire U5 (U5-710). Моноблок получил IPS-экран с диагональю 23,8 дюйма и разрешением FullHD (1920×1080 точек), поддерживающий ряд фирменных технологий, которые, по заявлению вендора, улучшают качество изображения (CineBoost Color Engine для отображения более насыщенных цветов) и снижают нагрузку на глаза (BluelightShield, подавляющую синюю компоненту, и Flicker-less, позволяющую избавиться от мерцания картинки). Компьютер построен на четырехъядерном процессоре Intel Core i7-6700T/2,8 ГГц и получил в стандартной конфигурации 8 Гб оперативной памяти (расширяемой до 16 Гб), дискретный графический ускоритель Nvidia GeForce 940, модули беспроводной связи Wi-Fi 802.11ac и Bluetooth 4.0, сетевой интерфейс Gigabit Ethernet и разъемы HDMI, USB 3.0 и 2.0. Моноблок поступит в продажу с предустановленной операционной системой Windows 10 Home.

На рынок выпущен Lenovo Ideapad Y700 — анонсированный еще на сентябрьской IFA 2015 ноутбук с пятнадцати- или семнадцатидюймовыми экранами, разрешение которых может быть в зависимости от конфигурации как FullHD (1920×1080 пикселей), так и UltraHD (3840×2160 пикселей). В пятнадцатидюймовых моделях в качестве опции доступна камера Intel RealSense. Вычислительная часть построена на четырехъядерном Intel Core i7-6300HQ, допускает установку до 16 Гб оперативной памяти DDR4, а за графику отвечает GeForce GTX 960 М, имеющий «на борту» 4 Гб собственной «оперативки». По заявлению вендора, дисковая подсистема может быть представлена традиционным террабайтным винчестером, а может использовать SSD объемом 128 или 256 Гб. Также присутствует традиционный набор разъемов и интерфейсов: HDMI, два USB 3.0, один USB 2.0, аудио-разъем, порт RJ-45, Wi-Fi 802.11 ac, Bluetooth 4.0 и устройство чтения карт памяти 4-в-1 (SD, SDHC, SDXC и MMC). Производитель оснастил свой ноутбук динамиками JBL мощностью 2 Вт и сабвуфером 3 Вт. Размеры ноутбука (387×277×25,95 мм) и его вес (2,6 кг) явно указывают на ориентацию системы в класс DeskTop Replacement. Правда, пока непонятны сроки, в которые новинка доберется до российского пользователя.

Заметим, что эти решения ориентированы на индивидуальное применение, на что явно указывает их принадлежность к сериям Aspire и Ideapad, соответственно. Камера, установленная в них, конечно, обеспечивает работу биометрии для Windows Hello, но интересна не только этим. Построенная камерой трехмерная модель лица может быть использована, например, в качестве аватара для персонажей в компьютерных играх, распечатана на 3D-принтере и т. д. Разумеется, камера может сканировать не только лица, но и другие объекты и близлежащее пространство — софт, облегчающий эти процессы и делающий их актуальными для различных кейсов, актуальных для домашнего применения, сейчас доступен как в платном, так и в бесплатном вариантах. Например, камера позволяет управлять приложениями бесконтактно — жестами рук в пространстве перед дисплеем. Это бывает нужно как для работы, так и в играх — дети, предположим, могут играть «в ладушки» с игровыми персонажами.

В ближайшее время на российском рынке, возможно, будет доступен изящнейший компьютер производства Hewlett-Packard — windows-планшет Spectre x2 оснащен IPS-дисплеем с диагональю 12,5 дюймов и разрешением FullHD+ (1920×1280 точек), пригодным для работы с активными стилусами Wacom. Внутри «таблетки» процессоры Intel Core M семейства Skylake — М3, М5 или М7, в зависимости от модификации, — которые не требуют активной система охлаждения, оперативная память емкостью 4 или 8 Гб и SSD, емкость которого может составлять на 128, 256 или 512 Гб. Имеется слот для microSD-карт и два USB Type-C с переходником в комплекте. Вес планшета (без комплектной аппаратной клавиатуры) составляет 840 грамм, а время автономной работы, по заявлению вендора, достигает 10 часов. Фронтальная камера новинки пятимегапиксельная камера, а основная — RealSense с восьмимегапиксельным сенсором. Как видно, расположение трехмерной камеры не позволяет использовать ее для распознавания лиц в ходе авторизации и для управления жестами, зато открывает новые варианты использования, например, для сканирования помещений, получения фотографий с доступностью пост-фокусировки, и т.д.

Как видно, «новый 3D» предлагает различные применения для домашнего использования, чем можно воспользоваться ритейлу. Конечно, новинки с Intel RealSense стоят значительных денег — рекомендованная розничная цена у моноблока Asus составляет 125 тыс. руб., у ноутбука Lenovo цены начинаются от 950 долл., у планшета-трансформера HP — от 800 долл. Как видно, устройства недешевые, но современные машины в топовой конфигурации и не могут находиться в бюджетном сегменте.

3D-печать становятся все доступнее

Домашние 3D-принтеры заслуживают подробного разговора, здесь мы лишь отметим их важность для ритейла не только как нового и модного класса устройств, но и как девайсов, которым для работы нужны расходные материалы, за которыми клиент будет снова и снова возвращаться в магазин. Напомним, что пластик для 3D-печати может быть не только разных цветов, но и, например, «металлизированным», то есть с добавлением металлического порошка (это делает изделия более массивными, что иногда бывает нужно, и придает их поверхности медный или, предположим, бронзовый блеск), или с добавлением древесных опилок (это делает результат трехмерной печати легче и придает последнему приятный аромат).

3D-принтеры, приобретенные «для дома, для семьи» уже перестали воспринимать как экзотику — они доступны по цене, множатся кейсы для бытового применения печатных деталей, становятся все более доступными платные и бесплатные 3D-образы для печати в домашних условиях: от вазочек и солдатиков до бижутерии и галстуков-бабочек. 3D-принтеры поставляют десятки компаний, далеко не все они хорошо представлены в российском канале, а для ритейла важна крайне доступность товара и «расходников» к нему. В этом плане интересна, например, продукция испанской компании BQ, которая проявляет весьма похвальную активность на российском рынке (о выходе испанцев на локальный рынок CRN уже писал).

Также важно наличие в линейке продукции bq не только актуальных для домашнего использования 3D-принтеров Hephestos 2 (на фото) и более дорогих Witbox 2, но и бытового трехмерного сканера Ciclop. Легко видеть, что в комплекте эти два девайса позволяют создать «3D-МФУ», работающее, разумеется, только при наличии ПК, но во многом стирающее границы между реальным и виртуальным миром, а благодаря чему открывающее перед пользователями доступ к самым разнообразным кейсам. Для ритейла крайне приятно, что вся продукция — принтеры, сканер и разнообразная «расходка» — доступны в канале, значит, с их доступностью проблем не будет.

Что это значит для ритейла

Мы видим мощный многопрофильный тренд — на рынке появляется широкий спектр устройств, в разных формах использующих 3D-технологии, актуальных домашним пользователям для развлечения, творчества, коммуникаций и т. д. И эти продукты ритейлу можно и нужно активно продвигать, причем начинать делать это лучше прямо сейчас.

Разумеется, продукты не из дешевых, однако не надо думать что даже в имеющейся экономической ситуации цена может быть серьезным препятствием для продвижения на российском рынке действительно инновационного товара. Конечно, кризис уменьшил покупательную способность россиян, но людей, чутких к новинкам и готовых платить серьезные деньги за модные устройства, все еще очень много.

Напомним свежий пример: недавно стартовавшие продажи дорогих топовых моделей смартфонов Samsung Galaxy S7/S7 edge оказались на старте в 2,5 раза лучше в натуральном выражении, чем результаты в начале реализации S6/S6 edge в прошлом году, по данным Mobile Research. По данным аналитиков за три дня — 18-20 марта — было раскуплено 25 тысяч (!) аппаратов S7, причем более 60% приходилось на более дорогую edge-модификацию, отличающуюся дисплеем с загнутыми краями. Отметим три важных момента: во-первых, спрос на предшественника — Galaxy S6/S6 edge, продажи которого стартовали весной прошлого года — в то время был назван «ажиотажным», во-вторых, хотя S7/S7 edge хорошие смартфоны, принципиальным отличием новых «семерок» от прошлогодних «шестерок» является пылевлагозащищенность корпуса, остальные параметры претерпели лишь эволюционные изменения, в-третьих, в этом году целый ряд крупных ритейлерских сетей по политическим причинам отказался от продажи новинки Samsung, то есть она представлена в меньшем количестве салонов. Но несмотря на все перечисленное продажи топовых моделей корпорации Samsung прямо на старте уверенно бьют локальные рекорды!

Согласитесь, что если россияне ударными темпами раскупали обладающие интересными, но привычными возможностями модели Galaxy S7 по цене 49 900 руб., а ему предпочитали Galaxy S7 edge по цене 59 990 руб., то цена вряд ли будет ограничением в покупке Hephestos 2 за 75 тыс. руб., сканера Ciclop за 23 тыс. руб или шлема дополненной реальности Fibrum за тыс. руб., которые открывают для пользователей принципиально новые кейсы для творчества, досуга и развлечений. Ритейлу нужно лишь начать предлагать и активно продвигать разнообразные решения для бытового «три-дэ», чтобы «снять сливки» с этого рынка, который формируется прямо сейчас, на наших глазах.

Заметим, что подобное оборудование покупают не только частные пользователи, но и школы, центры детского досуга и другие аналогичные структуры из сферы образования — сегодня все в большей моде детские кружки, в которых учат работать с AR, 3D и прочими новейшими технологиями, и про данное направление продаж российским ритейлерам тоже следует помнить и его никак нельзя упускать — перехватить его у конкурентов в последствии будет крайне сложно.

Источник: Александр Маляревский