6 марта 2017 г.

Увеличить
Диагр. 1. «Доля пользователей облачными услугами среди малых, средних и крупных предприятий, % от общего числа респондентов». Источник: SAP СНГ, февраль 2017 г.
Увеличить
Диагр. 2. «Прогноз объема рынка облачных услуг в России в 2015-2020 гг., млрд. руб.». Источник: SAP СНГ, февраль 2017 г.
Увеличить
Диагр. 3. «Основные барьеры для внедрения облачных услуг». Источник: SAP СНГ, февраль 2017 г.

635 отечественных предприятий (288 малых, 149 средних и 198 крупных) из 20 городов РФ, работающих в различных отраслях, было опрошено в конце минувшего года в ходе исследования «Облачные услуги в корпоративном секторе, Россия 2017: текущее состояние и перспективы развития», проведенного компанией Forrester Russia по заказу SAP СНГ и при поддержке ассоциаций АСТРА и ЗАО «Коминфо Консалтинг». При этом 60% респондентов были ИТ-директорами (CIO), а 40% — руководителями компаний.

Основной вывод, который можно сделать из результатов исследования, таков: несмотря на ряд трудностей, в корпоративном секторе облачная модель становится все более популярной. Однако до ситуации, при которой облачными услугами пользуются если не все, то хотя бы свыше половины предприятий, ещё очень далеко. Данный тезис хорошо иллюстрирует диагр. 1 («Доля пользователей облачными услугами среди малых, средних и крупных предприятий, % от общего числа респондентов»), на которой сравниваются доли пользователей облачными услугами по итогам опросов, проводимых в 2014-м и 2016-м годах. Из этой диаграммы видно, что за два года доли пользователей во всех трех рассматриваемых сегментах бизнеса увеличились, но не радикально: c 16,3 до 22,4% cреди малых предприятий; c 20,5 до 22,4% среди средних предприятий и с 16,1 до 25,1% среди крупных предприятий.

В то же время в деньгах рынок облачных услуг в России растет очень быстрыми темпами. Что хорошо иллюстрирует диагр. 2 («Прогноз объема рынка облачных услуг в России в 2015-2020 гг., млрд. руб.»). Из неё видно, что если по итогам 2014 г. данный рынок составил 12,09 млрд. руб., то по итогам 2016-го он почти вдвое больше (22,61 млрд. руб.). А в 2020 г. должен вырасти до 48,33 млрд. руб.

Есть, конечно, и проблемы. Основные барьеры на пути внедрения облачных услуг перечислены на диагр. 3 («Основные барьеры для внедрения облачных услуг»). Обратите внимание на редкое единодушие представителей малых, средних и крупных компаний: для всех трех сегментов бизнеса главный барьер — неготовность передавать контроль над данными и программным обеспечением третьим лицам; номер два — неготовность передавать конфиденциальные данные; а номер три — трудности в обосновании преимуществ «облачных услуг». Далее (в порядке убывания значимости) идут такие барьеры как «необходимость повышения квалификации персонала», «неприятие облачных услуг ИТ-персоналом», «финансовый барьер».

Если первые из трех перечисленных выше барьеров можно считать «крупными бревнами» на пути к облачным услугам, а следующие три можно отнести к «бревнам средней величины», то последний из перечисленных барьеров (финансовый) настолько незначителен, что его даже «небольшим бревном» назвать нельзя. А сравнить можно разве что с небольшой «палочкой», валяющейся на дороге к светлому облачному будущему, которую средние предприятия в упор не видят (0% голосов соответствующих респондентов), малые предприятия видят разве что «боковым зрением» (0,9% голосов), а крупные — едва замечают (2,9% голосов).

Эти барьеры заместитель генерального директора SAP СНГ Андрей Шарак комментирует так: «Если бы такого рода опрос производился не в России, а в какой-либо из развитых западных стран, то данная диаграмма имела бы совершенно другой вид и главным вопросом при переходе к облачным услугам был бы вопрос о выборе поставщика, имеющего хорошую репутацию. Тут дело даже не в технических характеристиках ЦОД’ов, которыми пользуется поставщик, и не в параметрах надежности (количестве „девяток“ после запятой), прописанных в SLA-соглашениях, а именно в репутации. Если поставщик облачных услуг имеет хорошую репутацию, то он очень дорожит ею и не допустит ни утечек хранимой информации, ни её случайного или преднамеренного искажения».

Вывод о росте популярности облачных услуг (правда, в мировом масштабе) подтверждают финансовые итоги деятельности SAP, согласно которым в 2016 году (FY16) общий объем продаж компании составил (по МСФО) 22,062 млрд. евро, что на 6% лучше аналогичного показателя 2015 г. (20,793 млрд. евро). При этом продажи лицензий на ПО увеличились на 1% (c 4,835 млрд. евро в FY15 до 4,860 млрд. евро в FY16), доходы от поддержки ПО выросли на 5% (c 10,093 млрд. евро в FY15 до 10,571 млрд. евро в FY16), а продажи от подписки на облака и поддержки облачных решений (Cloud subscription and support) увеличились аж на 31% (c 2,286 млрд.евро в FY15 до 2,993 млрд. евро в FY16). Комментарии к этим цифрам, видимо, излишни: доля облачных услуг в общем бизнесе SAP пока относительно невелика (менее 15%), но темпы роста популярности этих услуг впечатляют.

«В мире доля предприятий, заменивших внутреннее ПО на облачное, стремительно растет, — отмечает региональный директор Forrester Russia Максим Тамбиев. — В первую очередь это относится к ПО для управления продажами; к системам, обеспечивающим совместную работу, к ERP-системам и к ПО, ориентированному на вертикальные отрасли».

Сергей Македонский, президент ассоциации АСТРА (Ассоциация стратегического аутсорсинга) добавляет: «Сегодня уже мало кто думает о приобретении дополнительного оборудования и закупке нового программного обеспечения. В случае расширения и/или реорганизации бизнеса предприятия обычно ориентируются на облачные услуги. И это правильно — ИТ-директора должны думать не об управлении ИТ-инфраструктурой своих компаний, а об управлении данными. Постиндустриальная экономика — это экономика услуг».

Однако необходимо подчеркнуть, что замена внутреннего ПО на облачное — не всегда легко выполнимая задача. В ряде случаев она требует привлечения внешних консультантов. Видимо, именно по этой причине количество партнеров SAP СНГ не убывает и, как говорит, Андрей Шарак, ныне такого рода статус имеют около 250 компаний. О том, что освободить предприятия и организации от «цепей унаследованных решений» не так просто, в ноябре прошлого говорилось, среди прочего, в Барселоне на 20-й конференции SAP TechEd, трехдневную программу которой заполнили десятки семинаров, учебных курсов и демонстраций лучших практик. В России очередное крупномасштабное партнерское мероприятие SAP СНГ состоится в апреле 2017 г.

Источник: Владимир Митин, для CRN/RE