2 апреля 2019 г.

Почему именно интеграторы являются локомотивами «цифровой трансформации»? Ответ на этот вопрос, который лишь кажется риторическим, позволит понять некоторые интересные моменты, связанные как с процессами «цифровой трансформации» и с новостями рынка о ней, так и с важными компетенциями игроков рынка.

Наличие широчайших многопрофильных компетенций в digital-технологиях у интеграторов, конечно, объясняет участие этих компаний в соответствующих процессах, но не их лидерство. Не являются же локомотивами в дорожном строительстве, например, геодезисты или поставщики щебня, а выступают в качестве обычных компаний-подрядчиков. Но в области «цифровой трансформации» с интеграторами радикально иная ситуация.

Причина лидерства интеграторов проста: «цифровая трансформация», по сути, миграция в бизнес-структуры экспертизы и подходов к оптимизации, годами накапливаемых интеграторами для ИТ-решений. Основа этого подхода — сочетание в использовании доступных цифровых технологий и радикальных подходов к оптимизации бизнес-процессов, выполняемых с учетом экономических реалий. Для любого «айтишника» это понятно и естественно, может, даже рутинно. Для представителей многих других индустрий — ультра-креативный подход, граничащий с откровением-просветлением и вселяющий надежду на «светлое будущее».

И еще раз о теории

«Цифровой трансформацией» называют процессы радикальной оптимизации основной деятельности компаний с использованием современных digital-технологий, приводящие к заметным изменениям бизнес-показателей. Каждый пример успешной «цифровой трансформации» — по сути, успешно решенная эвристическая задача «перестройки & ускорения» для отдельно взятого бизнеса. Заметим, что в общем случае такое может быть и без применения цифровых технологий (о чем CRN/RE писал недавно), но чаще всего сквозная цифровизация в соответствующих процессах все же присутствует.

«Цифровая трансформация» — не мода, а требование времени, вызванное вполне объективными причинами. Арсений Тарасов, директор направления цифровой трансформации бизнеса Microsoft в России, отметил, что причины можно свести к четырем группам: а) изменения в продукте, б) изменения в рынках, в частности, во взаимодействии с клиентами, в) изменения в бизнес-процессах и, наконец г) рост цифровых компетенций персонала. Про интересный кейс «цифровой трансформации», связанный с кофейной индустрией и построенный с использованием технологий Microsoft, CRN/RE расскажет в ближайшее время. Первая «цифровая кофейня», которая будет открыта в Санкт-Петербурге уже в апреле, будет использовать для взаимодействия с клиентами интересную новую систему с использованием блокчейна, QR-кодов, «машинного зрения», ГИС и других модных технологий. В ближайшем будущем сеть «цифровых кофеен» будет масштабирована на Москву, Сочи, Казань и другие города Российской федерации.

Рассмотрим несколько относительно свежих примеров, но связанных не с традиционной «цифровой трансформацией» при помощи микса «развитие технологий + выстраивание новой бизнес-логики», а с применением данного подхода к решению технических задач. Заметим, что все рассмотренные ниже примеры показывают на невозможность использовать односторонний «технократический» подход, для эффективного решения задачи он должен быть дополнен оптимизацией бизнес-процессов. Причем термин «бизнес-процессы» в рассмотренных примерах надо трактовать весьма широко.

Пример первый: данные требуют оптимизации

«Организации должны хорошо понимать данные, чтобы оптимально использовать имеющиеся возможности, снижать риски и получать конкурентное преимущество в экономике, которая основана на данных, — говорит Александр Малинин, глава представительства Seagate Technology в России. — Технологии обработки данных выходят на первый план в вопросах повышения производительности, монетизации данных и создания их ценности». Человечество производит больше данных, чем может позволить себе хранить. Развлекательный контент, данные видеонаблюдения, потоки данных от IoT (причем как от IIoT, так и от решений для индивидуального использования), цифровая информация медицинского характера и т.д. — из всего этого многообразия мы можем сохранить примерно десятую часто генерируемого объема, больше не позволяют имеющиеся объемы хранилищ. Остальное должно быть обработано «на лету» и стерто, то есть будет более недоступно для обработки и анализа.

Однако радикальное увеличение емкостей носителей невозможно как по экономическим, так и по технологическим причинам — на планете просто нет достаточных мощностей для производства нужного для такого решения задачи количества накопителей. Ситуация не имеет разрешения при использовании технократических подходов — наращивание объемов в хранилищах данных идет довольно быстро, все данные хранить все равно не получится. Но, заметим, это и не нужно — далеко не каждые данные заслуживают сохранения.

Рассмотрим пару свежих примеров, о которых стало известно в последнее время.

«Объем получаемых данных существенно вырастет, в том числе благодаря широкому применению платформ IoT, что, в свою очередь, приведет к росту обработки в режиме реального времени, — говорит Михаил Лебедев, руководитель программы исследований рынка корпоративных систем IDC в России. — Это потребует инвестиций в развитие инфраструктуры периферийных вычислений, а также в расширения уже имеющихся корпоративных вычислительных мощностей».

А вот пример, подтверждающий эти слова. Российская группа компаний «2050.digital» в прошлом году создала «Цифровой локомотив» — промышленное IoT-решение для тепловозов и электровозов. В каждом локомотиве IoT получает данные с 23 систем, фиксируя в процессе работы более трех сотен параметров. Разумеется, объемы данных получаются значительными. «Система уже внедрена на 7400 локомотивов, за неполный год работы накопила данные за два миллиона часов эксплуатации, в автоматическом режиме позволила выявить более двадцати тысяч инцидентов», — говорит Татьяна Львова, директор по связям с органами государственной власти группы компаний «2050.digital».

Данные анализируют «на лету» для определения сбоев в работе оборудования и неправильных действий локомотивной бригады. Но эти данные придется еще и хранить! Например, для передачи в EPR-систему локомотивных депо. «Цифровое депо» — другой продукт «2050.digital» — используя эти данные, позволяет автоматически выписывать наряд-заказ на выполнение свехрцикловых работ по локомотиву раньше, чем он войдет в ворота депо. Время плановой диагностики локомотива сокращено с двух часов до пяти минут! Коме того, данные в дальнейшем могут быть использованы для ретроспективного анализа, для построения «цифровых двойников» оборудования, для разработок на «цифровом заводе» и т.д.

Данных много, причем их количество будет расти быстрыми темпами, но хранить их придется.

Мы рассмотрели успешный пример «цифровой трансформации», когда изначально была спроектирована структура данных, то есть было понятно, что и для чего фиксируется, как обрабатывается и для каких задач данные могут потребоваться в будущем. Все логично и правильно, но так бывает не всегда.

Другой пример был рассмотрен на конференции Seagate/IDC: медики, занимавшиеся диагностикой рака легких, накопили большой объем рентгенографических данных, который собирали еще с «нулевых годов». Но эти данные оказались бесполезны! Данные рентгенографии, не подкрепленные дополнительной информацией по другим диагностикам и по поставленным диагнозам, использовать нельзя. «Обогатить» эти данные, «подтянув» к ним требуемую дополнительную информацию, тоже невозможно. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда большой объем данных оказался лишенным смысла, его не нужно хранить, а нужно накапливать новые данные, причем пригодные для последующей обработки (для статистического анализа, машинного обучения и т.д.).

Рассмотренные примеры показывают, что для решения проблем с хранением данных только технические методы оказываются радикально недостаточны. Нужно «понимать данные», как отмечал г-н Малинин, но инфраструктуру все равно придется наращивать, как и говорил г-н Лебедев. Одни данных придется хранить, другие — удалять.

Пример второй: резервные ЦОД — не панацея

Этот пример связан с Business Continuity Management (BCM), то есть с комплексами действиями для сохранения работоспособности цифровой инфраструктуры компании при возникновении аварийных ситуаций. Состояние BCM у российских компаний впервые было исследовано в прошедшем марте, когда совместными усилиями Veritas, CNews Analytics и «Инфосистемы Джет» был проведен опрос представителей компаний из разных секторов экономики, входящих в «Тор-500» рейтинга РБК. Исследование показало, что в целом российские компании к проблеме относятся достаточно серьезно — более половины респондентов (54%) отметили, что у них запущены процессы управления непрерывностью бизнеса.

Нештатные ситуации в ИТ-инфраструктуре, приводящие к остановке основного бизнеса, возникают регулярно, причем иногда приводят к крупным финансовым потерям компаний: исследование показало, что в такой ситуации уже побывали 43% опрошенных. Интересно, что чем крупнее компания, тем чаще она сталкивались с таким — это подтвердили около 60% респондентов. Причина проста: крупная компания имеет большое количество связанных бизнес-процессов, поэтому выше вероятность разрыва «цепочки» в результате сбоя в ИТ, что и приводит к убыткам, как отметил Роман Лукин, руководитель отдела ИТ-аудита и консалтинга «Инфосистемы Джет».

На первый взгляд, тут все просто: создаем резервный ЦОД, обеспечиваем работоспособность коммерческих компьютеров компании — то есть все решаем техническими средствами. Заметим, что резервный ЦОД вовсе не обязательно должен быть физическим объектом — вполне допустима виртуализация. Напомним, например, что компания IXcellerate, владеющая одним из крупнейших частных ЦОДов в РФ и представляющая, по собственному заявлению, премиальные услуги, имеет одну площадку в Москве, что по понятным причинам способно создать проблемы в отказоустойчивости. Однако, как отметил Гай Вильнер, CEO IXcellerate, компания не планирует разворачивать вторую площадку на территории Москвы, а клиентам, которым нужен резервный ЦОД, предлагает размещать «зеркала» у партнерской организации, площадка которой расположена на другом конце столицы, в десятках километрах от базовой площадки. Однако реальность оказывается несколько иной — наличие резервного ЦОД не спасает от разрыва бизнес-процессов.

Значительное количество респондентов — 23% — показало, что наличие резервного ЦОДа не спасло их от сложностей при восстановлении бизнес-процессов. Такая ситуация вполне может возникать, как отметили специалисты «Инфосистемы Джет», если менеджерская составляющая процессов BCM не запущена в компании либо присутствуют формально, а «учебные тревоги» не были проведены заранее. Процессы BCM должны быть заранее отлажены и включать как «цифровые» компоненты, но задействовать людей, управленческие компетенции и прочие элементы из «физического мира». ВСМ как двуединый процесс, состоящий из digital- и управленческих компонент, воспринимают далеко не все, что в данном случае является потенциальным источником проблем! Серьезность этих потенциальных проблем будет только нарастать с развитием процессов «цифровой трансформации» бизнесов.

Пример третий: «внутрикомпьютерный»

Оптимизация для десктопа — процесс некогда модный, потом на какое-то время утративший актуальность для массовой аудитории, но сейчас снова нужный требовательным пользователям. К последним сейчас все больше относят геймеров, количество которых растет — через 3 года почти 1,5 млрд человек во всем мире будет активно играть только на ПК, по данным Stat Soft. Конечно, повышенные требования к производительности систем предъявляют и креативные профессионалы, но им в качестве инструмента — то есть средства для зарабатывания денег — проще и правильней приобрести новый компьютер, а еще лучше подписаться на HaaS. Для геймеров такие варианты, по понятным причинам, проблематичны, поэтому им приходится выкручиваться иными способами, один из которых — апгрейд дисковой подсистемы.

Western Digital представила SDD-драйв SN750 в серии «Black», которая создана для геймерских решений. Новинка — накопитель второго поколения в одностороннем форм-факторе М.2 с емкостями от 500 Гб до 2 Тб, включительно. Особенности новинки, как подчеркнул Григорий Никонов, системный инженер Western Digital, позволят продвинутым геймерам и «ПК-энтузиастам» добиваться повышенной производительности от настольных систем, что актуально, в том числе, и для ресурсоемких игр. Кроме маркетингового позиционирования и дизайна — корпус новинки окрашен в черный цвет — модель SN750 получила улучшенные скоростные характеристики (скорость доступа до 3470 Мб/с), оптимизированный теплопакет и расширенные возможности управления благодаря обновленной софтверной панели WD Black SSD Dashboard.

Теоретически, оптимальный вариант апгрейда — замена HDD на SDD, но при современном уровне развития рынка такой подход по экономическим причинам, мягко говоря, не является оптимальным. Наилучшее из реалистичного: сочетание SDD с HDD, при котором наиболее востребованные приложения — операционная система, находящиеся в работе файлы, в том числе, игровые релизы, и т.д. — размещены на быстром накопителе, а остальные — на более емком, но несколько более медленном. Такой подход, как отмечают продвинутые геймеры и другие «тяжелые пользователи», дает прирост эффективной скорости работы ПК. Вот еще один пример своеобразной «цифровой трансформации», в которой эффект может быть достигнут оптимальным применением новых технологических решений в сочетании с оптимизацией бизнес-процессов, даже если последние представляют собой грамотное размещение файлов и приложений в пределах одного компьютера.

Вместо заключения

Тема «цифровой трансформации» очень широка и актуальна, а поэтому заслуживает рассмотрения с разных сторон: исследования вопроса и современного состояния рынков (о чем CRN/RE писал), политика вендоров, интеграторов и игроков канала, разнообразные кейсы, концептуальные вопросы и т.д. Полифония взглядов различных игроков рынка позволяет понять и оценить происходящее, о чем CRN/RE писал неоднократно и еще будет возвращаться к данной проблематике. Но процессы «цифровой трансформации», как мы будем убеждаться снова и снова, обычно представляют собой микс из оптимизации бизнес-процессов и сквозной цифровизации, в результате которой производственная часть превращается, по сути, в киберфизическую систему, открывая новые возможности для контроля, управления, развития и взаимодействия с другими системами.

Источник: crn.ru