16 декабря 2019 г.
В пятницу,
Без белых перчаток
«Всех много, а всего мало; всего на всех не хватит», — этой ироничной присказкой неплохо описывается экономическая ситуация после так и не пережитого толком глобального кризиса 2008 г. От безудержной глобализации мир явственно разворачивается в сторону регионального, а то и странового коммерческого изоляционизма, в большей или меньшей степени выраженного. На этом фоне образ Китая как всемирной мастерской, готовой снабжать высокотехнологичными продуктами любых заказчиков по всему свету, стремительно теряет актуальность. Администрация Дональда Трампа с самого начала его президентства взяла чёткий курс на возвращение производств в территориальные пределы США — и с этой точки зрения её политика в отношении китайских товаров выглядит вполне обоснованной и последовательной.
Ещё в прошлом, 2018 г. не самый последний китайский производитель телекоммуникационного оборудования ZTE Corp. ощутимо пострадал от нарастания политико-экономической напряжённости между США и КНР. Напомним, что в апреле того года Министерство торговли США обвинило ZTE в нарушении американского (не международно санкционированного) эмбарго на поставки высокотехнологичного оборудования Ирану. В результате были запрещены поставки китайской компании ряда произведённых в США компонентов, включая процессоры Qualcomm, на основе которых строился весь модельный ряд смартфонов ZTE. В результате уже к началу мая компания остановила практически все основные производственные операции.
Вслед за этим, не прошло и десяти дней, в очередном своём твите президент Трамп предложил ZTE «помочь вернуться в бизнес» — на фоне, кстати говоря, продолжавшегося ухудшения политических и экономических отношений между США и КНР. Спустя примерно месяц Министерство торговли США назвало условия урегулирования вопроса с ZTE: от неё потребовали уплатить штраф в размере 1,4 млрд долл. и ввести изменения в состав правления и оперативного руководства. Китайцы пошли навстречу — и компания возобновила деятельность. Классическая схема «наезд-откат», отработанная широкоплечими бизнесменами в малиновых пиджаках в России
В начале же года
«Резкие критические выпады в адрес Huawei являются прямым результатом того, что Вашингтон понял, что Соединенные Штаты отстали в области разработки стратегически важной технологии, — решительно заявил тогда Го Пин. — Всемирная кампания против Huawei не имеет ничего общего с безопасностью, и обусловлена лишь стремлением Америки подавить набирающего силу технологического конкурента». В отличие от ZTE, компания не прогнулась под угрозой отлучения от поставок американского аппаратного и программного обеспечения, а принялась доводить до ума уже имевшиеся собственные разработки, а также интенсивно развивать новые.
В результате уже в августе была представлена собственная операционная система Huawei под названием HarmonyOS (в девичестве, на домашнем китайском рынке, — Hongmeng). Это мультиплатформенная операционная система с открытым исходным кодом на базе единого микроядра Linux, исходно предназначавшаяся для оснащения элементов Интернета вещей, таких как умные телевизоры и умные часы. К тому времени наложенные на Huawei санкции не были сняты, лишь отсрочены, — однако определённые трудности в работе компании сама перспектива их введения, безусловно, создавала.
Впрочем, невзирая на прессинг со стороны властей США, выручка компании по итогам первого полугодия
Тарификация прогресса
С
Перенос связан с возобновлением переговоров о торговой сделке между двумя странами и привёл к краткосрочному, но довольно ощутимому оживлению на мировых биржах. Так, акции Apple, подавляющее большинство персональных устройств под маркой которой производится на контрактных фабриках именно в КНР, в моменте вырастали на 4,2%. «Мы делаем это ради рождественского сезона; просто для того, чтобы не затронуть интересы американского потребителя», — пояснил тогда Дональд Трамп.
По данным Бюро переписи населения США, из материкового Китая в 2018 г. поступили 82% всех ввозимых в страну сотовых телефонов и 94,5% ноутбуков. Значительная доля ритейлеров и дистрибьюторов успела заполнить склады грозящим подорожать товаром ещё в летние месяцы, однако повышения цен после введения тарифов вряд ли удалось бы избежать. Это подтверждает пример ТВ-панелей, умных колонок и настольных ПК, ввозные пошлины на которые всё же были подняты в сентябре — и о грядущем через считанные недели подорожании которых сразу же предостерегла потребителей американская Consumer Technology Association.
Дальше — больше: поставки смартфонов Huawei в глобальном масштабе выросли в III кв. 2019 г. до 66,8 млн единиц, что позволило компании отвоевать 17,6% смартфонного рынка, утвердившись на втором месте после Samsung с её 20,6%. Общий же объём отгрузок смартфонов в мире за этот период составил 380,0 млн единиц; почти столько же, сколько и год назад за те же три месяца, — 379,8 млн (данные IHS Markit). По сведениям Counterpoint Research, на домашнем рынке материкового Китая Huawei достигла рекордной доли в 40%, потеснив других именитых домашних вендоров, таких как Xiaomi, Oppo и Vivo.
Аналитики подчёркивают, что на стагнирующем смартфонном рынке особую роль в определении динамики продаж начинают играть субъективные факторы. В частности, сам факт нападок на флагмана китайской ИТ-индустрии со стороны США спровоцировал, благодаря патриотическим чувствам огромных масс населения КНР, заметный рост продаж смартфонов под марками Huawei и Honor. В результате взлёт отгрузок сотовых аппаратов на домашнем рынке с лихвой компенсировал снижение заграничных поставок.
При этом компании удалось полностью заменить американские компоненты в своих смартфонах, что позволило без каких бы то ни было оговорок позиционировать их как целиком и полностью сделанные в Китае. Недавний запуск моделей семейства Mate 30 без привычного комплекта ПО от Google стал ещё одним шагом в направлении взятого Huawei курса на полную независимость от американских технологий. И в нынешних политико-экономических реалиях этот курс себя, судя по всему, оправдывает: Huawei Consumer Business Group объявила в конце ноября, что знаковый рубеж в 200 млн отгруженных в канал продаж смартфонов был пройден в 2019 г. на 64 дня раньше, чем в прошлом.
Кому война
Третий квартал уходящего года в целом оказался для Huawei, основной мишени американских санкций против Китая в ИТ-отрасли, довольно удачным. Компания с января по сентябрь выручила 610,8 млрд юаней, что на 24,4% больше, чем за тот же период
Да и американские ИТ-гиганты сами отнюдь не готовы порвать с Huawei. После введения ограничений они, разумеется, формально следовали запрету на поставки микропроцессорного и иного оборудования китайской компании, но в то же время — бизнес есть бизнес! — нашли безопасные для себя обходные пути. В частности, корреспондентам The New York Times стало известно, как именно обходят запрет на поставки микропроцессорного оборудования Huawei ведущие американские вендоры, Обходят, не нарушая притом никаких законов: увильнуть от недвусмысленного запрета транснациональным корпорациям помогает сама их распределённая структура.
Производственные мощности ИТ-гигантов в подавляющем большинстве случаев рассеяны по свету. И если какой-нибудь процессор Intel, что выпущен на фабрике в Орегоне, маркирован как «Made in USA», то ведь у микропроцессорного гиганта имеются и другие фабрики — например, израильская Fab 28. А Fab 68, производящая память 3D NAND, и вовсе размещена в городе Далянь китайской провинции Ляонин. Но ведь товары, выпущенные под американскими брендами за рубежом, по всем бухгалтерским и налоговым документам вовсе не считаются американскими — и потому под запрет на продажу Huawei не попадают.
Симптоматичен тот факт, что волюнтаристские запреты американской администрации на торговлю сперва с ZTE, а затем с Huawei могут изменить в среднесрочной перспективе саму структуру глобальной ИТ-торговли. Классическая двухуровневая система дистрибуции с чёткой привязкой к локальному представительству того или иного мирового вендора оказывается чрезмерно уязвимой к подобным субъективно обусловленным шагам. Вероятно, глобальные компании уже задумываются над такой реорганизации бизнеса, которая сделала бы их местные представительства более самостоятельными и эффективно вывела бы их из-под американской юрисдикции, которой вынуждены подчиняться штаб-квартиры. По оценке самой Huawei, ежегодные закупки компонентов и оборудования компанией в США производятся на сумму в 11 млрд долл. Терять такие объёмы продаж американские ИТ-гиганты с очевидностью не готовы.
Дополнительный удар по привычной структуре ИТ-рынка нанесло стремление таких ведущих американских ИТ-производителей, как HP Inc. и Dell Technologies, вывести до 30% своего производства ноутбуков за пределы Китая, чтобы ослабить гнёт нервозной неопределённости, создаваемый пресловутой торговой войной. Другие крупные игроки ИТ-рынка — Lenovo, Microsoft, Amazon — также рассматривают возможный «исход из КНР» как оправданный с точки зрения бизнеса шаг. Хотя, по свидетельству инсайдерских источников тайваньского отраслевого издания Digitimes, процесс переноса ИТ-производств из материкового Китая идёт гораздо сложнее и дороже, чем надеялись те, кто решился на него в первую очередь.
Рынок ноутбуков (и, в несколько меньшей степени, других форм-факторов классических ПК) уже ощутил на себе последствия виртуальных тарифных войн. Аналитики Digitimes Research предсказывают снижение мировых отгрузок мобильных ПК в четвёртом квартале 2019 г. на 1,8% по сравнению с третьим, — тогда как третий, в свою очередь, продемонстрировал рост поставок на 2% относительно второго. Ситуация, прямо скажем, необычная: ведь именно IV кв. с его предновогодним ажиотажным спросом традиционно оказывается наиболее удачным. А дело всё в том, что напуганные предстоящим повышением тарифов американские дистрибьюторы и реселлеры активно заполняли склады пока ещё дешёвыми ноутбуками впрок как раз в третьем квартале. И оказались теперь, после пожалованной Трампом Китаю великодушной отсрочки, едва ли не у разбитого корыта. Неизвестно ещё, насколько активно будут американцы покупать в этот высокий сезон компьютерную технику почти полугодичной давности выпуска.
К чему бы в итоге ни привела торговая война между США и КНР, уже очевидно, что на теле мировой торговли она оставит глубокую, вряд ли способную быстро затянуться рану. Глобальные компании всерьёз начинают задумываться о диверсификации своих цепочек поставок в условиях, когда классический прямолинейный канал дистрибуции демонстрирует свою уязвимость. Существенные объёмы средств, которые в иных условиях оказались бы направлены на перспективные НИОКР или на дальнейшее развитие того же самого канала, компании вынуждены тратить на перенос производств и на создание технологий, де-факто дублирующих те, что кем-то уже изобретены и активно внедряются, но по тем или иным внеэкономическим причинам оказываются недоступны.
Торговая война между США и КНР длится уже полтора года, когда американская сторона ввела 25%-ную пошлину на импорт 818 видов продукции из Китая на общую сумму 34 млрд долл. в год. К чему всё это в итоге приведёт, покажет год
Источник: Максим Белоус, crn.ru