30 июня 2020 г.

Импульс от локдауна резко экстенсифицировал развитие cloud-направления — хотя новые технологии не появились, но количество заказчиков резко возросло. Это хорошо, но тут есть проблемы — часть заказчиков, которые под воздействием внешних обстоятельств созрели слишком быстро, не совсем правильно и детально понимают особенности использования «облачных» возможностей. Про особенности современных «облаков» много и подробно говорили на круглом столе в рамках мероприятия «ИТ трансформация в новой реальности», проводимого Intel. Но, как ни странно, особенности прекрасно раскрываются и при обратном процессе — при «переезде» из публичного «облака» на собственную инфраструктуру, о чем мы тоже поговорим.

Общие моменты

«Коронакризис» обеспечил мощный импульс как для «облаков», так и для многих других новых форматов и технологий, отметила Наталья Галян, генеральный директор Intel в России. К требуемой динамике были готовы далеко не все участники рынка, но реальность была такова, что большинству компаний пришлось инвестировать в оперативные изменения своих инфосистем, чтобы обеспечить работу в условиях локдауна. Результат можно считать хорошим, как отметил Филипп Генс, глава группы компаний ЛАНИТ.

Изменения привели к изменению предпочтений заказчиков, что в выступлении на мероприятии Intel отметила Кристина Тихонова, генеральный директор Microsoft в России. Например, резко возросла заинтересованность заказчиков в средствах для групповой работы, о чем CRN/RE писал, а также в «облачных» решениях. Сloud-решения начали внедрять даже компании, которые недавно и слышать об этом не хотели, считая безопасным только нахождение всей инфраструктуры внутри корпоративного периметра. Сейчас ситуация изменилась, и для внедрения «облачных» систем заказчикам приходится пересматривать отношение к инфобезопасности, которая, кстати, для многих становится радикально иной в связи с изменением самого периметра.

Как отметили выступавшие на мероприятии Intel, пандемия способствовала крайне быстрому созреванию рынка. Примерно через месяц после введения карантинных мер клиенты перестали задавать вопрос «Надо ли мигрировать в облако?». Остался даже в прошлом вопрос «Когда надо начинать миграцию?», а самым важным стал «Как лучше мигрировать?»

Прямые варианты не всегда оптимальны

Прямой перенос приложений и данных в «облако» не всегда обладает должной эффективностью, даже если оказывается возможен технически. При переносе в большинстве случаев в инфраструктуру надо будет вносить изменения, чтобы решения на новой технологической платформе получали современные возможности масштабирования и управляемости. При «лобовом» подходе получается просто перенос инфраструктуры в другой ЦОД, отмечает Федор Прохоров, CTO компании SberCloud, что не позволяет в полной мере раскрыть потенциал «облачных» решений.

Вопросы оптимизации инфраструктуры не столько технические, сколько архитектурные, они требуют смены в устаревшей ментальности заказчика, в чем с г-ном Прохоровым согласны Олег Коверзнев, директор по развитию бизнеса в «Яндекс.Облако», и Илья Летунов, руководитель Mail.Ru Cloud Solutions. Можно, конечно, «натягивать» на cloud-платформу имеющуюся legacy-инфраструктуру, но это будет недостаточно эффективно. В ходе дискуссии выступающие особо подчеркнули, что при переходе в облако приходится изменять решения ряда задач интеграции, во многих случаях переписывая код приложений, а также местами изменяя подход к архитектуре многих корпоративных приложений. На практике переход в облако оказывается сложной задачей, подчеркнул Олег Коверзнев, нужна многопрофильная поддержка этого процесса со стороны компаний, обладающих соответствующими компетенциями. Такие компании выступают не только техническими исполнителями и консультантами, но и своеобразными менторами, способствующими появлению у заказчика более глубокого понимания специфики «облачных» платформ, особенностей технологий и вариативности подходов.

Понимание приводит к экономии

Заказчик в любом случае получает более эластичную инфраструктуру, как отметил Илья Летунов, но может получить много больше. Понимание доступного спектра возможностей позволяет оптимизировать затраты как на переход, так и на стоимость владения результирующей инфосистемой, развернутой в «облаке». Например, при переходе можно пойти по наиболее простому пути и приобрести виртуальные машины, развернутые в облаке, можно — контейнеры и, наконец, у cloud-провайдера можно приобретать функции. Решение «на функциях» может оказаться в разы дешевле других вариантов!

Вариантов для экономии при переходе в облако, как отметил Илья Летунов, сегодня существует множество. Одним из примеров является «гибридные» cloud-решения, которые сегодня особо популярны в enterprise-сегменте — по ряду причин, о которых CRN/RE писал ранее — это означает, что часть гибридной облачной инфраструктуры может работать на ресурсах, которые физически развернуты на legacy-«железе» заказчика, что по понятной причине снижает затраты компании, а также иногда позволяет соблюдать требования регуляторов.

Интересно, что в ряде случаев возникает необходимость обратных действий: миграция с публичного облака во внутреннюю инфраструктуру компании. Заметим, что такие переходы вполне нормальны — несмотря на трендовость, внешние облака не являются универсальным вариантом на все случаи жизни — но и тут приходится обычно перерабатывать и даже переписывать некоторые приложения, так как далеко не всегда возможен простой переезд с одного облака на другое. Процесс получается непростой, но иногда нужный.

Облако может быть внутренним

В некоторых случаях компаниям выгодно развивать собственную облачную инфраструктуру, если это экономически выгодно и компания обладает достаточным количеством квалифицированных специалистов. Например, Premier, одна из крупнейших российских видеоплатформ, «переехала» из облака Huawei, где была развернута в прошлом году, в облако Uma.tech. По сути это можно рассматривать как переход на собственную облачную инфраструктуру — и Premier, и Uma.tech входят в структуру холдинга «Газпром-Медиа».

Для холдинга развитие собственной инфраструктуры, в том числе построение облака, — выгодно и оправдано, так как кроме Premier в нем также размещены другие крупные проекты телеканалов холдинга.

«Развивающиеся бизнес-процессы Premier потребовали переноса: инфраструктура должна отвечать растущим требованиям к техническим возможностям для достаточно быстрого создания новых сервисов и решений, а также к скорости реализации креативных планов видеоплатформы, — отметила Катерина Миронова, генеральный директор Uma.tech. — Пока не настал момент, когда требования к технической составляющей инфраструктуры превысили возможности, которые могла обеспечить какая-либо внешняя облачная платформа, мы запланировали и выполнили переход на свои ресурсы».

Процесс перехода занял 2,5 месяца этой весны и прошел «бесшовно» для зрителей платформы, что представляло собой непростую задачу, которая была усугублена возросшей зрительской активностью из-за локдауна, но задача была решена, как отмечает Катерина Миронова, благодаря в том числе и поддержки со стороны специалистов Huawei.

Вместо заключения

Облака были и остаются одним из ключевых технологических трендов. Как и любые другие технологии, cloud-решения должны отвечать бизнес-задачам заказчика, причем как в текущем состоянии, так и в перспективе. Облачные технологии обладают высокой степенью внутренней гибкости и вариативности, процесс перехода из legacy-инфраструктуры в облако и обратно, а также из одного облака в другое на практике оказывается длительным и достаточно непростым, что в ряде случаев требует активного участия в процессе профильных компаний, которые выступают в качестве провайдеров, интеграторов, консалтеров и даже менторов.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE