5 ноября 2020 г.
Сейчас у бизнеса повышенное внимание ко всему, способному повысить эффективность. Причина проста: мировая экономика понесла огромные убытки: из-за эпидемии, в результате мер по борьбе с ней, от американо-китайской торговой войны и т. д. По счастью, в экономике в целом не произошло ничего трагического. И хотя проблемы затронули все сегменты и бизнесы разных размеров, причем большинство бизнесов заметно пострадали, а некоторые и не пережили «отчетный период», но системного кризиса не случилось.
Ситуация устойчивая, хотя падение оборотов есть
На ИТ-рынке некоторый общий спад присутствует — на 5,4% в 2020 по сравнению с 2019, согласно прогнозам Gartner. Однако в следующем году мы увидим рост на 4,0%, причем в некоторых сегментах положительная динамика будет выше рынка: корпоративное программное обеспечение (7,2%), дата-центры (5,2%), ИТ-сервисы (4,1%). Это означает, что компании продолжают вкладывать деньги в развитие ИТ-инфраструктуры, а также в ее высшую стадию: в «цифровую трансформацию» (которую сейчас обозначают сокращениями DT или DX).
Деньги есть!
Даже сейчас, сталкиваясь с кризисными явлениями в экономике, большинство организаций ускорили хотя бы часть процессов «цифровой трансформации» собственных бизнесов: так поступили 80% компаний, согласно данным третьего «Индекса цифровой трансформации», публикуемого Dell. Эта цифра прекрасно показывает, что большинство компаний рассматривают DT как важнейший фактор восстановления бизнеса и его дальнейшего развития в пост-кризисном мире. Такое же количество компаний меняют свои бизнес-модели — 79%. Интересно, что проблемы с деньгами в качестве препятствия для «цифровой трансформации» утратили первостепенное значение, переместившись на вторую позицию, что прекрасно показывает отношение бизнеса к данным процессам — на DT деньги находят даже в спад и при эпидемии. Прямые инвестиции в DT будут огромны: 6,8 трлн долл. за период с 2020 по 2023 год, по данным IDC.
Концепция «Digital first» начинает преобладать в современном бизнесе. Уже в следующем году 60% организаций вложат значительные средства в формирование «цифрового опыта» своих сотрудников, в частности, трансформируя отношения между работодателями и персоналом. Данные вложения положительно отразятся и в других областях, например, на уровне инфобезопасности, где по-прежнему именно персонал является особо уязвимым элементом.
«Трансформация» идет у больших и у маленьких
В локальных российских условиях мы наблюдаем те же тренды, что и на глобальном рынке: высокий уровень заинтересованности компаний в «цифровой трансформации». «Цифровая трансформация» — основная мотивация для российских заказчиков развивать инфраструктуры и покупать новое оборудование, как отмечал Дмитрий Паршин, глава российского представительства Lenovo Data Center Group в России, в интервью CRN/RE.
Заметим, что DT Index исследователи из Vanson Bourne, с которой у Dell партнерские отношения, строят на базе опроса представителей высшего руководства компаний среднего и крупного размера; опрос проводят раз в 2 года в 18 странах (Россия в их число входит). Малый бизнес в этом исследовании не затронут, однако в ряде случаев именно он демонстрирует повышенную активность в «цифровой трансформации», требуя от рынка соответствующих услуг и сервисов
Рынок активно идет навстречу требованиям малого бизнеса. Например, трудности с извлечением информации из данных названы одним из основных препятствий на пути к «цифровой трансформации» в DT Index 2020 (эта проблема поднялась на 8 позиций по сравнению с предыдущим исследованием). Высокую важность для бизнеса наличия разноплановых возможностей для анализа имеющихся данных особо отмечал Антонио Нери, СЕО Главный управляющий Hewlett Packard Enterprise.
У крупных компаний есть ресурсы на привлечение для этой задачи аналитиков и специалистов по Big Data, но у малого бизнеса тут тоже есть «секретное оружие» — появляются компании, готовые предоставлять ряд аналитических сервисов «как услугу». Например, «Платформа ОФД» — оператор фискальных данных (ОФД), ЭДО и электронной отчетности, входящая в экосистему «Сбера» — сформировал отдельный пласт Big Data, основанный на агрегированных данных, аналитика по которому доступна бизнес-клиентам компании через личный кабинет в системе. Более того, компания объявила бесплатным до конца 2020 года сервис «Сравнение с рынком», который доступен в личном кабинете ОФД и дает клиентам — в том числе, из малого и среднего бизнеса! — доступ в онлайн-режиме к анализу рыночного окружения, а также сравнение своих показателей с другими игроками рынка, как отметил Алексей Баров, генеральный директор «Платформа ОФД». Про растущий интерес российского бизнеса разных размеров к новым современным решениям, которые помогают находить новые точки роста говорит Александр Белокопытов, руководитель дирекции «Сбера» по экосистеме юридических лиц.
Заметим, что на сегмент малого бизнеса все чаще обращают внимание крупные вендоры. Например, громадным шагом вперед назвал г-н Нери обновленную модель оплаты за пользование «облачными» сервисами HPE GreenLake, в которой реализован переход от индивидуальных предложений на заказ к стандартизированной группе, состоящей из 17 «модулей», актуальных как для крупных корпораций, так и для SMB. В современных условиях «цифровая трансформация» начинается с «облака», но в большинстве случаев в основе ИТ-систем оказываются гибридные решения. «В основном наши заказчики внедряют гибридный подход к размещению данных и запуску задач. Это позволяет им получить все преимущества гибкого масштабирования и минимизировать капитальные затраты», — говорит Игорь Хапов, директор по технологиям IBM в России и СНГ.
«Цифровая трансформация» изнутри: изменения тоже есть
Пандемия является драйвером для интенсификации и «цифровой трансформации», а также меняет внутреннюю структуру у последней. Например, как отмечают в Dell, если до пандемии бизнес слишком сильно фокусировал усилия на фундаментальных технологиях, то после стал больше переключаться на новые, способные, в частности, обеспечить инфраструктуре нужную гибкость и масштабируемость, чтобы она выручала компании даже в непредвиденных обстоятельствах. В «top five» направлений для основных инвестиций в технологии «цифровой трансформации», по данным DT Index 2020, попали инструменты управления данными и мультиоблачные среды.
Процессы цифровизации пронизывают глобальную экономику в целом и большинство организаций. Рост зрелости бизнесов в планировании и в реализации процессов «цифровой трансформации» отмечают как в IDC, так и в Dell. Три четверти организаций уже к 2023 году будут иметь всеобъемлющие планы осуществления цифровой трансформации, в то время как на сегодня таковых 27%, по данным IDC, что приведет к выразительным преобразованиям всех сфер бизнеса и жизни общества. В исследовании Dell эти моменты несколько детализированы. По результатам DT Index 2020 количество Digital Leaders (организаций, наиболее зрелых в плане «цифровой трансформации») выросло всего с 5% до 6%. Но идет резкое снижение в наименее развитом сегменте Digital Laggards, который сократился с 9% до 6%, и в смежном с ним Digital Followers — с 30% до 13%.
Что это значит для канала?
Прекрасные перспективы продаж тяжелого оборудования и корпоративного софта. «Цифровая трансформация» требует новой цифровой основы, для которой, в свою очередь, в большинстве случаев придется проводить ИТ-трансформацию, как предсказывал еще в прошлом году Борис Щербаков, вице-президент и генеральный директор Dell.
Также большое значение приобретает консалтинг во всей формах: хотя зрелость компаний в деле DT быстро растет, собственных компетенций им в ряде случаев оказывается недостаточно, требуется дополнительная экспертиза, знания о готовых аналогичных кейсах из таких же вертикальных рынков в других регионах мира и технические консультации, как подчеркивала Шерифа Хади, директор по работе с партнерами Aruba, компании Hewlett Packard Enterprise в регионе EMEA. Про изменение роли дистрибьюторов в современном ландшафте ИТ-рынка можно говорить практически каждый месяц — изменения идут быстрые и глубокие. Но в данном случае возрастает важность «сцепки» вендоров и всех локальных партнеров — дистрибуторов, интеграторов, VAR’ов и др. — способных работать совместно над решением проблем заказчиков.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE