1 февраля 2021 г.
Совокупная выручка российского сегмента офисных программных продуктов составил 6,01 млрд руб, по самым свежим данным, которые опубликованы компанией «Новые коммуникационные технологии» в конце декабря 2020, но относятся к итогам 2019. Однако более актуальной информации нет, сегмент исследуют редко, поэтому опубликованная аналитика является прекрасным новостным поводом для более детального рассмотрения ситуации в данном сегменте.
Что происходит на рынке?
Лидирует на рынке, разумеется, Microsoft Office — это не один продукт, а группа — на данное семейство продуктов пришлось 81% выручки. На втором месте «МойОфис» (13%), на третьем — «Р7-Офис» (6%), вендором которого являются упомянутые «Новые коммуникационные технологии», а доли прочих решений находятся за пределами точности измерений. Заметим, что речь идет именно о выручке, а не о количестве инсталляций. Как отмечают исследователи, значительная часть инсталляций приходится на СПО, которые не попадали в рассмотрение.
Объем сегмента значителен. Конкуренция идет как между коммерческими продуктами, так и между классами коммерческого софта и СПО. У СПО сейчас непростые времена — развитие программ и даже исправление уязвимостей в актуальных версиях требует значительных ресурсов. Кроме того, технические тренды рынка, запросы пользователей и маркетинговая политика вендоров коммерческого софта создает серьезные ограничения для СПО.
Размер имеет значение
Выбор в пользу того или иного пакета, разумеется, зависит от множества факторов, но некоторые общие моменты можно выделить.
Частные пользователи, теоретически, должны отдавать предпочтение бесплатному софту — особо сложных задач по подготовке текстов у них нет, требования к дополнительной функциональности — например, наличия возможностей групповой работы над документами — тут минимальны. Однако Microsoft продает подписку на Office 360 для дома в комплекте с подпиской на 1 Тб в фирменном «облаке». Покупка терабайта в «облаке» на год за такие деньги — от 2,7 тыс. руб. — получается крайне выгодной, так как cloud-провайдеры предлагают такой объем заметно дороже, а пакет Microsoft Office, получается, пользователю достается «бонусом».
SMB предоставляет шанс СПО, так как у малого бизнеса денег немного, возможность использовать бесплатные офисные программы выглядит весьма привлекательной. Кроме того, дополнительные возможности коммерческих программ, важные для корпораций, в данном случае не очень актуальны. Однако сегмент SMB неоднороден, и зачастую справедливое для «S» оказывается неверным для «M» — средний бизнес по уровню цифровизации становится все ближе к крупным корпорациям, и требования у него соответствующие.
Корпоративный рынок — тут уж без чудес — требует современных решений: корпорации готовы платить за безопасность, возможности контроля и другие актуальные функции. Важно, что для этого сегмента офисные пакеты являются компонентами ИТ-инфраструктуры, поэтому важны инструменты для интеграции с разными программным обеспечением корпоративного класса. Для интеграции важно наличие средств разработки у офисных пакеров, например, такие есть у Microsoft Office, что широко известно, «МойОфис» относительно недавно начал поддерживать язык программирования Lua и т. д.
Помним о законе
В ряде случаев для корпоративных пользователей крайне важно соответствие софта требованиям регуляторов. К программным продуктам в ИТ-инфраструктуре компаний, работающих с секретными данными, КИИ, персональными данными граждан, предъявляют особые требования. «Сертифицированное программное обеспечение значительно снижает риски несанкционированного доступа к данным, что особенно важно для госструктур, которые обрабатывают конфиденциальную информацию и персональные данные», — подчеркнул Александр Буравцов, директор департамента информационной безопасности «МойОфис».
В плане наличия сертификатов лучше всего ситуация у «МойОфис». Например, продукт «МойОфис Стандартный» недавно получил сертификат ФСТЭК России, который подтверждает соответствие продукта требованиям к средствам обеспечения безопасности информационных технологий по 4 уровню доверия. По заявлению компании, «МойОфис» — единственное российское офисное ПО, безопасность которого подтверждена сертификатами ФСТЭК России, ФСБ России и МО РФ. Это означает, что продукт может быть применен на объектах критической инфраструктуры и в информационных системах с повышенными требованиями к информационной безопасности, например, на АСУ ТП обладающих 1 классом защищенности.
Что происходит в продуктовых линейках
Последнее масштабное обновление в Microsoft Office было прошлой весной, в конце прошлого года серьезный апдейт — более 200 обновлений — получил «Р7-Офис», а в этом году серьезные подвижки произошли в приложениях «МойОфис».
Российские редакторы постепенно избавляются от «детских болезней» в базовой функциональности. Например, разработчики «МойОфис» на пятом году (!) развития пакета радостно отрапортовали, что теперь пользователям доступна вставка графических элементов —прямоугольника, эллипса, треугольника, звезды, сердца и т. д. — и можно определять характеристики их обтекания текстом. Свежее обновление «Р7-Офис», по заявлению представителей компании, насчитывает свыше 200 изменений, в частности, теперь продукт получил возможность вставки спецсимволов (наконец-то!) и полную поддержку сводных таблиц.
Поступательное развитие пакетов продолжается, и это радует. Интересно, что на таком странном фоне пакеты получают достаточно мощные функции. Например, теперь появилось приложение «МойОфис Аналитика», которое входит в продукты «МойОфис Стандартный» и «МойОфис Профессиональный». Оно было разработано на основе платформы «Планета» от компании IBS и предназначено для визуализации данных и создания наглядных аналитических отчетов. «На российском корпоративном рынке к ближайшим аналогам „МойОфис Аналитика“ можно отнести только сложные серверные системы консолидации данных и бизнес-анализа, внедрение и освоение которых требует высоких временных и финансовых затрат», — заявил Дмитрий Комиссаров, генеральный директор «МойОфис».
Коммуникационные решения — новый тренд?
Российский софт для коммуникаций на подъеме в классе «Офисное ПО» — с
Лидеры сегмента активно развивают соответствующие направления. Напомним, что в обновленной версии «Р7-Офис» штатное средство группового общения «Команда» получило приятные дополнительные функции, например, в конференциях теперь можно распределять права участников по статусам (модератор, докладчик, слушатель), а при включении камеры — задавать фон. Но при этом, повторюсь, продолжается избавление от «детских болезней»: например, только сейчас добавлены и появилось приложение для ПК! «МойОфис» одним из первых понял актуальность «интегрированных коммуникаций», однако за три года пакет «МойОфис Логос» так и не добрался до релиза.
Заметим, что в сегменте unified communications активны операторы, которые заходят в рассматриваемый нами сегмент офисного софта через «облака». Например, в декабре МТС открыла бизнесу доступ к cloud-сервису для объединенных коммуникаций, которая обеспечивает бизнес единой цифровой средой для организации рабочих мест и удаленных коммуникаций. «Услуга будет особенно востребована малыми и средними компаниями, сотрудники которых решают самые разные задачи как в офисе, так и в «полях», — считает Андрей Бибиков, руководитель продуктового направления корпоративных сервисов «облачного» бизнеса МТС, и отмечает, что за счет облачной реализации стоимость сервиса до двух раз дешевле по сравнению с большинством аналогичных предложений на российском рынке.
Бизнес-пользователи «облачного» сервиса МТС получают доступ к «облачной» платформе с корпоративной почтой, мессенджером, поддерживающим аудио- и видеосвязь, виртуальным диском для хранения и обмена файлами и — что важно в контексте нашего разговора — к офисному пакету с возможностью совместного редактирования документов и поддержкой популярных программных форматов. Для корпоративных пользователей важно, что возможности платформы позволяют разграничивать права доступа и мониторить действия отдельных пользователей. Являются ли «облачные» офисные системы российскими продуктами и как будут учитывать их в будущих исследования офисных программных продуктов — пока неизвестно.
Количество российского офисного софта огромно. Как отмечено в материалах исследования, на начало октября прошлого года в Реестре отечественного ПО было 232 продукта интересующего нас класса! Причем количество быстро росло: три десятка «офисных» позиций было добавлено в Реестр только за январь-сентябрь прошлого года. Но — увы! — популярность этих решений невелика, их общая рыночная доля, за исключением «МойОфис» и «Р7 Офис», находится в пределах погрешности измерений.
Что дальше?
Исследователи из «Новых коммуникационных технологий» считают, что в 2020 году рассматриваемый сегмент немного уменьшился (до 5,96 млрд.руб, согласно прогнозу), а потом пойдет в рост, который будет идти три года как минимум: в текущем году емкость сегмента составит 6,50 млрд руб., в следующем — 7,08, а в 2022 — 7,72. Прогноз со среднегодовой положительной динамикой в 9% в год до 2022 выглядит крайне оптимистично, особенно если учесть, что за период
На чем построен оптимизм исследователей, не совсем ясно. Роста национальной экономики в 9% вряд ли можно ожидать. Если верить данным «Новых коммуникационных технологий», получается, что российский сегмент офисного софта прошел локальный минимум и начнет показывать рост быстрее экономики, причем объективные причины для таких значимых изменений неизвестны, поэтому в данный прогноз верится с трудом. Роста пользователей ожидать не приходится, равно как и массовой миграции с СПО на коммерческие продукты.
Однако легко предположить, что процент сегмента, занимаемый российским софтом, будет расти, а доля, контролируемая Microsoft Office, соответственно, уменьшаться. Политика импортозамещения дает свои результаты, но вряд ли на рассматриваемом периоде продукты рэдмондской корпорации утратят лидерство в сегменте, хотя их гегемония станет менее выраженной.
Наиболее интересные процессы будут происходить, разумеется, в «облаках», которые сегодня являются драйвером практически всех направлений. Теоретически возможно появление новых мощных игроков — например, высокую активность проявляет Google в продвижении своих «облачных» сервисов и в содружестве с вендорами «хромбуков», которые стремительно наращивают свою долю на глобальном рынке — но практически предпосылок к этому не видно. Скорее всего, в битве за сегмент офисных приложений в РФ будут по-прежнему «три богатыря» — Microsoft Office 365/Microsoft 365, «МойОфис» и «Р7-Офис».
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE