Сделка Seagate — Maxtor означает, что на рынке жестких дисков продолжается сокращение числа основных производителей. В 2001 г. Maxtor сама примерно за 1,3 млрд. долл. купила у корпорации Quantum ее бизнес, связанный с производством жестких дисков, а в январе 2003 г. Hitachi приобрела за 2 млрд. долл. подразделение IBM, также выпускавшее жесткие диски, образовав новую компанию Hitachi Global Storage Technologies (Hitachi GST). И, по всей вероятности, появление Hitachi GST в качестве сильного конкурента, который получил в наследство от IBM не только множество популярных продуктов (например, миниатюрный Microdrive), но и совокупность перспективных НИОКР, послужило одной из причин сделки между Seagate и Maxtor.
Правда, положение самой Seagate достаточно прочно. По данным аналитиков iSuppli Corp., на мировом рынке жестких дисков во II квартале 2005 г. Seagate лидировала c долей 30,5%. За ней по объемам поставок следовали Western Digital (17,6%), Hitachi GST (15,5%) и Maxtor (13,5%). Поэтому объявленное слияние компаний скорее на пользу Maxtor, которая еще в 2004 г. в связи с возникшими производственными проблемами провела реорганизацию и сообщала о значительных потерях в течение 2005 г.
Как показывает опыт подобных слияний, в течение первого года интеграции объединенную компанию ждет снижение доходности. Однако затем в результате консолидации ожидается значительный прирост прибыли, который может увеличить на 10—20% выплаты на акцию. Кроме того, объединенная Seagate уже в течение первого года интеграции планирует сократить примерно на 300 млн. долл. ежегодные операционные расходы.
В связи с этим стоит отметить заявление Уильяма Уоткинса, главного управляющего Seagate, который подчеркнул, что слияние приведет к снижению затрат на цепочки поставок, позволит расширить производство и поставлять на рынок более перспективные изделия по конкурентоспособным ценам. Действительно, основываясь на прогнозах IDC для I квартала 2006 г., при условии, что интеграция с Maxtor пройдет гладко, объединенная Seagate к началу 2007 г. сможет увеличить свою долю на рынке накопителей для настольных ПК с 31 до 50%, в сегменте дисков для устройств потребительской электроники с 39 до 43%.
Seagate в последнее время неоднократно заявляла о намерении максимально расширить свое присутствие в разных сегментах рынка. Сегодня поставщик выпускает 29 изделий для 8 сегментов рынка. Только в последний год Seagate предложила несколько новых моделей жестких дисков для цифровых видеомагнитофонов, автомобильной промышленности, игровых приставок, цифровых фотоаппаратов и медиаплееров. При этом, согласно планам, озвученным Уоткинсом, Seagate намерена обновить производственные мощности Maxtor в Сингапуре и Китае, чтобы расширить производство своих наиболее популярных жестких дисков — 3,5-дюйм устройств для серверов, 2,5-дюйм для ноутбуков и 1-дюйм дисков для цифровых камер.
По-видимому, в этом еще одна причина сделки Seagate — Maxtor. Компанию, ориентированную на выпуск накопителей на базе магнитной записи, начинают «подпирать» появляющиеся на рынке устройства хранения данных, основанные на иных физических принципах. Прежде всего это относится к системам на базе быстро дешевеющей флэш-памяти. Достаточно упомянуть, что еще в мае 2005 г. Samsung представила прототип твердотельного диска для ноутбуков емкостью до 16 Гбайт, созданного на базе нового типа флэш-памяти NAND. В настоящее время ряд компаний уже освоил производство таких накопителей.
Не стоит также забывать о голографических системах записи и хранения данных, поставляемых компаниями InPhase Technologies и Longmont. И, наконец, близится к завершению проект Millipede: прототип устройства размером с почтовую марку, которое способно записать и хранить почти 120 Гбайт данных, был представлен IBM в 2005 г. на выставке CeBIT.
Потому Уильям Уоткинс особо отметил потенциал соединения усилий Seagate и Maxtor в области НИОКР — это позволит объединенной компании расширить спектр своих устройств и успешно противостоять конкурентам.
Нельзя сказать, чтобы сделка Seagate—Maxtor заметно взволновала игроков российского ИТ-рынка. «В настоящее время еще трудно судить о переменах, но я не ожидаю существенных изменений в поставках, а также в ценовой политике и техническом обслуживании от компании Seagate», — сказал Владимир Шаров, вице-президент группы компаний «Формоза». Юрий Мигаль, менеджер по работе с корпоративными заказчиками R-Style Computers, отметил: «Покупка Maxtor компанией Seagate, конечно, увеличит производственные мощности последней, но вряд ли можно ожидать снижения цен на жесткие диски объединенной Seagate. Во-первых, цены на эти продукты и так постоянно снижаются, что, по-видимому, произойдет и с дисками Seagate. Однако характерно, что компания продает свои жесткие диски по более высоким, чем у других производителей, ценам и, скорее всего, не захочет жертвовать прибылью. Возможно, что в ее ассортименте появятся отдельные модели накопителей, которые будут продаваться по более доступным ценам».
По словам Инны Проскуриной, заместителя генерального директора компании «СВЕТ Компьютерс», ее фирма традиционно ориентировалась на использование продукции Seagate в проектах и СХД. «Надеемся, что изменения, если и будут, то только к лучшему, — сказала она. — Однако в «переходный период» ситуация может ухудшиться с выпуском и поставкой продуктов, унаследованных от Maxtor. Seаgate теперь будет контролировать большую долю рынка, но какие действия предпримут Samsung, WD и Fujitsu? Если эти игроки со своей стороны предпримут конкретные шаги и борьба на рынке обострится, то это может привести к различным последствиям, которые трудно предугадать».