Жизнь современного человека нельзя назвать спокойной. Особенно нелегко приходится менеджерам — тем, кто профессионально занят организацией и управлением тех или иных процессов на предприятии. «В ситуацию хронического стресса эти люди попадают как из-за чрезмерной перегруженности, постоянного дефицита времени, накопившейся усталости, так и страха не справиться с поставленной задачей или ошибиться в процессе ее выполнения, высокой ответственности за принимаемые решения, опасений быть обойденным кем-то из сослуживцев или потерять работу», — говорит Наталья Трущенко, коммерческий директор кадрового агентства «Коннект Персонал». У менеджеров по продажам стрессовые ситуации возникают из-за нерешенных вопросов с клиентами, несвоевременных платежей за оказанные услуги или поставленную продукцию, невыполнения обязательств, как со своей стороны, так и со стороны клиентов. Неспособность или нежелание делегировать полномочия — также одно из основных препятствий для эффективной работы.
Человек увлеченно, с энтузиазмом и рвением выстраивает свой путь по карьерной лестнице, двигаясь вверх по ее ступенькам. Но при этом нарушается состояние психологического и эмоционального равновесия, и почти всех карьеристов и трудоголиков настигает стресс — результат сильных перегрузок. «А это провоцирует защитную реакцию: сотрудник становится малоэффективным, т. е. незаинтересованным в результате, потому что теперь он неосознанно старается избегать эмоциональной включенности в процесс, к тому же и сил на тот момент обычно уже не остается», — поясняет Наталья Трущенко.
Несмотря на очевидную напряженность работы в бизнесе и ее «стрессогенность», многие люди стремятся к успеху именно в этой области. Вряд ли им неизвестна возможная цена успеха — перенапряжение, отсутствие времени на личные интересы и семью, потенциальные проблемы со здоровьем. Получается, что стресс — добровольный выбор менеджера? «Стремясь работать в бизнесе, люди думают об успехе, о материальном достатке, о самореализации или драйве, но не о стрессе как таковом. Они рассматривают стресс как неизбежный побочный эффект, — говорит бизнес-тренер Анна Иванова. — Ни один менеджер вам не скажет, что он выбирает свою работу из-за того, что она вызывает у него перенапряжение, ухудшение здоровья, разлад в семье и депрессию. В ловушку стресса часто попадают относительно молодые люди, которые думают, что у них впереди еще много лет, когда можно будет расслабиться и отдохнуть, а сейчас нужно немного напрячься, чтобы выстроить карьеру и заработать достаточно денег... Им некогда подумать, что с ними будет дальше». По мнению Сергея Сапельникова, вице-президента «Квазар-Микро» по развитию бизнеса, эта проблема актуальна для многих: «Действительно, один из частых симптомов стресса, проявляющихся у руководителей, — это так называемая стратегия отложенной жизни. На первый план выходит работа и только работа, а внимание к другим аспектам жизни — семья, друзья, личные интересы — откладывается на потом, например «до завершения проекта». Из-за постоянного цейтнота многие руководители пытаются любой ценой повысить эффективность работы, автоматизировать максимум действий, пренебрегая живым, искренним общением с людьми. В результате снижается способность получать удовольствие не только от работы, но и от жизни, повышается раздражительность, утрачивается способность к нестандартным решениям.
Не секрет, что постоянный высокий уровень стресса на работе в сочетании с большой ответственностью может привести и к таким негативным последствиям, как проблемы в семье, потеря здоровья, алкоголизм. «Семейные сложности, несомненно, типичный результат стресса. Известно много таких случаев. Здоровье тоже ухудшается, например, повышается утомляемость, причем именно нервная утомляемость», — говорит Феликс Гликман, президент TopS BI. А вот традиционный российский метод ухода от проблем «в бутылку», по его мнению, для менеджеров ИТ-рынка не характерен. «Я не думаю, что алкоголь можно назвать проблемой руководителей ИТ-компаний, все-таки на нашем рынке работают «вменяемые» люди. Конечно, личные склонности разные — кто-то любит выпить, кто-то, наоборот, к алкоголю равнодушен. Но, во всяком случае, общероссийская проблема пьянства для руководителей ИТ-компаний не актуальна».
Положение обязывает
Руководители ИТ-компаний согласны с тем, что стрессовых ситуаций в их работе не избежать. Феликс Гликман считает, что работа сама по себе — стресс для человека, а для руководителя стрессовая ситуация, в частности необходимость постоянного реагирования на изменяющуюся обстановку — это вообще норма. «Я не испытываю стресса на работе, я в нем живу», — говорит он, при этом поясняя, что если под стрессом понимаются некие нештатные ситуации, в которые постоянно попадает менеджер, — это, конечно, следствие неправильной организации процесса работы в целом.
«Большая ответственность, необходимость постоянно и зачастую очень быстро принимать решения, от которых многое зависит, делают стресс неизменным спутником руководителя высшего звена», — уверен Тагир Яппаров, председатель Совета директоров компании «АйТи». В то же время, по его мнению, эти «рабочие» стрессы не являются чем-то из ряда вон выходящим, способным выбить из нормального ритма жизни на долгое время.
Сергей Сапельников согласен с тем, что, как правило, ожидания от продуктивности труда руководителя очень высоки — как со стороны сотрудников компании, так и со стороны акционеров. «Для многих современных руководителей «правильно работать» — это быть образцом для подчиненных, требовать и от них работы с полной отдачей, — говорит Сапельников. — На первый взгляд, это хороший подход, однако часто он переходит грань разумного. Бывает, что рабочая нагрузка оказывается для команды непосильной, и, как следствие, падает общая производительность, способность коллектива генерировать идеи. Пытаясь компенсировать это собственными усилиями, руководитель также становится жертвой стресса». Однако, по мнению Сапельникова, впечатление о постоянном стрессе у топ-менеджеров ведущих компаний преувеличено. Высокий статус и возможность принимать решения делают рабочие нагрузки, пусть и большие, предсказуемыми. Это позволяет контролировать и предупреждать стресс.
Галина Рогозина, руководитель практики LDS (leadership development solutions) агентства «Росэксперт», говорит, что для топ-менеджера стресс, как правило, связан с ситуациями неопределенности или изменениями. В наших условиях неопределенность — неотъемлемая часть работы менеджера. Кроме того, стрессом может быть конфликтная среда в организации. «Непоследовательность в решениях акционеров, не четко разграниченные среди членов управленческой команды сферы ответственности, взаимодействие подчиненных с собственниками или генеральным директором «через голову» непосредственного руководителя — такого рода стрессовые ситуации становятся для топ-менеджера практически нормой, а способность с ними справляться, принимая правильные решения, — одной из ключевых компетенций», — считает она. Поэтому, рассматривая кандидатов на управленческие позиции, важно оценить их способность выдерживать стрессы, давление, умение работать в условиях цейтнота. В ходе беседы можно попросить кандидата привести примеры стрессовых для него ситуаций и рассказать, как удалось с ними справляться.
Динамика стресса
За годы своего развития ИТ-компании, а вместе с ними и их руководители прошли разные этапы развития. С одной стороны, когда фирма растет, то стрессов становится больше, поскольку управлять становится сложнее. С другой стороны, в последние годы и стрессы стали другими. Они стали сильнее. «Когда вас обманули на 10 долларов, можно выпить рюмку водки и забыть об этом. Когда обманули на 100 тысяч, тут и бутылка не поможет, — приводит пример Феликс Гликман. — А если серьезно, то раньше требовалась, как правило, короткая реакция на какие-то отдельные воздействия, а сейчас необходимо постоянно готовиться именно к изменениям условий, прогнозировать возможность появления нештатных ситуаций, вырабатывать инструменты их предотвращения и т. д. Из таких стрессов сложнее выходить».
Тагир Яппаров считает, что общий объем стрессов, — если вообще уместен такой показатель, как количество «стрессодней» или «стрессочасов» в год, — практически не изменился. Просто причины, вызывающие напряжение, стали другие. В начале 90-х, например, риски, связанные с нестабильностью обменного курса рубля, были одним из основных источников стрессов, тогда как сегодня гораздо сложнее стала конкурентная ситуация. «Бизнес растет, развивается, меняются «генераторы» стресса, и это нормальная ситуация», — говорит он.
Главное — хорошо отдыхать
Помочь справиться с напряженной работой и постоянными стрессами, по мнению руководителей ИТ-компаний, может... полное отключение от этой работы.
«Когда я учился по программе MBA, один из наших преподавателей отмечал, что есть люди, которым периодически требуется «выпадать» из работы, — рассказывает Феликс Гликман. — И тогда я обратил внимание, что, действительно, и в нашей компании есть менеджеры, добросовестные и успешные, которые периодически вдруг «выпадают» из процесса, какое-то время не проявляя активности. С течением времени я понял, что это и есть лучший способ «лечения» от постоянных стрессов. Надо периодически «выпадать». Уехать раньше с работы и выбросить ее на остаток дня из головы, пусть все идет, как идет». Президент TopS BI вспоминает, что еще несколько лет назад он и в отпуске не расставался с телефоном, потому что считал, что должен сам реагировать на все. Сейчас он изменил свою точку зрения на отдых: «Так отдыхать нельзя, сегодня мне ясно, что постоянный личный контроль — это следствие плохо организованной работы. И мне не очень понятны руководители больших компаний, которые и на пляже не расстаются с сотовым телефоном». Согласен с этим и Сергей Сапельников. Он говорит, что в повседневной суете невозможно принимать неординарные стратегические решения, поэтому отправляясь в отпуск «с телефоном», руководитель лишает себя полноценного отдыха, что может отразиться на эффективности бизнеса, ради которого и приносятся жертвы. Сергей Сапельников считает, что даже небольшой перерыв в работе полезен. «Самый простой способ организовать такой перерыв — обед вне офиса. А полчаса ходьбы каждый день помогут найти выход из многих ситуаций», — говорит он.
У каждого руководителя есть свои методы противодействия стрессам. Тагир Яппаров уже несколько лет разбивает свой отпуск не на две части — летнюю и зимнюю, а берет небольшой пяти- или семидневный отпуск раз в квартал. «Недели вполне достаточно для отдыха, а четыре «отпуска» в год позволяют избежать слишком длительных трудовых периодов, — говорит он. — Я также противник работы в выходные дни без крайней необходимости, так как считаю, что нужно давать организму время восстановиться перед напряженной трудовой неделей». Спортивные занятия тоже помогают справиться с перегрузками на работе. «Активные занятия спортом, несомненно, полезны, — делится опытом Феликс Гликман. — Я не сторонник экстремальных видов, мне больше подходят регулярные занятия теннисом. «Железо покачать» тоже хорошо, удается на время выбросить все из головы».
Сергей Сапельников также считает спорт эффективным средством борьбы со стрессами: «Для меня это прежде всего футбол, который дает мне колоссальный заряд энергии, как эмоционально, так и на физическом уровне». Эффективнейшим средством борьбы со стрессом Тагир Яппаров называет хорошую музыку. «На моем рабочем столе рядом с компьютером и телефоном во все времена находилась музыкальная техника — сначала магнитофон, затем CD-проигрыватель, теперь цифровое устройство», — рассказывает он.
Борьба со стрессом как бизнес-задача
Вроде бы очевидно, что полноценный отдых, физическая активность и умение философски относиться как к успехам, так и к неудачам — залог победы над стрессом. Существуют и специальные психологические методики борьбы с ним. Но далеко не всегда менеджерам удается правильно управлять своими эмоциями с помощью таких методик. Гораздо больше тех, кто снимает стресс с помощью алкоголя, срывает накопившуюся агрессию на родственниках (или вообще теряет эмоциональный контакт с ними) и сослуживцах. Почему у человека вместо стремления справиться со стрессом позитивными способами возникает тяга к дальнейшему разрушению как своей жизни, так и жизни окружающих?
Анна Иванова говорит, что мало кто умеет по-настоящему справляться со стрессом. Научиться управлять своими эмоциональными состояниями можно, но этому необходимо учиться. Однако у занятых руководителей нет времени, чтобы посещать психологические тренинги, да и не всякая аудитория им может подойти по статусу. «Парадоксально, но даже в программе обучения МВА в число не только обязательных, но хотя бы факультативных дисциплин не входят тренинги по управлению временем, навыкам саморегуляции, управлению эмоциями и стрессом», — отмечает Иванова. Индивидуальная работа с тренером-психологом, которая может способствовать оздоровлению отношений с родственниками, партнерами, сотрудниками, построению сбалансированного плана достижения цели, еще очень мало востребована. Люди, сумевшие справиться с тяжелыми проблемами самостоятельно, как правило, очень редки; да и толчком к началу «новой» жизни для них часто бывает инфаркт, развод или стационарное лечение от стресса.
Поэтому, как и во многих других случаях, чем исправлять последствия стресса (а для компании это может быть как снижение эффективности работы сотрудника, так и его потеря, если в результате ухудшения здоровья или семейных проблем он будет вынужден уволиться или уйти на другую работу), лучше не допускать возникновения таких ситуаций как у рядовых сотрудников, так и у руководителей. Вместо того чтобы требовать «горения» на работе, компаниям стоило бы стремиться к тому, чтобы создавать для сотрудников (по крайней мере, ключевых и ценных) условия труда, снижающие уровень стресса. Важно, чтобы вместо вопроса «или работа, или семья» менеджер мог сказать «и работа, и семья, и счастье». Успех компании все меньше зависит от жестких мер, от «выжимания соков» из сотрудников и все больше — от умения гибко приспосабливаться к быстро меняющейся обстановке, принимать решения в условиях нехватки времени, говорит Иванова. Если сотрудник может принести заметный убыток своей фирме, даже не по злому умыслу, а по невнимательности, из-за хронической усталости или эмоционального срыва, то задача снижения «стрессогенности» его работы становится весьма серьезной, ее решению необходимо уделять повышенное внимание.
Что такое стресс?
Термин «стресс», когда-то известный только специалистам-психологам, в России стал популярен в начале 90-х годов. И это неслучайно. С одной стороны, именно в это время стала доступной масса литературы по психологии, с другой — в связи с переходом к рынку практически все население страны оказалось в условиях, близких к экстремальным.
Стрессом принято называть состояние тревоги, конфликта, расстройства и т. д. — то есть такие эмоциональные состояния, которые развиваются у человека, когда он сталкивается с психологически трудными ситуациями либо считает их неразрешимыми. Правда, с научной точки зрения это не совсем так, и состояние стресса как таковое не является негативным явлением — это просто определенный набор психических и физических реакций человека, вызываемых какими-то событиями и ситуациями.
Любая стрессовая ситуация, будь то ссора с начальником, выигрыш в лотерею или внезапно включившаяся сигнализация, мгновенно мобилизует ресурсы организма — учащается пульс, ускоряется обмен веществ, повышается внимание, улучшается зрительное восприятие и увеличивается физическая сила мышц. Для того, чтобы подготовить человека к встрече с неожиданной и, возможно, угрожающей ситуацией-стрессором, уходу от нее или устранению возможного вреда, природа дала ему возможность кратковременно становиться «сверхчеловеком». Но если стрессовая ситуация не прекращается долго, организм постоянно находится в состоянии «боевой готовности», что постепенно приводит его к истощению (симптомы которого — апатия, чувство хронической усталости, снижение производительности труда, раздражительность), а в тяжелых случаях — к заболеваниям.
Стрессы бродят по Европе...
Международное агентство по подбору персонала Kelly Services в 2005 г. провело глобальное исследование по изучению уровня стресса, испытываемого сотрудниками на работе. Исследование охватило большинство европейских стран, число опрошенных превысило 19 тыс. человек. Респонденты отвечали на вопрос: «Насколько напряженная у вас работа? Как часто вы испытываете стресс в течение рабочего дня?» По результатам исследования, самый высокий уровень стресса у менеджеров (34%) и сотрудников отделов продаж (32%).
В странах Европы наблюдается очень интересная ситуация (см. таблицу): чем благополучнее и спокойнее страна, тем сильнее стресс у работающего населения. Так, напряженнее всего работают жители Швеции и Швейцарии — 33% опрошенных в этих странах полагают, что уровень рабочего стресса очень высокий. В России этот показатель значительно ниже — всего 24%. В Испании же и в Нидерландах меньше всего людей, считающих, что их работа очень напряженная — 19 и 16% соответственно.
Очень стрессовая и напряженная работа | В меру напряженная работа | Недостаточно напряженная работа | Затрудняюсь ответить | |
Бельгия | 23% | 39% | 13% | 25% |
Дания | 22% | 49% | 13% | 16% |
Франция | 28% | 46% | 5% | 21% |
Германия | 28% | 42% | 14% | 16% |
Италия | 26% | 47% | 17% | 10% |
Нидерланды | 16% | 45% | 17% | 22% |
Норвегия | 31% | 55% | 7% | 7% |
Россия | 24% | 56% | 16% | 4% |
Испания | 19% | 43% | 16% | 22% |
Швеция | 33% | 57% | 6% | 4% |
Швейцария | 33% | 42% | 10% | 15% |
Великобритания | 20% | 50% | 14% | 16% |
Европа | 27% | 48% | 9% | 16% |
«Меня несколько удивили результаты исследования, — рассказывает Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services, — я долго работала как в Швеции, так и в России и могу сказать, что уровень стресса в России гораздо выше, чем в Швеции. И несмотря на это, мы считаем, что наша работа в меру напряженная. Видимо, в Швеции за долгие годы стабильной экономической ситуации, отсутствия войн и других общественных катаклизмов люди практически разучились адекватно реагировать на неприятности. И даже самые небольшие проблемы бизнеса воспринимаются ими как стресс».